ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: РЕДУКЦИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ЦЕННОСТЕЙ В ХХ ВЕКЕ (НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ) (2024)

Читать онлайн

Статья посвящена анализу ценностно-эстетических изменений, которые произошли в европейской культуре в контексте ХХ века. На материале теоретико-культурологических источников и практики искусства прослеживается влияние буржуазного способа производства на европейские эстетические и художественные традиции. Анализируется, с одной стороны, место и роль эстетического отношения к миру вплоть до эпохи Возрождения, с другой, показывается, что социальные константы буржуазного общества вызвали к жизни жёсткую рационализацию всех форм бытия людей, тем самым существенным образом деформировав и процессы эстетического отношения к миру. Содержание философско-эстетических и культурологических источников, различных видов искусства (живопись, литература, театр) закономерно детерминируют вывод о том, что следствием установившегося способа производства являются процессы ценностной деэстетизации различных сторон бытия.

Рассматривается ускорение ценностно-эстетической девальвации с возникновением феномена массовой культуры, обращается внимание на объективные факторы, связанные в первую очередь с мелкобуржуазными интересами европейского обывателя, которые обусловили распространение массовой культуры в западном мире. Обращается внимание на то, что в отличие от естественного формирования классического искусства, массовая культура детерминирована коммерческими соображениями, что главным образом и обусловило её ценностную выхолощенность. Отмечается, что важным фактором в вопросе распространения массовой культуры явилась свойственная западному обществу родовая агрессивность, которая во взаимодействии со средствами массовой коммуникации способствовала активному внедрению массовой культуры во все сферы духовного бытия различных стран, в том числе и с традиционной культурой (Азия, Африка, Латинская Америка), осуществляя их насильственное «цивилизование».

Ещё одним направлением ценностной деформации европейской цивилизации стало применение научно-технических достижений в качестве инструмента мировоззренческого переформатирования личности. Показывается, как использование различного рода технологий способствует осуществлению подмены подлинных ценностей «суррогатом его духовной жизни». В отличие от установок традиционной культуры, чьи ценности не только выдержали проверку временем, но и показали свою нравственно-эстетическую действенность и жизнеспособность, посттрадиционные опираются на почву жёсткой рациональности, демонстрируя свою «способность» создавать алгоритмические «ценности» для высокотехнологичного мира.

The article is devoted to the analysis of the value-aesthetic changes that took place in European culture in the context of the XX century. On the material of theoretical and cultural sources and practice of art, the influence of the bourgeois method of production on European aesthetic and artistic traditions can be traced. On the one hand, the place and role of aesthetic attitude to the world up to the Renaissance is analyzed, on the other hand, it is shown that the social constants of bourgeois society brought to life a strict rationalization of all forms of being of people, thereby significantly deforming the processes of aesthetic attitude to the world. The acceleration of value-aesthetic devaluation with the emergence of the phenomenon of mass culture is considered, attention is drawn to objective factors associated primarily with the petty-bourgeois interests of the European layman, which led to the spread of popular culture in the Western world. Attention is drawn to the fact that, unlike the natural formation of classical art, popular culture is determined by commercial considerations, which mainly determined its value emasculation. It is noted that an important factor in the spread of popular culture was the generic aggressiveness characteristic of Western society, which, in cooperation with the media, contributed to the active introduction of popular culture into all spheres of spiritual life in various countries, including traditional culture (Asia, Africa, Latin America), carrying out their violent «civilization». Another direction of the value deformation of European civilization was the use of scientific and technical achievements as a tool for worldview reformatting of the personality. It shows how the use of various kinds of technologies contributes to the substitution of genuine values «a surrogate for his spiritual life». Unlike the attitudes of traditional culture, whose values have not only stood the test of time, but also showed their moral and aesthetic effectiveness and vitality, post-traditional ones rely on the soil of rigid rationality, demonstrating their «ability» to create algorithmic «values» for the high-tech world.

Ключевые фразы: эстетические ценности, Возрождение, рациональный, буржуазный, культура, цивилизация, искусство, массовая культура
Автор (ы): Липский Владимир Николаевич
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
008. Цивилизация. Культура. Прогресс
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-4-139-187
eLIBRARY ID
69206860
Для цитирования:
ЛИПСКИЙ В. Н. РЕДУКЦИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ЦЕННОСТЕЙ В ХХ ВЕКЕ (НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ) // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 4
Текстовый фрагмент статьи