Основным образовательным ориентиром в новых социокультурных условиях становится развитие личностного потенциала, который, в свою очередь, учитывает дальнейшую перспективу жизненного развития. Образовательное учреждение, формируя образовательную среду подготовки выпускника, выполняет социально и педагогически значимую функцию воспитания и способствует развитию социальной ответственности студентов. Личность, которая стремится развивать в себе социальную ответственность, безусловно, замотивирована на активное взаимодействие с людьми, регулярное включение во всевозможные социальные роли, умея при этом соотносить свою деятельность и ее результаты с нормами общества. А внеаудиторная деятельность, в свою очередь, представляет собой социокультурную среду для создания условий саморазвития и реализации способностей и интересов. В связи с этим данная работа направлена на создание процессной модели развития социальной ответственности студентов во внеаудиторной деятельности. Цель исследования состояла в обосновании структуры процессной модели развития социальной ответственности студентов во внеаудиторной деятельности, необходимости раскрыть педагогические условия ее реализации. Исследование проводилось при помощи теоретического анализа и синтеза научной литературы по проблеме моделирования педагогического процесса, метода моделирования развития социальной ответственности студентов вуза во внеаудиторной деятельности, обобщения передового педагогического опыта. В статье рассмотрены целевой и методологический компоненты модели педагогического сопровождения развития социальной ответственности студентов; раскрываются педагогические условия реализации данной модели; содержание диагностической технологии изучения социальной ответственности студентов вуза; направления, формы и виды внеаудиторной деятельности; алгоритм процесса развития социальной ответственности. Практическая ценность результатов исследования определяется возможностью их использования в образовательных учреждениях преподавателями, кураторами, специалистами по социальной и воспитательной работе в процессе развития социальной ответственности студентов вуза во внеаудиторной деятельности.
The main educational guideline in the new sociocultural conditions is the development of personal potential, which, in turn, takes into account the further perspective of life development. The educational institution, forming the educational environment for the training of a graduate, performs a socially and pedagogically significant function of education and contributes to the development of students’ social responsibility. A person who seeks to develop social responsibility in himself is certainly motivated by active interaction with people, regular inclusion in all kinds of social roles, while being able to correlate his activity and their results with the norms of society. And out of class activity, in turn, is a sociocultural environment for creating conditions for self-development and the realization of abilities and interests. In this regard, this work is aimed at compiling a process model for the development of students’ social responsibility in out-of-class activity. The purpose of the study was to substantiate the structure of the process model for the development of students’ social responsibility in out-of-class activity, the need to disclose the pedagogical conditions for its implementation. The study was carried out using theoretical analysis and synthesis of scientific literature on the problem of modeling the pedagogical process, a method for modeling the development of social responsibility of university students in out-of-class activity, and generalization of advanced pedagogical experience. The article considers the target and methodological components of the model of pedagogical support for the development of social responsibility of students; pedagogical conditions for implementing this model are disclosed; the content of diagnostic technology for studying the social responsibility of university students; directions, forms and types of out-of-class activity; social responsibility development process algorithm. The practical value of the research results is determined by the possibility of their use in educational institutions by teachers, curators, specialists in social and educational work in the process of developing the social responsibility of university students in out-of-class activity.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 37.01. Основы воспитания, образования и обучения (материальные, теоретические, философские и т.п.)
- Префикс DOI
- 10.20323/1813-145X-2024-4-139-40
- eLIBRARY ID
- 69206846