В статье поднимается тема использования инновационных технологий в процессе развития креативности школьников на уроках музыки. Раскрывается сущность следующих понятий: инновационные технологии, музыкальность, музыкальные способности, музыкальная креативность. Для решения поставленной проблемы автор предлагает использовать мобильные приложения для сочинения музыкальных произведений. В статье даются педагогические рекомендации учителям по работе с мобильными приложениями для сочинения композиций школьниками. Автор предлагает и анализирует конкретные мобильные приложения, которые можно использовать школьникам для создания музыкальных сочинений на уроках музыки.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 372.878. музыке
Особо мы хотели бы отметить положительное влияние, которое оказывают мобильные приложения на такой вид музыкального слуха учащихся, как полифонический. Полифония – это «склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле) – многоголосной фактуры» [16, с. 344]. Работа над данным видом слуха представляет особую сложность на уроках музыки без использования инновационных технологий; а наличие полифонического слуха влияет на качество музыкальных произведений, которые создают учащиеся и, в связи с этим, на их музыкальную креативность. Реализовать подобное на уроке музыки без использования инновационных технологий проблематично по многим показателям. Например, набор элементарных музыкальных инструментов, которые используют для музицирования школьники, нельзя сравнить с многообразием инструментов, которое предлагает мобильное приложение. Фортепиано является основным музыкальным инструментом в среднестатистической школе, однако если оно и есть, то в единственном экземпляре, поэтому у учащихся нет равных возможностей для полноценного доступа к нему. При построении классического занятия учителю сложнее реализовать индивидуальных подход в рамках групповых занятий при сочинении музыки.
Список литературы
1. Гафарова Е. А. Креативность как информационная педагогическая система // Современное педагогическое образование. 2023. № 7. С. 15-20. EDN: JUWSWN
2. Дронова С. Ю. Мотивация преподавателя: креативность и коллаборативная среда // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 6. С. 115-121. EDN: TRDRJP
3. Просандеева И. А., Стукаленко Н. М. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 2 (34). С. 84-90. EDN: CEMKSX
4. Амелин Н. А., Юдин А. П. Развитие креативности как компонента функциональной грамотности учащихся средствами музыкального искусства // Международный научно-исследовательский журнал. 2024. № 4 (142). 10.23670/IRJ.2024.142.26. URL: https://research-journal.org/archive/4-142-2024-april/10.23670/IRJ.2024.142.26 (дата обращения: 17.04.2024). DOI: 10.23670/IRJ.2024.142.26.URL
5. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: учебник. 3-е изд., испр. и доп. М.: Прометей, 2020. 502 с.
6. Приказы Минцифры России № 600 от 18.11.2020 “Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации “Цифровая трансформация”. URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2020/12/prikaz_me_18_11_2020_600.pdf (дата обращения: 05.04.2024).
7. Указ Президента РФ “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 05.04.2024).
8. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования. 8-е изд, перераб. и доп. М.: Изд. центр “Академия”, 2013. 208 с. EDN: YEMXKJ
9. Трапизон И. В. Информационные технологии как средство инновационного развития образовательного процесса // Инновационные технологии в науке и образовании. 2015. № 4 (4). С. 212-213. EDN: VHSMAV
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утв. приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286. 59 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287. 129 с.
12. Токтарова В. И., Федорова С. Н. Информационно-образовательная среда вуза: интерпретационный и содержательный анализ // Вестн. Марийского гос. ун-та. 2018. № 4 (32). C. 77-87. EDN: YQNVIL
13. Мартиросян Б. П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика, 2004. № 4. С. 12-14. EDN: YRMOYT
14. Амелин Н. А. К вопросу о сущности категории “музыкальная креативность” // Творчество П. И. Чайковского в исполнительской подготовке педагога-музыканта: материалы Междунар. науч.-практ. конф. в рамках Междунар. фестиваля-конкурса “О России петь.”., посвящ. 180-летию П. И. Чайковского (18-22 декабря 2020 г.) / под науч. ред. Г. П. Стуловой, А. П. Юдина. М.: Ритм, 2021. С. 216-223. EDN: EYNAJA
15. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей: учеб. пособие для СПО. СПб.: Планета музыки, 2021. 488 с.
16. Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. М.: Сов. энцикл., 1982. 488 с.
17. Суханцева В. К. Музыка как мир человека. От идеи вселенной - к философии музыки. Киев: Факт, 2000. 176 с. EDN: QXWHEH
18. Тард Г. Законы подражания: [пер. с франц.]. М.: Академ. проект, 2011. 302, [1] с. (Психологические технологии).
19. Спиридонов В. Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем: учеб. пособие. М.: Генезис, 2006. 319 с. EDN: RYRZQP
20. Абрамова Г. С. Некоторые особенности педагогического общения с подростками // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 96-99.
21. Ахмедова Э. М., Позднякова И. Р., Пашина С. А. Влияние стиля педагогического общения на эффективный уровень знаний младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 54-56. EDN: MNXBUW
22. Микалко М. Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно / пер. с англ. Л. Царук, С. Комарова. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 416 с.
23. Элементарная теория музыки / В. А. Вахромеев. М.: Музыка, 2002. 253, [1] с.
24. Майкапар С. М. Музыкальный слух: его значение, природа, особенности и методы правильного развития. 3-е изд., испр, и доп. Челябинск: MPI, 2005. 254 с.
25. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2: Интонация / акад. Б. Асафьев (Игорь Глебов). М.; Л.: Изд-во и типолитогр. Музгиза, 1947. 164 с.
26. Музыкальное исполнительство. Исполнитель и техника: учебник / Г. М. Цыпин. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 193 с. (Сер.: Авторский учебник).
27. Теоретическое музыкознание: учеб. пособие по курсу “Введение в спец”. для студентов-музыковедов высш. муз. учеб. заведений / Ю. Рагс. М.: ГМПИ, 1983. 64 с.
28. Формы музыкальных произведений: учеб. пособие для студентов вузов искусств и культуры / В. Н. Холопова. Изд. 4-е, испр. СПб. [и др.]: Лань, 2013. 490 с.: ноты.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена рассмотрению диктанта как современного инновационного упражнения, позволяющего эффективно формировать лингвистическое мировоззрение и воспитывать историческую память у обучающихся в процессе специально организованной работы с текстами-воспоминаниями о виднейших отечественных ученых-филологах. Показан дидактический потенциал диктанта, который является не только репродуктивной, но и частично-поисковой формой работы на уроках русского языка, показаны скрытые резервы этого способа обучения. В результате проведенного исследования авторами сделан вывод о том, что диктант как вид письменной работы - это значимая дидактическая единица, открывающая для учащихся путь к разносторонней текстовой деятельности, которая обеспечивает импульс и способна стать стимулом к познанию культуры, истории, социально-культурных ценностей и других важных аспектов, направленных на гармоничное развитие личности.
В статье обосновано первостепенное значение преподавания графики на уроках изобразительного искусства в школе. Рассмотрены методические аспекты организации учебно-творческой деятельности школьников на основе индивидуально-личностного подхода, метода проектной деятельности и с учетом особенностей возрастной психологии детей. Авторами предложены различные виды практических упражнений и учебно-творческих заданий в технике графики, направленных на развитие изобразительной грамотности и формирование духовной культуры школьников. Обосновано фундаментальное значение графики в школе для развития умений и навыков реалистического изображения действительности, а на этой основе развития художественной фантазии и образного мышления. Предложенная авторами система методов преподавания искусства графики с указанием ее необходимых компонентов может иметь практическую значимость для подготовки учителей изобразительного искусства и художников-педагогов.
В статье рассмотрены теоретические основы функционирования видовых форм русских глаголов в отрицательных конструкциях прошедшего времени, описаны трудности, возникающие при изучении таких конструкций персоязычными студентами, и предложен комплекс упражнений, направленный на преодоление описанных трудностей и коррекцию типичных ошибок. Цель исследования - установить общие правила употребления видов глаголов в отрицательных конструкциях прошедшего времени, которые могут использоваться в качестве рекомендуемых при обучении персоязычных студентов. Применение приведенных в работе правил призвано конструктивно облегчить восприятие персоязычными обучаемыми видовых форм русских глаголов, а также может быть внедрено в общую методическую систему преподавания РКИ. Практическая значимость исследования заключается в том, что впервые предложен комплекс упражнений для преодоления трудностей в употреблении видовых форм глаголов в отрицательных конструкциях русского языка и выработки у персоязычных студентов, изучающих русский язык, навыков и умений правильно идентифицировать видовые формы глаголов в прошедшем времени в русских отрицательных предложениях. При этом научная новизна представляется в разработке детального подхода к раскрытию отдельных аспектов темы употребления видовых форм русских глаголов, где в качестве средств обучения выступают указанные упражнения. В результате проведенного на базе Исламского университета «Азад» (Западно-Тегеранского отделения) и Боджнордского университета (группы второго курса, в рамках изучения видов глагола русского языка) исследования определены трудности усвоения и употребления персоговорящими студентами видовых форм глаголов в прошедшем времени в русских отрицательных предложениях, что позволяет разработать основные методы коррекции типичных ошибок, допущенных при использовании видовых форм русских глаголов.
В отечественной системе образования проекты по критическому мышлению находятся в фокусе внимания. Высшая школа внедряет в свои учебные планы дисциплины по развитию критических навыков. В статье рассматриваются программные установки курса «Логика и критическое мышление», в частности, предметом обсуждения становятся операции с понятиями как возможные инструменты борьбы с бессодержательностью мышления. Цель статьи состоит в углублении вопроса о методах и приемах в работе с неопределенными понятиями на занятиях по логике и критическому мышлению. Источником для рассмотрения проблематичных сюжетов служит университетская педагогическая практика. Показывается особый статус в естественном языке и языке науки понятий, являющихся не вполне определенными. Осуществляется изучение интеллектуально-речевого опыта с учетом классификации содержания и объема как определенных, так и неопределенных понятий. Анализируются достижения участников проекта в осознании аксиологической нагруженности лексических единиц и принципиальной трудности в механизмах работы с неопределенными понятиями профессионального дискурса. Акцентируется внимание на возможностях развития критической рефлексии учащихся посредством погружения в дискуссионную тематику о корректном истолковании информации, неопределенных понятиях в нормативных документах, востребованности учета семантических колебаний под влиянием процессов культурного и социального характера. Делается вывод о когнитивном присвоении учащимися специфики представлений об употреблении неопределенных понятий, совершенствовании умений в оперировании понятиями, понимании многосложности познавательного процесса.
Статья посвящена особенностям применения информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы в старших классах общеобразовательной школы. На примере изучения драматургических произведений А. П. Чехова рассмотрены такие инновационные технологии, как создание интерактивных схем, плейкастов, эйдос-конспектов, слайдшоу. Авторами предложены методические разработки по использованию данных технологий на уроках литературы при изучении творчества А. П. Чехова.
В данной работе продемонстрирована возможность изучения темы «Феромоны человека» в рамках углубленного обучения биологии и внеурочной деятельности. Актуальность обусловлена обилием ошибочных представлений по данной проблеме у учащихся 8-11 классов, принявших участие в исследовании. Расширение предметной тематики с учетом современных научных данных нацелено на развитие мотивации и учебного интереса при изучении биологии на углубленном уровне. Полученные знания имеют важное значение для полового воспитания подростков, расширения кругозора, профориентации. В качестве ключевого метода обучения использовалось проведение лекции с элементами проблемной беседы. Сбор материала для установления степени знакомства учащихся с изучаемой темой осуществлялся с помощью опроса респондентов в виде анкетирования. При обработке результатов и их демонстрации в классе предложено использование оригинальной оценочной шкалы «заблуждение - сомнение - истина». Варианты ответов, которые изначально выглядели очевидными и понятными, оказались не соответствующими научной картине мира. Распространенность таких заблуждений важно понимать учащимся, особенно когда они получают информацию из дополнительных источников при углубленном и внеурочном изучении предмета. Предложенные методические средства позволяют продемонстрировать учащимся сложность научного поиска, актуальность развития критического мышления, комплексность и многогранность биологических процессов. Разработанные материалы, включая презентацию, размещенную на образовательном портале «Инфоурок», могут быть использованы педагогами для продолжения исследований в данном направлении. Работа выполнялась на базе школы № 3 городского округа Пущино Московской области.
В настоящее время количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. При обучении в классе данная категория детей сталкивается с рядом трудностей: отсутствие навыка ведения диалога, сотрудничества в урочной и внеурочной деятельности, мотивации к общению и т. д. Формирование навыков коммуникативного взаимодействия позволяет данные проблемы устранить и сформировать верные стратегии участия в воспитательном процессе. Создание определенных педагогических условий при формировании коммуникативного поведения в инклюзивном образовании имеет ряд критериев. Критериями являются: определение функциональных целей, подбор функционального материала, использование систем подкрепления. Коммуникативное взаимодействие побуждает к формированию коммуникативных умений и действий в воспитательном процессе, выстраивает нормы социального поведения, что важно при успешной социализации и адаптации обучающихся. При отсутствии навыков коммуникации недоступны навыки просьбы, отказа, согласия. Для того чтобы поддерживать навыки коммуникативного взаимодействия, необходимо организовать такую среду, где будет большее количество возможностей для общения, и структурировать воспитательный процесс с учетом представленных условий. Данный формат работы позволит обучающимся с ограниченными возможностями здоровья преодолевать препятствия коммуникативного взаимодействия в жизни и обществе.
Автор обращается к возможностям кинопедагогики как одного из эффективных средств воспитания и обучения, а также формирования значимых для будущего учителя компетенций. Особое внимание уделено использованию киноматериалов при знакомстве с историей, культурой страны изучаемого языка. Для автора данной статьи это - Великобритания. Приведены примеры использования произведений кинематографа в работе со студентами педагогических направлений подготовки. Показано, что занятия с использованием кино способствуют самораскрытию обучающихся и преподавателя, пробуждают потребность в выражении своих подлинных чувств и мыслей, а также позволяют обучающимся чувствовать себя более уверенными. Важным результатом подобной работы становится приобретение студентами - будущими педагогами собственного опыта использования средств кинопедагогики в предстоящей педагогической деятельности.
В связи с бурным развитием экономики общество выдвигает новые требования к качеству художественного образования. Анализируя и сравнивая качество художественного образования в Китае и России, а также опираясь на успешный опыт российского художественного образования, Китай должен увеличить государственные инвестиции в базовое художественное образование, сформировать хорошую среду и систему художественного образования, а также привить детям любовь к искусству. В статье указано, что художественное образование в КНР является открытой системой для восприятия и обмена опытом подготовки высококвалифицированных специалистов художественно-педагогических специальностей. Содержание художественного высшего образования интегрирует существенные положения искусства, эстетики, образования, психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного ис-кусства. Охарактеризована организация творческого процесса студентов художественно-педагогических специальностей как целенаправленное усвоение содержания художественного высшего образования с применением традиционных и инновационных методов и форм обучения с целью максимально полной самореализации участников образовательного процесса в учреждениях высшего образования. Отмечено, что стандарты экзаменов определенным образом ограничивают творческую самореализацию абитуриентов, их художественное новаторство, нестандартное мышление, энтузиазм, вдохновение к рисованию, инициативность и активность в восприятии нового.
В статье рассматривается педагогическая стратегия подготовки конкурентоспособного специалиста в современной системе высшего профессионального образования Китайской Народной Республики. Рассмотрение вопросов осуществлялось с помощью анализа литературных источников и документов; метода системного анализа; метода сравнения и сопоставления. Стратегия модернизации высшего образования в Китае разрабатывается и осуществляется в тесном взаимодействии с ведущими международными организациями с учетом китайской специфики. Система высшего образования Китайской Народной Республики предусматривает отбор наиболее способных абитуриентов. Описаны уровни и условия организации системы высшего образования в КНР: специалист, бакалавр, магистр. Все дисциплины ученого плана во время обучения делятся на обязательные и выборочные. К обязательным относят общественные, базовые, а также профессиональные. Все студенты, обучающиеся на этапе магистратуры, проходят подготовительную практику. Все студенты, которые прошли обучение в вузе, успешно защитили диссертацию и сдали все экзамены, получают звание магистра.
В статье обоснована важность взаимодействия семьи и образовательных институтов в процессе формирования личности ребенка. Интеграция усилий семьи и образовательных институтов в воспитательном процессе является важным фактором для создания благоприятных условий для развития детей, формирования у них ценностей и умений, необходимых для успешной адаптации в обществе. Выявлены и описаны особенности взаимодействия семьи и школы в ряде зарубежных стран: Китае, Франции, Германии, Кубы, Мексики, Финляндии и США. Выделены такие направления взаимодействия семьи и образовательного института, как создание учительско-родительских сообществ, взаимодействие в области образовательной деятельности, взаимодействие в области воспитательной деятельности, государственно-общественного управления школой, повышения педагогической компетентности родителей. Приведены примеры инновационных моделей взаимодействия школы и родителей обучающихся.
В статье рассматривается деятельность выдающихся музыкантов-педагогов конца XIX - ХХ в. К. Н. Игумнова и его ученика и последователя Я. И. Мильштейна. Взгляды на суть исполнительского искусства, педагогические и исполнительские концепции и убеждения этих музыкантов освещаются в контексте отечественных традиций музыкального образования и функционирования механизма преемственности, последовательно связывающего разные этапы их развития. Выявляются различные подходы к совершенствованию пианистического мастерства молодых музыкантов, подчеркивается значимость обучения культуре звукоизвлечения, «горизонтального мышления», слышания, выразительного интонирования музыкального материала. Важным условием развития музыканта является воспитание его самостоятельности, творческой активности, инициативы в поиске собственной интерпретации изучаемого произведения. Утверждается, что осмысление и систематизация опыта прошлого, следование традициям и их обновление помогает выстраивать траекторию современной педагогики музыкального образования.
Статья посвящена проблеме становления и развития народного песенного творчества в Китае. На основе анализа специальной литературы авторы приводят классификацию жанровых направлений народных песен, среди них - исторические, трудовые, о природе, о любви, бытовые, обрядовые и детские песни. В народных песнях отражаются мысли и чувства людей, история страны, традиции быта, правила поведения людей в обществе, образы природы, отношение к труду, обрядовые, житейские проблемы и самобытные национальные особенности. На современном этапе развития музыкальной культуры страны народное песенное искусство является неисчерпаемым источником для творческого вдохновения китайских композиторов, как в области вокальных жанров, так и в области инструментальной и классической музыки. В заключение делается вывод о том, что народные песни, отражающие менталитет нации, имеют огромное воспитательное значение для подрастающих поколений людей, которые должны знать историю своей страны, отраженную в памятниках музыкальной культуры и свято хранить национальные традиции. В настоящее время китайские народные песни стали важной темой для дискуссий в музыкальной индустрии. Поэтому наследие народного песенного творчества стало привлекать внимание общественности. Для любой страны образование в начальной и средней школе является краеугольным камнем ее развития и надеждой нации. Поэтому новому поколению людей необходимо с самого рождения прививать любовь к народной песне как основе национальной культуры в повседневной жизни и на всех уровнях образования.
Статья посвящена изучению романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в отечественной школе второй половины ХХ в. Анализ трудов, вышедших в этот период, позволяет проследить развитие методических традиций изучения романа-эпопеи. На основе анализа методических работ, школьных программ и учебников по литературе автором определяется направленность изучения романа, выделяются основные пути, методы и приемы школьного анализа романа «Война и мир». Обобщение педагогического опыта позволяет установить связь поисков словесников второй половины ХХ в. с деятельностью педагогов конца XIX - первой половины ХХ в., выявить наиболее перспективные для современной образовательной практики идеи и конкретные методические рекомендации.
В современном усложняющемся социальном и профессиональном контексте педагогической деятельности у учителя часто возникают проблемные ситуации, переключающие его с практической педагогической деятельности на мыслительную деятельность по их разрешению. В процессе анализа и поиска способов решения таких ситуаций учитель обращается к различным видам, источникам, формам педагогического знания. Однако в настоящее время в педагогической науке не разработаны теоретические основы применения учителем различных видов и источников педагогических знаний в решении проблемных ситуаций, возникающих в педагогической деятельности, и программа подготовки учителя к их продуктивному решению. Цель настоящей статьи - описать программу методической работы с учителями по подготовке их к продуктивному решению проблемных ситуаций в педагогической деятельности и результаты ее опытно-экспериментальной апробации. В статье уточнены признаки и специфика проблемных ситуаций, возникающих в педагогической деятельности учителя…
Статья посвящена анализу итогов Всероссийской олимпиады молодых учителей по математике и методике ее преподавания, целью которой является формирование мотивации у молодых и будущих учителей к профессиональному саморазвитию. Описываются формат и этапы проведения олимпиады, состав участников. Дается обзор заданий отборочного и основного этапов. Приводятся формулировки и разбор решений заданий по геометрии и методике обучения геометрии, вызвавшие у участников наибольшие затруднения. Анализируются ошибки участников олимпиады и приводится статистика результатов решения отдельных заданий. Результаты олимпиады позволяют выявить основные дефициты участников во владении геометрическими знаниями и проблемы в методической подготовке в области обучения геометрии школьников. В статье отмечается важность профессиональных соревнований для выявления молодых талантливых учителей математики.
В статье дан анализ специальных методических аспектов подготовки будущего учителя математики в условиях индивидуализации обучения и развития школьников с ярко выраженными математическими способностями. Представлены научно обоснованные подходы к формированию методического компонента системы подготовки будущего педагога в системе высшего педагогического образования в рассматриваемом контексте. В ходе проведенного исследования выявлены причины неготовности выпускников университетов к работе в условиях индивидуализации обучения математике, сформулированы и обоснованы методические и технологические аспекты подготовки будущего педагога. Проведен педагогический эксперимент, направленный на апробацию предложенных подходов. Обоснована важность и эффективность обеспечения возможности построения индивидуальной образовательной траектории освоения программ высшего образования для наиболее подготовленных студентов с высокой мотивацией. В статье представлены результаты апробации предложенной методической модели на базе Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева. Предложенные образовательные технологии и методические подходы к подготовке будущего учителя математики могут быть использованы вузами, реализующими образовательные программы высшего образования педагогического профиля.
В статье раскрывается система профилактических функций школы, по сути, системно раскрыта ее миссия и возможности в профилактике деструктивного поведения школьников. Автор раскрывает содержание, приемы и условия эффективной реализации каждой из указанных функций, представляющей определенное направление профилактической деятельности школы. В качестве таковых направлений в статье рассмотрены диагностическая и мониторинговая деятельность педагогического коллектива, планирование и научно-методическое обеспечение проводимых профилактических мероприятий, сотрудничество с социальными партнерами школы, с семьей, противодействие влиянию на школьников деструктивных информационных «вбросов» из социальных сетей. Автор показывает передовой опыт руководимой им школы в данной области, раскрывает стратегии работы педагогического коллектива по предотвращению деструктивных отклонений в развитии школьников.
Перевернутый класс - это одна из моделей смешанного обучения, которая меняет роль учителя с ведущей и назидательной на роль фасилитатора (помощника) и созидателя, в то время как обучающийся является центром процесса обучения. Метод «перевернутого класса» обычно предполагает подготовку коротких аудио-и видеолекций, которые обучающиеся просматривают до прихода на урок. В данной работе была предпринята попытка изучить преимущества метода «перевернутого класса» с учетом расширения возможностей современных обучающихся, а также разработана программа опытного обучения, реализация которой планируется на уроках геометрии в школе № 171 (ранее - № 54) г. Москвы, р-на Хамовники в 11 -м классе школы при Механико-математическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова.
В статье подробно рассматривается методика преподавания живописи в Лицее Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Раскрываются цель и задачи данной методики, рассматриваются подробно основные методы работы с обучающимися, описываются основные аспекты развития творческих способностей лицеистов. Основная цель методики заключается в раскрытии важности предпрофильной подготовки учащихся лицея перед поступлением в вуз в области изобразительного искусства. Это означает, что методика призвана помочь обучающимся лицея получить необходимые знания и навыки в живописи, чтобы успешно поступить в высшее учебное заведение, где они смогут продолжить свое образование в этой области. Основной акцент в статье делается на педагогических аспектах методики преподавания живописи, таких как развитие творческого мышления, визуального восприятия и умений в области композиции и цвета. Автор описывает особенности организации учебного процесса, включая использование различных материалов и техник живописи, проведение практических мастер-классов и индивидуальное руководство учащимися лицея.
Статья посвящена анализу возможностей медиаобразования как средства формирования ценностно-смыслового комплекса личности и развития ее интеллектуально-творческого потенциала. Актуализируется не только проблематика, связанная с негативными последствиями развития медиасреды, но и вопросы, раскрывающие позитивное воздействие медиа на личность и общество в целом. На основе системного подхода предложена авторская синергетическая/универсальная трактовка сущности современного медиаобразования. В контексте выделения профессионального, неформального и информального способов обучения и воспитания представлены эффективные образовательные практики и культурно-просветительские проекты, реализуемые посредством медиаобразования в Московском педагогическом государственном университете. Рассмотрена медиапедагогика как неотъемлемая составляющая процессов обучения и воспитания в условиях цифровизации образования.
В статье рассматриваются литературные публикации в вузовской прессе на примере газет 2-го Московского государственного университета, Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, Московского педагогического государственного университета. Исследуемые газеты «За Лениным», «Ленинец», «Педагогический университет» выходили с 1925 г. по настоящее время. Впервые в данной статье исследуются стихотворения и отрывки из дневников выпускника 2-го МГУ, учителя-словесника Ильи Гудкова, который был автором вышеупомянутых изданий. Его литературные публикации отражают общие тенденции газетной литературы времени, когда они были написаны, в них присутствует эмоциональное отражение событий и явлений действительности. В исследуемом письме в редакцию И. Гудкова имеются факты, которые позволяют уточнить датирование выхода первых номеров газеты «За Лениным» (1925).
В статье рассматривается феномен паратекстуальности как части современной медиакультуры, акцентируется внимание на его доцифровых и современных дигитальных формах. Авторы полагают, что паратексты не только «окружают» и «расширяют» медиатекст, они одновременно влияют на его «восприятие» и «потребление» аудиторией. В работе также представлен научный обзор явления паратекста в различных сферах коммуникации, в том числе и в массмедиа. Особое внимание уделено его аудиальным формам. Авторы делают попытку определить значимость и потенциал современных форм паратекста в радиоэфире. В исследовании эмпирического материала особое место отводится художественной публицистике - радиодраме, или радиоспектаклям. Актуальность исследования обусловлена активным распространением пара-текстуальных элементов в цифровом пространстве, особенно в аудиальных форматах. Данная тенденция требует широкого и подробного научного осмысления.
В статье рассматриваются проблемы сочетания теоретического и практического представления о региональной повестке дня в современной журналистике. Междисциплинарность самого термина «повестка дня» фундаментально влияет на ее понимание в сфере исследования СМИ, а также применение в практической части журналистики. На основе этого формируются и основные противоречия в представлении «региональной повестки дня» как объекта исследования. В статье предлагается альтернативное определение региональной повестки дня, а также международной повестки дня, как ее дихотомической противоположности. Данная тема актуальна на фоне роста интереса исследователей к теме региональных СМИ и может поспособствовать десегментации в понимании самого термина «региональная повестка дня».
Статья посвящена рассмотрению мифологических образов животного мира и выявлению приемов и функций их отражения в произведениях современной татарской литературы. В центре исследования находятся образы Медведя, Волка, Собаки в общем контексте мифопоэтики татарской литературы. Обращение к центральным мифологическим образам природного мира дает основания выявить их общую символику в тюркской мифологии (тотема, уважения, посредника, защиты и т. д.), а также частные значения характеристик персонажей, их психологических состояний, поступков, разграничения сюжетных линий и т. д. Результаты проведенного анализа представляются важными в перспективе дальнейших теоретических исследований по символике животного мира в литературе и культуре народов Российской Федерации.
В статье рассматриваются структурно-стилистические особенности фрагментов из романов «Помпеи» и «Очищение» британского автора Р. Д. Харриса, объединенных онейрической тематикой. В связи с тем, что сновидческий текст в творчестве Харриса еще не был объектом исследования, в работе проведен анализ сновидений, видений и фрагментов, описывающих пребывание героя в пограничном состоянии. Поэтика сна в романах «Помпеи» и «Очищение» близка к сентиментальной готике А. Радклиф: сновидения героев в романе «Удольфские тайны» имеют логически выстроенное смысловое разрешение, имеющее рациональное объяснение. С помощью сравнительно-сопоставительного метода в настоящем исследовании выявлена семантическая специфика указанного мотивного комплекса, отвечающая идейно-эстетическим представлениям эпохи, при этом сохранившая влияние готического канона (М. Г. Льюис и А. Радклиф).
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011