В связи с бурным развитием экономики общество выдвигает новые требования к качеству художественного образования. Анализируя и сравнивая качество художественного образования в Китае и России, а также опираясь на успешный опыт российского художественного образования, Китай должен увеличить государственные инвестиции в базовое художественное образование, сформировать хорошую среду и систему художественного образования, а также привить детям любовь к искусству. В статье указано, что художественное образование в КНР является открытой системой для восприятия и обмена опытом подготовки высококвалифицированных специалистов художественно-педагогических специальностей. Содержание художественного высшего образования интегрирует существенные положения искусства, эстетики, образования, психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного ис-кусства. Охарактеризована организация творческого процесса студентов художественно-педагогических специальностей как целенаправленное усвоение содержания художественного высшего образования с применением традиционных и инновационных методов и форм обучения с целью максимально полной самореализации участников образовательного процесса в учреждениях высшего образования. Отмечено, что стандарты экзаменов определенным образом ограничивают творческую самореализацию абитуриентов, их художественное новаторство, нестандартное мышление, энтузиазм, вдохновение к рисованию, инициативность и активность в восприятии нового.
Идентификаторы и классификаторы
Именно понятие «качество образования» выступает довольно многозначным, так как освещает различные стороны образовательного процесса. Качество образования имеет общественные и психолого-педагогические, экономические и другие характеристики. Общество по-разному осознает их; именно поэтому, формулируя стандарты качества, следует учитывать потребности всех заинтересованных сторон: с одной стороны, родителей и учеников, а с другой – школы и государства, а в целом – интересы граждан и гражданского общества [4]. Сегодня международное сообщество считает качественное образование одним из необходимых условий успешного развития любой страны. Международное сообщество сейчас волнуют вопросы качественного образования с проекцией на приобретение молодежью жизненных компетентностей, успешное вхождение в современное общество и достижение гендерного равенства [4]. Качественное художественное образование – это упорядоченная общественная деятельность, в которой искусство выступает в качестве среды, имеет художественную и образовательную направленность, воспитывает в людях художественные способности.
Список литературы
1. Аймалетдинов Т. А. Социологическая оценка качества высшего образования: теоретикометодологические подходы к исследованию // Мониторинг общественного мнения. 2013. № 5. С. 3-12. EDN: RHIVFL
2. Ермакова Ж. А., Никулина Ю. Н. Качество образования с позиции потребителей образовательных услуг вуза // Креативная экономика. 2017. Т. 11, № 7. С. 725-734. EDN: ZDNMER
3. Ратнер Ф. Л., Тихонова Н. В. Качество образования: педагогический аспект // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 12. С. 87-96. EDN: ABRCUT
4. Байденко В. И., Селезнёва Н. А. Обеспечение качества высшего образования: современный опыт (статья 2) // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 122-136. EDN: ZUQFEJ
5. Дружинин А. С. Проблемы художественного образования в педагогике // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 6. С. 107-111. EDN: TVHBCK
6. 陈建军 卢旭英。 中国和俄罗斯师范大学艺术教育现状分析//教育与职业 2009。 卷。 2.第86-90页。 梁 [Чэнь Цзяньцзюнь, Лу Сюин. Анализ современной ситуации с художественным образованием в китайских и российских педагогических университетах // Образование и карьера, 2009. Т. 2. С. 86-90].
7. Madani R. A. Analysis of Educational Quality, a Goal of Education for All Policy // Higher Education Studies. 2019. Vol. 9, No. 1. P. 100-109.
8. 郑咏婷 林伯海。 教书育人规律研究及其对策//思想教育研究. 2017. 卷。 5. 第18-22页[Чжэн Юйтин, Линь Бохай. Исследование закона об обучении и воспитании людей и мерах противодействия ему // Исследования в области политического образования. 2017. Т. 5. С. 18-22].
9. Зубрилин К. М., Раздобарина Л. А. Особенности реализации совместной образовательной программы (Россия-Китай) // Преподаватель XXI век. 2021. № 1. Ч. 1. С. 191-197. EDN: XJRONJ
10. 梁燕。 人文精神融入艺术设计教育的探索与实践//长春理工大学学报. 2011. 卷。 4. 第32-37页 [Лян Ян. Исследование и практика интеграции гуманистического духа в образование в области художественного дизайна // Журнал Чанчуньского университета науки и технологий, 2011.Т. 4. C. 32-37].
Выпуск
Другие статьи выпуска
В настоящее время количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. При обучении в классе данная категория детей сталкивается с рядом трудностей: отсутствие навыка ведения диалога, сотрудничества в урочной и внеурочной деятельности, мотивации к общению и т. д. Формирование навыков коммуникативного взаимодействия позволяет данные проблемы устранить и сформировать верные стратегии участия в воспитательном процессе. Создание определенных педагогических условий при формировании коммуникативного поведения в инклюзивном образовании имеет ряд критериев. Критериями являются: определение функциональных целей, подбор функционального материала, использование систем подкрепления. Коммуникативное взаимодействие побуждает к формированию коммуникативных умений и действий в воспитательном процессе, выстраивает нормы социального поведения, что важно при успешной социализации и адаптации обучающихся. При отсутствии навыков коммуникации недоступны навыки просьбы, отказа, согласия. Для того чтобы поддерживать навыки коммуникативного взаимодействия, необходимо организовать такую среду, где будет большее количество возможностей для общения, и структурировать воспитательный процесс с учетом представленных условий. Данный формат работы позволит обучающимся с ограниченными возможностями здоровья преодолевать препятствия коммуникативного взаимодействия в жизни и обществе.
Автор обращается к возможностям кинопедагогики как одного из эффективных средств воспитания и обучения, а также формирования значимых для будущего учителя компетенций. Особое внимание уделено использованию киноматериалов при знакомстве с историей, культурой страны изучаемого языка. Для автора данной статьи это - Великобритания. Приведены примеры использования произведений кинематографа в работе со студентами педагогических направлений подготовки. Показано, что занятия с использованием кино способствуют самораскрытию обучающихся и преподавателя, пробуждают потребность в выражении своих подлинных чувств и мыслей, а также позволяют обучающимся чувствовать себя более уверенными. Важным результатом подобной работы становится приобретение студентами - будущими педагогами собственного опыта использования средств кинопедагогики в предстоящей педагогической деятельности.
В статье рассматривается педагогическая стратегия подготовки конкурентоспособного специалиста в современной системе высшего профессионального образования Китайской Народной Республики. Рассмотрение вопросов осуществлялось с помощью анализа литературных источников и документов; метода системного анализа; метода сравнения и сопоставления. Стратегия модернизации высшего образования в Китае разрабатывается и осуществляется в тесном взаимодействии с ведущими международными организациями с учетом китайской специфики. Система высшего образования Китайской Народной Республики предусматривает отбор наиболее способных абитуриентов. Описаны уровни и условия организации системы высшего образования в КНР: специалист, бакалавр, магистр. Все дисциплины ученого плана во время обучения делятся на обязательные и выборочные. К обязательным относят общественные, базовые, а также профессиональные. Все студенты, обучающиеся на этапе магистратуры, проходят подготовительную практику. Все студенты, которые прошли обучение в вузе, успешно защитили диссертацию и сдали все экзамены, получают звание магистра.
В статье обоснована важность взаимодействия семьи и образовательных институтов в процессе формирования личности ребенка. Интеграция усилий семьи и образовательных институтов в воспитательном процессе является важным фактором для создания благоприятных условий для развития детей, формирования у них ценностей и умений, необходимых для успешной адаптации в обществе. Выявлены и описаны особенности взаимодействия семьи и школы в ряде зарубежных стран: Китае, Франции, Германии, Кубы, Мексики, Финляндии и США. Выделены такие направления взаимодействия семьи и образовательного института, как создание учительско-родительских сообществ, взаимодействие в области образовательной деятельности, взаимодействие в области воспитательной деятельности, государственно-общественного управления школой, повышения педагогической компетентности родителей. Приведены примеры инновационных моделей взаимодействия школы и родителей обучающихся.
В статье рассматривается деятельность выдающихся музыкантов-педагогов конца XIX - ХХ в. К. Н. Игумнова и его ученика и последователя Я. И. Мильштейна. Взгляды на суть исполнительского искусства, педагогические и исполнительские концепции и убеждения этих музыкантов освещаются в контексте отечественных традиций музыкального образования и функционирования механизма преемственности, последовательно связывающего разные этапы их развития. Выявляются различные подходы к совершенствованию пианистического мастерства молодых музыкантов, подчеркивается значимость обучения культуре звукоизвлечения, «горизонтального мышления», слышания, выразительного интонирования музыкального материала. Важным условием развития музыканта является воспитание его самостоятельности, творческой активности, инициативы в поиске собственной интерпретации изучаемого произведения. Утверждается, что осмысление и систематизация опыта прошлого, следование традициям и их обновление помогает выстраивать траекторию современной педагогики музыкального образования.
Статья посвящена проблеме становления и развития народного песенного творчества в Китае. На основе анализа специальной литературы авторы приводят классификацию жанровых направлений народных песен, среди них - исторические, трудовые, о природе, о любви, бытовые, обрядовые и детские песни. В народных песнях отражаются мысли и чувства людей, история страны, традиции быта, правила поведения людей в обществе, образы природы, отношение к труду, обрядовые, житейские проблемы и самобытные национальные особенности. На современном этапе развития музыкальной культуры страны народное песенное искусство является неисчерпаемым источником для творческого вдохновения китайских композиторов, как в области вокальных жанров, так и в области инструментальной и классической музыки. В заключение делается вывод о том, что народные песни, отражающие менталитет нации, имеют огромное воспитательное значение для подрастающих поколений людей, которые должны знать историю своей страны, отраженную в памятниках музыкальной культуры и свято хранить национальные традиции. В настоящее время китайские народные песни стали важной темой для дискуссий в музыкальной индустрии. Поэтому наследие народного песенного творчества стало привлекать внимание общественности. Для любой страны образование в начальной и средней школе является краеугольным камнем ее развития и надеждой нации. Поэтому новому поколению людей необходимо с самого рождения прививать любовь к народной песне как основе национальной культуры в повседневной жизни и на всех уровнях образования.
Статья посвящена изучению романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в отечественной школе второй половины ХХ в. Анализ трудов, вышедших в этот период, позволяет проследить развитие методических традиций изучения романа-эпопеи. На основе анализа методических работ, школьных программ и учебников по литературе автором определяется направленность изучения романа, выделяются основные пути, методы и приемы школьного анализа романа «Война и мир». Обобщение педагогического опыта позволяет установить связь поисков словесников второй половины ХХ в. с деятельностью педагогов конца XIX - первой половины ХХ в., выявить наиболее перспективные для современной образовательной практики идеи и конкретные методические рекомендации.
В современном усложняющемся социальном и профессиональном контексте педагогической деятельности у учителя часто возникают проблемные ситуации, переключающие его с практической педагогической деятельности на мыслительную деятельность по их разрешению. В процессе анализа и поиска способов решения таких ситуаций учитель обращается к различным видам, источникам, формам педагогического знания. Однако в настоящее время в педагогической науке не разработаны теоретические основы применения учителем различных видов и источников педагогических знаний в решении проблемных ситуаций, возникающих в педагогической деятельности, и программа подготовки учителя к их продуктивному решению. Цель настоящей статьи - описать программу методической работы с учителями по подготовке их к продуктивному решению проблемных ситуаций в педагогической деятельности и результаты ее опытно-экспериментальной апробации. В статье уточнены признаки и специфика проблемных ситуаций, возникающих в педагогической деятельности учителя…
Статья посвящена анализу итогов Всероссийской олимпиады молодых учителей по математике и методике ее преподавания, целью которой является формирование мотивации у молодых и будущих учителей к профессиональному саморазвитию. Описываются формат и этапы проведения олимпиады, состав участников. Дается обзор заданий отборочного и основного этапов. Приводятся формулировки и разбор решений заданий по геометрии и методике обучения геометрии, вызвавшие у участников наибольшие затруднения. Анализируются ошибки участников олимпиады и приводится статистика результатов решения отдельных заданий. Результаты олимпиады позволяют выявить основные дефициты участников во владении геометрическими знаниями и проблемы в методической подготовке в области обучения геометрии школьников. В статье отмечается важность профессиональных соревнований для выявления молодых талантливых учителей математики.
В статье дан анализ специальных методических аспектов подготовки будущего учителя математики в условиях индивидуализации обучения и развития школьников с ярко выраженными математическими способностями. Представлены научно обоснованные подходы к формированию методического компонента системы подготовки будущего педагога в системе высшего педагогического образования в рассматриваемом контексте. В ходе проведенного исследования выявлены причины неготовности выпускников университетов к работе в условиях индивидуализации обучения математике, сформулированы и обоснованы методические и технологические аспекты подготовки будущего педагога. Проведен педагогический эксперимент, направленный на апробацию предложенных подходов. Обоснована важность и эффективность обеспечения возможности построения индивидуальной образовательной траектории освоения программ высшего образования для наиболее подготовленных студентов с высокой мотивацией. В статье представлены результаты апробации предложенной методической модели на базе Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева. Предложенные образовательные технологии и методические подходы к подготовке будущего учителя математики могут быть использованы вузами, реализующими образовательные программы высшего образования педагогического профиля.
В статье раскрывается система профилактических функций школы, по сути, системно раскрыта ее миссия и возможности в профилактике деструктивного поведения школьников. Автор раскрывает содержание, приемы и условия эффективной реализации каждой из указанных функций, представляющей определенное направление профилактической деятельности школы. В качестве таковых направлений в статье рассмотрены диагностическая и мониторинговая деятельность педагогического коллектива, планирование и научно-методическое обеспечение проводимых профилактических мероприятий, сотрудничество с социальными партнерами школы, с семьей, противодействие влиянию на школьников деструктивных информационных «вбросов» из социальных сетей. Автор показывает передовой опыт руководимой им школы в данной области, раскрывает стратегии работы педагогического коллектива по предотвращению деструктивных отклонений в развитии школьников.
Перевернутый класс - это одна из моделей смешанного обучения, которая меняет роль учителя с ведущей и назидательной на роль фасилитатора (помощника) и созидателя, в то время как обучающийся является центром процесса обучения. Метод «перевернутого класса» обычно предполагает подготовку коротких аудио-и видеолекций, которые обучающиеся просматривают до прихода на урок. В данной работе была предпринята попытка изучить преимущества метода «перевернутого класса» с учетом расширения возможностей современных обучающихся, а также разработана программа опытного обучения, реализация которой планируется на уроках геометрии в школе № 171 (ранее - № 54) г. Москвы, р-на Хамовники в 11 -м классе школы при Механико-математическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова.
В статье подробно рассматривается методика преподавания живописи в Лицее Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Раскрываются цель и задачи данной методики, рассматриваются подробно основные методы работы с обучающимися, описываются основные аспекты развития творческих способностей лицеистов. Основная цель методики заключается в раскрытии важности предпрофильной подготовки учащихся лицея перед поступлением в вуз в области изобразительного искусства. Это означает, что методика призвана помочь обучающимся лицея получить необходимые знания и навыки в живописи, чтобы успешно поступить в высшее учебное заведение, где они смогут продолжить свое образование в этой области. Основной акцент в статье делается на педагогических аспектах методики преподавания живописи, таких как развитие творческого мышления, визуального восприятия и умений в области композиции и цвета. Автор описывает особенности организации учебного процесса, включая использование различных материалов и техник живописи, проведение практических мастер-классов и индивидуальное руководство учащимися лицея.
Статья посвящена анализу возможностей медиаобразования как средства формирования ценностно-смыслового комплекса личности и развития ее интеллектуально-творческого потенциала. Актуализируется не только проблематика, связанная с негативными последствиями развития медиасреды, но и вопросы, раскрывающие позитивное воздействие медиа на личность и общество в целом. На основе системного подхода предложена авторская синергетическая/универсальная трактовка сущности современного медиаобразования. В контексте выделения профессионального, неформального и информального способов обучения и воспитания представлены эффективные образовательные практики и культурно-просветительские проекты, реализуемые посредством медиаобразования в Московском педагогическом государственном университете. Рассмотрена медиапедагогика как неотъемлемая составляющая процессов обучения и воспитания в условиях цифровизации образования.
В статье рассматриваются литературные публикации в вузовской прессе на примере газет 2-го Московского государственного университета, Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, Московского педагогического государственного университета. Исследуемые газеты «За Лениным», «Ленинец», «Педагогический университет» выходили с 1925 г. по настоящее время. Впервые в данной статье исследуются стихотворения и отрывки из дневников выпускника 2-го МГУ, учителя-словесника Ильи Гудкова, который был автором вышеупомянутых изданий. Его литературные публикации отражают общие тенденции газетной литературы времени, когда они были написаны, в них присутствует эмоциональное отражение событий и явлений действительности. В исследуемом письме в редакцию И. Гудкова имеются факты, которые позволяют уточнить датирование выхода первых номеров газеты «За Лениным» (1925).
В статье рассматривается феномен паратекстуальности как части современной медиакультуры, акцентируется внимание на его доцифровых и современных дигитальных формах. Авторы полагают, что паратексты не только «окружают» и «расширяют» медиатекст, они одновременно влияют на его «восприятие» и «потребление» аудиторией. В работе также представлен научный обзор явления паратекста в различных сферах коммуникации, в том числе и в массмедиа. Особое внимание уделено его аудиальным формам. Авторы делают попытку определить значимость и потенциал современных форм паратекста в радиоэфире. В исследовании эмпирического материала особое место отводится художественной публицистике - радиодраме, или радиоспектаклям. Актуальность исследования обусловлена активным распространением пара-текстуальных элементов в цифровом пространстве, особенно в аудиальных форматах. Данная тенденция требует широкого и подробного научного осмысления.
В статье рассматриваются проблемы сочетания теоретического и практического представления о региональной повестке дня в современной журналистике. Междисциплинарность самого термина «повестка дня» фундаментально влияет на ее понимание в сфере исследования СМИ, а также применение в практической части журналистики. На основе этого формируются и основные противоречия в представлении «региональной повестки дня» как объекта исследования. В статье предлагается альтернативное определение региональной повестки дня, а также международной повестки дня, как ее дихотомической противоположности. Данная тема актуальна на фоне роста интереса исследователей к теме региональных СМИ и может поспособствовать десегментации в понимании самого термина «региональная повестка дня».
Статья посвящена рассмотрению мифологических образов животного мира и выявлению приемов и функций их отражения в произведениях современной татарской литературы. В центре исследования находятся образы Медведя, Волка, Собаки в общем контексте мифопоэтики татарской литературы. Обращение к центральным мифологическим образам природного мира дает основания выявить их общую символику в тюркской мифологии (тотема, уважения, посредника, защиты и т. д.), а также частные значения характеристик персонажей, их психологических состояний, поступков, разграничения сюжетных линий и т. д. Результаты проведенного анализа представляются важными в перспективе дальнейших теоретических исследований по символике животного мира в литературе и культуре народов Российской Федерации.
В статье рассматриваются структурно-стилистические особенности фрагментов из романов «Помпеи» и «Очищение» британского автора Р. Д. Харриса, объединенных онейрической тематикой. В связи с тем, что сновидческий текст в творчестве Харриса еще не был объектом исследования, в работе проведен анализ сновидений, видений и фрагментов, описывающих пребывание героя в пограничном состоянии. Поэтика сна в романах «Помпеи» и «Очищение» близка к сентиментальной готике А. Радклиф: сновидения героев в романе «Удольфские тайны» имеют логически выстроенное смысловое разрешение, имеющее рациональное объяснение. С помощью сравнительно-сопоставительного метода в настоящем исследовании выявлена семантическая специфика указанного мотивного комплекса, отвечающая идейно-эстетическим представлениям эпохи, при этом сохранившая влияние готического канона (М. Г. Льюис и А. Радклиф).
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011