ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: STEM-ТЕХНОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ (2024)

Читать онлайн

Обстоятельства, в которых оказался мир в последние годы, обнажают ряд проблем в подготовке инженеров и дают системе технологического образования свежие импульсы для соответствующего времени функционирования и эффективного развития. Происходящие сегодня в образовательном пространстве трансформации объясняются, главным образом, еще и тем, что обнаруживаются ресурсы, подпитывающие идею о непрерывном и в то же время направленном на конкретную цель профессиональном инженерном образовании. Дуальность обучения ассоциируется, с одной стороны, с качественной теоретической подготовкой будущих конструкторов, программистов, технологов; с другой, - с формированием у них способности решать практические производственные задачи. Трансдисциплинарность становится ключом и главным вектором развития технологического образования. Появляются подходы в обучении, которые способны воплотить идеи дуальности и трансдисциплинарности в конкретных образовательных программах. В статье обсуждается связь и зависимость названных факторов между собой. Несмотря на ощутимые изменения, инженерное образование по-прежнему не лишено проблем. Целью данной статьи является обсуждение болевых точек и возможностей STEM-подхода. Методологическая основа исследования - рефлексия теоретических взглядов на инженерную экономику, политехническое образование, технологическое предпринимательство, дисциплинарная конвергенция в подготовке инженеров будущего; анализ исследовательской и педагогической практики в сфере технологического образования; интервьюирование экспертов, проведенное в марте 2023 года, с целью обнаружения проблемных зон и перспектив STEM-образования. Результаты показали, что расширению технологического образовательного пространства может способствовать развитие трансдисциплинарных исследований и проектов, конвергентных технологий, опыт решения жизненных проблем силами специалистов из разных профессиональных сообществ.

The conditions in which the world has found itself in recent years reveal a number of problems in the training of engineers and give the system of technological education fresh impetus for the appropriate time of functioning and effective development. The transformations taking place today in the educational space are mainly explained by the fact that resources are being discovered that feed the idea of continuous and at the same time directed professional engineering and technological education to a specific goal. The duality of training is associated, on the one hand, with the qualitative theoretical training of future designers, programmers, technologists, and, on the other hand, with the cultivation of their ability to solve practical production problems. Transdisciplinarity is becoming the key and main vector for the development of technological education. Approaches to teaching are emerging that are able to translate the ideas of duality and transdisciplinarity into specific educational programs. The article discusses the relationship and dependence of these factors among themselves. Despite tangible changes, engineering education is still not without problems. The purpose of this article is to discuss the pain points and possibilities of the STEM approach. The methodological basis of the research is the reflection of theoretical views on engineering economics, technological education, transdisciplinarity in the training of engineers of the future; analysis of pedagogical and research experience in the field of technological education; local survey of experts, conducted in March 2023, in order to identify problem areas and prospects for STEM education. The results showed that the expansion of technological educational space can be facilitated by the development of transdisciplinary research and projects, convergent technologies, and the practice of solving life problems with the help of diversified professional groups.

Ключевые фразы: ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, stem-подход в образовании, пространство обучения, инновационное инженерное проектирование, трансдисциплинарность, среда обучения, современный образовательный ландшафт
Автор (ы): Кротенко Татьяна Юрьевна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
377.031.4. Политехническое образование
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-4-139-85
eLIBRARY ID
69206850
Для цитирования:
КРОТЕНКО Т. Ю. STEM-ТЕХНОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 4
Текстовый фрагмент статьи