В статье рассматриваются доктринальные подходы к классификации информации и определения её соотношения с такими понятиями, как сведения, данные, тайны и мн. др. В контексте развития российского информационного законодательства отмечаются противоречия, возникшие в связи с недостаточной системностью понятийного аппарата в сфере информационных отношений. Особо отмечается несоответствие понятийного аппарата информационного законодательства и законодательства об интеллектуальной собственности, многие объекты которой имеют выраженную информационную природу. В качестве оптимальных юридических критериев для классификации многообразия видов информации предлагаются форма её закрепления и режим доступа к ней. С учётом первого критерия предложено выделять среди информации, существующей в цифровой форме, информацию, созданную человеком, и информацию, сгенерированную алгоритмами искусственного интеллекта для целей её последующей маркировки. С учётом второго критерия предложена авторская классификация видов информации, исходя из режима доступа, когда такой доступ ограничивается либо в связи с высокой ценностью информации, либо в связи с её вредоносным характером.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
Легальное определение информации, как обособленного объекта общественных отношений, впервые появилось в российском законодательстве в 1995 году с принятием Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» [1] (далее – ФЗ № 24).
Список литературы
1. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (с изм. и доп.) “Об информации, информатизации и защите информации” (утратил силу) // СПС “Консультант Плюс”.
2. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 23 ноября 2024 г.) “О средствах массовой информации” // СПС “Консультант Плюс”.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // СПС “Консультант Плюс”.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 8 августа 2024 г., с изм. от 31 октября 2024 г.) // СПС “Консультант Плюс”.
5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 23 ноября 2024 г.) “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” // СПС “Консультант Плюс”.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 13 декабря 2024 г.) // СПС “Консультант Плюс”.
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Москва, 2002. -Текст: непосредственный.
8. Бачило И. Л. Проблемы теории информационного права / И.Л. Бачило. - Текст: непосредственный // Сб. мат. теоретического семинара по информационному праву / отв. ред. д.ю.н., проф. И.Л. Бачило -Москва: Институт государства и права РАН, 2006. - С. 9-27.
9. Минбалеев А. В. Информация, как объект правоотношений в России и за рубежом. - Текст: непосредственный // Наследие юридической науки и современность: сб. мат. V междунар. школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 26-28 мая 2010 г.) / отв. ред. В.И. Лафитский. -Москва, 2011. - С. 685-692.
10. Полякова Т.А. Развитие понятийного аппарата в области обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации. - Текст: непосредственный // Понятийный аппарат в информационном праве / отв. ред. И.Л. Бачило, Т.А. Полякова, В.Б. Наумов. Кол. монография. - Москва: ИГП РАН. -Издательство “Канон+”, РООИ “Реабилитация”, 2017. - С. 29-43. EDN: EUQFYF
11. Талапина Э.В. Понятийный аппарат информационного права сквозь призму сравнительного правоведения. - Текст: непосредственный // Понятийный аппарат в информационном праве / отв. ред. И.Л. Бачило, Т.А. Полякова, В.Б. Наумов. Кол. монография. - Москва: ИГП РАН. - Издательство “Ка-нон+”, РООИ “Реабилитация”, 2017. - С. 108-122.
12. Терещенко Л. К. Трансформация понятийного аппарата информационного права в условиях цифровизации // Журнал российского права. - 2022. - Т. 26. - № 12. - С. 98-110. - 10.12737/jrl.2022.131. - Текст: непосредственный. DOI: 10.12737/jrl.2022.131.- EDN: VFBVRF
13. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 23 ноября 2024 г.) “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” // СПС “Консультант Плюс”.
14. Волков Ю.В. Информация - базовый термин в информационном праве. - Текст: непосредственный // Понятийный аппарат в информационном праве / отв. ред. И.Л. Бачило, Т.А. Полякова, В.Б. Наумов. Кол. монография. - Москва: ИГП РАН. - Издательство “Канон+”, РООИ “Реабилитация”, 2017. -С. 98-107.
15. Волков Ю.В. Термин “информация” в контексте законодательства // Юрислингвистика. - 2011. -№ 11. - С. 424-426. - Текст: непосредственный. EDN: WCMSWX
16. Федотов М.А. Информационное право: учебник и практикум для вузов / М.А. Федотов [и др.]; под ред. М.А. Федотова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2025. - 868 с. - (Высшее образование). - Текст: непосредственный.
