Исследование новых образовательных стратегий для повышения эффективности художественного образования (2025)

Объектом исследования явлется художественное образование. Предметом исследования являются стратегии модернизации художественного образования. Автор особое внимание уделяет рассмотрению особенностей педагогического синкретизма и преимуществ внедрения междисциплинарных учебных планов. Также описывается и анализируется образовательная модель STEAM. Автором выдвигается гипотеза о широком потенциале включения в процесс обучения искусству инновационных технологий (в том числе и технологий виртуальной и дополненной реальности). Целью данного исследования является выявление стратегий модернизации художественного образования, применение которых позволит повысить эффективность образовательного процесса и преодолеть недостатки действующей системы. Для достижения этой цели использовались аналитический и описательный методы, позволяющие выявить наиболее продуктивные пути преобразования образовательной системы. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении инновационных инструментов (в частности, возможностей искусственного интеллекта), которые потенциально могут быть применены для разрешения задач художественного образования. Исследование показывает, что проектный метод обучения позволяет развивать междисциплинарные способности учащихся, а технологии искусственного интеллекта и виртуальной реальности открывают совершенно новые возможности для художественного творчества. В результате системного реформирования учебных программ, а также применения междисциплинарных методов к организации учебного процесса и внедрения в него передовых технологий, художественное образование будет способно подготавливать специалистов, обладающих компетенциями, достаточными для профессиональной реализации в условиях глобализации современного мира. Выводы, сформированные в результате проведения исследовательской работы, могут быть использованы в образовательной среде.

Издание: ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Ян Юйцзинь
Сохранить в закладках
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (2025)

В условиях стремительного технологического развития традиционные методы обучения демонстрируют недостаточную эффективность в формировании инженерных компетенций у младших школьников, что требует перехода к образовательной экосистеме. Цель статьи - теоретическое обоснование, разработка идей модели образовательной экосистемы, направленной на комплексное формирование инженерных умений через интеграцию междисциплинарных методик, цифровых технологий, сетевого взаимодействия. Объект исследования - процесс формирования инженерных умений в начальной школе, предмет - образовательная экосистема как инструмент развития инженерных компетенций. Подход предполагает интеграцию проектных инженерных классов, междисциплинарных программ, цифровых инструментов, сетевого взаимодействия с внешними партнерами. Особое внимание уделяется адаптации учебных программ. Статья анализирует эволюцию образовательных систем - от локальных моделей античности до глобальных цифровых экосистем. Философская основа подхода базируется на идеях Л. С. Выготского о роли среды в развитии личности, концепциях Дж. Мура о динамичных сообществах. Используется комплекс методов: сравнение традиционного и экосистемного подходов, историко-философский обзор эволюции образовательных систем с выделением ключевых трансформаций; критический анализ существующих проектов по параметрам; проектирование модели на базе проектных инженерных классов; пилотная модель в 2 школах. Использовались качественные - тесты, количественные - экспертные оценки, психометрические методы - опросники мотивации. Научная новизна заключается: 1) первой адаптации экосистемного подхода именно для младшей школы, преодолевающей узость существующих проектов (TEXcommunity, «ПиктоМир»); 2) расширении понятия инженерных умений: математико-научные основы, проектное мышление, креативность, коммуникация, цифровая грамотность, что дает более точечно подходить к обучению; 3) синтезе междисциплинарности, цифровизации, сетевого взаимодействия в гибкой модели. Можно сделать вывод: формирование инженерных навыков - комплексный, многогранный процесс, требующий создания образовательной экосистемы, ориентированной на развитие широкого спектра умений. Пилотное внедрение в 2 школах подтверждает эффективность формирования инженерных навыков с помощью PISA-подобных диагностик, но есть ограничения, связанные с малым сроком существования проекта; перспективы включают масштабирование модели, разработку цифровой платформы, инструментов. Дальнейшие исследования пилотного проекта в рамках формирования инженерных умений в образовательной экосистеме позволят получить точные результаты и привести к созданию нового образовательного подхода.

Издание: ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Парьев Артём Эдуардович
Сохранить в закладках
Опыт организации проектной деятельности школьников в процессе изучения физики: решения и проблемы (2025)

Статья посвящена описанию опыта организации индивидуального проекта в процессе изучения физики в современном школьном образовании. С позиций анализа принципов проектной деятельности отмечается ее значимость для развития самостоятельности, инициативности и самоорганизации обучающихся. Внимание автора сфокусировано также на выявлении ключевых проблем при реализации проектной деятельности и предложении возможных путей их решения.

Издание: ВЕСТНИК ВЛАДИМИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА И НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА СТОЛЕТОВЫХ. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: №1 (79) (2025)
Автор(ы): ДЕНИСОВА Ксения Николаевна
Сохранить в закладках
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПОЛЕЗНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ (2025)

Автор настоящей статьи обращает внимание на необходимость применения универсального подхода к обучению иностранным языкам при помощи проектной деятельности. В статье приводятся причины, которые усиливают целесообразность применения единого подхода на всех уровнях образования при обучении иностранным языкам. Автором изучены общие направления научных подходов, которые прослеживаются в педагогике в последние годы в связи с применением в образовательной среде проектной подхода. В целях демонстрации перспективности применения единого подхода в рамках проектной деятельности автором представлена модель обучения иностранному языку с учетом включения различных мероприятий и развития одновременно ряда компетенций. К предложенной модели прилагается содержательное обоснование на примере всех уровней образования. Автор делает вывод о том, что предложенная модель может быть адаптирована на всех уровнях образования, что является ее главным преимуществом в качестве универсального решения для педагогов, стремящихся углубить знания обучаемых и подготовить их к дальнейшей коммуникации на иностранном языке.

Издание: МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Автор(ы): Мамиева З. М.
Сохранить в закладках
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ (2025)

Данная статья посвящена описанию практических результатов применения метода проектов в процессе обучения иностранному языку на уровне среднего профессионального образования в вузе. Приводятся результаты анкетирования обучающихся по направлениям среднего профессионального образования в Башкирском государственном аграрном университете. Несмотря на то, что проектная деятельность практикуется на всех ступенях образования, начиная со старшей школы, многие студенты не имеют навыка подготовки результатов исследования в виде проекта. Метод проектов нацелен на индивидуализацию образования, с одной стороны, и выработку навыка групповой работы - с другой. Раскрываются возможности проектной деятельности на занятиях по иностранному языку, позволяющие обучающимся применять накопленные языковые знания в речи, развить не только языковые и речевые, но также и коммуникативные компетенции. Исследование базируется на положении о том, что проект - это от души выполняемый замысел на основе личного интереса студента, направленный на повышение мотивации к изучению иностранного языка.

Издание: МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Автор(ы): Новикова Ольга Николаевна, Гарипова Гульнара Раисовна, Изимариева Зульфия Наилевна
Сохранить в закладках
ГОТОВНОСТЬ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ (2023)

Одной из задач образовательного процесса в современных условиях является организация проектной деятельности обучающихся. Эта задача зачастую решается в отрыве от формирования готовности к данному виду деятельности, которая в идеале должна осуществляться в стенах школы. По этой причине подготовка проектов в образовательных структурах нередко превращается в простую формальность. В исследовании мы проверяем на прочность авторскую методическую модель формирования у школьников готовности к проектной деятельности при непосредственном участии научной организации. В статье представлены результаты первого этапа экспериментального исследования, посвященного обобщению возможностей формирования готовности к проектной деятельности в управляемых и неуправляемых условиях. Основой для эксперимента стало формирующее воздействие программы целенаправленных действий в рамках просветительского проекта «Я хочу стать ученым!», проведенного в 2022-2023 гг. в стенах Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» (ФГБУН ВолНЦ РАН). В рамках этого этапа сформирована теоретическая модель структуры готовности к проектной деятельности, которая состоит из ряда процессных компонентов: ценностно-ориентационной готовности (ЦОГ), психологической готовности (ПГ), компетентностной готовности (КГ) и мотивационной готовности (МГ). Определена методика оценки каждого компонента в виде субиндексов и итогового индекса ГПД. Разработан авторский инструментарий (тест) для проведения измерений по компонентам готовности, сформированы контрольная и экспериментальные группы. На примере этих групп проведен констатирующий замер начального уровня сформированности готовности к проектной деятельности. На данных констатирующего замера апробирована методика, рассчитаны соответствующие индексы, а также определены стратегические ориентиры для формирующего воздействия, которые будут использованы для планирования второго этапа исследования.

Издание: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: № 4 (96) (2023)
Автор(ы): Головчин Максим Александрович
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ВУЗЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) (2025)

Развитие компетентностного подхода в образовании в настоящее время актуализирует проблему формирования разных видов функциональной грамотности, которая определяется как предпосылка развития компетентностей. Цель исследования - выявление дефицита научных знаний по проблеме формирования математической функциональной грамотности, конкретизация ее сущности для будущих инженеров и обоснование целесообразности использования кейс-заданий и проектов для ее формирования. Достижение поставленной цели определяет необходимость решения следующих исследовательских задач: выявить предпосылки и основные направления в решении проблемы формирования функциональной математической грамотности, конкретизировать сущность математической функциональной грамотности как основы формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих инженеров; обосновать потенциал профессионально ориентированных кейс-заданий и проектной деятельности будущих инженеров как результативных средств поэтапного формирования математической функциональной грамотности. Решение поставленных исследовательских задач осуществлялось на методологии полипарадигмальности как непротиворечивом единстве системного, личностно ориентированного, компетентностного и деятельностного подходов, позволяющих ориентировать образовательный процесс на формирование математической функциональной грамотности как базиса профессиональных компетенций в активной деятельности субъектов в процессе решения личностно значимых профессионально ориентированных кейс-заданий и проектов. Использовался теоретический анализ психолого-педагогической литературы, в том числе статьи, монографии, диссертации по рассматриваемой проблеме, общенаучные методы (анализ, синтез, классификация, систематизация и др.). Результатом решения проблемы формирования математической функциональной грамотности будущих инженеров явилось уточнение понятия, выдвижение и теоретическое обоснование идей поэтапного развития исследуемого феномена посредством формирования предметных математических знаний и умений, способностей воспроизведения математических факторов, применение методов, выполнение вычислений с последующим решением профессиональных задач и проблем жизненных ситуаций с использованием средств и методов математики. Обоснована целесообразность использования кейс-заданий и проблемной деятельности профессиональной направленности для результативного формирования функциональной математической грамотности будущих инженеров. Исследование актуализирует проблему разработки пула профессионально ориентированных кейс-заданий и тем проектов, учитывающих специфику профессиональной деятельности конкретных направлений подготовки.

Издание: СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выпуск: № 7 (2025)
Автор(ы): Осипова Светлана Ивановна, Гафурова Наталия Владимировна, Осипов В. В., Терещенко Ю. А.
Сохранить в закладках
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ (2024)

Рассматривается актуальная проблема формирования межкультурной компетенции иностранных студентов. Для них значимы не только адаптация к учебному процессу вуза, но и адаптация к инокультурному социуму в целом, а также налаживание бесконфликтного сосуществования с представителями иных культур. Целью данного исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности проектной деятельности как средства повышения уровня сформированности межкультурной компетенции иностранных студентов. В процессе работы применялись методы теоретического исследования, эмпирического познания и математической статистики. Результаты исследования позволили доказать эффективность проектной деятельности как средства формирования межкультурной компетенции.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПЕДАГОГИКА
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Иванова Виктория Ивановна, Опанасец Анастасия Сергеевна
Сохранить в закладках
СЕТЕВОЙ ПРОЕКТНЫЙ ОФИС КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И АГРАРНОГО ВУЗА (2025)

Рассматриваются вопросы научного поиска и обоснования новых форм взаимодействия макро-субъектов образования, которые бы отвечали требованиям времени BANI-мира. В связи с этим обозначена цель исследования - научно обосновать «сетевой проектный офис» как одну из форм взаимодействия школы и аграрного вуза в рамках профориентации обучающихся. Для её достижения использовались общенаучные методы (анализ научно-педагогической литературы, обобщение, синтез), анализ опыта работы взаимодействия аграрных вузов и школ, педагогическое моделирование. По результатам исследований выявлены предпосылки для создания «сетевого проектного офиса», ключевыми из них являются: многообразие существующих форм взаимодействия; ориентация традиционных форм на решение узких организационно-педагогических задач; потребность макросубъектов в количественно-качественном расширении участников форм взаимодействия и развитии связей между ними. Разработана структурно-функциональная модель «сетевого проектного офиса» как формы взаимодействия школы и аграрного вуза, ключевыми элементами которой являются: соруководители «сетевого проектного офиса» - представители аграрного вуза и школы; обучающиеся (школьники и студенты); педагоги (учителя и преподаватели); заинтересованные в результатах образования субъекты (родители и представители сельхозпредприятий). Охарактеризована система связей, которая обеспечивает взаимодействие между элементами модели.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПЕДАГОГИКА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Сивкова Юлия Сергеевна
Сохранить в закладках
ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОЕКТ КАК ВНУТРЕННИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ (2024)

В статье рассматривается ресурсная функция личностных проектов молодых людей в диапазоне от 18 до 25 лет. Гипотеза исследования: субъективная оценка ресурсности предполагает существование взаимосвязи между личностными проектами. Описываются результаты исследования, полученные на выборке (N=209), с использованием адаптированной методики «Анализ личностных проектов» Б. Р. Литтла (B. R. Little в адаптации Е. Ю. Рязанцевой). Обнаружено, что психологическое содержание личностных проектов молодых людей (18-25 лет) обусловлено актуальными возрастными задачами (получение образования, профессиональная деятельность, создание семьи), где молодые люди, в первую очередь, ориентированы на получение образования (при p ≤ 0,05), а ресурсной функцией здесь выступают поведенческие навыки, смыслы и ценности. Выявлено, что в проектах, направленных на профессиональное самоопределение, молодые люди ориентированы на обретенный опыт. Обнаружено, что проекты молодых людей, касающиеся образования и работы, оцениваются ими как труднореализуемые, где, на их взгляд, необходим ресурс извне (помощь родных и близких). Показано, что молодые люди выбирают проекты, рассчитанные на среднесрочную перспективу (при p ≤ 0,01), где ресурсом выступает саморегуляция, показывающая поиск идентичности и личной автономии в данном возрасте. Обнаружена взаимосвязь между проектами, которая обусловлена механизмом взаимовлияния одного проекта на другие, где ключевые проекты выступают ресурсом для самого важного. В целом полученные данные позволяют говорить о личностных проектах в возрасте 18-25 лет как о ресурсной функции, определяющей личностно-профессиональное направление в молодости.

Издание: ВЕСТНИК ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (151) (2024)
Автор(ы): РЯЗАНЦЕВА ЕВГЕНИЯ ЮРЬЕВНА
Сохранить в закладках
ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (2025)

В соответствии с Федеральным государственным стандартом, самостоятельность и инициативность являются личностными результатами, которые должны быть сформированы на ступени начального общего образования. Это планируемые универсальные учебные действия, от которых зависит не только успешная социализация обучающихся в образовательной среде, но и вся учебная и внеурочная деятельность, а в будущем и успешное профессиональное становление молодых людей.

На основе теоретического анализа проблемы и собственных педагогических наблюдений, автор пытается определить эффективные способы развития самостоятельности современных детей. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что наиболее эффективными в этом отношении являются методы проблемного обучения, активные и интерактивные технологии, проектная деятельность и др.

В статье представлены результаты экспериментальной работы по формированию самостоятельности у обучающихся 1 «А» класса при изучении курса «Окружающий мир». Они свидетельствуют о том, что даже полугодовое использование предложенных способов по развитию самостоятельности у первоклассников способствовали положительной качественной и количественной динамике.

Издание: ВЕСТНИК СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ К. Л. ХЕТАГУРОВА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): ДЖИОЕВ ЗАУРБЕК РОЙНОВИЧ
Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (2025)

Современная образовательная парадигма ориентирована на формирование у обучающихся не только предметных знаний, но и ключевых компетенций, таких как критическое мышление, умение работать в команде, креативность, умение решать проблемы. В связи с этим в данной работе проектная деятельность рассматривается как эффективный инструмент развития этих компетенций. Будущие учителя начальных классов должны не только знать о проектной деятельности, но и уметь эффективно ее организовывать и сопровождать. Целью исследования является анализ педагогических условий, обеспечивающих эффективную поддержку проектной деятельности будущих учителей начальных классов. Для достижения цели работы были использованы теоретические (анализ, синтез, сравнение), эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседа) методы, позволяющие выявить методологические подходы и концепции, которые были разработаны в рамках данной тематики. Также проанализированы труды, посвященные педагогической поддержке, проектной деятельности будущих учителей и обосновано влияние проектной деятельности на развитие личностных качеств будущих учителей начальных классов. В ходе исследования было установлено, что эффективная педагогическая поддержка должна быть комплексной, включающей обучение методам проектного управления, развитие у будущих учителей коммуникативных и презентационных навыков, создание поддерживающей образовательной среды и систему регулярной обратной связи.

Издание: ВЕСТНИК СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ К. Л. ХЕТАГУРОВА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): ООРЖАК АРЖААНА БОЛАТОВНА
Сохранить в закладках