В статье анализируются вопросы, связанные с появлением в тексте Основного закона Российской Федерации новой категории «гражданский мир и согласие». Автором обосновывается идея о том, что рассматриваемая правовая категория может позиционироваться не только как функция Президента Российской Федерации, но и как одна из основ конституционного строя, представляющая собой важнейшую конституционную ценность, обеспечивающую внутреннее единство российского общества и его сплоченность в деле противостояния внутренним и внешним угрозам (усиливающаяся геополитическая нестабильность, рост радикальных и экстремистских настроений, разрушение традиционных ценностей, недружественные действия иностранных государств, разрушение международных правовых институтов и инструментов урегулирования международных споров, неконтролируемые миграционные процессы и т. д.). Автор указывает, что конституционно-правовое законодательство не содержит легальной дефиниции понятия «гражданский мир и согласие», более того в Конституции Российской Федерации отсутствует указание на конкретные полномочия главы государства, через посредство которых он будет реализовывать данную функцию, что может привести к появлению «скрытых» президентских полномочий. Такое положение вещей, в свою очередь, не может позитивно влиять на реализацию принципа разделения властей, призванного обеспечивать баланс властных полномочий и не допускать гипертрофированность «властной нагрузки» ни одного органа публичной власти. В заключении, автор приходит к выводу о том, что сложившаяся ситуация недостаточной законодательной проработки категории «гражданский мир и согласие», а также отсутствие (в виду новизны) комплексных научных работ, обосновывающих и раскрывающих сущность новой президентской функции, требует более пристального внимания со стороны не только ученых-конституционалистов, но и представителей иных общественных наук.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
В 2020 г. Конституция Российской Федерации (далее – РФ) претерпела значительные изменения своего содержания в связи с внесением в нее целого ряда поправок. Эти изменения в наибольшей степени были направлены на реформирование механизма государственной власти, что вытекает даже из названия самого акта, который оформил эти поправки [1].
Список литературы
1. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020. - № 1-ФКЗ // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http: pravo.gov.ru (дата обращения 02.02.2025).
2. Ткачева, Н. А. Органы местного самоуправления как структурно-функциональный элемент единой системы публичной власти в Российской Федерации / Н. А. Ткачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. - 2022. - Т. 8 (74) № 3. - С. 170-180. EDN: DBOHKD
3. Всероссийская перепись населения 2020. Национальный состав населения. - URL: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020 (дата обращения 01.02.2025).
4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http: pravo.gov.ru (дата обращения 12.01.2025).
5. Абаева, А. В. Место Президента РФ в конституционной системе публичной власти (в свете конституционной реформы 2020 года) / А. В. Абаева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2022. - Т. 22, вып. 1. - С. 72-77.
6. Комарова, В. В. Конституционная реформа 2020 г. в России (некоторые аспекты) / В. В. Комарова // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - Т. 15. - № 8. С. 22-31. EDN: WZQYLQ
7. О соответствии положениям глав 1,2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений Закона РФ о поправке к Конституции РФ “О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти”, а также о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента РФ: Заключение КС РФ от 16.03.2020 № 1-3 // Российская газета. - № 56. - 17.03.2020.
8. Саранцева, В. С. Гражданский мир как конституционно-правовая категория: нормативное и судебное правопонимание / В. С. Саранцева // Аграрное и земельное право. - 2016. - № 2 (134). - С. 41-44. EDN: VRNDOV
9. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: Указа Президента Российской Федерации от 14.11.2013 № Пр-2685 // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http: pravo.gov.ru (дата обращения 29.01.2025).
10. О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы: Указа Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № 622 // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http: pravo.gov.ru (дата обращения 29.01.2025).
11. Стратегия национальной государственной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указа Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http: pravo.gov.ru (дата обращения 30.01.2025).
12. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http: pravo.gov.ru (дата обращения 14.01.2025).
13. Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: Указа Президента Российской Федерации от 29.05.2020 № 344 // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http: pravo.gov.ru (дата обращения 29.01.2025).
14. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: Указа Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http: pravo.gov.ru (дата обращения 29.01.2025).
15. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http: pravo.gov.ru (дата обращения 24.01.2025).
16. Умнова (Конюхова), И. А., Саранцева, В. С. Программно-доктринальные и стратегические акты Президента Российской Федерации в системе конституционно-правового регулирования обеспечения гражданского мира и безопасности / И. А. Умнова (Конюхова), В. С. Саранцева // Образование и право. - 2016. - № 10. - С. 29-36. EDN: XCNRHH
17. Умнова, И. А. Право мира: курс лекций / И. А. Умнова. - Москва: Эксмо, 2010. - 448 с.
