ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)

Читать онлайн

Статья посвящена анализу затруднений учителей школ в организации процесса обучения в условиях цифровой трансформации общего образования. Актуальность данного анализа обусловлена наличием противоречий между существенным объемом дидактического знания, накопленным на данный момент в отечественной и зарубежной педагогике, и объективными и субъективными переживаниями педагогов, связанными с ощущением сложности применения этого знания на практике. Вызовы цифровой эпохи только усугубляют данные тревоги. Целью представленного исследования является анализ дидактических затруднений педагогов, обусловленных влиянием на учебный процесс вызовов цифровой трансформации жизни и отсутствием эффективного ответа на данные вызовы в традиционных, привычных, хорошо освоенных и ранее результативных педагогических средствах. В исследовании определены ключевые характеристики дидактических затруднений педагогов, обосновано их разделение на устойчивые и ситуативные. Сформулирована идея о том, что дидактические затруднения являются не столько препятствиями, сколько задачами практической деятельности, расширяющими границы возможностей организации процесса обучения в новой социокультурной ситуации. Исследование базируется на интеграции положений парадигмального и компетентностного подходов. Методами исследования стали теоретический анализ дидактических публикаций и анкетирование с помощью онлайн-сервисов 190 педагогов школ г. Ярославля и Ярославской области. По результатам исследования сделан вывод о направлении поиска дидактических решений не в сторону использования цифровых ресурсов и технологий для обучения, а в сторону поиска новых способов обучения человека, обладающего характеристиками «расширенной личности», привыкшей делегировать часть своих когнитивных функций цифровым средствам.

The article is devoted to the analysis of school teachers’ difficulties in organizing the learning process in the context of the digital transformation of general education. The relevance of this analysis is due to the contradictions between the significant amount of didactic knowledge accumulated at the moment in domestic and foreign pedagogy, and the objective and subjective experiences of teachers associated with the feeling of the complexity of applying this knowledge in practice. The challenges of the digital age only exacerbate these anxieties. The purpose of the presented study is to analyze the didactic difficulties of teachers due to the impact on the educational process of challenges of digital transformation of life and the lack of an effective response to these challenges in traditional, familiar, well-mastered and previously effective pedagogical means. The study defines the key characteristics of didactic difficulties of teachers, justifies their division into stable and situational. The idea is formulated that didactic difficulties are not so much obstacles as practical tasks that expand the boundaries of possibilities in organizing the learning process in a new sociocultural situation. The study is based on the integration of the ideas of the paradimal and competence approaches. The research methods were a theoretical analysis of didactic publications and a survey using online services of 190 teachers of schools in Yaroslavl and the Yaroslavl region. According to the results of the study, it was concluded that the search for didactic solutions is not in the direction of using digital resources and technologies for training, but in the direction of finding new ways to train a person with the characteristics of an «extended personality» who is accustomed to delegating part of his cognitive functions to digital means.

Ключевые фразы: образование, обучение, ДИДАКТИКА, дидактическая парадигма, дидактические затруднения, цифровая трансформация, расширенная личность
Автор (ы): Тарханова Ирина Юрьевна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
37.02. Общие вопросы дидактики и методики воспитания и обучения
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-4-139-8
eLIBRARY ID
69206843
Для цитирования:
ТАРХАНОВА И. Ю. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 4
Текстовый фрагмент статьи