Архив статей журнала

ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2021)
Выпуск: № 4 (32), Том 8 (2021)
Авторы: Ситникова Елена Васильевна, Ткач Елена Николаевна, Дубяга Иван Юрьевич

В статье представлено исследование проявлений синдрома эмоционального выгорания у муниципальных служащих с разным стажем профессиональной деятельности. В эмпирическом исследовании было выявлено, что муниципальные служащие подвержены эмоциональному выгоранию, которое усиливается при увеличении стажа профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание муниципальных служащих имеет дисфункциональные следствия, отрицательно сказываясь на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с коллегами (партнерами). С увеличением стажа профессиональной деятельности у муниципальных служащих усиливается симптоматика эмоционального выгорания: неудовлетворенность собой и возложенных профессиональных обязанностей, в виду неспособности что-либо изменить; избирательное эмоциональное реагирование; редукция профессиональных обязанностей; личностная отстраненность (фаза «резистенция» в стадии формирования, ближе к сформированности, по В.В. Бойко). Формирование на протяжении профессиональной деятельности синдрома эмоционального выгорания накладывает отпечаток на поведение муниципальных служащих: формируется хроническое утомление и равнодушие к субъектам профессиональной деятельности (цинизм); отмечается стремление к уходу от частых контактов с коллегами по работе (личностное отдаление) и проявление нетерпимости при их вынужденности (доминирующие типы эмоционального выгорания, по Н.Е. Водопьяновой, «эмоциональное истощение» и «деперсонализация»).

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН (2021)
Выпуск: № 4 (32), Том 8 (2021)
Авторы: Бурилкина Светлана Анатольевна, Супрун Нелли Геннадьевна, Гурьянова Инна Владимировна

Здоровье женщины в единстве физических, психических и социальных компонентов определяет здоровье будущих поколений. Снижение качества жизни, стрессы, неопределенность приводят как к ухудшению физического здоровья женщин, так и к социальному неблагополучию, неготовности к материнской роли. В данной работе представлены результаты эмпирического исследования, целью которого явилось изучение социально-психологических детерминант здоровья беременных женщин и их отношение к программе социально-психологического и педагогического сопровождения в благотворительной организации. Для решения поставленных задач использовались анализ научной литературы и анкетирование беременных женщин параметрическим методом. С помощью программы VORTEX был осуществлен анализ одномерных и двумерных распределений. По результатам исследования выявлены различия в уровнях социально-психологической готовности к беременности, взаимосвязи уровней психологической готовности к материнству и эмоциональных особенностей беременных женщин. В исследовании проанализированы социальные факторы, качество социального здоровья будущих мам, их социальное самочувствие и образ жизни, факторы благополучия и риска, а также эмоциональные особенности беременных женщин, баланс личностных свойств, работоспособности, стрессового состояния и тревожности, способствующие и препятствующие успешности реализации материнской роли. По результатам исследования прослеживается динамика психологического состояния женщин во время беременности в зависимости от социальной ситуации беременности. Женщины нуждаются не только в медицинском сопровождении беременности, но и в квалифицированной социальной и психологической поддержке. Научная новизна работы заключается в эмпирическом исследовании отношения беременных женщин к психолого-педагогическому сопровождению.

Сохранить в закладках
ПРОЯВЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (2021)
Выпуск: № 3 (31), Том 8 (2021)
Авторы: Колесникова Галина Юрьевна

В статье представлены результаты исследования проявлений феномена выгорания в профессиональной деятельности педагогов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании было обнаружено, что у педагогов ярко выражены симптомы эмоционального выгорания в фазе «резистенции»: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоции, редукция профессиональных обязательств. Полученные в эмпирическом исследовании данные свидетельствуют о том, что в изучаемой выборке есть педагоги с выраженной симптоматикой психического выгорания (высокий уровень психоэмоционального истощения, личностного отдаления, низкий и крайне низкий уровень профессиональной мотивации). Педагогам, работающим с лицами с ограниченными возможностями здоровья, для которых актуально проявление феномена выгорания, свойственны снижение эмоционального тонуса, эмоциональное перенасыщение, деформация отношений с другими людьми, тенденции к отрицательному оцениванию себя, снижение самооценки. Эмоциональная отстраненность у этих педагогов проявляется и в отношении с членами семьи, близкими людьми, друзьями. Педагоги, работающие с лицами с ограниченными возможностями здоровья, находятся в группе риска в отношении формирования симптоматики выгорания. Они нуждаются в психологическом сопровождении, ориентированном на профилактику и преодоление симптомов выгорания, активизацию развития позитивного самоотношения, жизнестойкости, стрессоустойчивости, способности к совладающему поведению. Систематическая и вовремя организованная работа по профилактике и преодолению выгорания педагогов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, может способствовать созданию такой образовательной среды, в которой все участники образовательного процесса получат шанс на плодотворное жизнетворчество, развитие личностного потенциала, полноценное самоосуществление.

Сохранить в закладках
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМПАТИИ И ВЫБОРА СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ (2021)
Выпуск: № 3 (31), Том 8 (2021)
Авторы: Ситникова Елена Васильевна, Ткач Елена Николаевна, Овчар Валерия Игоревна

Статья посвящена описанию результатов исследования взаимосвязи эмпатии и выбора стратегий поведения в конфликте у военнослужащих срочной службы. Эмпатия может оказывать существенное влияние на выбор действий в конфликтных ситуациях, определять развитие, динамику и содержание конфликта, так как обеспечивает формирование убежденности в ценности другого человека. Эмпатия как механизм урегулирования различных конфликтов занимает существенное место в конфликтном взаимодействии. В условиях постоянного, непрерывного, напряженного взаимодействия интересы военнослужащих срочной службы неизбежно сталкиваются. Это оказывает влияние на возникновение возможных конфликтов. В эмпирическом исследовании выявлена прямая взаимосвязь между уровнем выраженности эмпатических способностей и такими шкалами, как компромиссность, позитивная агрессивность. Выявлена обратная взаимосвязь между уровнем выраженности эмпатических способностей и такими шкалами, как нетерпимость к мнению других, наступательность, мстительность, подозрительность, конфликтность. В проведенном исследовании обнаружена прямая взаимосвязь между уровнем эмпатических тенденций и шкалой «Компромиссность». Также выявлена обратная взаимосвязь между уровнем эмпатических тенденций и такими шкалами, как вспыльчивость, наступательность, неуступчивость, мстительность, подозрительность, негативная агрессивность.

Сохранить в закладках
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У СТУДЕНТОВ (2021)
Выпуск: № 3 (31), Том 8 (2021)
Авторы: Ситникова Елена Васильевна, Ткач Елена Николаевна, Газизова Наталия Валерьевна

В статье представлено исследование личностных детерминант суицидального риска у студентов. В представленном исследовании под личностными детерминантами суицидального риска понимаются психологические особенности личности студентов, которые в сочетании с побудительными мотивами, обстоятельствами, механизмами поведения, не соответствующими принятым в обществе нормам и правилам, способствуют проявлению различных девиаций. В исследовании были обнаружены прямая выраженная корреляция показателя общего уровня суицидального риска с показателем безнадежности, обратная тесная корреляция с общим уровнем жизнестойкости. Было выявлено, что показатель общего уровня жизнестойкости обратно коррелирует с демонстративностью, аффективностью, уникальностью, несостоятельностью, сломом культурных барьеров, временной перспективой. Была выявлена обратная выраженная корреляция жизнестойкости с показателем безнадежности. Из разных факторов риска суицида у студентов заметнее всего выражены максимализм и слом культурных барьеров. «Максимализм» и «слом культурных барьеров» как сопутствующие суицидальные факторы показывают, что студентам в определенной степени свойственны культ самоубийства, поиск культурных оснований для оправдания суицидального поведения и делающих суицид привлекательным. Профилактическая работа со студентами должна быть направлена на такие параметры, как максимализм, слом культурных барьеров, демонстративность и несостоятельность, а также на оптимизацию жизненного опыта студентов с целью повышения их жизнестойкости.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ВЫБОРА КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ (2021)
Выпуск: № 2 (30), Том 8 (2021)
Авторы: Ситникова Елена Васильевна, Ткач Елена Николаевна, Мовчан Ольга Александровна

Статья посвящена выявлению и анализу особенностей проявления эмоционального интеллекта и выбора копинг-стратегий у студентов. В эмпирическом исследовании был выявлен средний уровень развития эмоционального интеллекта у студентов, обнаружена тенденция обращать внимание на свои эмоциональные состояния, управлять ими. Студенты, принимавшие участие в исследовании, в целом обладают адекватной самооценкой, открыты для общения и новых знакомств, чувствуют себя способными справиться с трудностями, с которыми им приходится сталкиваться, при необходимости они готовы попросить о помощи, воспринимают окружающую их действительность сбалансированно, некоторые студенты имеют неразрешенные проблемы. Обнаружена выраженность разных копинг-стратегий у студентов женского и мужского пола. Респонденты женского пола имеют высокие результаты по шкалам «Самоконтроль», «Бегство-избегание», «Планирование решения проблемы», «Положительная переоценка». Было выявлено, что копинг-стратегия «Самоконтроль» является самой выраженной, как среди девушек, так и среди юношей. Согласно полученным результатам студенты 1 курса чаще, чем студенты 2 курса, используют копинг, ориентированный на эмоции, и копинг, ориентированный на избегание проблем, студенты 2 курса отдают предпочтение копингу, ориентированному на решение задачи. Важной задачей является организация целенаправленной психологической работы, направленной на помощь студентам, испытывающим трудности в преодолении сложных жизненных ситуаций, а также работы, направленной на активизацию развития эмоционального интеллекта студентов и их способности к совладающему поведению с использованием различных ресурсов.

Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ (2021)
Выпуск: № 2 (30), Том 8 (2021)
Авторы: Ткач Елена Николаевна, Чернобродов Евгений Романович, Белых Елена Александровна

В статье представлено исследование психологических особенностей взаимосвязи копинг-стратегий и жизнестойкости студентов. Цель данного исследования заключалась в том, чтобы выявить психологические особенности взаимосвязи между выраженностью различных копинг-стратегий и компонентами жизнестойкости личности (на примере студентов университета). Для определения выраженности жизнестойкости и ее компонентов применялся тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А.Леонтьева, Е.И. Рассказовой). Для определения копинг-стратегий применялся опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, С. Фолкман (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой). В эмпирическом исследовании установлено наличие прямой связи между продуктивными копинг-стратегиями (планирование решения проблемы, положительная переоценка) и компонентами жизнестойкости. Обнаружено наличие обратной связи между непродуктивными копинг-стратегиями (бегство-избегание, дистанцирование) и компонентами жизнестойкости. Понимание наличия положительной связи между продуктивными копинг-стратегиями и степенью выраженности жизнестойкости и ее компонентов позволит в дальнейшей психологической работе разрабатывать программы эффективных социально-психологических тренингов, семинаров, других развивающих мероприятий с целью осуществления помощи людям разных возрастов наиболее продуктивно справляться со сложными жизненными ситуациями, опираясь на имеющиеся ресурсы и творчески используя возможности жизненных обстоятельств.

Сохранить в закладках
ПРОРАБОТКА С ПОДРОСТКАМИ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ПРЕВЕНЦИИ БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВЫХ СООБЩЕСТВАХ (2022)
Выпуск: № 8 (40), Том 9 (2022)
Авторы: Тонкаева Мария Андреевна

В подростковом возрасте в современных российских школах остро, стоит проблемы травли и издевательства над детьми со стороны сверстников. У подростков, которые подвергаются буллингу, в дальнейшем есть большой риск получить значительные психологические травмы, которые влияют на самооценку, на успехи в дальнейшей деятельности, а также может привести к суицидальным попыткам. Буллинг приводит к эскалации агрессии и насилию в образовательной среде. В большинстве случаев взрослые не знаю, что делать в таких ситуациях, поэтому, когда они сталкиваются с данной проблемой, они часто растеряны. Перед специалистами образовательной организации стоит сложная задача выявления буллинга, для ее решения необходимо обеспечить психологический комфорт и безопасность образовательной среды. В статье рассматривается практика применения и значимости создания программы превенции буллинга в подростковых сообществах на примере МБОУ «СОШ №16» г. Новосибирска. Автор делится опытом работы и диагностикой буллинга в подростковых сообществах, необходимостью реализации программы превенции буллинга в подростковых сообществах. По мнению автора, следует своевременно выявлять риск развития буллинга в школе, для этого необходимо внедрить программу превенции, в которую будет входить педагогическое условие: проработка с подростками стратегии поведения в ситуации школьного буллинга.

Сохранить в закладках
ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДАНИЯ ПРОГРАММЫ «АКТИВНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ» В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2022)
Выпуск: № 5 (37), Том 9 (2022)
Авторы: Романова Евгения Сергеевна, Сомова Наталья Геннадьевна