17. Назаров Н.А. Соотношение и разграничение информации и данных // Актуальные проблемы российского права. - 2024. - T. 19. - № 11. - С. 21-30. - 10.17803/1994-1471.2024.168.11.021- 030. -Текст: непосредственный. DOI: 10.17803/1994-1471.2024.168.11.021-030.- EDN: IMRNQA
18. Савельев А.И. Проблемы применения законодательства о персональных данных в эпоху -Больших данных“ (Big Data) // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2015. - №1. - С. 43-66. - Текст: непосредственный. EDN: WYYJPP
19. Троян Н.А. Правовая информация как условие трансформации информационного общества в эпоху цифровизации // Право и государство: теория и практика. - 2020. - № 10 (190). - С. 133-137. - Текст: непосредственный.
20. Огородов Д.В. Правовые отношения в информационной сфере: автореф. дис.. канд. юрид. наук: 12.00.14. - Москва: Институт государства и права РАН, 2002. - Текст: непосредственный. EDN: NHGZBH
21. Авдеева М.В., Пиджаков А.Ю. “Тайна” как правовое понятие. // Ленинградский юридический журнал. - 2012. - № 4. - С. 137-143. - Текст: непосредственный. EDN: PYQSMT
22. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 22 июля 2024 г.) // СПС “Консультант Плюс”.
23. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (ред. от 8 августа 2024 г.) “О коммерческой тайне” // СПС “Консультант Плюс”.
24. Соболев А. А. О соотношении понятий “Секрет производства”, “Ноу-хау” и “Информация, составляющая коммерческую тайну” // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2014. - № 14 (2). - С. 113-116. - Текст: непосредственный. EDN: QLAZSP
25. Минбалеев А.В. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества: автореф. дис.. д-ра юрид. наук: 12.00.14. - Челябинск: ЮУрГУ, 2012. - Текст: непосредственный. EDN: QSPNDJ
26. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (ред. от 23 ноября 2024 г.) “О рекламе” // СПС “Консультант Плюс”.
27. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник. / под ред. Топорнина Б.Н. - Москва: Институт государства и права РАН, Юридический центр Пресс, 2001. - Текст: непосредственный.
28. Смирнов А. А. Негативный контент: проблемы идентификации в контексте правового регулирования // Информационное право. - 2015. - №2. - С. 18-25. - Текст: непосредственный. EDN: TTZXUD
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность статьи обусловлена современными геополитическими процессами, в которых особое значение отводится вопросам гражданства Российской Федерации. Гражданство представляет собой уникальный характер взаимоотношений между личностью и государством, который выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей. Подчеркивая важность указанного положения, Конституция Российской Федерации содержит положение о том, что гражданство - это исключительная прерогатива органов государственной власти Российской Федерации. Ключевым звеном в механизме реализации конституционных положений о гражданстве являются органы внутренних дел, на которые законом возлагается большинство полномочий в указанной сфере. Автором рассмотрены основополагающие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел, как органов, ведающих в вопросах гражданства, выявлены некоторые проблемные аспекты в практике его применения, предложены пути совершенствования. В статье отмечается, что важной вехой в развитии конституционно-правового института «гражданства» стал 2023 г. Автором рассмотрены основные новеллы в законодательстве, а также механизм реализации новых институтов ОВД, таких как, например, «прекращение гражданства». Акцент также сделан на рассмотрении предоставления органами внутренних дел государственной услуги - регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства. Итогом стали сформулированные предложения по совершенствованию правового регулирования и практики его применения органами внутренних дел в сфере гражданства.
В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации принципа охраны земли при изъятии земельных участков для государственных нужд в Российской Федерации. Автором проанализированы основы теоретического и законодательного обеспечения принципа охраны земли. Приводится мнения учёных по рассматриваемому вопросу. Исследована современная единая система мер по охране земель. В центре внимания находится механизм правового регулирования института охраны земли в Российской Федерации. Аргументируется, что эффективность действующей системы изъятия земель для государственных нужд не может оцениваться в отрыве от системы обеспечения охраны земли в целом. В заданной рамке исследования обосновывается необходимость совершенствования механизма реализации принципа охраны земли при изъятии земельных участков для государственных нужд, что в свою очередь позволит обеспечить более эффективное и справедливое регулирование данных правоотношений, и снизить риски возникновения конфликтов и судебных споров.
