В статье сформулированы основные источники как внутренних, так и внешних угроз для России в условиях проведения специальной военной операции на Украине. Исследованы некоторые вопросы обеспечения национальной безопасности после вооруженного вторжения регулярных ВС Украины в Курскую область. Определено место и роль войск национальной гвардии как элемента военной организации государства при обеспечении национальной безопасности российского государства в условиях ведения противником «гибридной войны». Объем и сложность служебно-боевых (боевых) задач, возлагаемых руководством страны на войска национальной гвардии в мирное и военное время, велики, что предопределяет их роль и место в системе национальной безопасности Российской Федерации. Вместе с тем, следует учесть, что каждая из задач требует от командира и штаба, организующего применение воинских формирований, высокой организованности, обязательного учета особенностей выполнения каждой из них. При этом необходимо использовать опыт, полученный военнослужащими и сотрудниками ВНГ при участии в специальной военной операции на территории Украины и поддержании особого правового режима военного положения, введенного в ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонских областях России. Как в мирное, так и в военное время успех выполнения рассматриваемых задач во многом определяется появлением новых образовательных учреждений для повышения уровнем подготовки личного состава всех категорий, появлением новых танковых подразделений и подразделений БПЛА в войсках, оснащением ВНГ современными образцами вооружения и военной (специальной) техникой и специальными средствами.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
Обеспечивая национальную безопасность, войска национальной гвардии (далее - ВНГ) находятся на острие конфликтов, возникающих между отдельными гражданами, группами лиц, этническими и религиозными общинами и т. п.
Список литературы
1. Абумуслимов А. А. История заселения и освоения территории Чечни / А. А. Абумуслимов // Вестник Академии наук Чеченской Республики. - 2020. - № 2(49). - С. 91-95. DOI: 10.25744/vestnk.2020.49.2.012 EDN: CCVPGW
2. Барсуков Э. И. Опыт подготовки и выполнения служебно-боевых задач воинскими частями и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в период проведения выборов Президента Российской Федерации / Э. И. Барсуков, Д. А. Сулименко Н. А. Кузнецов // Академический вестник войск национальной гвардии Российской Федерации. - 2018. - № 3. - С. 33-39. EDN: MWJTEH
3. В РФ число преступлений с использованием оружия и взрывчатки выросло в 2022 году на треть. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/proisshestviya/16928101 (дата обращения 05.09.2024).
4. Воронина Е. Н. Модернизация тактики применения БПЛА в интересах МЧС России / Е. Н. Воронина, М. Ю. Сивков // Сборник трудов Конкурса научно-исследовательских работ (Конкурса НИР): Материалы Молодежной программы 26-ой Международной специализированной выставки и Форума, Москва, 06-09 декабря 2022 года. - Москва: Ассоциация разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты, 2023. - С. 22-25. EDN: WWCAWQ
5. Воронов А. М. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 2021: анализ правовых новаций / А. М. Воронов // Научный портал МВД России. - 2022. - № 1(57). - С. 29-35. -EDN. EDN: YWNMUS
6. Глобальный индекс экстремизма / Г. В. Алексеев, Н. А. Аргылов, А. В. Байчик [и др.]. - Санкт-Петербург: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2023. - 416 с. Гутман М. Ю. Миграционный кризис в Европе: проблемы сохранения государственности / М. Ю. Гутман, Д. В. Кривоносова, В. П. Сальников // Миграционное право. -2023. - № 1. - С. 33-37. 10.18572/2071-1182-2023-1-33-37. UZMQEZ. DOI: 10.18572/2071-1182-2023-1-33-37.-EDNUZMQEZ EDN: JTDRWY
7. Григонис В. П. Правовые основы участия войск национальной гвардии Российской Федерации как государственной военной организации в территориальной обороне и контртеррористической операции / В. П. Григонис Н. В. Зубарев // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. -№ 11(304). - С. 38-47. EDN: KDTOVZ
8. Демографический провал. В России рождается все меньше детей. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.finam.ru/publications/item/demograficheskiy-proval-v-rossii-rozhdaetsya-vse-menshe-detey-2022-09-28-02-03/(дата обращения 05.09.2024).
9. Димаева Ф. В. XXI век: развитие и процессы модернизации в Чечне / Ф. В. Димаева // Актуальные вопросы науки и практики: Сборник научных статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции, Уфа, 29 апреля 2022 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью “Научно-издательский центр “Вестник науки”, 2022. - С. 205-210. EDN: UASWYM
10. Захарцев С. И. Информационная безопасность и суверенитет России. Рецензия на книгу “Россия в информационной войне: Оценки современной ситуации в интервью Юрия Жданова // сост. М.Е. Фалалеев. - Книга первая. - М.: Норма, 2023. - 368 с”. / С. И. Захарцев, В. П. Сальников // Вопросы российского и международного права. - 2023. - Т. 13, № 10-1. - С. 339-344. DOI: 10.34670/AR.2023.28.46.046 EDN: WORAQS
11. Зачем нам мир, если там не будет России: Путин назвал условия для ядерного удара. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dp.ru/a/2018/03/07/Zachem_nam_mir_esli_tam (дата обращения 08.09.2024).
12. Зверства ВСУ в Курской области: убийство детей, изнасилования, похищения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.ru/regions/zverstva-vsu-v-kurskoj-oblasti-ubijstvo-detejiznasilovaniya-pohisheniya/(дата обращения 05.09.2024).
13. Зеленский заявил, что ВСУ планируют удерживать захваченные территории в Курской области. На что рассчитывает Киев? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (дата обращения 05.09.2024).
14. Зубарев Н. В. Некоторые вопросы участия войск национальной гвардии в информационной войне / Н. В. Зубарев // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 6(299). - С. 2431. EDN: BXWLJF
15. Зубарев Н. В. Особенности выполнения задач по контролю за обстановкой войсками национальной гвардии Российской Федерации при проведении специальной военной операции / Н. В. Зубарев, В. В. Смирнов // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2024. - № 7(324). - С. 27-34. -EDN. EDN: GFUKPK
16. Зубарев Н. В. Полномочия войск национальной гвардии в охране государственной границы Российской Федерации в условиях деятельности недружественных государств / Н. В. Зубарев // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. - 2023. - Т. 9, № 2. - С. 313-320. - ЭДН ВДДУВЛ.
17. Зубарев Н. В. Полномочия войск национальной гвардии в охране Государственной границы Российской Федерации в условиях деятельности недружественных государств / Н. В. Зубарев // Ученые записки КФУ имени В.И. Вернадского. Юр науки. - 2023. - Т. 9 (75), № 2. - С. 313-320. EDN: VDDUWL
18. Кирьянов Р. В. Противодействие коррупции в Вооруженных силах: анализ, проблемы, пути решения / Р. В. Кирьянов // Коррупция в современной России: проблемы противодействия:: сборник материалов науч.-практ. круглого стола, Ниж. Нов., 23.12.2020 г. / Нижегородский институт управления - филиал “РАНХиГС при Президенте РФ”. - НН: НИУ - филиал ФГБОУ ВО “РАНХиГС при Президенте РФ”, 2021. - С. 67-70. EDN: IWMMNK
19. Корчагин А. П. БПЛА - незаменимый помощник в современном бою / А. П. Корчагин // Мавлютовские чтения: Материалы XVI Всероссийской молодежной научной конференции. В 6-ти томах, Уфа, 25-27 октября 2022 года. Том 4. - Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2022. - С. 382-386. EDN: QUSNAP
20. Крижановская Г. Н. Правовые основы деятельности войск национальной гвардии по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности / Г. Н. Крижановская, Н. В. Зубарев // Юридическая наука: история и современность. - 2023. - № 6. - С. 73-83. EDN: UMYFTD
21. Кудашкин А. В. Военная служба в Российской Федерации. Теория и практика правового регулирования: монография / А. В. Кудашкин. - Санкт-Петербург: Юридический центр, 2003. - 574 с. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/146444 (дата обращения: 02.12.2022). ISBN: 5-94201-231-8
22. Лавренов А. С. Особенности несения боевой службы на акваториях: новое в полномочиях войск национальной гвардии Российской Федерации / А. С. Лавренов // Наукосфера. - 2020. - № 11-1. - С. 249-253. EDN: ZMGGWZ
23. Мамонкина А. А. Проект идеального общества (город государство) Аль-Фараби // Юридическая наука. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proekt-idealnogo-obschestva-gorod-gosudarstvo-al-farabi (дата обращения: 05.09.2024).
24. Маркова Т. Ю. Чрезвычайные обстоятельства как основание для оглашения показаний в судебном заседании / Т. Ю. Маркова // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы развития: сборник статей международной научной конференции, Санкт-Петербург, 16 марта 2023 года. - Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью “Международный институт перспективных исследований имени Ломоносова”, 2023. - С. 59-62. EDN: MTTBOK
25. Никонов Д. А. Войска внутреннего предназначения России: история и современность / Д. А. Никонов, Н. В. Зубарев, А. В. Молдованов // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. - 2023. - № 2(23). - С. 13-22. EDN: VYVXYS
26. Песков заявил о тяжелой демографической ситуации в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/19/05/2023/646752b69a794744b4ef1bf1 (дата обращения 05.09.2024).
27. Поляков Е. Н., Крюкова Ю. Е. Концепция “Идеального” города-государства в трудах Платона (427-347 гг. До Н. Э. ) // Вестник ТГАСУ. 2015. №3 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-idealnogo-goroda-gosudarstva-v-trudah-platona-427-347-gg-do-n-e (дата обращения: 05.09.2024).
28. Радиационное загрязнение окружающей среды. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalbook.ru/510-radiacionnoe-zagrjaznenie-okruzhajuschej-sredy.html (дата обращения 05.09.2024).
29. Регионы России с самой неблагоприятной экологической обстановкой: рейтинг “Если быть точным”. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tochno.st/materials/regiony-rossii-s-samoy-neblagopriyatnoy-ekologicheskoy-obstanovkoy-reyting-esli-byt-tochnym (дата обращения 05.09.2024).
30. Росгвардия и ВС РФ участвуют в отражении нападения украинских ДРГ в Курской области. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/proisshestviya/20230449 (дата обращения 05.09.2024).
31. Росгвардия усилила меры безопасности на Курской АЭС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/07/08/2024/66b3a4009a79471cdf4b139b (дата обращения 05.09.2024).
32. Росгвардия усилила обеспечение безопасности в Курской области. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://iz.ru/1743125/2024-08-15/rosgvardiia-usilila-obespechenie-bezopasnosti-v-kurskoi-oblasti (дата обращения 05.09.2024).
33. Сальников В. П. Комментарий к Федеральному закону от 03.07.2016 № 226-ФЗ “О войсках национальной гвардии Российской Федерации”: (постатейный) / В. П. Сальников, О. С. Борисов, Е. Н. Кондрат. - Москва: Юридический Дом “Юстицинформ”, 2016. - 312 с. -EDN. ISBN: 978-5-7205-1354-2 EDN: YGKYTV
34. Сальников В. П. Мораль и суверенитет государства: ценностные и социальные аспекты / В. П. Сальников, К. Г. Прокофьев, В. Н. Чайка // Теория государства и права. - 2024. - № 2-1(37). - С. 205218. DOI: 10.25839/MATGIP_2024_2-1_37_205 EDN: VPRKKJ
35. Сальников В. П. Философские и богословские предпосылки суверенности философии права России: ценностные и нравственные аспекты / В. П. Сальников, Р. Ф. Исмагилов, К. Г. Прокофьев // Теория государства и права. - 2024. - № 2-1(37). - С. 186-204. DOI: 10.25839/MATGIP_2024_2-1_37_186 EDN: EWWZJV
36. Сотрудники Росгвардии эвакуируют жителей из районов Курской области на лодках. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iz.ru/1744390/2024-08-17/sotrudniki-rosgvardii-evakuiruiut-zhitelei-iz-raionov-kurskoi-oblasti-na-lodkakh (дата обращения 05.09.2024).
37. Страна опубликовала список погибших при ударе по училищу в Полтаве. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/08/09/2024/66dd895a9a794738e44efed3 (дата обращения 12.09.2024).
38. Стрельникова И. Ю. История зарубежной политической и правовой мысли: Учебное пособие для магистров / И. Ю. Стрельникова. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью “Издательство Типография “Ариал”, 2018. - 196 с. ISBN: 978-5-907032-45-3 EDN: XUFVTN
39. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //www.pravo.gov.ru (дата обращения 05.09. 2024).
40. Федеральный закон от 03 июля 2016 № 226-ФЗ “О войсках национальной гвардии Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. -2016. - № 27 (Часть I). - Ст. 4159.
41. Эксперт объяснил, зачем нужны чистки в Минобороны России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rtvi.com/news/ekspert-obyasnil-zachem-nuzhny-chistki-v-minoborony-rossii/(дата обращения 05.09.2024).
42. Эксперт объяснил, зачем нужны чистки в Минобороны России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rtvi.com/news/ekspert-obyasnil-zachem-nuzhny-chistki-v-minoborony-rossii/(дата обращения 12.09.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цифровизация экономики привела к трансформации организации и ведения бизнеса. Предприниматели в целях создания потенциала для расширения своих проектов, снижения издержек, привлечения трудовых ресурсов и их обучения, развития каналов связи с потенциальными потребителями стали все чаще использовать цифровые технологии. В статье анализируются теоретические подходы к понятию цифрового предпринимательства и рассматриваются различные его аспекты в контексте их правового обеспечения. Проведенное исследование позволило обозначить основные направления для совершенствования законодательства в сфере цифрового предпринимательства. Одной из важнейших задач государственной политики на пути построения высокотехнологичного общества признается кибербезопасность, поскольку недостаточная защищенность коммерческой информации и персональных данных приводит к уязвимости бизнеса. Развитие цифровых технологий должно сопровождаться развитием рынка услуг в сфере информационной безопасности.
В статье анализируются вопросы, связанные с появлением в тексте Основного закона Российской Федерации новой категории «гражданский мир и согласие». Автором обосновывается идея о том, что рассматриваемая правовая категория может позиционироваться не только как функция Президента Российской Федерации, но и как одна из основ конституционного строя, представляющая собой важнейшую конституционную ценность, обеспечивающую внутреннее единство российского общества и его сплоченность в деле противостояния внутренним и внешним угрозам (усиливающаяся геополитическая нестабильность, рост радикальных и экстремистских настроений, разрушение традиционных ценностей, недружественные действия иностранных государств, разрушение международных правовых институтов и инструментов урегулирования международных споров, неконтролируемые миграционные процессы и т. д.). Автор указывает, что конституционно-правовое законодательство не содержит легальной дефиниции понятия «гражданский мир и согласие», более того в Конституции Российской Федерации отсутствует указание на конкретные полномочия главы государства, через посредство которых он будет реализовывать данную функцию, что может привести к появлению «скрытых» президентских полномочий. Такое положение вещей, в свою очередь, не может позитивно влиять на реализацию принципа разделения властей, призванного обеспечивать баланс властных полномочий и не допускать гипертрофированность «властной нагрузки» ни одного органа публичной власти. В заключении, автор приходит к выводу о том, что сложившаяся ситуация недостаточной законодательной проработки категории «гражданский мир и согласие», а также отсутствие (в виду новизны) комплексных научных работ, обосновывающих и раскрывающих сущность новой президентской функции, требует более пристального внимания со стороны не только ученых-конституционалистов, но и представителей иных общественных наук.
Актуальность статьи обусловлена современными геополитическими процессами, в которых особое значение отводится вопросам гражданства Российской Федерации. Гражданство представляет собой уникальный характер взаимоотношений между личностью и государством, который выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей. Подчеркивая важность указанного положения, Конституция Российской Федерации содержит положение о том, что гражданство - это исключительная прерогатива органов государственной власти Российской Федерации. Ключевым звеном в механизме реализации конституционных положений о гражданстве являются органы внутренних дел, на которые законом возлагается большинство полномочий в указанной сфере. Автором рассмотрены основополагающие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел, как органов, ведающих в вопросах гражданства, выявлены некоторые проблемные аспекты в практике его применения, предложены пути совершенствования. В статье отмечается, что важной вехой в развитии конституционно-правового института «гражданства» стал 2023 г. Автором рассмотрены основные новеллы в законодательстве, а также механизм реализации новых институтов ОВД, таких как, например, «прекращение гражданства». Акцент также сделан на рассмотрении предоставления органами внутренних дел государственной услуги - регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства. Итогом стали сформулированные предложения по совершенствованию правового регулирования и практики его применения органами внутренних дел в сфере гражданства.
В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации принципа охраны земли при изъятии земельных участков для государственных нужд в Российской Федерации. Автором проанализированы основы теоретического и законодательного обеспечения принципа охраны земли. Приводится мнения учёных по рассматриваемому вопросу. Исследована современная единая система мер по охране земель. В центре внимания находится механизм правового регулирования института охраны земли в Российской Федерации. Аргументируется, что эффективность действующей системы изъятия земель для государственных нужд не может оцениваться в отрыве от системы обеспечения охраны земли в целом. В заданной рамке исследования обосновывается необходимость совершенствования механизма реализации принципа охраны земли при изъятии земельных участков для государственных нужд, что в свою очередь позволит обеспечить более эффективное и справедливое регулирование данных правоотношений, и снизить риски возникновения конфликтов и судебных споров.
Регулирование дорожного движения- одна из сфер деятельности правоохранительных органов. В настоящее время развивающаяся инфраструктура городов и других населённых пунктов позволяет вмещать и обслуживать всё большее и большее количество автомобилей. С учётом современных тенденций всё большее количество отраслей требуют многочисленного личного и коммерческого транспорта для удовлетворения логистических потребностей. В связи с увеличением объёма использования транспортных средств увеличивается и количество административных правонарушений на дорогах общего пользования. Выявление проблем в целях превенции и своевременного пресечения, а также пути достижения указанных целей позволят уменьшить количество административных правонарушений и сделать эксплуатацию дорог общего пользования безопасней.
В статье анализируются исторические аспекты зарождения, становления и развития права граждан на обращения в публичные органы власти. В качестве этапов, выступающих предметом исследования, предлагается рассматривать: дореволюционный, советский и современный. Проводится сравнительно-правовое исследование трактовок термина «обращение» в различные исторические периоды. Автор принимает точку зрения тех авторов, которые делают вывод о том, что основы современного правового явления известного как «обращения» имеют корни в челобитных, так как они впервые были юридически закреплены в Судебнике 1497 года (дореволюционный период), однако челобитные имели суть прошения. Анализ данного и более поздних нормативных правовых актов, связанных с регламентацией обращений позволяют отследить, как представления о содержании права на обращения расширялись в связи с закреплением на нормативном уровне возможности обращаться как с индивидуальными, так и с коллективными обращениями, с обособлением анонимных, повторных прошений и др. Автором анализируется уровень развития теоретической и юридической составляющей сущности и содержания права на обращение в каждом из периодов. В советский период отмечается, что на уровне закона, впервые в Конституции СССР 1977 г. было закреплено право на обращение, но в специфическом оформлении. Лишь в современный период, в связи со сменой парадигмы государственного развития, содержание права на обращение расширяется и уточняется в содержательных, сущностных и процедурных параметрах. На основе изучения большого массива научной литературы делается вывод о том, что современная регламентация, социальная сущность, формально-юридическое содержание права на обращение есть итог развития взаимоотношений личности с государством в области становления и развития политических прав граждан. С учетом того, что в основе права на обращения лежит право на свободу к получению и распространению информации, включая ее передачу, современный этап развития института обращений граждан подчиняется всеобщему тренду оцифровывания.
В статье актуализируется вопрос целесообразности изучения и внедрения в России зарубежного опыта противодействия подростковому «трейнсерфингу» (зацепингу). Обращено внимание на опыт полиции государств с развитой железнодорожной и метрополитенной инфраструктурой: Австралии, Великобритании, Германии, Индии, Индонезии, Канады, США, Франции, Японии, а также отдельных государств-членов СНГ. Установлено, что в зарубежных государствах специфика деятельности полиции в области противодействия «зацепингу» характеризуется: наличием различных подходов к пониманию сущности и деликтации «зацепинга» (его разновидностей) в законодательстве и отнесении противодействия этому явлению к компетенции полиции; степенью вовлечения полиции в систему взаимодействия с другими участниками процессов противодействия подростковому «трейнсерфингу» (зацепингу); применение современных информационных технологий для выявления и пресечения фактов «зацепинга», групп несовершеннолетних, увлекающихся этим видом антиобщественного поведения, а также взрослых-координаторов, вовлекающих подростков в «трейнсерфинг»; использованием полицией возможностей правового информирования, правовой пропаганды как средств профилактики «зацепинга» и других нарушений подростками правил безопасности на железнодорожном транспорте и метро и др. К основным направлениям внедрения рассмотренного нами положительного зарубежного опыта в деятельность полиции России отнесены: совершенствование нормативных правовых актов, устанавливающих предупреждение, выявления и пресечение улучшение качества информационного обеспечения выявления лиц, склонных к «зацепингу» путем использования информационно-телекоммуникационных технологий на основе искусственного интеллекта, построения алгоритмов поиска информации, связанной с «зацепингом» в социальных сетях, расширения покрытия объектов транспортной инфраструктуры современными средствами видеонаблюдения и др.; повышение эффективности взаимодействия с администрацией РЖД и метрополитенов в ходе проведения совместных мероприятий по выявлению несанкционированного появления подростков в опасных местах и перемещения в поездах, осуществления общей профилактики «зацепинга» в образовательных организациях и т. п.; активизация взаимодействия с интернет-сообществом в области недопущения распространения контента, пропагандирующего «зацепинг» и увеличения публикаций, отражающих его общественную опасность; инициирование вовлечения в пропагандистские акции известных молодежи российских представителей спорта, музыки, киноиндустрии и др.
Возникновение международных баз данных с персонифицированной информацией; новые телекоммуникационные возможности современного мира; информатизация большинства сфер жизни нашего общества породили угрозы, способствующие нарушению неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны при обработке персональных данных. Появилась потребность и необходимость к объединению усилий на международном уровне для разработки новых механизмов системы защиты неприкосновенности частной жизни в сфере персональных данных. Вторая половина 20-го века (60-70-е гг.) стала началом официальных действий в данной сфере. Принятые в зарубежных странах нормативно-правовые акты закрепляли следующие принципы защиты персональных данных: соразмерности объема запрашиваемой информации, целям деятельности субъекта, от которого поступил запрос; открытости; прозрачности: предоставление информации о стороне, предоставляющей данные и ее ответственности. Новый период в развитии исследуемого института наступил с момента принятия Генерального регламента по защите персональных данных Европейским Парламентом и Советом ЕС, на основе которого появилась новая схема обмена персональными данными между ЕС и США. Новые требования при обмене информацией включают в себя: законность, целесообразность, справедливость и адекватность обработки; хранение в форме, позволяющей идентифицировать субъекта данных; обязательность сертификации операторов передачи данных; осуществление контроля и надзора за трансатлантическими операциями; введение особого порядка передачи данных, собранных оперативно-розыскными путем.
В статье анализируются последние изменения ведомственного регулирования процесса специальной (служебно-прикладной) физической подготовки в органах внутренних дел. Определены особенности специальной физической подготовки сотрудников полиции к выполнению служебных задач в особых условиях. Акцентировано внимание на основных недостатках ведомственного регулирования данной сферы. С учетом выявленных в ходе исследования особенностей выполнения сотрудниками полиции служебных задач в особых условиях предложены пути совершенствования процесса специальной физической подготовки в органах внутренних дел.
Статья посвящена исследованию ряда проблем, связанных с правовым регулированием и обеспечением эффективности прокурорского надзора. Автор доказывает и обосновывает, что принятый ч. 1 ст. 129 Конституции РФ нормативно-правовой подход к разграничению прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнением законов - следствие длительной эволюции конституционных основ организации и деятельности прокуратуры, что позволяет в значительной степени учитывать достижения судебной реформы Александра II, советского государства и права, а также условия современного общества, которое испытывает системный и устойчивый спрос на правозащитные приоритеты в прокурорском надзоре, основную направленность прокурорской деятельности на обеспечение верховенства Конституции, конституционной законности и правопорядка, гармоничный учет прав и законных интересов личности, общества и государства.
Статья посвящена исследованию ряда проблем, связанных с институционализацией компетенции представительных органов муниципальных образований в юридической науке и законодательной деятельности. Автор доказывает, что разграничение компетенции должно быть связано со степенью легитимности если не прямой причинно-следственной зависимостью, то, во всяком случае, на основе принципа корреляции. Иное представляло бы неосновательное отступление от конституционных принципов народовластия, народного суверенитета и верховенства народной воли. Конституционный институт компетенции - инструментарий, который позволяет продуктивно разграничить законное и целесообразное, требуемое правом и лишь желательное с общественно-политической точки зрения. При этом необходимы балансирующие механизмы и сдерживающие юридические институты, которые не позволяли бы представительным органам муниципальных образований, ввиду широты их компетенции, злоупотреблять публичной властью, пользоваться ею вопреки народной воле, использовать ее вне конституционного предназначения.
В статье исследуются проблемы целевой направленности конституционного регулирования в Российской Федерации. Конструкция системы конституционного регулирования основывается на закрепленной в Конституции РФ концепции самоуправления народа России. Программно-целевой блок системы конституционного регулирования формируется на этапе конституционного правотворчества, являясь сочетанием факторов преемственности, нормативного прогнозирования, теоретико-идеологической корректировки, выявленного в ходе социологических исследований «образа будущего», воплощенного в целевых установках. Данные программно-целевые установки конструируются в виде нормативной формы, регламентирующей статус конституционного субъектного состава - объектов конституционного регулирования. Эта нормативная форма, регламентируя процесс движения объектов (субъектного состава) в параметрах «прошлое - настоящее - будущее», сообщает процессу целевую заданность и направленность. Особая роль в обеспечении управления рассматриваемым процессом придается функциям конституционного регулирования.
Статья посвящена анализу динамики права в контексте эволюции государственно-правовой системы. Авторы рассматривают право как универсальный социальный регулятор, находящийся в постоянном движении под влиянием социально-экономических изменений. Особое внимание уделяется взаимодействию статики и динамики права, где стабильность правовой системы обеспечивает устойчивость общественных отношений, а динамика отражает адаптацию права к изменяющимся условиям. В статье приводится дифференциация динамики права на регрессивную и прогрессивную, подчеркивается роль законодательной техники в обеспечении стабильности правовой системы. В заключение подчеркивается, что баланс между стабильностью и изменчивостью права является ключевым фактором эффективности государственной власти и правопорядка.
В статье представлено авторское видение, основанное на анализе соответствующих нормативных актов и научных публикациях организации, подчиненных правительству домашнего самоуправления Фарерских островов Правительственном банке Фарерских островов и о Фарерском совете по рискам. Подобный подход к самоуправляющимся (автономным) территориям является совершенно новым как мировой практике, и практике Дании, так как существенно расширяет самостоятельность автономных образований в их финансовых действиях, операциях. Получившая широкое самоуправление в 2009 г. Гренландия не обладает аналогичным по сфере действия институтом, а лишь может использовать действующие на ее территории коммерческие банки, но, с использованием весьма детальных норм специального закона от 7.10.2015 г.
Статья посвящена исследованию истории правового сопровождения процессов создания и функционирования на территории Республики Крым российских судебных органов в переходный период, который длился с 18 марта 2014 г. по 01.01.2015 г. В настоящей научной работе приведены нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Крым, составляющие правовые основы вышеуказанных процессов, а также сферы их применения.
В статье исследованы порядок формирования федеральных судов соответствующей юрисдикции, их подведомственность и подсудность, особенности рассмотрения соответствующих дел, в т. ч. в первой и апелляционной инстанциях, финансовое и организационное обеспечение их деятельности в рассматриваемый исторический период и т. д. Работа содержит анализ определенных проблем осуществления деятельности судебных органов в Республике Крым, связанных с необходимостью взаимодействия норм российского и украинского законодательства в сфере осуществления правосудия именно в переходный период, и путей их преодоления. Рассмотрен вопрос применения общих правил преюдициальности в отношении судебных актов, принятых в Республике Крым в переходный период. Отдельно исследован порядок создания и деятельности мировых судов в Республике Крым в переходный период, их юрисдикция, требования к мировым судьям и т. д. Кроме того, в данной научной работе рассмотрено соотношение понятий «Правосудие», «Судебная власть» и «Судебная система».
В статье дана оценка генезиса и становления организационно-правовых основ уголовного сыска в России в конце XVI - XVII вв. Термин «сыск» применяется с учетом методологических подходов, сложившихся в историко-правовой науке. Отмечается, что ужесточение карательно-репрессивного курса государства, лежащего в основе проводимой в Московском государстве антикриминальной политики, проявляется в огосударствлении органов, осуществляющих борьбу с преступностью. Рассмотрена практика следственно-розыскных мероприятий, осуществляемая правоохранительными органами, в условиях перехода от сословно-представительной монархии к абсолютной. Процесс совершенствования организации сыска на всех этапах его эволюции отражается в эволюционировании организационно-правовых основ государственного аппарата, регламентации процедур уголовного процесса. Поиск оптимальных механизмов противодействия преступности в рассматриваемый период, связанный с укреплением централизации Русского государства, привел к упорядочению структуры органов, рассматривающих уголовные дела. В целом судебные учреждения на этапе конца XVI - XVII вв. являлись непременным и важнейшим звеном в реализации государственно-правовой политики по противодействию преступности в то время. Наказания, которые определяли суды, в рассматриваемый период были законодательно систематизированы, они отличались жестокостью и многообразием.
Статья посвящена изучению процесса разработки закона о самоуправлении Гренландии 2009 г. Указаны направления государственного регулирования, переданные самоуправлению с 1978 г. со стороны Дании; процесс создания соответствующей комиссии и политические силы, инициировавшие данный процесс; определение круга ведения будущей комиссии в 2004 г.; ход работы и круг обсуждаемых ей вопросов; взаимоотношения в ходе разработки проекта с органами власти Дании; разработка проекта Закона о самоуправлении Гренландии и иных, сопутствующих законопроектов. Указаны направления деятельности рабочих групп, обозначены содержания их работы. Выявлены нормативные ограничения теоретических изысканий комиссии, основой которой являлась целостность государства Дании. Указан результат работы - проект закона о самоуправлении Гренландии.
В современный период Российская Федерация сталкивается с различными вызовами, как внутренними, так и внешними, которые обязывают законодателей оперативно реагировать на происходящие перемены в социуме. Важно, чтобы в арсенале государственного управления были инструменты для введения особых правовых режимов и экстренных мер. Это необходимо для поддержания стабильности и адекватного управления социальными процессами как в повседневной жизни, так и во время возникновения чрезвычайных обстоятельств. Изучив различные концепции ординарных, специальных и экстраординарных режимов в теории права, можно сделать вывод, что каждый из этих режимов представляет собой систематизированный комплекс правовых инструментов, обеспечивающих стабильную работу системы правового управления социальными связями. Эти связи могут быть как повседневными, так и возникать в результате чрезвычайных событий. Правовые механизмы и гарантии образуют рамки, в которых происходит реализация интересов индивидов, общества и государства. Основная цель любого правового режима - это обеспечение достижения наилучшего результата, который имеет социальное значение в контексте правового регулирования.
В статье рассматриваются особенности социальных наук, а также группы научных специальностей «Право» в их составе. Делается акцент на их серьезной зависимости от политических, идеологических, мировоззренческих, ценностных и иных факторов. Утверждается бесперспективность «деиделогизации» социального и политико-правового знания в силу политического и идеологического характера права и государства, иных политико-правовых институтов.
Кроме того, в статье фрагментарно рассматриваются основные правовые концепции, которые находятся в своеобразной конкуренции между собой и, тем не менее, консолидировано выступают против юридического позитивизма и нормативизма. Подчеркивается, что современная юридическая наука не столь хорошо знакома с различными вариантами нормативизма. И, прежде всего, этического. Между тем, у него есть хорошие перспективы, как научные, так и практические.
Статья освещает ключевые моменты такой разновидности интерпретационной работы как неофициальное казуальное толкование юридических норм. В силу неоднозначного осмысления данного вида деятельности и в то же время ее обширного распространения на практике определяется семантическое содержание понятия неофициального казуального толкования, устанавливаются его признаки и видовое разнообразие. Аргументируется существенная роль во влиянии неофициального казуального толкования на правовую жизнь. Утверждается, что проведение неофициального казуального толкования следует рассматривать в качестве интеллектуально-волевой познавательной деятельности негосударственных и невластных субъектов. Подчеркивается значение неофициального толкования для повышения правовой культуры общества в целом и уровня правосознания отдельной личности. Презюмируется необходимость учета последних тенденции в цифровизации правовой действительности, которые детерминируют образование новой роботизированной вариации казуального толкования юридической нормы.
Политика является важной составляющей развития государства. Безусловно, Д. И. Менделеев, будучи государственным мыслителем, не мог пройти мимо проблем российского государства в данном направлении. Он был сторонником идеи миролюбивой политики на мировой арене. Многие мысли, поднятые им в его времена, находят свое отражение и в нынешних реалиях. Идеи Менделеева и сегодня вдохновляют на поиск новых решений в области права и государственного управления, подчеркивая необходимость продолжения интеграции научных достижений в правовую систему для обеспечения устойчивого развития общества и государства. Его предложения и взгляды служат основой для дальнейших исследований и разработок в области права, экономики и управления, подчеркивая важность научного подхода в решении социальных и экономических задач на государственном и международном уровнях.
В статье рассматриваются доктринальные подходы к классификации информации и определения её соотношения с такими понятиями, как сведения, данные, тайны и мн. др. В контексте развития российского информационного законодательства отмечаются противоречия, возникшие в связи с недостаточной системностью понятийного аппарата в сфере информационных отношений. Особо отмечается несоответствие понятийного аппарата информационного законодательства и законодательства об интеллектуальной собственности, многие объекты которой имеют выраженную информационную природу. В качестве оптимальных юридических критериев для классификации многообразия видов информации предлагаются форма её закрепления и режим доступа к ней. С учётом первого критерия предложено выделять среди информации, существующей в цифровой форме, информацию, созданную человеком, и информацию, сгенерированную алгоритмами искусственного интеллекта для целей её последующей маркировки. С учётом второго критерия предложена авторская классификация видов информации, исходя из режима доступа, когда такой доступ ограничивается либо в связи с высокой ценностью информации, либо в связи с её вредоносным характером.
В статье исследуется ряд проблем, связанных с совершенствованием механизма доступа к правосудию в современной России. Автор обосновывает точку зрения, что традиционная судебная практика в России опирается на сравнительно узкое истолкование jus ut procedatur, принимая во внимание, главным образом, противоправность не привлечения в процесс заинтересованных субъектов; не извещения либо ненадлежащего извещения лиц, участвующих в деле; разрешения дела в отсутствие одной из сторон при наличии уважительных причин неявки в суд. Вместе с тем, правовые позиции Конституционного Суда РФ свидетельствуют о более широкой интерпретации принципа «быть выслушанным в суде», конструируемого в форме субъективного конституционного права.
Евангелическо-Лютеранская Церковь Дании является государственным учреждением, управляемое с середины 19 в. различными государственными органами, в том числе и министерствами образования и церкви и т. п. Ведя большую работу на территории всей страны данная Церковь распространила свое влияние, в виде миссионерско-образовательной и просветительной деятельности в том числе на принадлежащие Дании к началу ХХ в. территории - Исландию, Фарерские острова, Гренландию и т. п. Кроме того, в данный период, Церковь играет большую роль в организации местного самоуправления, становления на островах системы права, европейских и христианских ценностей. С преобразованием Гренландии в провинцию Дании изменился и статус служащих Церкви, а введение домашнего управления в 1978 г. поставило ряд вопросов о коррекции ее функций и места в системе местных органов власти.
Процесс организации подготовки кадров для пенитенциарной системы Финляндии, начавшийся еще в Х1Х в. в виде полусамодеятельных курсов по подготовке надзирателей в Великом княжестве Финляндском, после введения уголовного кодекса в 1889 г., обретения независимости в 1917 г. и становления самостоятельной службы исполнения наказания, во второй половине ХХ в. привел к созданию в 1976 г. Института подготовки персонала тюрем и службы пробации Минюста Финляндии. Сменивший его Пенитенциарный центр (создан в 2001 г.), в свою очередь был сменен ныне действующим Учебным центром по уголовным санкциям, являющегося комплексным учебным заведением, взаимодействующий с иными научными и образовательными учреждениями страны, действующих на основе общегосударственных норм о среднем и специальном образованиях.
В статье показано развитие правовой базы, регламентировавшей правовой статус военнослужащих войск НКВД СССР в предвоенный период и годы Великой Отечественной войны. Раскрывается нормативная основа правового статуса военнослужащих войск внутреннего предназначения, определяющая его особенности. В заключение делается вывод о необходимости использования опыта нормотворчества военных лет в современных военно-политических условиях при совершенствовании правового статуса военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации.
Программа по ликвидации безграмотности населения является одним из выдающихся примеров успешной политики преодоления советской властью кризисных социальных явлений, тормозивших взятый в середине 20-х годов XX в. курс на ускоренную индустриализацию экономики. После завершения процесса создания к концу 1923 года органов управления кампанией ликбеза возникла необходимость совершенствования и расширения правового сопровождения программы, позволившего бы запустить процесс преодоления проблемы неграмотности и малограмотности населения в ускоренном темпе и завершить его к десятилетней годовщине Октябрьской Революции (т. е. к 7 ноября 1927 г.). В настоящей статье подвергнуты анализу принятые в период с 1923 года по начало 1928 года организационно-правовые акты, регламентировавшие программу ликвидации безграмотности на территории РСФСР, рассмотрена их динамика, специфика и эффективность. Совокупность этих документов составляет основной этап правового сопровождения кампании ликбеза, в последующие годы регламентация этого процесса преимущественно будет сосредоточена в документах общественных организаций.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru