Статья: ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ В ОБУЧЕНИИ КРИТИЧЕСКИМ МЫСЛИТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ (2024)

Читать онлайн

В отечественной системе образования проекты по критическому мышлению находятся в фокусе внимания. Высшая школа внедряет в свои учебные планы дисциплины по развитию критических навыков. В статье рассматриваются программные установки курса «Логика и критическое мышление», в частности, предметом обсуждения становятся операции с понятиями как возможные инструменты борьбы с бессодержательностью мышления. Цель статьи состоит в углублении вопроса о методах и приемах в работе с неопределенными понятиями на занятиях по логике и критическому мышлению. Источником для рассмотрения проблематичных сюжетов служит университетская педагогическая практика. Показывается особый статус в естественном языке и языке науки понятий, являющихся не вполне определенными. Осуществляется изучение интеллектуально-речевого опыта с учетом классификации содержания и объема как определенных, так и неопределенных понятий. Анализируются достижения участников проекта в осознании аксиологической нагруженности лексических единиц и принципиальной трудности в механизмах работы с неопределенными понятиями профессионального дискурса. Акцентируется внимание на возможностях развития критической рефлексии учащихся посредством погружения в дискуссионную тематику о корректном истолковании информации, неопределенных понятиях в нормативных документах, востребованности учета семантических колебаний под влиянием процессов культурного и социального характера. Делается вывод о когнитивном присвоении учащимися специфики представлений об употреблении неопределенных понятий, совершенствовании умений в оперировании понятиями, понимании многосложности познавательного процесса.

Ключевые фразы: образование, КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЛОГИКА, ЯЗЫК, ПОНЯТИЕ, определенные и неопределенные понятия, практические занятия
Автор (ы): Суханова Наталья Петровна
Журнал: НАУКА И ШКОЛА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
378.147.31. Лекции
Для цитирования:
СУХАНОВА Н. П. ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ В ОБУЧЕНИИ КРИТИЧЕСКИМ МЫСЛИТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ // НАУКА И ШКОЛА. 2024. № 3
Текстовый фрагмент статьи