ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИДАКТИКИ ПЕРИОДА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (2024)

В статье описаны особенности дидактики периода цифровой трансформации образования, в том числе новейшие теории обучения, реализующие возможности цифровых технологий, и их практическая реализация.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Выпуск: № 6 (2024)
Автор(ы): Роберт И. В.
Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ (2024)

В статье поднимается тема использования инновационных технологий в процессе развития креативности школьников на уроках музыки. Раскрывается сущность следующих понятий: инновационные технологии, музыкальность, музыкальные способности, музыкальная креативность. Для решения поставленной проблемы автор предлагает использовать мобильные приложения для сочинения музыкальных произведений. В статье даются педагогические рекомендации учителям по работе с мобильными приложениями для сочинения композиций школьниками. Автор предлагает и анализирует конкретные мобильные приложения, которые можно использовать школьникам для создания музыкальных сочинений на уроках музыки.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Амелин Никита Анатольевич
Сохранить в закладках
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ И. Я. ЯКОВЛЕВА И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ (2024)

Статья посвящена изучению концептуальных основ дидактики И. Я. Яковлева. В работе представлено аналитическое описание технологий самостоятельной работы, саморазвития, самообразования в педагогической системе просветителя чувашского народа. Опираясь на содержание федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, автор доказывает востребованность дидактической системы И. Я. Яковлева в современных условиях реализации «Ядра высшего педагогического образования», эффективность организации образовательного процесса в Симбирской чувашской учительской школе. В работе изложены результаты анализа современных учебных программ по направлению подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования» на предмет представленности в них описания технологий и объема времени на выполнение заданий для самостоятельной работы. Изучение дидактической системы И. Я. Яковлева построено с учетом знаниевой, этнокультурной, персонологической парадигм и на принципах системности, компетентности. Итоги исследования, полученные на основе теоретического анализа педагогической литературы и нормативных регуляторов образования, имеют методологический характер, созвучны с требованиями к результатам сформированности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Автор представил содержательный анализ авторских и передовых для 18 века технологий организации аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся: чтение, пересказ, конспектирование педагогической литературы, исследование, проект, сочинение-рассуждение, развивающие логику и критическое мышление. Описанные технологии требуют реконструкции в новых социокультурных условиях, их можно рекомендовать для использования в учебном процессе современного вуза.

Издание: РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: Т. 7 № 4 (2024)
Автор(ы): Данилова Цветкова Людмила Николаевна
Сохранить в закладках
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ НЕЧЕТКОГО ПОДХОДА (2024)

Дидактическая система «преподаватель-знания-студенты» является плохо формализуемой, так как она функционирует в условиях неопределенности и недостатка информации о протекающих процессах. Поэтому проблема создания ее компьютерной модели является актуальной. Цель статьи состоит в построении нечеткой функциональной модели обучения студента и исследовании ее поведения при изменении параметров дидактической системы. Методологической основой исследования являются общенаучные принципы объективности, единства теории и практики, а также важнейшие идеи теории обучения. В исследовании применялись методы качественного, математического и компьютерного моделирования, предусматривающие создание компьютерной программы, проведение серии компьютерных имитаций и анализа получающихся результатов. В статье перечислены факторы, осложняющие изучение дидактических систем, построена когнитивная сеть, моделирующая учебный процесс, выявлены его основные параметры: сложность учебной информации, мотивация студента, его уровень понимания, посещаемость занятий, активность учебной деятельности, домашнее задание, объем выполненной домашней работы, сложность теста (экзамена). Путем задания треугольных функций принадлежности осуществлена фаззификация входных величин. Написана компьютерная программа, которая с помощью логистической функции вычисляет среднюю оценку студента и вероятности получения отметок «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». Для определения параметров модели произведена ее настройка, в ходе которой подобраны коэффициенты, обеспечивающие разумные результаты моделирования. Осуществлено моделирование обучения студентов при различных входных параметрах. Также рассмотрена другая модель, учитывающая влияние мотивации студента на объем домашней работы и активность на занятии, проанализированы результаты ее работы.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БАШКОРТОСТАНА
Выпуск: № 3 (105) (2024)
Автор(ы): Майер Роберт Валерьевич
Сохранить в закладках
ВЫЯВЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ И ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ РАЗДЕЛАМИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ (2024)

Статья посвящена важной проблеме дидактики, – выявлению ключевых понятий и установлению внутрипредметных связей между разделами курса физики, актуализация которых способствуют повышению системности формируемых у учащихся знаний об окружающем мире. Методологической основой исследования являются основные положения теории систем, общенаучные принципы объективности, единства теории и практики. В исследовании применялись следующие методы: 1) контент-анализ школьных учебников с целью выявления ключевых понятий; 2) создание и использования компьютерной программы, вычисляющей косинусоидальную меру близости текстов и меру Дайса; 3) определение степени семантической близости списков ключевых понятий, получение матрицы близости между шестью разделами школьного курса физики: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, оптика, физика микромира, частная теория относительности; 4) нахождение коэффициентов интегрированности разделов физики в систему физических знаний; 5) математическая обработка результатов в электронных таблицах Excel. Получены списки ключевых понятий для каждого раздела курса физики, определены частоты их использования, оценена степень семантической близости как косинус угла между векторами в многомерном пространстве, вычислена мера Дайса. Это позволило получить матрицу показателей степени близости для 6 разделов, выявить самые сильные и слабые связи, оценить степень интегрированности того или иного раздела. В статье приводится список ключевых (часто используемых) понятий для каждого раздела и всего курса физики в целом, что может быть учтено при дальнейшем совершенствовании методики преподавания. Выявленные факты позволяют утверждать, что школьный курс физики характеризуется достаточно высокой связностью. Предлагаемый метод может быть использован для определения силы внутрипредметных и межпредметных связей других учебных дисциплин.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БАШКОРТОСТАНА
Выпуск: № 1 (103) (2024)
Автор(ы): Майер Роберт Валерьевич
Сохранить в закладках
ЗАЧЕМ НУЖНА ДИДАКТИКА ПЕРЕВОДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? (2024)

В статье рассмотрены элементы дидактики переводческой деятельности: цель, подход, со-держание, методы обучения и их влияние на процесс подготовки переводчиков к современной жизни в быстроменяющемся мире. Проанализированы ос-новные заказчики исследований в области дидактики переводческой деятельности. Чтобы построить курс перевода в соответствии с запросами рынка, преподаватель перевода должен не только отлично знать деятельность переводчика, переводоведение, но и то, какие методы и приемы обучения применять для достижения поставленных целей. Изменилась современная парадигма образования, мы должны готовить специалистов, открытых к новым знаниям и готовых самостоятельно добывать их. Взрослеет и дидактика переводческой деятельности, которая старается от-вечать на поставленные вопросы.

Издание: DIDACTICA TRANSLATORICA
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): ГАВРИЛЕНКО Наталия Николаевна
Сохранить в закладках
ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ (2018)

Авторы предлагают технологию моделирования художественной реальности («неурока»). Технология строится на погружении в образный слой изучаемого материала, его эмоционально-смысловом освоении-преобразовании, реализует сотворческий диалог педагога и ученика. Основа технологии: решение образной (метафорической, художественной) задачи, вхождение в образ по образной ассоциации с переживанием, которое он провоцирует. Ключевые черты этой технологии: образность, диалог, авторство. Результат – рождение образа нового знания (артефакта) и авторской, личностной позиции «Я−автор», способный моделировать свою образную реальность – в диалоге и согласии с собой, другими и окружающим миром. Технология «неурока» реализует личностный компонент содержания образования.

Автор(ы): Кларин Михаил Владимирович, Макмак Лора Владимировна
Сохранить в закладках
СОЗИДАНИЕ НОВОЙ ДИДАКТИКИ (К ЮБИЛЕЮ ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ СЕЛИВЕРСТОВОЙ) (2024)

Юбилейная статья посвящена научно -педагогической деятельности выдающегося отечественного дидакта, доктора педагогических наук, профессора Елены Николаевны Селиверстовой. В статье изложены основные направления исследований Е. Н. Селиверстовой (реализация развивающей функции обучения, формирование познавательного опыта школьников, познавательная, исследовательская, игровая, проектная деятельность в обучении, отбор содержания образования, оценка качества образования), освещена её педагогическая, организаторская деятельность.

Издание: ВЕСТНИК ВЛАДИМИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА И НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА СТОЛЕТОВЫХ. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: №2 (2024)
Автор(ы): ДОРОШЕНКО СВЕТЛАНА ИВАНОВНА
Сохранить в закладках
МЕТОДОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ СИСТЕМ «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК» (2024)

Дидактическая система «учитель-ученик» - слабоструктурированный и плохо формализуемый объект, функционирующий в условиях неопределенности и недостатка информации. Его изучение требует сочетания методов качественного, математического и компьютерного моделирования. В статье рассмотрены: 1) линейная и нелинейная модели системы «учитель-ученик»; 2) многокомпонентная модель усвоения логически несвязанной информации; 3) модель усвоения логически связанной информации; 4) модель усвоения и забывания частично связанного материала; 5) модель, учитывающая зависимость степени понимания от быстроты поступления учебной информации. Полученные графики показывают изменение количества знаний ученика во время обучения и забывания. Правильность предложенных моделей подтверждается тем, что их отклик на изменение параметров и входных величин соответствует объективно существующим закономерностям учебного процесса.

Издание: ВЕСТНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Выпуск: № 4 (62) (2024)
Автор(ы): Майер Роберт Валерьевич
Сохранить в закладках
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)

Статья посвящена анализу затруднений учителей школ в организации процесса обучения в условиях цифровой трансформации общего образования. Актуальность данного анализа обусловлена наличием противоречий между существенным объемом дидактического знания, накопленным на данный момент в отечественной и зарубежной педагогике, и объективными и субъективными переживаниями педагогов, связанными с ощущением сложности применения этого знания на практике. Вызовы цифровой эпохи только усугубляют данные тревоги. Целью представленного исследования является анализ дидактических затруднений педагогов, обусловленных влиянием на учебный процесс вызовов цифровой трансформации жизни и отсутствием эффективного ответа на данные вызовы в традиционных, привычных, хорошо освоенных и ранее результативных педагогических средствах. В исследовании определены ключевые характеристики дидактических затруднений педагогов, обосновано их разделение на устойчивые и ситуативные. Сформулирована идея о том, что дидактические затруднения являются не столько препятствиями, сколько задачами практической деятельности, расширяющими границы возможностей организации процесса обучения в новой социокультурной ситуации. Исследование базируется на интеграции положений парадигмального и компетентностного подходов. Методами исследования стали теоретический анализ дидактических публикаций и анкетирование с помощью онлайн-сервисов 190 педагогов школ г. Ярославля и Ярославской области. По результатам исследования сделан вывод о направлении поиска дидактических решений не в сторону использования цифровых ресурсов и технологий для обучения, а в сторону поиска новых способов обучения человека, обладающего характеристиками «расширенной личности», привыкшей делегировать часть своих когнитивных функций цифровым средствам.

Издание: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Тарханова Ирина Юрьевна
Сохранить в закладках
ВКЛАД АНАТОЛИЯ ФЕДОРОВИЧА КОНИ В РАЗВИТИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЮ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК (2024)

Анатолий Федорович Кони - выдающийся юрист России, гуманист и этик - посвятил свою жизнь российскому народу. Образование и литературный дар позволяли ему заниматься популяризацией знаний в форме научно-популярных работ и докладов, в стенах учебных заведений, в общественных организациях, парламенте, на страницах различных изданий. В исследовании популяризаторской деятельности Кони использован системный подход. Широкий обзор популяризаторской деятельности Кони является научно новым и позволяет достичь цели формирования представлений о масштабе научной пропаганды А. Ф. Кони. Безупречный высокоморальный «этический» характер Кони через его труды влияет на юристов современной России, его идеи проникли в процессуальные кодексы нашей страны, его представления о сочетании законности с моралью находятся в основе преподавания права, а идея постепенной модернизации с соблюдением принципов морали и законности влияет на современную политическую систему России.

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ АКАДЕМИИ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): АЛЕКСАНДРОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА
Сохранить в закладках