Регулирование дорожного движения- одна из сфер деятельности правоохранительных органов. В настоящее время развивающаяся инфраструктура городов и других населённых пунктов позволяет вмещать и обслуживать всё большее и большее количество автомобилей. С учётом современных тенденций всё большее количество отраслей требуют многочисленного личного и коммерческого транспорта для удовлетворения логистических потребностей. В связи с увеличением объёма использования транспортных средств увеличивается и количество административных правонарушений на дорогах общего пользования. Выявление проблем в целях превенции и своевременного пресечения, а также пути достижения указанных целей позволят уменьшить количество административных правонарушений и сделать эксплуатацию дорог общего пользования безопасней.
В статье анализируются исторические аспекты зарождения, становления и развития права граждан на обращения в публичные органы власти. В качестве этапов, выступающих предметом исследования, предлагается рассматривать: дореволюционный, советский и современный. Проводится сравнительно-правовое исследование трактовок термина «обращение» в различные исторические периоды. Автор принимает точку зрения тех авторов, которые делают вывод о том, что основы современного правового явления известного как «обращения» имеют корни в челобитных, так как они впервые были юридически закреплены в Судебнике 1497 года (дореволюционный период), однако челобитные имели суть прошения. Анализ данного и более поздних нормативных правовых актов, связанных с регламентацией обращений позволяют отследить, как представления о содержании права на обращения расширялись в связи с закреплением на нормативном уровне возможности обращаться как с индивидуальными, так и с коллективными обращениями, с обособлением анонимных, повторных прошений и др. Автором анализируется уровень развития теоретической и юридической составляющей сущности и содержания права на обращение в каждом из периодов. В советский период отмечается, что на уровне закона, впервые в Конституции СССР 1977 г. было закреплено право на обращение, но в специфическом оформлении. Лишь в современный период, в связи со сменой парадигмы государственного развития, содержание права на обращение расширяется и уточняется в содержательных, сущностных и процедурных параметрах. На основе изучения большого массива научной литературы делается вывод о том, что современная регламентация, социальная сущность, формально-юридическое содержание права на обращение есть итог развития взаимоотношений личности с государством в области становления и развития политических прав граждан. С учетом того, что в основе права на обращения лежит право на свободу к получению и распространению информации, включая ее передачу, современный этап развития института обращений граждан подчиняется всеобщему тренду оцифровывания.
В статье сформулированы основные источники как внутренних, так и внешних угроз для России в условиях проведения специальной военной операции на Украине. Исследованы некоторые вопросы обеспечения национальной безопасности после вооруженного вторжения регулярных ВС Украины в Курскую область. Определено место и роль войск национальной гвардии как элемента военной организации государства при обеспечении национальной безопасности российского государства в условиях ведения противником «гибридной войны». Объем и сложность служебно-боевых (боевых) задач, возлагаемых руководством страны на войска национальной гвардии в мирное и военное время, велики, что предопределяет их роль и место в системе национальной безопасности Российской Федерации. Вместе с тем, следует учесть, что каждая из задач требует от командира и штаба, организующего применение воинских формирований, высокой организованности, обязательного учета особенностей выполнения каждой из них. При этом необходимо использовать опыт, полученный военнослужащими и сотрудниками ВНГ при участии в специальной военной операции на территории Украины и поддержании особого правового режима военного положения, введенного в ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонских областях России. Как в мирное, так и в военное время успех выполнения рассматриваемых задач во многом определяется появлением новых образовательных учреждений для повышения уровнем подготовки личного состава всех категорий, появлением новых танковых подразделений и подразделений БПЛА в войсках, оснащением ВНГ современными образцами вооружения и военной (специальной) техникой и специальными средствами.
