ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ДИСПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛИЗМА И БЕЗРАЗЛИЧИЯ КАК КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ (2024)
В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования. Материализм и безразличие рассматриваются как индивидуально-психологические характеристики личности, диспозиции. Показано, что материализм и безразличие образуют единую структуру, выступают комплексной характеристикой активности личности, влияние которой заключается в общем снижении адаптивных возможностей личности в социуме и качества жизнедеятельности в целом. Усиление тенденций к приданию высокой значимости материальной сфере своей жизни меняет социальную активность личности в сторону равнодушного и безучастного отношения к себе и другим, сопровождается снижением и потерей мотивации к деятельности (в том числе, и социально значимой). Тенденция к безразличию в разных сферах жизнедеятельности способствует редукции всего спектра ценностей и социальных ожиданий личности к исключительно материальным интересам, которые начинают носить генерализованный характер и негативно влиять на качественные характеристики взаимодействия личности с окружающим миром.
Идентификаторы и классификаторы
Полагая внутренний мир личности в качестве предмета психологии [10; 15], нельзя не признать, что феноменология его поистине неисчерпаема. Исследование личностной детерминации активности, содержательно относящейся к пространству «внутреннего мира» человека [10], представляется актуальной научной проблематикой, позволяющей не только интерпретировать характеристики взаимодействия личности с окружающим миром, но и приблизиться к пониманию и объяснению причинно-следственных взаимосвязей феноменологии психической реальности [11].
Список литературы
- Андреева В.В. Понятие «безразличие» в современной психологии // Гуманитарный вестник (Горловка). – 2020. – № 11. – С. 3–8.
- Андреева В.В. Психологические составляющие безразличного отношения людей к окружающему миру // Гуманитарный вестник (Горловка). – 2021. – № 14. – С. 3–8.
- Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 1. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1109-asmolov40.html.
- Белан Е.А. Активность личности в жизненных ситуациях: монография. – Saarbrusken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 108 с.
- Белан Е.А. Ситуационная активность личности: теоретический и практический аспекты. – Краснодар: Кубанский государственный ун-т, 2017. – 190 с.
- Карпинский К.В. [и др.] Безразличие как свойство личности: теоретический анализ и методика диагностики // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Сер. 3, Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2020. – Т. 10. – № 3. – С. 137–149.URL: https://elib.grsu.by/doc/64042.
- Карпинский К.В., Кисельникова (Волкова) Н.В. Опросник диспозиционного материализма (ОДМ): концептуальные основы и психометрическая разработка // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40. – № 1. – С. 104–117.
- Карпинский К.В., Колышко А.М., Парфёнова Т.В. Современные методы психологической диагностики / под ред. К.В. Карпинского. – Гродно: ГрГУ, 2022. – 398 с.
- Леонтьев Д.А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 2. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1110-leontiev40.html.
- Мазилов В.А. Научная психология в поисках своего предмета // Ярославский педагогический вестник. – 2022. – № 3. – С. 89–104.
- Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Объяснение в структуре современных психологических исследований // Сибирский психологический журнал. – 2023. – № 89. – С. 6–27.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь, 2012. – 389 с.
- Смирнова Н.П., Хащенко В.А., Хащенко Н.Н. Ценностные детерминанты материализма личности // Пензенский психологический вестник. – 2022. – № 2 (19). – С. 3–28.
- Фофанова Г.А., Куан Ц. Диспозиционный материализм: сущность и факторы формирования // София: электронный научно-просветительский журнал. – 2023. – № 1. – С. 81–87.
- Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Логос, 2006. – 389 с.
- Bauer M.A. et al. Cuing consumerism: Situational materialism undermines personal and social well-being // Psychological science. – 2012. – Т. 23. – №. 5. – С. 517–523.
- Belk R.W. Culture and materialism // Handbook of culture and consumer behavior. – 2015. – С. 299-323.
- Cohen-Chen S. et al. Meh, whatever: The effects of indifference expressions on cooperation in social conflict // Journal of personality and social psychology. – 2022. – Т. 123. – №. 6. – С. 1336.
- Goldsmith R.E., Clark R.A. Materialism, status consumption, and consumer independence // The Journal of social psychology. – 2012. – Т. 152. – №. 1. – С. 43–60.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье рассмотрены различные подходы к пониманию терминов «профессиональная компетентность» и «профессионализм». Анализ работ ученых, исследовавших содержание этих понятий, показал большое разнообразие концепций. В данной работе сделана попытка дать ответ на вопрос, каким должен быть преподаватель иностранного языка отечественной высшей школы. Для определения специфики профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка вуза авторы статьи избрали акмеологический подход. В ходе разработки темы были определены ключевые компетенции преподавателя иностранного языка, необходимые для того, чтобы его деятельность могла считаться профессиональной; в частности, к числу таких компетенций авторы отнесли специальную, социальную, личностную, индивидуальную и аутопсихологическую компетенции. По мнению авторов, наличие вышеназванных компетенций у преподавателя иностранного языка означает достижение им состояния зрелости в профессиональном отношении, в плане способности к сотрудничеству и общению в процессе научного поиска и педагогической деятельности. Ориентация на формирование указанных компетенций способна вывести на новый уровень профессиональную подготовку выпускников педагогических вузов, а также будет способствовать становлению их профессиональной мобильности и обеспечит большую конкурентоспособность на рынке труда.
В исследовании выявляется роль профессионального самообразования педагога высшей школы на примере преподавателя иностранного языка. Автор изучает специфику содержания и развития профессиональной компетентности преподавателя и необходимости повышения ее уровня в контексте современных ФГОСов ВО. Компетентность преподавателя рассматривается как динамичный педагогический феномен, который подразумевает постоянное обучение и развитие. Особенности иностранного языка в том, что он изменяется, в речь вводятся новые лингвистические конструкции и знаний, полученных в вузе педагогу уже недостаточно, чтобы осуществлять актуальное обучение обучающихся. Именно поэтому основой данной статьи является отражение концепции непрерывного образования педагогов в практической деятельности, определение наиболее эффективных методов самообучения и повышения мотивации профессионального роста.
Изменение ценностных ориентаций и нормативов, которые преобладают в идеологии современного общества, привело к негативным процессам в области социальной стабильности и снижению уровня социализации. Значимость семьи в качестве социального института, ответственного за воспитание, развитие и социализацию молодого поколения является все более очевидной и признанной обществом и государством. Поэтому государственная политика в отношении молодой семьи направлена на ее укрепление, формирование семейных ценностей и приоритетов, а также обеспечение преемственности в передаче опыта от старшего поколения к молодому. Один из важных аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни заключается в адекватном потребностям общества понимании роли семьи и брака в современном обществе и осознании значимости таких духовно-нравственных ценностей, как любовь, целомудрие, верность, взаимопонимание и ответственность. В исследовании определяется взаимосвязь между концептами “ценности” и “ценностные ориентации” в контексте семейных отношений, а также с позиции психолого-педагогической парадигмы описывается структура и содержание понятия “семья”.
В статье показано, что салютогенез и саногенное мышление исследуют возможности человека по сохранению своего здоровья. В связи с этим интересным представляется изучение возможностей применения саногенного/ салютогенного подхода к аутоагрессии подростков, актуальной проблеме современного общества, для выявления связи саногенного мышления и уровня суицидного риска. Цель статьи – изучить взаимосвязь когнитивно-эмотивных аспектов личности подростков (саногенное и патогенное мышление) с аутоагрессией и уровнем суицидного риска. Методы и методики: было проведено онлайн-анкетирование 38 подростков 15-18 лет с использованием теста «СЛ-19» Юнацкевича П.Л. и «Когнитивно-эмотивного теста» Орлова Ю.М. и Твороговой Н.Д. Результаты: по уровню суицидного риска респонденты были поделены на две группы: с низким и средним уровнем суицидального риска. Наблюдаются более высокие уровни защитной рефлексии у группы со средним суицидным риском, у группы с низким суицидным риском выше уровень саногенного мышления. Однако статистической значимости между уровнями защит и уровнем суицидного риска не обнаружено.
Статья посвящена исследованию структуры отношения к болезни и жизнестойкости у лиц с двумя наиболее распространенными заболеваниями: онкологическими и сердечно-сосудистыми. Результаты исследования свидетельствуют о том, что связь между показателями отношения к болезни и жизнестойкостью у пациентов с онкологическими заболеваниями наиболее выражена. Положительное реагирование на заболевание у данных лиц повышает уровень жизнестойкости, в другом случае – при отрицательном реагировании на болезнь – показатели жизнестойкости показывают наличие психической дезадаптации, низкую стрессоустойчивость, неэффективные модели совладания со стрессом. Лица с сердечно-сосудистыми заболеваниями реагируют на болезнь не менее дезадаптивно, но способны собраться и принять решение, не чувствуют одиночества и менее подвержены влиянию знаний о заболевании.
Звукоизобразительность представляет собой наличие связи между значением и звучанием слова. Звукоизобразительные слова подразделяют на группы явных и неявных звукоизобразительных слов (по фактору утраты иконичности в рамках семантических и фонетических сдвигов в процессе эволюции языка, известной как процесс деиконизации). Считается, что звукоизобразительные слова на уровне звукоимитации являются неотъемлемым этапом раннего речевого онтогенеза; также они способствуют освоению иностранных языков. Мы предполагаем, что положительный эффект звукоизобразительных слов будет наблюдаться и у люделюдей с афазиеафазией Вероятно, з вукоизобразительность может способствовать процессу понимания речи благодаря феноменам кроссмодальности и синестезии, которые, как было показано в многочисленных нейроисследованиях, активируются при восприятии и опознании таких слов, что, предположительно, может облегчить вторичный запуск речи после утраты речевой функции вследствие перенесенного инсульта. Цель данной
работы изучить визуальное и аудиальное восприятие звукоизобразительных слов, находящихся на различных стадиях деиконизации, людьми с разными видами афазии, а также здоровыми люди, с использованием адаптированного варианта метода «лексическое решение». В ходе проведенного эксперимента было установлено что наибольшее количество ошибок в точности опознания звукоизобразительных слов совершали испытуемые с сенсорно моторной и акустикомнестической афазией; при этом у них преобладали семантические ошибки, а не акустические. Полученные данные свидетельствую т о сложностях связывания воспринимаемого звука с его правильным значением для людей с афазией и в то же время демонстрируют потенциал применения звукоизобразительных слов в комплексной нейрореабилитации таких пациентов.
Вопрос всестороннего изучения восприимчивости к стрессу (стрессоустойчивости) военнослужащих в разные периоды несения ими службы в настоящее время актуализируется по причине расширения набора критериев, предъявляемых к военнослужащим в современной, стремительно меняющейся общественно-политической обстановке, которая оказывает заметное психоэмоциональное воздействие как на общество в целом, так и на лиц, состоящих на воинской службе. Целью исследования стало изучение восприимчивости к стрессу и выявление различий в стрессоустойчивости среди военнослужащих в разные периоды несения службы. Выявление характера стрессоустойчивости у военных происходило с использованием методики К. Маклина «Шкала организационного стресса» (в адаптации Н. Е. Водопьяновой), а также методов статистического анализа. В результате произведенных автором изысканий были выделены два наиболее выраженных психологических аспекта, свойственных процессу профессионального развития военнослужащих: первый – параболическая кривая изменения уровня развития жизнестойкости военнослужащих (который возрастает в течение первого и второго периодов профессиональной деятельности и снижается в течение третьего периода), второй – повышение устойчивости к организационному стрессу по мере роста профессионализма и совершенствования компетенций у лиц, проходящих воинскую службу.
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи тревожности, толерантности к неопределенности и мотивации достижения успеха студентов различных направлений обучения. Целью исследования стало изучение тревожности студентов и выявление значимых характеристик личностного их портрета. На основе теоретического анализа литературных источников были выдвинуты гипотезы об обратной корреляции тревожности и мотивации достижения успеха, а также об обратной корреляции тревожности и толерантности к неопределенности. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе взаимосвязи тревожности, толерантности к неопределенности, мотивации достижения успеха студентов различных направлений подготовки с использованием нескольких психодиагностических методик и методов статистической обработки данных, позволивших выявить корреляцию исследуемых параметров. Анализ эмпирических данных показал наличие прямой корреляции между тревожностью и толерантностью к неопределенности и обратной между тревожностью и мотивацией достижения. Результатом исследования являются психолого-педагогические рекомендации по индивидуализации образовательного процесса в высшей школе.
В современной психологической практике и к её подготовке актуальным остаётся вопрос дефицита кадров и низкий уровень психологической подготовки психологов. Практикующий психолог, желая получить больше клиентов прибегает к разным практикам, весьма отдалённым от научных. В этой связи встает вопрос о психологической компетентности и её сформированности как основы будущей готовности психологов к будущей профессиональной деятельности. В статье рассматриваются понятия компетентность, профессиональная компетентность и психологическая компетентность; представлены результаты эмпирического исследования, в котором выявлены особенности психологической компетентности у студентов психологов служебной деятельности на разных курсах обучения. У студентов старших курсов выявлен высокий уровень сформированности психологической компетентности, в частности оценочно-мотивационного компонента и коммуникативного; у студентов младших курсов недостаточно развит рефлексивный компонент, что интерпретируется возрастными особенностями студенческого возраста и началом развития рефлексии в этом возрасте.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/