Под принципами валютного права принято понимать закрепленные в действующем валютном законодательстве основополагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность норм данной отрасли права и главные направления государственной политики в области правового регулирования соответствующих общественных отношений. В статье в сравнительно-правовом порядке рассматриваются особенности совершенствования нормативно-правового закрепления принципов валютного регулирования в Российской Федерации и государствах Центральной Азии. Как отмечается, анализ общих тенденция развития валютного законодательства рассматриваемых государств позволяют делать вывод о том, что принципы национального валютного права найдут прямое нормативное закрепление в законах о валютном регулировании и валютном контроле.
В статье анализируются вопросы, связанные с появлением в тексте Основного закона Российской Федерации новой категории «гражданский мир и согласие». Автором обосновывается идея о том, что рассматриваемая правовая категория может позиционироваться не только как функция Президента Российской Федерации, но и как одна из основ конституционного строя, представляющая собой важнейшую конституционную ценность, обеспечивающую внутреннее единство российского общества и его сплоченность в деле противостояния внутренним и внешним угрозам (усиливающаяся геополитическая нестабильность, рост радикальных и экстремистских настроений, разрушение традиционных ценностей, недружественные действия иностранных государств, разрушение международных правовых институтов и инструментов урегулирования международных споров, неконтролируемые миграционные процессы и т. д.). Автор указывает, что конституционно-правовое законодательство не содержит легальной дефиниции понятия «гражданский мир и согласие», более того в Конституции Российской Федерации отсутствует указание на конкретные полномочия главы государства, через посредство которых он будет реализовывать данную функцию, что может привести к появлению «скрытых» президентских полномочий. Такое положение вещей, в свою очередь, не может позитивно влиять на реализацию принципа разделения властей, призванного обеспечивать баланс властных полномочий и не допускать гипертрофированность «властной нагрузки» ни одного органа публичной власти. В заключении, автор приходит к выводу о том, что сложившаяся ситуация недостаточной законодательной проработки категории «гражданский мир и согласие», а также отсутствие (в виду новизны) комплексных научных работ, обосновывающих и раскрывающих сущность новой президентской функции, требует более пристального внимания со стороны не только ученых-конституционалистов, но и представителей иных общественных наук.
В статье сформулированы основные источники как внутренних, так и внешних угроз для России в условиях проведения специальной военной операции на Украине. Исследованы некоторые вопросы обеспечения национальной безопасности после вооруженного вторжения регулярных ВС Украины в Курскую область. Определено место и роль войск национальной гвардии как элемента военной организации государства при обеспечении национальной безопасности российского государства в условиях ведения противником «гибридной войны». Объем и сложность служебно-боевых (боевых) задач, возлагаемых руководством страны на войска национальной гвардии в мирное и военное время, велики, что предопределяет их роль и место в системе национальной безопасности Российской Федерации. Вместе с тем, следует учесть, что каждая из задач требует от командира и штаба, организующего применение воинских формирований, высокой организованности, обязательного учета особенностей выполнения каждой из них. При этом необходимо использовать опыт, полученный военнослужащими и сотрудниками ВНГ при участии в специальной военной операции на территории Украины и поддержании особого правового режима военного положения, введенного в ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонских областях России. Как в мирное, так и в военное время успех выполнения рассматриваемых задач во многом определяется появлением новых образовательных учреждений для повышения уровнем подготовки личного состава всех категорий, появлением новых танковых подразделений и подразделений БПЛА в войсках, оснащением ВНГ современными образцами вооружения и военной (специальной) техникой и специальными средствами.
Политика является важной составляющей развития государства. Безусловно, Д. И. Менделеев, будучи государственным мыслителем, не мог пройти мимо проблем российского государства в данном направлении. Он был сторонником идеи миролюбивой политики на мировой арене. Многие мысли, поднятые им в его времена, находят свое отражение и в нынешних реалиях. Идеи Менделеева и сегодня вдохновляют на поиск новых решений в области права и государственного управления, подчеркивая необходимость продолжения интеграции научных достижений в правовую систему для обеспечения устойчивого развития общества и государства. Его предложения и взгляды служат основой для дальнейших исследований и разработок в области права, экономики и управления, подчеркивая важность научного подхода в решении социальных и экономических задач на государственном и международном уровнях.