В статье актуализируется вопрос целесообразности изучения и внедрения в России зарубежного опыта противодействия подростковому «трейнсерфингу» (зацепингу). Обращено внимание на опыт полиции государств с развитой железнодорожной и метрополитенной инфраструктурой: Австралии, Великобритании, Германии, Индии, Индонезии, Канады, США, Франции, Японии, а также отдельных государств-членов СНГ. Установлено, что в зарубежных государствах специфика деятельности полиции в области противодействия «зацепингу» характеризуется: наличием различных подходов к пониманию сущности и деликтации «зацепинга» (его разновидностей) в законодательстве и отнесении противодействия этому явлению к компетенции полиции; степенью вовлечения полиции в систему взаимодействия с другими участниками процессов противодействия подростковому «трейнсерфингу» (зацепингу); применение современных информационных технологий для выявления и пресечения фактов «зацепинга», групп несовершеннолетних, увлекающихся этим видом антиобщественного поведения, а также взрослых-координаторов, вовлекающих подростков в «трейнсерфинг»; использованием полицией возможностей правового информирования, правовой пропаганды как средств профилактики «зацепинга» и других нарушений подростками правил безопасности на железнодорожном транспорте и метро и др. К основным направлениям внедрения рассмотренного нами положительного зарубежного опыта в деятельность полиции России отнесены: совершенствование нормативных правовых актов, устанавливающих предупреждение, выявления и пресечение улучшение качества информационного обеспечения выявления лиц, склонных к «зацепингу» путем использования информационно-телекоммуникационных технологий на основе искусственного интеллекта, построения алгоритмов поиска информации, связанной с «зацепингом» в социальных сетях, расширения покрытия объектов транспортной инфраструктуры современными средствами видеонаблюдения и др.; повышение эффективности взаимодействия с администрацией РЖД и метрополитенов в ходе проведения совместных мероприятий по выявлению несанкционированного появления подростков в опасных местах и перемещения в поездах, осуществления общей профилактики «зацепинга» в образовательных организациях и т. п.; активизация взаимодействия с интернет-сообществом в области недопущения распространения контента, пропагандирующего «зацепинг» и увеличения публикаций, отражающих его общественную опасность; инициирование вовлечения в пропагандистские акции известных молодежи российских представителей спорта, музыки, киноиндустрии и др.
Возникновение международных баз данных с персонифицированной информацией; новые телекоммуникационные возможности современного мира; информатизация большинства сфер жизни нашего общества породили угрозы, способствующие нарушению неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны при обработке персональных данных. Появилась потребность и необходимость к объединению усилий на международном уровне для разработки новых механизмов системы защиты неприкосновенности частной жизни в сфере персональных данных. Вторая половина 20-го века (60-70-е гг.) стала началом официальных действий в данной сфере. Принятые в зарубежных странах нормативно-правовые акты закрепляли следующие принципы защиты персональных данных: соразмерности объема запрашиваемой информации, целям деятельности субъекта, от которого поступил запрос; открытости; прозрачности: предоставление информации о стороне, предоставляющей данные и ее ответственности. Новый период в развитии исследуемого института наступил с момента принятия Генерального регламента по защите персональных данных Европейским Парламентом и Советом ЕС, на основе которого появилась новая схема обмена персональными данными между ЕС и США. Новые требования при обмене информацией включают в себя: законность, целесообразность, справедливость и адекватность обработки; хранение в форме, позволяющей идентифицировать субъекта данных; обязательность сертификации операторов передачи данных; осуществление контроля и надзора за трансатлантическими операциями; введение особого порядка передачи данных, собранных оперативно-розыскными путем.
В статье анализируются последние изменения ведомственного регулирования процесса специальной (служебно-прикладной) физической подготовки в органах внутренних дел. Определены особенности специальной физической подготовки сотрудников полиции к выполнению служебных задач в особых условиях. Акцентировано внимание на основных недостатках ведомственного регулирования данной сферы. С учетом выявленных в ходе исследования особенностей выполнения сотрудниками полиции служебных задач в особых условиях предложены пути совершенствования процесса специальной физической подготовки в органах внутренних дел.
Статья посвящена исследованию ряда проблем, связанных с правовым регулированием и обеспечением эффективности прокурорского надзора. Автор доказывает и обосновывает, что принятый ч. 1 ст. 129 Конституции РФ нормативно-правовой подход к разграничению прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнением законов - следствие длительной эволюции конституционных основ организации и деятельности прокуратуры, что позволяет в значительной степени учитывать достижения судебной реформы Александра II, советского государства и права, а также условия современного общества, которое испытывает системный и устойчивый спрос на правозащитные приоритеты в прокурорском надзоре, основную направленность прокурорской деятельности на обеспечение верховенства Конституции, конституционной законности и правопорядка, гармоничный учет прав и законных интересов личности, общества и государства.
Статья посвящена исследованию ряда проблем, связанных с институционализацией компетенции представительных органов муниципальных образований в юридической науке и законодательной деятельности. Автор доказывает, что разграничение компетенции должно быть связано со степенью легитимности если не прямой причинно-следственной зависимостью, то, во всяком случае, на основе принципа корреляции. Иное представляло бы неосновательное отступление от конституционных принципов народовластия, народного суверенитета и верховенства народной воли. Конституционный институт компетенции - инструментарий, который позволяет продуктивно разграничить законное и целесообразное, требуемое правом и лишь желательное с общественно-политической точки зрения. При этом необходимы балансирующие механизмы и сдерживающие юридические институты, которые не позволяли бы представительным органам муниципальных образований, ввиду широты их компетенции, злоупотреблять публичной властью, пользоваться ею вопреки народной воле, использовать ее вне конституционного предназначения.
В статье исследуются проблемы целевой направленности конституционного регулирования в Российской Федерации. Конструкция системы конституционного регулирования основывается на закрепленной в Конституции РФ концепции самоуправления народа России. Программно-целевой блок системы конституционного регулирования формируется на этапе конституционного правотворчества, являясь сочетанием факторов преемственности, нормативного прогнозирования, теоретико-идеологической корректировки, выявленного в ходе социологических исследований «образа будущего», воплощенного в целевых установках. Данные программно-целевые установки конструируются в виде нормативной формы, регламентирующей статус конституционного субъектного состава - объектов конституционного регулирования. Эта нормативная форма, регламентируя процесс движения объектов (субъектного состава) в параметрах «прошлое - настоящее - будущее», сообщает процессу целевую заданность и направленность. Особая роль в обеспечении управления рассматриваемым процессом придается функциям конституционного регулирования.
Статья посвящена анализу динамики права в контексте эволюции государственно-правовой системы. Авторы рассматривают право как универсальный социальный регулятор, находящийся в постоянном движении под влиянием социально-экономических изменений. Особое внимание уделяется взаимодействию статики и динамики права, где стабильность правовой системы обеспечивает устойчивость общественных отношений, а динамика отражает адаптацию права к изменяющимся условиям. В статье приводится дифференциация динамики права на регрессивную и прогрессивную, подчеркивается роль законодательной техники в обеспечении стабильности правовой системы. В заключение подчеркивается, что баланс между стабильностью и изменчивостью права является ключевым фактором эффективности государственной власти и правопорядка.
В статье представлено авторское видение, основанное на анализе соответствующих нормативных актов и научных публикациях организации, подчиненных правительству домашнего самоуправления Фарерских островов Правительственном банке Фарерских островов и о Фарерском совете по рискам. Подобный подход к самоуправляющимся (автономным) территориям является совершенно новым как мировой практике, и практике Дании, так как существенно расширяет самостоятельность автономных образований в их финансовых действиях, операциях. Получившая широкое самоуправление в 2009 г. Гренландия не обладает аналогичным по сфере действия институтом, а лишь может использовать действующие на ее территории коммерческие банки, но, с использованием весьма детальных норм специального закона от 7.10.2015 г.
Статья посвящена исследованию истории правового сопровождения процессов создания и функционирования на территории Республики Крым российских судебных органов в переходный период, который длился с 18 марта 2014 г. по 01.01.2015 г. В настоящей научной работе приведены нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Крым, составляющие правовые основы вышеуказанных процессов, а также сферы их применения.
В статье исследованы порядок формирования федеральных судов соответствующей юрисдикции, их подведомственность и подсудность, особенности рассмотрения соответствующих дел, в т. ч. в первой и апелляционной инстанциях, финансовое и организационное обеспечение их деятельности в рассматриваемый исторический период и т. д. Работа содержит анализ определенных проблем осуществления деятельности судебных органов в Республике Крым, связанных с необходимостью взаимодействия норм российского и украинского законодательства в сфере осуществления правосудия именно в переходный период, и путей их преодоления. Рассмотрен вопрос применения общих правил преюдициальности в отношении судебных актов, принятых в Республике Крым в переходный период. Отдельно исследован порядок создания и деятельности мировых судов в Республике Крым в переходный период, их юрисдикция, требования к мировым судьям и т. д. Кроме того, в данной научной работе рассмотрено соотношение понятий «Правосудие», «Судебная власть» и «Судебная система».
В статье дана оценка генезиса и становления организационно-правовых основ уголовного сыска в России в конце XVI - XVII вв. Термин «сыск» применяется с учетом методологических подходов, сложившихся в историко-правовой науке. Отмечается, что ужесточение карательно-репрессивного курса государства, лежащего в основе проводимой в Московском государстве антикриминальной политики, проявляется в огосударствлении органов, осуществляющих борьбу с преступностью. Рассмотрена практика следственно-розыскных мероприятий, осуществляемая правоохранительными органами, в условиях перехода от сословно-представительной монархии к абсолютной. Процесс совершенствования организации сыска на всех этапах его эволюции отражается в эволюционировании организационно-правовых основ государственного аппарата, регламентации процедур уголовного процесса. Поиск оптимальных механизмов противодействия преступности в рассматриваемый период, связанный с укреплением централизации Русского государства, привел к упорядочению структуры органов, рассматривающих уголовные дела. В целом судебные учреждения на этапе конца XVI - XVII вв. являлись непременным и важнейшим звеном в реализации государственно-правовой политики по противодействию преступности в то время. Наказания, которые определяли суды, в рассматриваемый период были законодательно систематизированы, они отличались жестокостью и многообразием.
Статья посвящена изучению процесса разработки закона о самоуправлении Гренландии 2009 г. Указаны направления государственного регулирования, переданные самоуправлению с 1978 г. со стороны Дании; процесс создания соответствующей комиссии и политические силы, инициировавшие данный процесс; определение круга ведения будущей комиссии в 2004 г.; ход работы и круг обсуждаемых ей вопросов; взаимоотношения в ходе разработки проекта с органами власти Дании; разработка проекта Закона о самоуправлении Гренландии и иных, сопутствующих законопроектов. Указаны направления деятельности рабочих групп, обозначены содержания их работы. Выявлены нормативные ограничения теоретических изысканий комиссии, основой которой являлась целостность государства Дании. Указан результат работы - проект закона о самоуправлении Гренландии.
В современный период Российская Федерация сталкивается с различными вызовами, как внутренними, так и внешними, которые обязывают законодателей оперативно реагировать на происходящие перемены в социуме. Важно, чтобы в арсенале государственного управления были инструменты для введения особых правовых режимов и экстренных мер. Это необходимо для поддержания стабильности и адекватного управления социальными процессами как в повседневной жизни, так и во время возникновения чрезвычайных обстоятельств. Изучив различные концепции ординарных, специальных и экстраординарных режимов в теории права, можно сделать вывод, что каждый из этих режимов представляет собой систематизированный комплекс правовых инструментов, обеспечивающих стабильную работу системы правового управления социальными связями. Эти связи могут быть как повседневными, так и возникать в результате чрезвычайных событий. Правовые механизмы и гарантии образуют рамки, в которых происходит реализация интересов индивидов, общества и государства. Основная цель любого правового режима - это обеспечение достижения наилучшего результата, который имеет социальное значение в контексте правового регулирования.
В статье рассматриваются особенности социальных наук, а также группы научных специальностей «Право» в их составе. Делается акцент на их серьезной зависимости от политических, идеологических, мировоззренческих, ценностных и иных факторов. Утверждается бесперспективность «деиделогизации» социального и политико-правового знания в силу политического и идеологического характера права и государства, иных политико-правовых институтов.
Кроме того, в статье фрагментарно рассматриваются основные правовые концепции, которые находятся в своеобразной конкуренции между собой и, тем не менее, консолидировано выступают против юридического позитивизма и нормативизма. Подчеркивается, что современная юридическая наука не столь хорошо знакома с различными вариантами нормативизма. И, прежде всего, этического. Между тем, у него есть хорошие перспективы, как научные, так и практические.
Статья освещает ключевые моменты такой разновидности интерпретационной работы как неофициальное казуальное толкование юридических норм. В силу неоднозначного осмысления данного вида деятельности и в то же время ее обширного распространения на практике определяется семантическое содержание понятия неофициального казуального толкования, устанавливаются его признаки и видовое разнообразие. Аргументируется существенная роль во влиянии неофициального казуального толкования на правовую жизнь. Утверждается, что проведение неофициального казуального толкования следует рассматривать в качестве интеллектуально-волевой познавательной деятельности негосударственных и невластных субъектов. Подчеркивается значение неофициального толкования для повышения правовой культуры общества в целом и уровня правосознания отдельной личности. Презюмируется необходимость учета последних тенденции в цифровизации правовой действительности, которые детерминируют образование новой роботизированной вариации казуального толкования юридической нормы.
Политика является важной составляющей развития государства. Безусловно, Д. И. Менделеев, будучи государственным мыслителем, не мог пройти мимо проблем российского государства в данном направлении. Он был сторонником идеи миролюбивой политики на мировой арене. Многие мысли, поднятые им в его времена, находят свое отражение и в нынешних реалиях. Идеи Менделеева и сегодня вдохновляют на поиск новых решений в области права и государственного управления, подчеркивая необходимость продолжения интеграции научных достижений в правовую систему для обеспечения устойчивого развития общества и государства. Его предложения и взгляды служат основой для дальнейших исследований и разработок в области права, экономики и управления, подчеркивая важность научного подхода в решении социальных и экономических задач на государственном и международном уровнях.
В статье исследуется ряд проблем, связанных с совершенствованием механизма доступа к правосудию в современной России. Автор обосновывает точку зрения, что традиционная судебная практика в России опирается на сравнительно узкое истолкование jus ut procedatur, принимая во внимание, главным образом, противоправность не привлечения в процесс заинтересованных субъектов; не извещения либо ненадлежащего извещения лиц, участвующих в деле; разрешения дела в отсутствие одной из сторон при наличии уважительных причин неявки в суд. Вместе с тем, правовые позиции Конституционного Суда РФ свидетельствуют о более широкой интерпретации принципа «быть выслушанным в суде», конструируемого в форме субъективного конституционного права.
Евангелическо-Лютеранская Церковь Дании является государственным учреждением, управляемое с середины 19 в. различными государственными органами, в том числе и министерствами образования и церкви и т. п. Ведя большую работу на территории всей страны данная Церковь распространила свое влияние, в виде миссионерско-образовательной и просветительной деятельности в том числе на принадлежащие Дании к началу ХХ в. территории - Исландию, Фарерские острова, Гренландию и т. п. Кроме того, в данный период, Церковь играет большую роль в организации местного самоуправления, становления на островах системы права, европейских и христианских ценностей. С преобразованием Гренландии в провинцию Дании изменился и статус служащих Церкви, а введение домашнего управления в 1978 г. поставило ряд вопросов о коррекции ее функций и места в системе местных органов власти.
Процесс организации подготовки кадров для пенитенциарной системы Финляндии, начавшийся еще в Х1Х в. в виде полусамодеятельных курсов по подготовке надзирателей в Великом княжестве Финляндском, после введения уголовного кодекса в 1889 г., обретения независимости в 1917 г. и становления самостоятельной службы исполнения наказания, во второй половине ХХ в. привел к созданию в 1976 г. Института подготовки персонала тюрем и службы пробации Минюста Финляндии. Сменивший его Пенитенциарный центр (создан в 2001 г.), в свою очередь был сменен ныне действующим Учебным центром по уголовным санкциям, являющегося комплексным учебным заведением, взаимодействующий с иными научными и образовательными учреждениями страны, действующих на основе общегосударственных норм о среднем и специальном образованиях.
В статье показано развитие правовой базы, регламентировавшей правовой статус военнослужащих войск НКВД СССР в предвоенный период и годы Великой Отечественной войны. Раскрывается нормативная основа правового статуса военнослужащих войск внутреннего предназначения, определяющая его особенности. В заключение делается вывод о необходимости использования опыта нормотворчества военных лет в современных военно-политических условиях при совершенствовании правового статуса военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации.
Программа по ликвидации безграмотности населения является одним из выдающихся примеров успешной политики преодоления советской властью кризисных социальных явлений, тормозивших взятый в середине 20-х годов XX в. курс на ускоренную индустриализацию экономики. После завершения процесса создания к концу 1923 года органов управления кампанией ликбеза возникла необходимость совершенствования и расширения правового сопровождения программы, позволившего бы запустить процесс преодоления проблемы неграмотности и малограмотности населения в ускоренном темпе и завершить его к десятилетней годовщине Октябрьской Революции (т. е. к 7 ноября 1927 г.). В настоящей статье подвергнуты анализу принятые в период с 1923 года по начало 1928 года организационно-правовые акты, регламентировавшие программу ликвидации безграмотности на территории РСФСР, рассмотрена их динамика, специфика и эффективность. Совокупность этих документов составляет основной этап правового сопровождения кампании ликбеза, в последующие годы регламентация этого процесса преимущественно будет сосредоточена в документах общественных организаций.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru