Цель исследования. Данная статья посвящена цифровизации образования в странах БРИКС. Отмечено, что цифровизация на современном этапе развития нашего общества затронула различные сферы общественной жизни, и сферы образования и культуры не являются исключениями. Данная тенденция отражает актуальность работы. Целью данной работы является рассмотрение взаимосвязи цифровизации образования и изменения параметров диалога культур в цифровую эпоху, поскольку и цифровизация, и образование тесно переплетены с концепцией диалога культур в современном мире. Методология. В основу данной работы положены научные и общелогические методы анализа научной литературы, анализа документов стран БРИКС по цифровизации образования, а синтез используется для объединения разрозненной информации из различных источников. Выводы. В рамках данной статьи представлены различные устойчивые тенденции, связанные с процессом трансформации образования в цифровую эпоху. Кроме того, проанализированы стратегии стран БРИКС в области цифровизации образования. Отмечены преимущества и недостатки этого процесса с точки зрения интенсификации диалога культур.
Молодежное сотрудничество стран БРИКС в сфере экологии — тема, не получившая достаточного освещения в современной российской и зарубежной науке. Целью данной статьи является выявление основных проблем и перспектив молодежного сотрудничества в сфере экологии на основе общей характеристики этого сотрудничества и анализа современных тенденций взаимодействия молодежных организаций стран БРИКС.
В силу преимущественно экстенсивного экономического развития государства БРИКС сталкиваются с общими экологическими проблемами, такими как: климатические изменения, снижение видового разнообразия, загрязнение воздуха и водных объектов. Однако разработка единой концепции экологической политики стран БРИКС — задача, которую этому межгосударственному объединению еще предстоит разрешить.
Еще одним перспективным направлением совместной деятельности стран БРИКС является развитие молодежного сотрудничества, однако, можно заметить, что экологическая повестка пока не стала центральным вопросом в молодежных проектах БРИКС.
В результате исследования было выяснено, что наиболее значимой проблемой является несовершенство самой концепции существующих молодежных проектов БРИКС. Зачастую решения, принимаемые делегатами, носят декларативный характер и не оказывают реального влияния на экологическую политику государств, так как не обеспечена прочная связь молодежных проектов, государственных органов и бизнес-сообщества. Существует также неравномерность развития и различия в приоритетах молодежной политики разных стран блока БРИКС, что может затруднять их молодежное сотрудничество. Кроме того, наблюдается нехватка финансирования для реализации различных молодежных проектов, в том числе экологических инициатив. Тенденция медиатизации деятельности молодежных организаций ставит перед БРИКС задачу создания интерактивного медиаресурса для информирования общественности о деятельности и достижениях сообщества и обеспечения взаимодействия участников в онлайн-формате.
Таким образом, молодежное сотрудничество стран БРИКС в экологической сфере является достаточно перспективным направлением, которое необходимо развивать, основываясь на принципах преемственности, равного диалога и поддержки со стороны государств блока БРИКС.
Внимание научного сообщества к проблематике БРИКС обусловлено кардинальными переменами, происходящими в мире, поиском новых путей построения политического взаимодействия. В этом отношении БРИКС представляет собой относительно новую структуру, которая в значительной степени ориентирована на развитие Глобального Юга.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирующаяся по сетевому принципу новая политическая организация мира будет иметь более сложную структуру, чем конфигурация мирового порядка, которую образуют ведущие государства в виде одного или нескольких полюсов, как это обычно представляется. БРИКС развивает свою сетевую структуру. В результате происходящих изменений наблюдается структурное соответствие организационного принципа БРИКС и структурой политической организации мира. Исследовательский вопрос формулируется следующим образом: существует ли соответствие между этими двумя организационными структурами и, если да, то что необходимо сделать БРИКС для усиления своих позиций в складывающейся новой политической организации мира.
Изначально БРИКС ставил перед собой экономические задачи. В итоге БРИКС стал занимать уверенные позиции в глобальном управлении в сфере экономики. Затем рамки деятельности объединения расширились. В сферу интересов БРИКС, хотя и не в качестве центральных, стали входить социальные вопросы, такие как образование, здравоохранение, что побудило БРИКС активно включиться в решение политических вопросов.
Оказывается, что политическая организация мира и БРИКС всё в большей степени трансформируются в сетевые структуры. Это соответствие структурных организаций теоретически позволяет БРИКС сначала вписаться в политическую организацию мира, а затем и дальше трансформировать её. Для этого БРИКС имеет необходимые ресурсы, а также опыт сетевого и цифрового взаимодействия. В то же время успешная реализация устремлений БРИКС выстраивать контуры новой политической организации мира возможна лишь при использовании «силы идей», т. е. предложений по тому, какой должна быть эта новая политическая организация мира.
В целом же БРИКС может и в дальнейшем участвовать в глобальном управлении, быть одним из звеньев сетевой политической организации мира, причём довольно крупным звеном, а может стать архитектором новой политической организации мира, предложив её контуры и принципы функционирования.
Несмотря на существовавшие в середине 2010-х годов ожидания, что Новый банк развития сможет стать значимым новым донором помощи образованию, за первые девять лет работы банка образовательные проекты составляют менее 0,3% его кредитного портфеля. Что объясняет такую низкую вовлеченность НБР в эту область? На материале первоисточников (официальных документов БРИКС и НБР, выступлений представителей стран-членов, статистических данных о получаемой международной помощи) в статье прослеживается, как менялось место помощи школьному образованию в повестке и практической деятельности НБР, а также проверяется несколько возможных объяснений этих изменений: динамика предпочтений стран БРИКС в отношении образовательного сотрудничества, смена высшего руководства Банка, влияние пандемии COVID-19, уровень потребности стран-членов НБР в помощи образованию, а также логика разделения труда между «старыми» и «новыми» многосторонними банками развития. Результаты исследования показывают, что исходное появление образования как одной из второстепенных тем в повестке НБР можно рассматривать как успешный кейс «управления посредством постановки целей»: оно было связано со стремлением банка в репутационных целях охватить своей деятельностью максимально широкий спектр ЦУР. Затем рост внимания на высшем и министерском уровне к образовательному сотрудничеству в рамках БРИКС, в том числе в результате осознания негативного влияния пандемии COVID-19 на прогресс в этой сфере, а также приход нового руководства НБР в лице Дилмы Руссефф способствовали постепенному закреплению темы развития социальной инфраструктуры (в частности, образовательной) как одного из приоритетов банка. Однако увеличение частоты упоминаний образования в декларациях и стратегических документах пока не привело к наращиванию объёмов финансирования проектов в этой области. Это объясняется: 1) сложившейся системой разделения труда между «старыми» (ВБ, МАБР, АзБР и др.) и «новыми» (НБР, АБИИ) банками развития, где первые с 1990-х годов всё активнее финансируют проекты в социальном секторе в ущерб традиционным инфраструктурным проектам, а вторые были созданы как раз для компенсации возникшего дефицита инфраструктурного финансирования; 2) отсутствием на данный момент у стран-членов НБР явного интереса в изменении этого распределения функций. Вместе с тем, стагнация объёмов и политизация помощи школьному образованию со стороны традиционных доноров в сочетании с сохраняющейся потребностью многих развивающихся стран в международном содействии развитию своих образовательных систем делает актуальной для БРИКС задачу совершенствования механизмов образовательного сотрудничества как внутри объединения, так и с другими странами мирового большинства.
В данной статье автор анализирует состояние и перспективы развития международных связей Санкт-Петербурга в новых геополитических условиях. Автор делает акцент на анализе международной деятельности парламента Санкт-Петербурга со странами - членами БРИКС+. В статье дается сравнительный анализ соглашений правительства и парламента Санкт-Петербурга с регионами стран - членов объединения, включая обзор основных достижений, направлений деятельности и потенциал дальнейшего развития.
В статье проанализированы последствия воздействия санкций 2022–2024 гг. на практику международных расчетов, систематизированы меры противодействия и стабилизации ситуации, внесены предложения по совершенствованию отечественного законодательства и права ЕАЭС в целях обеспечения экономической безопасности страны и Союза, защиты интересов участников внешнеэкономической деятельности. Разделяя убежденность ученых в необходимости закрепления в валютном законодательстве специального валютного режима в чрезвычайных для экономики условиях, автор акцентирует внимание на взаимном влиянии положений валютного законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и права ЕАЭС, что и должно быть учтено в положениях о таком спецрежиме. Границы нового регионального наднационального финансового рынка оформляются под воздействием рестрикций, отечественное законодательство, в том числе в сфере платежей во взаимной торговле, меняется с учетом вызовов цифровизации. Обеспечению экономической безопасности в целом и защите участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих международные расчеты, будут способствовать: исключение любого влияния недружественных акторов на стратегически важную инфраструктуру финансового рынка страны; сотрудничество государств ЕАЭС, иных государств регионального финансового рынка в сфере обращения цифровых финансовых активов и применения национальных цифровых валют во взаимных расчетах, что должно быть отражено в праве Союза, соглашениях на уровне ШОС и БРИКС, а также федеральных законах; создание наднациональной платежной системы и системы передачи финансовых сообщений с возможным подключением к ним новых игроков на финансовых рынках.
Одной из примет сегодняшнего времени является развитие техники и технологий. Всё больше работников вовлекаются в «нетрадиционные» формы занятости на интернет-платформах, причем как сама работа, так и ее поиск осуществляются с помощью платформ и искусственного интеллекта. Сегодня онлайн-платформы — это экосистемы, которые позволяют учесть интересы как работника (например, по подбору работы), так и работодателя (например, подобрать качественного сотрудника и развить собственный бизнес, организовать переобучение работников и пр.). Эксперты Международной организации труда справедливо отмечают, что платформенная экономика является одним из наиболее значимых изменений, вызванных цифровизацией сферы труда. Авторы отмечают, что, с одной стороны, платформенная занятость дает больше возможностей для трудоустройства и, следовательно, получения дополнительного заработка, а с другой стороны, работникам не предоставляются трудовые, пенсионные права и гарантии, они не защищены. Работники онлайн-платформ зачастую лишены права на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений, права на объединение в профсоюз.
В статье обозначены возможности и направления использования российских цифровых платформенных решений для развития и становления Зерновой биржи БРИКС. На основе анализа академической литературы рассмотрены особенности биржевой торговли сельхозпродукцией и связанные с ними опасности превращения биржи в площадку для хеджирования ценовых рисков и финансовых спекуляций, где баланс спроса и предложения на физический товар не определяет движение цен. Выдвинуты предложения по использованию российских платформенных B2B-технологий для создания баланса интересов различных форм хозяйствования в АПК. Соответствующие возможности проиллюстрированы на примере действующих технологий цифровой платформы GrainChain, разработанных для рынка зерна и масличных культур. Представлена возможная технологическая основа для реализации зерновой биржи БРИКС. Сделан вывод, что поддерживаемый российской технологией цифровой канал торговли для агробизнеса способен обеспечивать прозрачность управления взаимодействием с контрагентами из стран БРИКС. Более плотное взаимодействие биржи и платформенных решений в области B2B-торговли позволит увеличить число участников торговли в цифровом пространстве и ускорит процесс формирования ценовых индексов, основанных на репрезентативной выборке.
С января 2025 г. полноправным членом БРИКС стала Индонезия, две другие страны Юго-Восточной Азии (ЮВА), Малайзия и Таиланд, получили статус государств-партнеров этой организации. Что мотивировало их присоединиться к международному блоку, выражающему интересы Глобального Юга, и с какими рисками они могут столкнуться? Эти вопросы и стали предметом анализа в статье. При схожести позиций стран ЮВА в отношении БРИКС они тем не менее имеют страновые отличия, что побудило автора выделить Индонезию, Малайзию и Таиланд в отдельные кейсы. Это позволяет более детально изучить факторы и аргументы, лежащие в основе их решения по вхождению в блок развивающихся стран с надеждой на получение дополнительных экономических выгод от расширения сотрудничества с ними. Для них платформа многостороннего блока рассматривается как возможность увеличить число своих экономических партнеров и получить доступ на новые рынки, к новым инвестициям и технологиям. Но не менее важно для них геополитическое содержание блока с его устремлениями на трансформацию мирового порядка. Желание адаптироваться к меняющейся геополитической системе, чтобы не упустить возможность, побуждает страны ЮВА войти в состав БРИКС, что, по их мнению, обеспечивает двойную выгоду: сохранить стратегическую автономию и повысить свой вес в решении глобальных проблем. Подобная позиция в Индонезии и Малайзии формируется в немалой степени под влиянием личных амбиций их лидеров, стремящихся играть важную роль на международной арене и стать рупором развивающихся стран. Однако приобретенные в будущем выгоды от присоединения к БРИКС сопряжены с рядом рисков, к числу которых относится как возможность осложнения взаимоотношений с развитыми странами, в первую очередь США и странами Европейского союза, которые являются их важными торговыми партнерами и источниками инвестиций, так и рост сверхзависимости от Китая, что способно спровоцировать рост антикитайских настроений в обществе и сказаться на репутации Индонезии и Малайзии как неприсоединившихся стран, стремящихся хеджироваться между соперничающими между собой США и Китаем. По мнению автора, чтобы обеспечить долгосрочное экономическое процветание и геополитическую безопасность, страны ЮВА должны тщательно балансировать свои отношения в рамках БРИКС с отношениями за пределами блока.
Статья представляет собой аналитический обзор секции “The future of education, mindset, and skillset” (“Будущее образования, мышления и навыков”) VIII Форума молодых ученых стран БРИКС (31 июля - 2 августа 2023, г. Гкеберха, ЮАР). Программа обозначенной секции Форума включала в себя такие подтемы, как применение новых и конвергентных технологий в образовании, новые образовательные инструменты для преодоления локальных социально-экономических барьеров, а также лидерское и предпринимательское мышление для навигации в постоянно меняющемся будущем. Форум в целом и указанная секция в частности объединили молодых ученых пяти стран (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), представляющих научные направления как технической, так и гуманитарной сферы. По итогам участия в образовательной секции Форума автор статьи выделяет три ключевых маркера в докладах об образовании молодых ученых стран БРИКС и предлагает их философско-антропологическое осмысление.
Основное внимание уделяется особенностям законодательства стран-учредителей БРИКС в области гражданства, принципам, на которых основывается процесс его получения, а также правовым рамкам приобретения гражданства по различным основаниям. На основе сравнительного анализа выявляются общие тенденции и специфические черты, присущие каждой стране, что позволяет сделать выводы о состоянии и перспективах института гражданства в рамках БРИКС.
Сфера образования представляет собой важнейшую область, в которой ведётся активное взаимодействие на международном уровне. Причиной тому является желание государств развивать национальные системы образования, перенимая опыт лидеров. В статье рассматриваются ассоциации образовательных учреждений стран БРИКС, на основе которых строятся центры развития компетенций, определяемых требованиями современной цифровой экономики, а также выделены преимущества и проблемы, сопутствующие их созданию. В качестве практической реализации данных инициатив рассмотрены организации, принимающие участие в их разработке и применении. Одной из отечественных организаций, задействованных в создании ассоциированных образовательных учреждений, выступает отечественная Международная школа БРИКС+, действующая в Москве.