В статье представлены результаты исследования, проведенного в 2019 – 2021 г.г. на базе ГАУСО МО «Московский областной центр реабилитации инвалидов» с участием 111 человек – лиц пожилого возраста. Исследование проводилось в 2 этапа. На первом этапе в качестве обследуемых испытуемых были 20 человек, обслуживаемых на дому и 22 посещающих центр. На 2-м этапе- 69 человек, посещающих центр. В работе представлены социальные портреты испытуемых и результаты тестирования по таким компонентам качества жизни как тревога, депрессия, агрессия, общее психологическое благополучие людей пожилого и старческого возраста. Анализ основных результатов показал, что зависимость пожилых людей от медицинских и социальных служб частично способствует низкому уровню агрессивности и среднему уровню враждебности, обиды и подозрительности. Уровень депрессии, подозрительности и физической агрессии связан с тем, находится ли человек в социальной изоляции или имеет социальные связи. Так участники программы «Активное долголетие» менее депрессивны и подозрительны, чем обслуживаемые на дому. Наиболее выражено различие между посещающими программу и обслуживаемыми на дому в физическом самоощущении, а в психологическом разница не столь заметна, при этом у человека, находящегося в социальной изоляции, образование не помогает хорошему самоощущению, а поборот.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ИНГРУППОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИНА ИДЕНТИЧНОСТЬ ОДАРЕННЫХ (2022)
Выпуск: № 3 (35), Том 9 (2022)
Авторы: Мышкина Марина Сергеевна

Статья посвящена изучению влияния актуализации ингрупповой идентификации на динамику идентичности у респондентов с разной когнитивной ориентацией (коллективистической, индивидуалистической, неопределившейся). Проверка гипотезы осуществлялась на выборке обучающихся с показателями социально-гуманитарной и академической одаренности. В статье описаны выявленные достоверные различия в выраженности показателей идентификационных общностей в содержании идентичности одаренных с разной когнитивной ориентацией как результат ингрупповой идентификации. Выявлено, что коллективное обсуждение общих событий позволяет респондентам с индивидуалистической когнитивной ориентацией осознать значимость персональной идентичности, собственной уникальности и неповторимости, а также ценность семьи как группы поддержки. Результатом ингрупповой идентификации у респондентов с коллективистической когнитивной ориентацией является существенное увеличение субъективной значимости групп принадлежности «Россия» и «Все люди».

Идентификационная общность «Россия» также увеличивается у студентов с неопределившейся когнитивной ориентацией. Ингрупповая идентификация является фактором активизации имплицитных компонентов социальной идентичности, в роли которых выступают большие социальные общности (государство, страна, человечество в целом). Ингрупповая идентификация является предиктором расширения социальной идентичности вне зависимости от когнитивной ориентации. Проницаемость границ в процессе ингрупповой идентификации увеличивает для всех респондентов значимость идентификационных общностей «учебная группа» и «город проживания».

Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА (2022)
Выпуск: № 3 (35), Том 9 (2022)
Авторы: Головань Сергей Анатольевич

Вопросы патриотического воспитания студенческой молодежи являются центральными как в психолого-педагогической теории, так и в практике учебно-воспитательного процесса, о чем свидетельствуют соответствующие нормативно-правовые документы. Проведение специальной военной операции на Украине и ее последствия требуют перевода патриотического воспитания на новый уровень. В статье рассматриваются вопросы формирования и развития патриотизма у студенческой молодежи в условиях прохождения обучения в военном учебном центре. Анализируется содержание термина «патриотизм» с психологическо-педагогической точки зрения. Рассматриваются факторы, способствующие и препятствующие формированию патриотизма у студентов, обучающихся в условиях военного учебного центра. В статье в рамках системно-функционального подхода анализируются особенности формирования патриотизма у студентов военного учебного центра.

Сохранить в закладках
ЗАВИСИМОСТЬ УСПЕШНОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ (2022)
Выпуск: № 2 (34), Том 9 (2022)
Авторы: Давыдов Алексей Трофимович, Бутко Дмитрий Юрьевич, Конончук Виталий Витальевич, Тюкавин Александр Иванович

В данной статье авторы анализируют характер корреляции академической успеваемости и уровня психической адаптации среди 17-летних подростков.

В результате проведенного исследования было установлено, что в пределах данной возрастной группы успешность академической успеваемости находится в прямой зависимости от динамики показателя уровня психической адаптации: чем выше был уровень психической адаптации у респондентов, тем лучшей оказывалась их академическая успеваемость. При этом замечено, что в течение всего периода проведения эксперимента показатели степени психической адаптации среди 17-летних испытуемых постепенно возрастали.

Более устойчивыми к дезадаптации оказались подростки с правополушарной латерализацией головного мозга. При этом средние показатели высокой успеваемости при правополушарной латерализации головного мозга оказались достоверно выше. Высокая успеваемость оказалась достоверно выше у подростков с хорошим исходным и стабильным уровнем психической адаптации, а также у подростков, уровень психической адаптации которых в течение периода исследования имел отчетливую тенденцию к росту.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →