Индия сегодня - это динамично развивающаяся страна с эффективной экономикой и стабильной политической системой, основанной на принципах представительной демократии и федерализма. Индийское общество представлено индуистами, мусульманами, христианами, сикхами и др. Индуисты разделены на множество каст и четыре варны. Конституция объявила дискриминацию на основе касты незаконной. Разобщенность индийского общества воздействует на общественное развитие. В основу единого федерального государственного устройства положен национально-территориальный принцип. Британские колониальные чиновники были убеждены в том, что после их ухода Индия распадется на десятки самостоятельных государств. Однако Конституция заложила основы единства страны, формирования республиканского строя и утверждения парламентской демократии. Она предусматривает сильный центр и автономные штаты, полномочия которых четко разграничены. В состав Индии вошли княжества; Джамму и Кашмир получил особый статус в соответствии со статьей 370 Конституции Индии. В 2019 г. эта статья была отменена и образованы две союзных территории - Джамму и Кашмир и Ладакх с целью большей интеграции их в состав Индии. В 1962 г. был создан Совет национальной интеграции для обсуждения проблем общинности, кастовой системы, терроризма, поликонфессиональности и языковой разобщенности. После прихода к власти БДП Совет фактически перестал существовать. Главным для индийского государства остается сохранение территориальной целостности и единства страны.
Махатма Ганди — одна из наиболее выдающихся и влиятельных фигур в новейшей истории Индии. Его взгляды оставили глубокий след в развитии различных сфер жизни общества страны накануне и после обретения независимости. В том числе это касается экономики, несмотря на то, что данная сфера не была основным предметом философии Ганди. В статье будут проанализированы экономические взгляды Махатмы Ганди, рассмотрена идеальная для него модель экономики независимой Индии. Проанализировано влияние предложенных Махатмой концепций на экономику независимой Индии. Рассмотрены как частные примеры отражения экономических идей Ганди, так и более общие проявления его теории в экономических стратегиях и программах.
Рассмотрены особенности управленческой деятельности в студенческих спортивных клубах (СКК). Актуальность проблемы обусловлена заметно возросшей в последние несколько лет ролью СКК в деле эффективного развития общества и вовлечения в активные жизненные процессы молодежи, получающей образование в высших и профессиональных учебных заведениях России. Для устойчивого и эффективного функционирования любой структуры, в том числе и СКК, важным фактором является совершенствование методов управления клубом. Целью работы является анализ особенностей развития студенческого спорта в современной России в исторической параллели с опытом возникновения студенческих спортивных организаций в СССР в 20-30-х гг. ХХ в., рассмотрение факторов, влияющих на развитие студенческого спорта, методов управления ССК, а также изучение недостатков в этой сфере. Анализируется нормативно-правовая база, регулирующая вопросы функционирования ССК на государственном уровне. На основе исследования опубликованных в научных журналах и ЭСМИ материалов авторы выделяют шесть особенностей, отличающих работу именно студенческих спортивных клубов от региональных спортивных организаций или спортивных клубов при промышленных предприятиях. Отдельно подчеркивается важность работы студента в качестве функционера в структуре ССК, где молодой человек получает практический опыт управленческой деятельности, крайне необходимый в дальнейшей профессиональной деятельности. Авторами вводится в оборот термин «самоактуализация» в узком смысле, под которой понимается процесс самоопределения молодого человека в обществе, его успешной социализации и адаптации к условиям, в которые он поставлен в процессе обучения в высшем учебном заведении.
В статье автор исследует закономерный процесс развития биологических организмов, который подчинен природному закону цикличности и оказывает влияние как на политические, так и на социальные процессы в обществе. Каждый биологический вид рождается, развивается, реализует в той или иной степени свою пассионарность и затухает. В соответствии с законом критической массы в живом мире обеспечивается сохранение популяции живых существ, образуется коллективный разум и происходит развитие того или иного вида. При этом для официальной науки остается загадкой численное значение этой критической массы для каждого существа (вещества) в природе, определяемое в настоящее время только практическим путем.
Введение: в статье рассматриваются различные формы занятости в контексте государственной политики занятости населения; выявляются противоречия и проблемные вопросы обеспечения рабочих мест для отдельных категорий работников; анализируются неучтенные трудовые отношения; формулируется гипотеза о необходимости развития механизмов популяризации легальной занятости населения и невыгодности (как для работников, так и для работодателей) всех форм неформальных трудовых отношений; обосновывается целесообразность развития гражданско-трудового патриотизма.
Материалы и методы: исследование проведено в рамках функционалистской парадигмы с применением методов системного анализа, синергетического синтеза и формально-логического подхода к структурированию информации.
Результаты исследования: выявлены угрозы личности, обществу, государству от ненадлежащим образом оформленных различных форм занятости; определена правовая, социально-культурная, морально-нравственная сущность труда; скорректированы задачи занятости населения в формате государственного управления.
Обсуждение и заключение: автор приходит к выводу, что политика занятости населения должна строиться на принципах сдержек и противовесов, выгодности легальных форм занятости и юридико-экономической нецелесообразности противозаконной трудовой деятельности.
В теоретико-правовом аспекте исследована проблема соотношения гарантий принципа независимости применительно к различным субъектам государственной правозащитной деятельности. Сделан вывод о неравномерности закрепления в законодательстве и реализации в правоприменительной практике гарантий принципа независимости, об отсутствии единой системы подходов к закреплению указанного принципа, что негативно отражается на стабильности и качестве правозащитной работы государственных органов. Сформулированы предложения по внесению изменений в законодательство РФ в части требований независимости института уполномоченных по правам человека в субъектах РФ в контексте пятилетия принятия Федерального закона «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации».
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, КОРПОРАЦИИ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ, КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПАРТНЕРСТВО
Миграция приводит к значительным изменениям в социальных ролях мужчин и женщин в современном Вьетнаме. Миграционный процесс не только отражает экономическое развитие, но и демонстрирует глубокие изменения в структуре семьи, гендерных отношениях и экономических обязанностях. Данная статья посвящена анализу влияния миграции на изменение социальных ролей мужчин и женщин на основе данных опроса и глубинных интервью в коммуне Винь Трач Донг, провинция Бак Лиеу. Основные методы, использованные в данном исследовании, включают анкетные опросы (N=811) домохозяйств, в которых молодые люди мигрируют из сельской местности в города, и глубинные интервью (N=20) жителей этих сообществ для уточнения анализа на основе наблюдения или сбора имеющихся данных. Сочетание количественных и качественных методов помогает прояснить изменения в трудовых ролях, семейных обязанностях и социальной осведомленности о гендере. Результаты исследований показывают, что женщины-мигранты берут на себя основную трудовую роль, а оставшиеся мужчины постепенно адаптируются к работе по уходу за семьей. Однако это изменение также усиливает давление на оба пола, тем самым создавая острую необходимость в политике поддержки и защиты трудящихся-мигрантов. Кроме того, в исследовании также предлагаются решения по повышению гендерного равенства, улучшению условий труда и оказанию психологической и социальной поддержки как мужчинам, так и женщинам в контексте растущей миграции во Вьетнаме. В частности, в статье подчеркивается, что миграционный процесс является не только экономическим явлением, но и основной движущей силой изменения традиционных представлений о гендере. Тот факт, что женщины играют ключевую экономическую роль, помогает им занимать более высокое положение в семье и обществе. Напротив, мужчины постепенно принимают на себя работу по дому и уходу за детьми, разрушая жесткую модель гендерного разделения труда. Эти изменения требуют гибкой адаптации со стороны заинтересованных сторон, и необходима долгосрочная политика для поддержки этого перехода на устойчивой основе.
Предметом исследования выступает биополитический инструментарий, который задействуют современные российские элиты в контексте построения макрополитической идентичности россиян. Данный процесс отличает комплексный характер. Реализуемая в постсоветское время политика идентичности учитывает необходимость укрепления межкультурного и межэтнического единства в обществе. В этой связи построение особой макрополитической идентичности происходит в пространстве не только политики памяти и в широком смысле символической политики, но и в пространстве биополитики. Биополитика позволила унифицировать принципы управления на основе свойственных человеку от природы физиологических и социальных проявлений. Особый исследовательский интерес вызывает проблема использования биополитических методов в контексте построения макрополитической идентичности - особой формы самоидентификации, которая преодолевает религиозные, культурные и этнические различия в обществе. В России данный процесс особенно актуален, так как в условиях поликультурного и полиэтничного государства процесс построения разделяемых в обществе форм идентичности задает фундамент общества. Мы предлагаем к рассмотрению примеры использования биополитики в рамках построения этой идентичности. Методология исследования включает в себя анализ динамики российского законодательства и биополитического инструментария, который раскрывается на примере отдельных кейсов и политических технологий, применяемых политическими элитами в ходе построения макрополитической идентичности россиян. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении принципов и инструментов биополитики через призму макрополитической идентичности россиян. Она основана на идентификации с более широким сообществом, которая предполагает наличие солидарности поверх границ, связанных с политическими и идеологическими предпочтениями. Мы подробно исследуем то, как современная биополитика в исполнении российских элит позволяет преодолеть данные предпочтения и использовать биологическую сущность человека в решении задач, связанных с политической солидаризацией общества. Отдельно был проведен анализ законодательных норм и практических кейсов, на примере которых продемонстрировано многообразие биополитических инструментов, используемых в современной России. В результате исследования мы приходим к выводу о том, что биополитика может быть эффективно использована в качестве меры противодействия националистическим тенденциям в обществе. Также формулируется вывод о необходимости внедрения биоэтики, т. е. морального измерения тех политических и технологических процессов, которые реализуются в политическом пространстве современной России.
Введение. В статье рассматриваются социальная трансформация государственно-конфессиональных отношений, ее исторический аспект, позитивные и негативные тенденции их эволюции в условиях формирования современного российского общества. В качестве объекта исследования выступили социально-философские аспекты некоторых положений экономической модели, основанной на принципах ислама как одной из традиционных конфессий Российской Федерации.
Теоретический анализ. Приведены теоретические основы данного вопроса в парадигме классической мусульманской мысли, а также примеры их применения в современном социально-экономическом поле российских регионов. Проанализированы философские обоснования рассматриваемых моделей социальных взаимоотношений с позиции исламской теологии.
Заключение. Результатом данной работы являются выводы, согласно которым использование потенциала и наработок на базе социально-философского аспекта исламской теологии может послужить позитивным опытом включения исламских моделей в общероссийское социально-экономическое поле. Это будет способствовать эффективному развитию отраслей жизнедеятельности российского социума. Особую роль в данном процессе призвана сыграть интеграция конфессионального аспекта в парадигму социально-экономического развития России
Введение. В статье обозначены исследовательские позиции в рамках изучения социально-политического дискурса. Теоретический анализ. Отмечается, что социально-политический дискурс следует эксплицировать как модус (порядок) коммуникации власти и общества с целью выработки консенсуса. Исследование социально-политических дискурсов как различных модусов (порядков) властно-общественной коммуникации в статье представлено на основе методологии исследовательских программ И. Лакатоса. Понятие исследовательской программы из концепции Лакатоса полагается когерентным понятию социально-политического дискурса. В этой связи концептуальная лакатосовская терминология рассматривается как метафора для объяснения социально-политической динамики. В дескрипции и анализе социально-политических дискурсов, наряду с исследовательской программой, выделяются такие центральные метафоры как метафизическое ядро («жёсткое ядро») и защитный пояс, согласно используемой терминологии Лакатоса. Обозначено соперничество социально-политического дискурса либеральных ценностей и социально-политического дискурса традиционных ценностей как основная тенденция современного периода. Указано, что особенностью дискурса либеральных ценностей является симулякр метафизического ядра.
Заключение. Социально-политический дискурс традиционных ценностей послужил основой консенсуса большинства при принятии поправок к Конституции Российской Федерации 2020 г. и стал стержневым в динамике современной социально-политической системы России.
Чтобы кинофильм был создан и состоялся как общественное явление, он должен в определенной мере удовлетворять потребности не только зрителей, но также его авторов, дистрибьюторов, кинопоказчиков, инвесторов и общества. Отсюда разноликое качество кинофильма – зрительское, эстетическое, коммерческое и культурно-идеологическое. Из комплекса этих качеств и расстановки ценностных приоритетов в нем складывается его интегральное общественное качество.