ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ГУМАНИТАРНАЯ СТРАТЕГИЯ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (2024)

Читать онлайн

В статье акцентируется внимание на тенденциях постнеклассической науки (гуманитаризация, конвергенция наук, науки и культуры, науки и технологий, интенсификация меж- и трансдисциплинарных исследований, гуманитарная экспертиза процесса и результатов исследований и др.), культурно-научных факторах и содержании трансформаций парадигмы постнеклассической педагогики, гуманитаризации педагогики (включая методологию педагогики), институциализации гуманитарного идеала научно-педагогического познания, формировании постнеклассической (гуманитарной) парадигмы педагогических исследований, сопряженности гуманитаризации образования и гуманитаризации исследований образования, методологических процедурах, в которых наиболее рельефно проявляется субъектность педагога-исследователя, «человеческое измерение» (обоснование и конструирование методологической стратегии, выбор концептуально образующих подходов, конструирование предмета и цели исследования, обоснование авторской педагогической концепции и др.); предлагается авторское определение понятия «методологическая стратегия исследования», утверждается, что методологическая стратегия в контексте конкретного педагогического исследования есть авторская методологическая конструкция, задающая прогностическое видение исследования как целостности, отражающая философско-аксиологическую, методологическую, концептуальную позицию ученого по отношению к человеку, образованию человека, пониманию, исследованию, проектированию образования человека, которая выражается в предмете и цели научно-педагогического познания, приоритетном методологическом инструментарии (подходы, методы, критерии) решения научно-педагогической проблемы. Обосновывается авторский подход к типологии методологических стратегий исследований образования, специфика гуманитарной стратегии постнеклассических педагогических исследований; в связи со сложностью, многомерностью образования, разнотипностью научных задач, которые решаются в контексте конкретных исследований (методологические, аксиологические, дескриптивные теоретические, онтодидактические, конструктивно-технологические, квалитативные и др.), обосновывается целесообразность конструирования «гибридных» стратегий (междисциплинарно-гуманитарной, эко-техно-гуманитарной) постнеклассических исследований образования с доминированием гуманитарной методологической компоненты.

The article focuses on the trends of post-classical science (humanization, convergence of sciences, science and culture, science and technology, intensification of inter- and transdisciplinary research, humanitarian examination of the process and research results, etc.), cultural and scientific factors and the content of transformations of the paradigm of post-classical pedagogy, humanization of pedagogy (including the methodology of pedagogy), institutionalization of the humanitarian ideal of scientific and pedagogical knowledge, the formation of post-classical the (humanitarian) paradigm of pedagogical research, the conjugacy of the humanization of education and the humanization of educational research, methodological procedures in which the subjectivity of the teacher-researcher is most clearly manifested, «human dimension» (justification and construction of the methodological strategy, selection of conceptually forming approaches, design of the subject and purpose of research, justification of the author’s pedagogical concept, etc.); the author’s definition of the concept of «methodological research strategy» is proposed, it is argued that the methodological strategy in the context of a specific pedagogical study is the author’s methodological construction, setting a prognostic vision of research as integrity, reflecting the philosophical-axiological, methodological, conceptual position of the scientist in relation to humans, human education, understanding, research, design of human education, which is expressed in the subject and purpose of scientific and pedagogical knowledge, priority methodological tools (approaches, methods, criteria) for solving the scientific and pedagogical problem. The author’s approach to the typology of methodological strategies for educational research, the specifics of the humanitarian strategy of post-classical pedagogical research are substantiated; due to the complexity, multidimensionality of education, the diversity of scientific problems that are solved in the context of specific studies (methodological, axiological, descriptive theoretical, ontodidactic, constructive-technological, quantitative, etc.), the feasibility of constructing «hybrid» strategies (interdisciplinary-humanitarian, eco-techno-humanitarian) post-classical studies of education with the dominance of the humanitarian methodological component.

Ключевые фразы: постнеклассическая наука, постнеклассическая педагогика, гуманитаризация педагогики, гуманитарная методологическая стратегия постнеклассических педагогических исследований, "гибридные" методологические стратегии постнеклассических педагогических исследований
Автор (ы): Северин Сергей Николаевич
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
37. Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-4-139-19
eLIBRARY ID
69206844
Для цитирования:
СЕВЕРИН С. Н. ГУМАНИТАРНАЯ СТРАТЕГИЯ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 4
Текстовый фрагмент статьи