ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАТИВНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (2024)

Читать онлайн

Актуальность исследования определяется недостаточной теоретико-методической разработанностью проблемы создания образовательных экосистем в системе дополнительного образования детей.

Цель: разработать модель образовательной экосистемы как пространства интеграции ресурсов учреждения дополнительного образования и социума. Гипотеза исследования состояла в следующем: интеграция ресурсов учреждения дополнительного образования и социума позволит обеспечить условия для создания образовательной экосистемы как предиктора обогащения социокультурного опыта обучающихся, развития их субъектной позиции. В ходе исследования применялись методы: анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых источников, анкетирование, обобщение, моделирование. В качестве инструментария для проведения эмпирического исследования выступили методики «Анкета готовности педагогов к развитию партнёрских связей», «Анкета удовлетворённости обучающихся услугами дополнительного образования» и «Анкета удовлетворённости родителей услугами дополнительного образования» (авторы: А. Г. Прохорова, Л. П. Шустова). В результате исследования уточнено содержание понятия «образовательная экосистема», которое трактуется как «интегративная среда взаимодействия участников образовательных отношений между собой с разнообразным вариативным образовательным контентом, инновационными продуктами, технологиями и другими элементами экосистемы, обеспечивающей формирование навыков XXI века, личностную, социальную и профессиональную самореализацию человека в условиях сетевого общества». Осуществлено моделирование образовательной экосистемы учреждения дополнительного образования детей на основе интеграции его ресурсов с ресурсами социума. Обоснованы научные подходы (средовый, экосистемный, антропологический) и принципы организации деятельности в условиях образовательной экосистемы. Выделены «внутренние» (ТЕХСАП-пространство, АКТИВИТИ-пространство, ТЕХНО-пространство, АРТ-пространство) и «внешние» (социальные и сетевые партнёры, предоставляющие свои услуги и ресурсы) элементы образовательной экосистемы детско-юношеского центра. Определены критерии и показатели, характеризующие развитие образовательной экосистемы учреждения дополнительного образования. В результате проведенного исследования автор статьи приходит к выводу о том, что интеграция ресурсов учреждения дополнительного образования и социума, взаимодействие и сотрудничество с организациями-партнёрами обеспечит создание образовательной экосистемы с целью максимальной самореализации обучающихся, их становления в качестве субъектов жизнедеятельности.

The relevance of the study is determined by the insufficient theoretical and methodological development of the problem of creating educational ecosystems in the additional education system for children. Goal is to develop a model of the educational ecosystem as space for integrating resources of the institution of additional education and society. The hypothesis of the study was as follows: the integration of the resources of the additional education institution and society will provide conditions for creating an educational ecosystem as a predictor of enrichment of the sociocultural experience of students, the development of their subject position. In the course of the study, methods were used: analysis of psychological and pedagogical literature and regulatory and legal sources, generalization, modeling, questioning. The methods «Questionnaire of teachers’ readiness for the development of partnerships», «Questionnaire of student satisfaction with additional education services» and «Questionnaire of parents’ satisfaction with additional education services» (authors: A. G. Prokhorova, L. P. Shustova) acted as tools for conducting empirical research. As a result of the study, the content of the concept of «educational ecosystem» was clarified, which is interpreted as «an integrative environment for the interaction of participants in educational relations with each other with a variety of variable educational content, innovative products, technologies and other elements of the ecosystem that provides the formation of XXI century skills, personal, social and professional self-realization of a person in a networked society». Modeling of the educational ecosystem of the additional education institution for children was carried out based on the integration of its resources with the resources of society. Scientific approaches (environmental, ecosystem, anthropological) and the principles of organizing activity in the educational ecosystem are justified. «Internal» (techsap-space, activity-space, techno-space, ART-space) and «external» (social and network partners providing their services and resources) elements of the educational ecosystem of the children’s and youth center are highlighted. Criteria and indicators characterizing the development of the educational ecosystem of the additional education institution have been determined. As a result of the study, the author of the article comes to the conclusion that the integration of the resources of the additional education institution and society, interaction and cooperation with partner organizations will ensure to build an educational ecosystem with the aim of maximizing the self-realization of students, their formation as subjects of life.

Ключевые фразы: образовательная экосистема, экосистемный подход, учреждение дополнительного образования, пространства интеграции ресурсов, взаимодействие с партнёрами
Автор (ы): Шустова Любовь Порфирьевна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
37.072. Отношение к другим организациям. Автономия, сотрудничество и т. д.
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-4-139-28
eLIBRARY ID
69206845
Для цитирования:
ШУСТОВА Л. П. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАТИВНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 4
Текстовый фрагмент статьи