ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ПАМЯТЬ ДЕТСТВА: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЛОКУСЫ МИРА ДЕТСТВА - ЧАСТИ КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ ЕКАТЕРИНБУРГА (СВЕРДЛОВСКА) (2024)

Читать онлайн

Для гуманитарного дискурса XX века характерен рост интереса к memory studies - изучению памяти. С одной стороны, она является частью индивидуального опыта, обуславливающего единство и самотождественность человека. С другой стороны, существует культурная память - часть коллективного разума. Прошлое прямо или косвенно воздействует на жизнь и сознание индивида. Обращаясь к памяти своего детства, взрослый репрезентирует его, исходя как из чувственной, так и рациональной рефлексии. Осмысливая события детства, человек и возобновляет эмоциональную память, и концентрирует локусы истории. Актуальность темы обусловлена поиском фактографических данных об эмоциональных рефренах взрослого человека - воспроизведении в памяти локусов детства. Исходя из этого, авторы определяют целью статьи выявление у жителей Екатеринбурга сохраненных образов детства, связанных с конкретными местами - пространственными локусами, выступающими в роли памяти культуры прошлого столетия. Для получения достоверных данных в исследовании используются партиципаторные технологии, позволяющие получить факты, основанные на взаимосвязи значимых для детей мест, наиболее частых для посещения, ситуаций (памяти о них), а также переживаемых чувствах и эмоциях. В целом этот фон позволяет воспроизвести социальный и культурный контекст определенного временного периода в жизни поколений. Данный исследовательский проект предусматривает его популяризацию в музее г. Екатеринбурга, привлекая посетителей к активному общественному содействию в поиске и фиксации социального и культурного наследия мира детства.

The humanitarian discourse of the XX century is characterized by an increase in interest in memory studies - the study of memory. On the one hand, it is part of the individual experience that determines the unity and identity of a person. On the other hand, there is cultural memory - part of the collective mind. The past directly or indirectly affects the life and consciousness of the individual. Addressing the memory of his childhood, the adult represents him, proceeding from both sensual and rational reflection. Comprehending the events of childhood, a person both renews emotional memory and concentrates the loci of history. The relevance of the topic is due to the search for factographic data on the emotional refrains of an adult - the reproduction of childhood loci in memory. Based on this, the authors determine the purpose of the article to identify among the inhabitants of Yekaterinburg the preserved images of childhood associated with specific places - spatial loci that act as a memory of the culture of the last century. To obtain reliable data, the study uses participatory technologies to obtain facts based on the relationship between the most frequent places for children to visit, situations (memory of them), as well as feelings and emotions experienced. In general, this background allows you to reproduce the social and cultural context of a certain time period in the life of generations. This research project provides for its popularization in the museum of Yekaterinburg, attracting visitors to active public assistance in finding and fixing the social and cultural heritage of the World of Childhood.

Ключевые фразы: ПОКОЛЕНИЕ, мир детства, память, культурный контекст, культурные смыслы, локусы, партиципаторные технологии, МУЗЕИ
Автор (ы): Попкова Татьяна Дмитриевна
Соавтор (ы): Воронцова Анастасия Александровна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
008. Цивилизация. Культура. Прогресс
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-4-139-223
eLIBRARY ID
69206863
Для цитирования:
ПОПКОВА Т. Д., ВОРОНЦОВА А. А. ПАМЯТЬ ДЕТСТВА: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЛОКУСЫ МИРА ДЕТСТВА - ЧАСТИ КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ ЕКАТЕРИНБУРГА (СВЕРДЛОВСКА) // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 4
Текстовый фрагмент статьи