№ 5 (37), Том 9 (2022)

Статьи в выпуске: 5

ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДАНИЯ ПРОГРАММЫ «АКТИВНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ» В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2022)
Авторы: Романова Евгения Сергеевна, Сомова Наталья Геннадьевна

В статье представлены результаты исследования, проведенного в 2019 – 2021 г.г. на базе ГАУСО МО «Московский областной центр реабилитации инвалидов» с участием 111 человек – лиц пожилого возраста. Исследование проводилось в 2 этапа. На первом этапе в качестве обследуемых испытуемых были 20 человек, обслуживаемых на дому и 22 посещающих центр. На 2-м этапе- 69 человек, посещающих центр. В работе представлены социальные портреты испытуемых и результаты тестирования по таким компонентам качества жизни как тревога, депрессия, агрессия, общее психологическое благополучие людей пожилого и старческого возраста. Анализ основных результатов показал, что зависимость пожилых людей от медицинских и социальных служб частично способствует низкому уровню агрессивности и среднему уровню враждебности, обиды и подозрительности. Уровень депрессии, подозрительности и физической агрессии связан с тем, находится ли человек в социальной изоляции или имеет социальные связи. Так участники программы «Активное долголетие» менее депрессивны и подозрительны, чем обслуживаемые на дому. Наиболее выражено различие между посещающими программу и обслуживаемыми на дому в физическом самоощущении, а в психологическом разница не столь заметна, при этом у человека, находящегося в социальной изоляции, образование не помогает хорошему самоощущению, а поборот.

Сохранить в закладках
МЕСТО ЗДОРОВЬЯ В ИЕРАРХИИ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (2022)
Авторы: Соколова Татьяна Михайловна, Дорохов Александр Ратмирович

В статье рассмотрены особенности включения отношения к своему здоровью в иерархию личностных ценностей, необходимых квалифицированному специалисту по представлениям студентов средне-профессионального и высшего образования. Приведены данные исследования методом ранжирования о месте здоровья и ответственности за своё здоровье в структуре личностных ориентаций студентов. Проведён сравнительный анализ исследуемых групп. Выявлены различия у студентов, обучающихся в системе средне-профессионального и высшего образования, а также, между студентами, получающими средне-специальное образование разной направленности. Исследование показало, что для большинства студентов здоровье имеет значительно меньшую ценность по сравнению и приобретением знаний, умений и навыков, карьерного роста и материального вознаграждения. У студентов, получающих технические специальности, большинство из которых юноши, ценность здоровья и ответственности за своё здоровье находится на одном из последних мест. У студентов, получающих средне-профессиональное образование в сфере медицины, ценность ответственности за своё здоровье имеет большую значимость. Наибольшую значимость здоровье имеет у студентов, получающих юридические специальности в системе средне-профессионального образования и готовящихся к службе в силовых структурах. Сделаны выводы о необходимости формирования у студентов представлений о своём здоровье, как наиважнейшей и общечеловеческой и профессиональной ценности через кафедры физического воспитания, отделы по воспитательной работе и общественные студенческие организации.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2022)
Авторы: Новикова Ксения Владимировна, Ткач Елена Николаевна

Статья содержит результаты теоретико-эмпирического исследования, ориентированного на диагностику и развитие коммуникативных умений младших школьников из семей с алкогольной зависимостью. В процессе коррекционно-развивающей работы были использованы игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методы «репетиции поведения», элементы психогимнастики. После реализации программы коррекционно-развивающих занятий у детей появился интерес к окружающему миру, отношениям со сверстниками и взрослыми. В процессе экспериментальной работы дети научились адекватно реагировать в конфликтных ситуациях, выстраивать диалог в общении, самооценка детей стала более равномерной, изменилось отношение к школе, дети стали лучше готовиться к урокам, проявлять активность во время уроков. Важным результатов экспериментальной работы явился тот факт, что межличностное общение стало приносить детям удовольствие и удовлетворение.

Сохранить в закладках
ПРОДУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОПУЛЯЦИИ (2022)
Авторы: Свидерская Лилия Николаевна, ТАРАСОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА

В статье рассматривается психологический аспект комплаентности, а именно: влияние мотивации к лечению на состояние здоровье человека. Повышение уровня мотивации к лечению обладает огромным потенциалом и способно оказать намного более продуктивное влияние на здоровье популяции, чем иные усилия, направленные на совершенствование существующих и разработку новых методов лечения.

Цель исследования. Изучить мотивацию к лечению, предшествующему госпитализации, и наиболее значимые факторы мотивации у пациентов, госпитализированных в многопрофильный стационар Краевой клинической больницы города Красноярска.

В исследовании участвовали пациенты, госпитализированные в отделения Краевой клинической больницы города Красноярска. Всем пациентам во время пребывания в стационаре предлагалось заполнить, разработанную нами анкету по оценке психологической мотивации к лечению.

Анкетировались 130 пациентов с обострениями хронических неинфекционных заболеваний: 78 мужчин и 52 женщины. Несколько больше половины пациентов (n = 79) до госпитализации наблюдалась у врача по поводу различных хронических заболеваний, 51 человек регулярно у врачей не наблюдались. Согласно результатам теста Мориски–Грина и разработанной нами анкете по оценке психологической мотивации к лечению, мотивированными к лечению являлись 68 человек (52,3 %), при этом у пациентов была выявлена низкая мотивация к назначаемой терапии. Все рекомендации выполняли лишь 1/3 из участвующих в опросе. Основной причиной нарушения рекомендаций оказалась забывчивость (18,5 %), около 10 % больных боятся побочных эффектов лечения. Главным способом повышения мотивации к терапии пациенты назвали информацию лечащего врача о возможности улучшения прогноза заболевания (67,7 %), качества жизни, улучшения самочувствия (25,8 %).

Специально разработанная нами анкета дала возможность оценить ряд фактов, в том числе влияние психологической мотивации на низкую комплаентность к лечению. Помимо личностных качеств пациентов, основными причинами низкой мотивации к лечению являются недостаточная информированность пациентов о своей болезни и возможностях современной терапии.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ ЗА ТЯЖКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (2022)
Авторы: Цветкова Ольга Алексеевна, Волкова Олеся Владимировна

В статье представлены результаты сравнительного анализа данных, полученных в ходе исследования специфики самоактуализации и самореализации лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении за совершение преступлений различной степени тяжести, и лиц, не имеющих судимости. В исследовании использовались методики на выявление уровня самоактуализации: краткая форма «Опросник личностной ориентации» А. Джоунса и Р. Крэндалла, «Оценка уровня самоактуализации личности» Э. Шострома, для исследования процесса самореализации авторская методика В.П. Прядеина «Жизненный опыт». Были выявлены значимые различия между показателями самоактуализации и самореализации у лиц, отбывающих наказание (с криминальной направленностью) и лиц, не имеющих проблем с законом (с просоциальной направленностью), которые проявляются через такие особенности как: более острое переживание проблемности своей наличной жизненной ситуации, неготовности изменять что-то в достигнутом жизненном уровне, отсутствие направленности на социальное одобрение, присутствующее у осужденных. Результаты исследования позволяют определять расхождения в сущностных характеристиках лиц просоциальной и криминальной направленности, а также выявить различия в характеристиках самореализации осужденных для построения адресной программы психокоррекции и более успешной ресоциализации осужденных в условиях исправительного учреждения.

Сохранить в закладках