18. Зорькин, В. Д. Лекции о праве и государстве / В. Д. Зорькин. - СПб: Конституционный Суд Российской Федерации, 2024. - 353 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность изучения правового регламентирования сиротских произведений в области авторского права обусловлена необходимостью законодательного контроля за незаконным использованием объектов авторских прав в условиях глобализации и цифровизации. В современной действительности, когда доступ к различным объектам интеллектуальной собственности стал в большей степени открытым, граждане разных стран неоднократно сталкиваются с использованием сиротских произведений. Тем не менее, всё чаще возникают ситуации, когда автор незарегистрированного объекта интеллектуальной собственности, намеренно скрывается или присваивает никому не известный псевдоним, что неминуемо приводит к нарушению авторских и смежных прав. В статье предлагается исследовать правовые механизмы, позволяющие закрепить подобных «неизвестных» авторов «сиротских» произведений на территории Российской Федерации, проанализировать зарубежный опыт правового регулирования таких произведений, а также современные попытки российского законодательства в решении исследуемой проблемы. В ходе проведённого исследования авторы пришли к выводу о необходимости имплементации в российское законодательство отдельного Федерального закона, который конкретизирует правовое регулирование сиротских произведений, сократив число нарушений, связанных с их неправомерным использованием.
Особенности раздела имущества супругов в соответствии с нормами действующего законодательства РФ включают положения Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ). Раздел общего имущества супругов возможен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов или заявлению кредитора. Общее имущество может быть разделено между супругами по их соглашению, которое должно быть нотариально удостоверено. В случае спора раздел производится судом, определяющим долю каждого супруга в имуществе. Раздел имущества супругов - это важный процесс, который возникает в случае расторжения брака. В Российской Федерации данный процесс регулируется рядом нормативно-правовых актов (НПА), основным из которых является Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ), который устанавливает правила и процедуры, применимые к разделу имущества. В данной статье подробно рассмотрим ключевые аспекты, касающиеся раздела активов супругов, выделив как нормотворческие, так и практические моменты.
Ведущие мировые державы стремятся активизировать торгово-экономическое взаимодействие со странами Африканского континента. В данном контексте представляет интерес опыт США в сфере развития механизмов правового регулирования такого взаимодействия на двусторонней и многосторонней основе. Регион Африки южнее Сахары подпадает под действие принятого в 2000 году Закона о росте и возможностях (АГОА), в то время как сотрудничество с государствами Северной Африки регулируется другими механизмами, являющимися общими для Ближнего Востока. В целом, американский опыт в данной области заслуживает анализа для его возможного учета и использования Российской Федерацией при ведении торговли со странами континента.
Автором статьи анализируются различные мнения и позиции ученых-юристов относительно компетентности и качества бесплатной юридической помощи, предоставляемой юридическими клиниками, действующими в структуре высших образовательных учреждений. Акцентируется внимание на росте популярности данного института правовой поддержки населения, подтвержденной статистикой числа обращений за бесплатной юридической помощью. На основе собственного опыта работы по руководству юридической клиникой НИУ «БелГУ» автор исследует механизм и средства обеспечения качества оказываемой гражданам правовой помощи. Рассматриваются вопросы отбора и обучения студентов-консультантов, контроля за их работой. Аргументируется вывод о том, что, несмотря на безвозмездный характер, юридическая помощь, оказываемая студентами-клиницистами под руководством опытных преподавателей, обладает признаками квалифицированности и качества, в силу чего может удовлетворить потребности граждан в реализации и защите их прав и законных интересов.
Статья посвящена обзору концепции изменения климата на основе анализа модели этой проблемы в международном праве и праве ЕС с позиции интересов Российской Федерации. Рассмотрение данного материала необходимо для осмысления системного подхода правящей европейской и международной элиты к постановке и сопровождению ключевых и актуальных экологических проблем с целью обеспечения национальной безопасности РФ в условиях современного геополитического противостояния, разработки тактической и стратегической позиции в отношении доктрины изменения климата с учетом передового опыта постановки политического дискурса и для обоснования суверенных интересов и правового урегулирования собственно экологических вопросов. Авторами на основе аутентичного перевода документального материала, научного аппарата и политического лексикона представлены реальные смыслы экологической доктрины Евросоюза (пока еще 3 или 4 экономики мира) для выстраивания формата взаимодействия с международными партнерами.
В социальном сегменте правовой отрасли России оказание правовой поддержки несовершеннолетним гражданам в консалтинговых организациях юридического значения на текущий момент времени накопила в себе достаточный перечень системно-правовых сложностей, выражающихся:
1. В законодательных противоречиях - отсутствие правовых дефиниций, раскрывающие предназначение юридического консалтинга в сфере высшего образования, а также недоработанность правового статуса субъектов социально-правового процесса и финансовой обеспеченности исполнения консалтинговых мероприятий юридической направленности в настоящем законодательстве, регламентирующим порядок оказания юридической помощи гражданам.
2. В управленческих противоречиях:
- дорогая стоимость оказания юридических консультационных услуг клиентам в социальном секторе предоставления рыночных услуг;
- отсутствие определенной программы по привлечению в юридические консалтинговые центры квалифицированных специалистов в области защиты прав участников образовательных отношений;
- низкое взаимодействие юристов-профессионалов с участниками социального процесса (законными представителями (родителями, опекунами) и лицами, не достигших восемнадцатилетнего возраста);
- большие бюрократические издержки оказания правовой помощи несовершеннолетним, характеризующиеся длительным ожиданием предоставления результата оказания правовой услуги.
Однако, несмотря на существенные проблемы организационно-правового характера, государственные органы, регламентирующие социальную политику в стране, разрабатывают и предоставляют малообеспеченным категориям граждан на безвозмездной основе широкий спектр юридических услуг в правовых консалтинговых центрах, функционирующих на базе высших учебных заведений Российской Федерации.
Обычно право собственности делят на единоличное и общее, а общее - на долевое и совместное. Считается, что право общей долевой собственности характеризуется тем, что оно распределено среди участников по долям. Теория, согласно которой участники делят между собой право, условно называется «теорией разделенного права». В статье обосновывается, что главенствующая ныне теория разделенного права устарела. Она нелогична, противоречива с точки зрения науки и непригодна в практической деятельности. На её смену должна прийти концепция коллектива, которая считает, что право общей собственности - не особый вид права собственности, а право собственности гражданско-правового сообщества. Данный подход сохранит понимание права собственности как неограниченного и исключительного господства над вещью, а также внесёт определенность в правоприменительную практику. Концепция коллектива раскроет природу доли и соглашений сособственников; упорядочит судебную практику в вопросах защиты права собственности на общую вещь и долю; объяснит феномен дробления права собственности на вещь и долю; способствует правильному пониманию природы соглашения об определении порядка пользования общим имуществом и т. д.
Цифровизация экономики привела к трансформации организации и ведения бизнеса. Предприниматели в целях создания потенциала для расширения своих проектов, снижения издержек, привлечения трудовых ресурсов и их обучения, развития каналов связи с потенциальными потребителями стали все чаще использовать цифровые технологии. В статье анализируются теоретические подходы к понятию цифрового предпринимательства и рассматриваются различные его аспекты в контексте их правового обеспечения. Проведенное исследование позволило обозначить основные направления для совершенствования законодательства в сфере цифрового предпринимательства. Одной из важнейших задач государственной политики на пути построения высокотехнологичного общества признается кибербезопасность, поскольку недостаточная защищенность коммерческой информации и персональных данных приводит к уязвимости бизнеса. Развитие цифровых технологий должно сопровождаться развитием рынка услуг в сфере информационной безопасности.
Актуальность статьи обусловлена современными геополитическими процессами, в которых особое значение отводится вопросам гражданства Российской Федерации. Гражданство представляет собой уникальный характер взаимоотношений между личностью и государством, который выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей. Подчеркивая важность указанного положения, Конституция Российской Федерации содержит положение о том, что гражданство - это исключительная прерогатива органов государственной власти Российской Федерации. Ключевым звеном в механизме реализации конституционных положений о гражданстве являются органы внутренних дел, на которые законом возлагается большинство полномочий в указанной сфере. Автором рассмотрены основополагающие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел, как органов, ведающих в вопросах гражданства, выявлены некоторые проблемные аспекты в практике его применения, предложены пути совершенствования. В статье отмечается, что важной вехой в развитии конституционно-правового института «гражданства» стал 2023 г. Автором рассмотрены основные новеллы в законодательстве, а также механизм реализации новых институтов ОВД, таких как, например, «прекращение гражданства». Акцент также сделан на рассмотрении предоставления органами внутренних дел государственной услуги - регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства. Итогом стали сформулированные предложения по совершенствованию правового регулирования и практики его применения органами внутренних дел в сфере гражданства.
В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации принципа охраны земли при изъятии земельных участков для государственных нужд в Российской Федерации. Автором проанализированы основы теоретического и законодательного обеспечения принципа охраны земли. Приводится мнения учёных по рассматриваемому вопросу. Исследована современная единая система мер по охране земель. В центре внимания находится механизм правового регулирования института охраны земли в Российской Федерации. Аргументируется, что эффективность действующей системы изъятия земель для государственных нужд не может оцениваться в отрыве от системы обеспечения охраны земли в целом. В заданной рамке исследования обосновывается необходимость совершенствования механизма реализации принципа охраны земли при изъятии земельных участков для государственных нужд, что в свою очередь позволит обеспечить более эффективное и справедливое регулирование данных правоотношений, и снизить риски возникновения конфликтов и судебных споров.
Регулирование дорожного движения- одна из сфер деятельности правоохранительных органов. В настоящее время развивающаяся инфраструктура городов и других населённых пунктов позволяет вмещать и обслуживать всё большее и большее количество автомобилей. С учётом современных тенденций всё большее количество отраслей требуют многочисленного личного и коммерческого транспорта для удовлетворения логистических потребностей. В связи с увеличением объёма использования транспортных средств увеличивается и количество административных правонарушений на дорогах общего пользования. Выявление проблем в целях превенции и своевременного пресечения, а также пути достижения указанных целей позволят уменьшить количество административных правонарушений и сделать эксплуатацию дорог общего пользования безопасней.
В статье анализируются исторические аспекты зарождения, становления и развития права граждан на обращения в публичные органы власти. В качестве этапов, выступающих предметом исследования, предлагается рассматривать: дореволюционный, советский и современный. Проводится сравнительно-правовое исследование трактовок термина «обращение» в различные исторические периоды. Автор принимает точку зрения тех авторов, которые делают вывод о том, что основы современного правового явления известного как «обращения» имеют корни в челобитных, так как они впервые были юридически закреплены в Судебнике 1497 года (дореволюционный период), однако челобитные имели суть прошения. Анализ данного и более поздних нормативных правовых актов, связанных с регламентацией обращений позволяют отследить, как представления о содержании права на обращения расширялись в связи с закреплением на нормативном уровне возможности обращаться как с индивидуальными, так и с коллективными обращениями, с обособлением анонимных, повторных прошений и др. Автором анализируется уровень развития теоретической и юридической составляющей сущности и содержания права на обращение в каждом из периодов. В советский период отмечается, что на уровне закона, впервые в Конституции СССР 1977 г. было закреплено право на обращение, но в специфическом оформлении. Лишь в современный период, в связи со сменой парадигмы государственного развития, содержание права на обращение расширяется и уточняется в содержательных, сущностных и процедурных параметрах. На основе изучения большого массива научной литературы делается вывод о том, что современная регламентация, социальная сущность, формально-юридическое содержание права на обращение есть итог развития взаимоотношений личности с государством в области становления и развития политических прав граждан. С учетом того, что в основе права на обращения лежит право на свободу к получению и распространению информации, включая ее передачу, современный этап развития института обращений граждан подчиняется всеобщему тренду оцифровывания.
В статье сформулированы основные источники как внутренних, так и внешних угроз для России в условиях проведения специальной военной операции на Украине. Исследованы некоторые вопросы обеспечения национальной безопасности после вооруженного вторжения регулярных ВС Украины в Курскую область. Определено место и роль войск национальной гвардии как элемента военной организации государства при обеспечении национальной безопасности российского государства в условиях ведения противником «гибридной войны». Объем и сложность служебно-боевых (боевых) задач, возлагаемых руководством страны на войска национальной гвардии в мирное и военное время, велики, что предопределяет их роль и место в системе национальной безопасности Российской Федерации. Вместе с тем, следует учесть, что каждая из задач требует от командира и штаба, организующего применение воинских формирований, высокой организованности, обязательного учета особенностей выполнения каждой из них. При этом необходимо использовать опыт, полученный военнослужащими и сотрудниками ВНГ при участии в специальной военной операции на территории Украины и поддержании особого правового режима военного положения, введенного в ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонских областях России. Как в мирное, так и в военное время успех выполнения рассматриваемых задач во многом определяется появлением новых образовательных учреждений для повышения уровнем подготовки личного состава всех категорий, появлением новых танковых подразделений и подразделений БПЛА в войсках, оснащением ВНГ современными образцами вооружения и военной (специальной) техникой и специальными средствами.
В статье актуализируется вопрос целесообразности изучения и внедрения в России зарубежного опыта противодействия подростковому «трейнсерфингу» (зацепингу). Обращено внимание на опыт полиции государств с развитой железнодорожной и метрополитенной инфраструктурой: Австралии, Великобритании, Германии, Индии, Индонезии, Канады, США, Франции, Японии, а также отдельных государств-членов СНГ. Установлено, что в зарубежных государствах специфика деятельности полиции в области противодействия «зацепингу» характеризуется: наличием различных подходов к пониманию сущности и деликтации «зацепинга» (его разновидностей) в законодательстве и отнесении противодействия этому явлению к компетенции полиции; степенью вовлечения полиции в систему взаимодействия с другими участниками процессов противодействия подростковому «трейнсерфингу» (зацепингу); применение современных информационных технологий для выявления и пресечения фактов «зацепинга», групп несовершеннолетних, увлекающихся этим видом антиобщественного поведения, а также взрослых-координаторов, вовлекающих подростков в «трейнсерфинг»; использованием полицией возможностей правового информирования, правовой пропаганды как средств профилактики «зацепинга» и других нарушений подростками правил безопасности на железнодорожном транспорте и метро и др. К основным направлениям внедрения рассмотренного нами положительного зарубежного опыта в деятельность полиции России отнесены: совершенствование нормативных правовых актов, устанавливающих предупреждение, выявления и пресечение улучшение качества информационного обеспечения выявления лиц, склонных к «зацепингу» путем использования информационно-телекоммуникационных технологий на основе искусственного интеллекта, построения алгоритмов поиска информации, связанной с «зацепингом» в социальных сетях, расширения покрытия объектов транспортной инфраструктуры современными средствами видеонаблюдения и др.; повышение эффективности взаимодействия с администрацией РЖД и метрополитенов в ходе проведения совместных мероприятий по выявлению несанкционированного появления подростков в опасных местах и перемещения в поездах, осуществления общей профилактики «зацепинга» в образовательных организациях и т. п.; активизация взаимодействия с интернет-сообществом в области недопущения распространения контента, пропагандирующего «зацепинг» и увеличения публикаций, отражающих его общественную опасность; инициирование вовлечения в пропагандистские акции известных молодежи российских представителей спорта, музыки, киноиндустрии и др.
Возникновение международных баз данных с персонифицированной информацией; новые телекоммуникационные возможности современного мира; информатизация большинства сфер жизни нашего общества породили угрозы, способствующие нарушению неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны при обработке персональных данных. Появилась потребность и необходимость к объединению усилий на международном уровне для разработки новых механизмов системы защиты неприкосновенности частной жизни в сфере персональных данных. Вторая половина 20-го века (60-70-е гг.) стала началом официальных действий в данной сфере. Принятые в зарубежных странах нормативно-правовые акты закрепляли следующие принципы защиты персональных данных: соразмерности объема запрашиваемой информации, целям деятельности субъекта, от которого поступил запрос; открытости; прозрачности: предоставление информации о стороне, предоставляющей данные и ее ответственности. Новый период в развитии исследуемого института наступил с момента принятия Генерального регламента по защите персональных данных Европейским Парламентом и Советом ЕС, на основе которого появилась новая схема обмена персональными данными между ЕС и США. Новые требования при обмене информацией включают в себя: законность, целесообразность, справедливость и адекватность обработки; хранение в форме, позволяющей идентифицировать субъекта данных; обязательность сертификации операторов передачи данных; осуществление контроля и надзора за трансатлантическими операциями; введение особого порядка передачи данных, собранных оперативно-розыскными путем.
В статье анализируются последние изменения ведомственного регулирования процесса специальной (служебно-прикладной) физической подготовки в органах внутренних дел. Определены особенности специальной физической подготовки сотрудников полиции к выполнению служебных задач в особых условиях. Акцентировано внимание на основных недостатках ведомственного регулирования данной сферы. С учетом выявленных в ходе исследования особенностей выполнения сотрудниками полиции служебных задач в особых условиях предложены пути совершенствования процесса специальной физической подготовки в органах внутренних дел.
Статья посвящена исследованию ряда проблем, связанных с правовым регулированием и обеспечением эффективности прокурорского надзора. Автор доказывает и обосновывает, что принятый ч. 1 ст. 129 Конституции РФ нормативно-правовой подход к разграничению прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнением законов - следствие длительной эволюции конституционных основ организации и деятельности прокуратуры, что позволяет в значительной степени учитывать достижения судебной реформы Александра II, советского государства и права, а также условия современного общества, которое испытывает системный и устойчивый спрос на правозащитные приоритеты в прокурорском надзоре, основную направленность прокурорской деятельности на обеспечение верховенства Конституции, конституционной законности и правопорядка, гармоничный учет прав и законных интересов личности, общества и государства.
Статья посвящена исследованию ряда проблем, связанных с институционализацией компетенции представительных органов муниципальных образований в юридической науке и законодательной деятельности. Автор доказывает, что разграничение компетенции должно быть связано со степенью легитимности если не прямой причинно-следственной зависимостью, то, во всяком случае, на основе принципа корреляции. Иное представляло бы неосновательное отступление от конституционных принципов народовластия, народного суверенитета и верховенства народной воли. Конституционный институт компетенции - инструментарий, который позволяет продуктивно разграничить законное и целесообразное, требуемое правом и лишь желательное с общественно-политической точки зрения. При этом необходимы балансирующие механизмы и сдерживающие юридические институты, которые не позволяли бы представительным органам муниципальных образований, ввиду широты их компетенции, злоупотреблять публичной властью, пользоваться ею вопреки народной воле, использовать ее вне конституционного предназначения.
В статье исследуются проблемы целевой направленности конституционного регулирования в Российской Федерации. Конструкция системы конституционного регулирования основывается на закрепленной в Конституции РФ концепции самоуправления народа России. Программно-целевой блок системы конституционного регулирования формируется на этапе конституционного правотворчества, являясь сочетанием факторов преемственности, нормативного прогнозирования, теоретико-идеологической корректировки, выявленного в ходе социологических исследований «образа будущего», воплощенного в целевых установках. Данные программно-целевые установки конструируются в виде нормативной формы, регламентирующей статус конституционного субъектного состава - объектов конституционного регулирования. Эта нормативная форма, регламентируя процесс движения объектов (субъектного состава) в параметрах «прошлое - настоящее - будущее», сообщает процессу целевую заданность и направленность. Особая роль в обеспечении управления рассматриваемым процессом придается функциям конституционного регулирования.
Статья посвящена анализу динамики права в контексте эволюции государственно-правовой системы. Авторы рассматривают право как универсальный социальный регулятор, находящийся в постоянном движении под влиянием социально-экономических изменений. Особое внимание уделяется взаимодействию статики и динамики права, где стабильность правовой системы обеспечивает устойчивость общественных отношений, а динамика отражает адаптацию права к изменяющимся условиям. В статье приводится дифференциация динамики права на регрессивную и прогрессивную, подчеркивается роль законодательной техники в обеспечении стабильности правовой системы. В заключение подчеркивается, что баланс между стабильностью и изменчивостью права является ключевым фактором эффективности государственной власти и правопорядка.
В статье представлено авторское видение, основанное на анализе соответствующих нормативных актов и научных публикациях организации, подчиненных правительству домашнего самоуправления Фарерских островов Правительственном банке Фарерских островов и о Фарерском совете по рискам. Подобный подход к самоуправляющимся (автономным) территориям является совершенно новым как мировой практике, и практике Дании, так как существенно расширяет самостоятельность автономных образований в их финансовых действиях, операциях. Получившая широкое самоуправление в 2009 г. Гренландия не обладает аналогичным по сфере действия институтом, а лишь может использовать действующие на ее территории коммерческие банки, но, с использованием весьма детальных норм специального закона от 7.10.2015 г.
Статья посвящена исследованию истории правового сопровождения процессов создания и функционирования на территории Республики Крым российских судебных органов в переходный период, который длился с 18 марта 2014 г. по 01.01.2015 г. В настоящей научной работе приведены нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Крым, составляющие правовые основы вышеуказанных процессов, а также сферы их применения.
В статье исследованы порядок формирования федеральных судов соответствующей юрисдикции, их подведомственность и подсудность, особенности рассмотрения соответствующих дел, в т. ч. в первой и апелляционной инстанциях, финансовое и организационное обеспечение их деятельности в рассматриваемый исторический период и т. д. Работа содержит анализ определенных проблем осуществления деятельности судебных органов в Республике Крым, связанных с необходимостью взаимодействия норм российского и украинского законодательства в сфере осуществления правосудия именно в переходный период, и путей их преодоления. Рассмотрен вопрос применения общих правил преюдициальности в отношении судебных актов, принятых в Республике Крым в переходный период. Отдельно исследован порядок создания и деятельности мировых судов в Республике Крым в переходный период, их юрисдикция, требования к мировым судьям и т. д. Кроме того, в данной научной работе рассмотрено соотношение понятий «Правосудие», «Судебная власть» и «Судебная система».
В статье дана оценка генезиса и становления организационно-правовых основ уголовного сыска в России в конце XVI - XVII вв. Термин «сыск» применяется с учетом методологических подходов, сложившихся в историко-правовой науке. Отмечается, что ужесточение карательно-репрессивного курса государства, лежащего в основе проводимой в Московском государстве антикриминальной политики, проявляется в огосударствлении органов, осуществляющих борьбу с преступностью. Рассмотрена практика следственно-розыскных мероприятий, осуществляемая правоохранительными органами, в условиях перехода от сословно-представительной монархии к абсолютной. Процесс совершенствования организации сыска на всех этапах его эволюции отражается в эволюционировании организационно-правовых основ государственного аппарата, регламентации процедур уголовного процесса. Поиск оптимальных механизмов противодействия преступности в рассматриваемый период, связанный с укреплением централизации Русского государства, привел к упорядочению структуры органов, рассматривающих уголовные дела. В целом судебные учреждения на этапе конца XVI - XVII вв. являлись непременным и важнейшим звеном в реализации государственно-правовой политики по противодействию преступности в то время. Наказания, которые определяли суды, в рассматриваемый период были законодательно систематизированы, они отличались жестокостью и многообразием.
Статья посвящена изучению процесса разработки закона о самоуправлении Гренландии 2009 г. Указаны направления государственного регулирования, переданные самоуправлению с 1978 г. со стороны Дании; процесс создания соответствующей комиссии и политические силы, инициировавшие данный процесс; определение круга ведения будущей комиссии в 2004 г.; ход работы и круг обсуждаемых ей вопросов; взаимоотношения в ходе разработки проекта с органами власти Дании; разработка проекта Закона о самоуправлении Гренландии и иных, сопутствующих законопроектов. Указаны направления деятельности рабочих групп, обозначены содержания их работы. Выявлены нормативные ограничения теоретических изысканий комиссии, основой которой являлась целостность государства Дании. Указан результат работы - проект закона о самоуправлении Гренландии.
В современный период Российская Федерация сталкивается с различными вызовами, как внутренними, так и внешними, которые обязывают законодателей оперативно реагировать на происходящие перемены в социуме. Важно, чтобы в арсенале государственного управления были инструменты для введения особых правовых режимов и экстренных мер. Это необходимо для поддержания стабильности и адекватного управления социальными процессами как в повседневной жизни, так и во время возникновения чрезвычайных обстоятельств. Изучив различные концепции ординарных, специальных и экстраординарных режимов в теории права, можно сделать вывод, что каждый из этих режимов представляет собой систематизированный комплекс правовых инструментов, обеспечивающих стабильную работу системы правового управления социальными связями. Эти связи могут быть как повседневными, так и возникать в результате чрезвычайных событий. Правовые механизмы и гарантии образуют рамки, в которых происходит реализация интересов индивидов, общества и государства. Основная цель любого правового режима - это обеспечение достижения наилучшего результата, который имеет социальное значение в контексте правового регулирования.
В статье рассматриваются особенности социальных наук, а также группы научных специальностей «Право» в их составе. Делается акцент на их серьезной зависимости от политических, идеологических, мировоззренческих, ценностных и иных факторов. Утверждается бесперспективность «деиделогизации» социального и политико-правового знания в силу политического и идеологического характера права и государства, иных политико-правовых институтов.
Кроме того, в статье фрагментарно рассматриваются основные правовые концепции, которые находятся в своеобразной конкуренции между собой и, тем не менее, консолидировано выступают против юридического позитивизма и нормативизма. Подчеркивается, что современная юридическая наука не столь хорошо знакома с различными вариантами нормативизма. И, прежде всего, этического. Между тем, у него есть хорошие перспективы, как научные, так и практические.
Статья освещает ключевые моменты такой разновидности интерпретационной работы как неофициальное казуальное толкование юридических норм. В силу неоднозначного осмысления данного вида деятельности и в то же время ее обширного распространения на практике определяется семантическое содержание понятия неофициального казуального толкования, устанавливаются его признаки и видовое разнообразие. Аргументируется существенная роль во влиянии неофициального казуального толкования на правовую жизнь. Утверждается, что проведение неофициального казуального толкования следует рассматривать в качестве интеллектуально-волевой познавательной деятельности негосударственных и невластных субъектов. Подчеркивается значение неофициального толкования для повышения правовой культуры общества в целом и уровня правосознания отдельной личности. Презюмируется необходимость учета последних тенденции в цифровизации правовой действительности, которые детерминируют образование новой роботизированной вариации казуального толкования юридической нормы.
Политика является важной составляющей развития государства. Безусловно, Д. И. Менделеев, будучи государственным мыслителем, не мог пройти мимо проблем российского государства в данном направлении. Он был сторонником идеи миролюбивой политики на мировой арене. Многие мысли, поднятые им в его времена, находят свое отражение и в нынешних реалиях. Идеи Менделеева и сегодня вдохновляют на поиск новых решений в области права и государственного управления, подчеркивая необходимость продолжения интеграции научных достижений в правовую систему для обеспечения устойчивого развития общества и государства. Его предложения и взгляды служат основой для дальнейших исследований и разработок в области права, экономики и управления, подчеркивая важность научного подхода в решении социальных и экономических задач на государственном и международном уровнях.
В статье рассматриваются доктринальные подходы к классификации информации и определения её соотношения с такими понятиями, как сведения, данные, тайны и мн. др. В контексте развития российского информационного законодательства отмечаются противоречия, возникшие в связи с недостаточной системностью понятийного аппарата в сфере информационных отношений. Особо отмечается несоответствие понятийного аппарата информационного законодательства и законодательства об интеллектуальной собственности, многие объекты которой имеют выраженную информационную природу. В качестве оптимальных юридических критериев для классификации многообразия видов информации предлагаются форма её закрепления и режим доступа к ней. С учётом первого критерия предложено выделять среди информации, существующей в цифровой форме, информацию, созданную человеком, и информацию, сгенерированную алгоритмами искусственного интеллекта для целей её последующей маркировки. С учётом второго критерия предложена авторская классификация видов информации, исходя из режима доступа, когда такой доступ ограничивается либо в связи с высокой ценностью информации, либо в связи с её вредоносным характером.
В статье исследуется ряд проблем, связанных с совершенствованием механизма доступа к правосудию в современной России. Автор обосновывает точку зрения, что традиционная судебная практика в России опирается на сравнительно узкое истолкование jus ut procedatur, принимая во внимание, главным образом, противоправность не привлечения в процесс заинтересованных субъектов; не извещения либо ненадлежащего извещения лиц, участвующих в деле; разрешения дела в отсутствие одной из сторон при наличии уважительных причин неявки в суд. Вместе с тем, правовые позиции Конституционного Суда РФ свидетельствуют о более широкой интерпретации принципа «быть выслушанным в суде», конструируемого в форме субъективного конституционного права.
Евангелическо-Лютеранская Церковь Дании является государственным учреждением, управляемое с середины 19 в. различными государственными органами, в том числе и министерствами образования и церкви и т. п. Ведя большую работу на территории всей страны данная Церковь распространила свое влияние, в виде миссионерско-образовательной и просветительной деятельности в том числе на принадлежащие Дании к началу ХХ в. территории - Исландию, Фарерские острова, Гренландию и т. п. Кроме того, в данный период, Церковь играет большую роль в организации местного самоуправления, становления на островах системы права, европейских и христианских ценностей. С преобразованием Гренландии в провинцию Дании изменился и статус служащих Церкви, а введение домашнего управления в 1978 г. поставило ряд вопросов о коррекции ее функций и места в системе местных органов власти.
Процесс организации подготовки кадров для пенитенциарной системы Финляндии, начавшийся еще в Х1Х в. в виде полусамодеятельных курсов по подготовке надзирателей в Великом княжестве Финляндском, после введения уголовного кодекса в 1889 г., обретения независимости в 1917 г. и становления самостоятельной службы исполнения наказания, во второй половине ХХ в. привел к созданию в 1976 г. Института подготовки персонала тюрем и службы пробации Минюста Финляндии. Сменивший его Пенитенциарный центр (создан в 2001 г.), в свою очередь был сменен ныне действующим Учебным центром по уголовным санкциям, являющегося комплексным учебным заведением, взаимодействующий с иными научными и образовательными учреждениями страны, действующих на основе общегосударственных норм о среднем и специальном образованиях.
В статье показано развитие правовой базы, регламентировавшей правовой статус военнослужащих войск НКВД СССР в предвоенный период и годы Великой Отечественной войны. Раскрывается нормативная основа правового статуса военнослужащих войск внутреннего предназначения, определяющая его особенности. В заключение делается вывод о необходимости использования опыта нормотворчества военных лет в современных военно-политических условиях при совершенствовании правового статуса военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации.
Программа по ликвидации безграмотности населения является одним из выдающихся примеров успешной политики преодоления советской властью кризисных социальных явлений, тормозивших взятый в середине 20-х годов XX в. курс на ускоренную индустриализацию экономики. После завершения процесса создания к концу 1923 года органов управления кампанией ликбеза возникла необходимость совершенствования и расширения правового сопровождения программы, позволившего бы запустить процесс преодоления проблемы неграмотности и малограмотности населения в ускоренном темпе и завершить его к десятилетней годовщине Октябрьской Революции (т. е. к 7 ноября 1927 г.). В настоящей статье подвергнуты анализу принятые в период с 1923 года по начало 1928 года организационно-правовые акты, регламентировавшие программу ликвидации безграмотности на территории РСФСР, рассмотрена их динамика, специфика и эффективность. Совокупность этих документов составляет основной этап правового сопровождения кампании ликбеза, в последующие годы регламентация этого процесса преимущественно будет сосредоточена в документах общественных организаций.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru