ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Архив статей журнала
В статье представлено исследование проявлений синдрома эмоционального выгорания у муниципальных служащих с разным стажем профессиональной деятельности. В эмпирическом исследовании было выявлено, что муниципальные служащие подвержены эмоциональному выгоранию, которое усиливается при увеличении стажа профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание муниципальных служащих имеет дисфункциональные следствия, отрицательно сказываясь на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с коллегами (партнерами). С увеличением стажа профессиональной деятельности у муниципальных служащих усиливается симптоматика эмоционального выгорания: неудовлетворенность собой и возложенных профессиональных обязанностей, в виду неспособности что-либо изменить; избирательное эмоциональное реагирование; редукция профессиональных обязанностей; личностная отстраненность (фаза «резистенция» в стадии формирования, ближе к сформированности, по В.В. Бойко). Формирование на протяжении профессиональной деятельности синдрома эмоционального выгорания накладывает отпечаток на поведение муниципальных служащих: формируется хроническое утомление и равнодушие к субъектам профессиональной деятельности (цинизм); отмечается стремление к уходу от частых контактов с коллегами по работе (личностное отдаление) и проявление нетерпимости при их вынужденности (доминирующие типы эмоционального выгорания, по Н.Е. Водопьяновой, «эмоциональное истощение» и «деперсонализация»).
Статья посвящена описанию результатов исследования взаимосвязи эмпатии и выбора стратегий поведения в конфликте у военнослужащих срочной службы. Эмпатия может оказывать существенное влияние на выбор действий в конфликтных ситуациях, определять развитие, динамику и содержание конфликта, так как обеспечивает формирование убежденности в ценности другого человека. Эмпатия как механизм урегулирования различных конфликтов занимает существенное место в конфликтном взаимодействии. В условиях постоянного, непрерывного, напряженного взаимодействия интересы военнослужащих срочной службы неизбежно сталкиваются. Это оказывает влияние на возникновение возможных конфликтов. В эмпирическом исследовании выявлена прямая взаимосвязь между уровнем выраженности эмпатических способностей и такими шкалами, как компромиссность, позитивная агрессивность. Выявлена обратная взаимосвязь между уровнем выраженности эмпатических способностей и такими шкалами, как нетерпимость к мнению других, наступательность, мстительность, подозрительность, конфликтность. В проведенном исследовании обнаружена прямая взаимосвязь между уровнем эмпатических тенденций и шкалой «Компромиссность». Также выявлена обратная взаимосвязь между уровнем эмпатических тенденций и такими шкалами, как вспыльчивость, наступательность, неуступчивость, мстительность, подозрительность, негативная агрессивность.
В статье представлено исследование личностных детерминант суицидального риска у студентов. В представленном исследовании под личностными детерминантами суицидального риска понимаются психологические особенности личности студентов, которые в сочетании с побудительными мотивами, обстоятельствами, механизмами поведения, не соответствующими принятым в обществе нормам и правилам, способствуют проявлению различных девиаций. В исследовании были обнаружены прямая выраженная корреляция показателя общего уровня суицидального риска с показателем безнадежности, обратная тесная корреляция с общим уровнем жизнестойкости. Было выявлено, что показатель общего уровня жизнестойкости обратно коррелирует с демонстративностью, аффективностью, уникальностью, несостоятельностью, сломом культурных барьеров, временной перспективой. Была выявлена обратная выраженная корреляция жизнестойкости с показателем безнадежности. Из разных факторов риска суицида у студентов заметнее всего выражены максимализм и слом культурных барьеров. «Максимализм» и «слом культурных барьеров» как сопутствующие суицидальные факторы показывают, что студентам в определенной степени свойственны культ самоубийства, поиск культурных оснований для оправдания суицидального поведения и делающих суицид привлекательным. Профилактическая работа со студентами должна быть направлена на такие параметры, как максимализм, слом культурных барьеров, демонстративность и несостоятельность, а также на оптимизацию жизненного опыта студентов с целью повышения их жизнестойкости.
Статья посвящена выявлению и анализу особенностей проявления эмоционального интеллекта и выбора копинг-стратегий у студентов. В эмпирическом исследовании был выявлен средний уровень развития эмоционального интеллекта у студентов, обнаружена тенденция обращать внимание на свои эмоциональные состояния, управлять ими. Студенты, принимавшие участие в исследовании, в целом обладают адекватной самооценкой, открыты для общения и новых знакомств, чувствуют себя способными справиться с трудностями, с которыми им приходится сталкиваться, при необходимости они готовы попросить о помощи, воспринимают окружающую их действительность сбалансированно, некоторые студенты имеют неразрешенные проблемы. Обнаружена выраженность разных копинг-стратегий у студентов женского и мужского пола. Респонденты женского пола имеют высокие результаты по шкалам «Самоконтроль», «Бегство-избегание», «Планирование решения проблемы», «Положительная переоценка». Было выявлено, что копинг-стратегия «Самоконтроль» является самой выраженной, как среди девушек, так и среди юношей. Согласно полученным результатам студенты 1 курса чаще, чем студенты 2 курса, используют копинг, ориентированный на эмоции, и копинг, ориентированный на избегание проблем, студенты 2 курса отдают предпочтение копингу, ориентированному на решение задачи. Важной задачей является организация целенаправленной психологической работы, направленной на помощь студентам, испытывающим трудности в преодолении сложных жизненных ситуаций, а также работы, направленной на активизацию развития эмоционального интеллекта студентов и их способности к совладающему поведению с использованием различных ресурсов.
В статье представлено исследование психологических особенностей взаимосвязи копинг-стратегий и жизнестойкости студентов. Цель данного исследования заключалась в том, чтобы выявить психологические особенности взаимосвязи между выраженностью различных копинг-стратегий и компонентами жизнестойкости личности (на примере студентов университета). Для определения выраженности жизнестойкости и ее компонентов применялся тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А.Леонтьева, Е.И. Рассказовой). Для определения копинг-стратегий применялся опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, С. Фолкман (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой). В эмпирическом исследовании установлено наличие прямой связи между продуктивными копинг-стратегиями (планирование решения проблемы, положительная переоценка) и компонентами жизнестойкости. Обнаружено наличие обратной связи между непродуктивными копинг-стратегиями (бегство-избегание, дистанцирование) и компонентами жизнестойкости. Понимание наличия положительной связи между продуктивными копинг-стратегиями и степенью выраженности жизнестойкости и ее компонентов позволит в дальнейшей психологической работе разрабатывать программы эффективных социально-психологических тренингов, семинаров, других развивающих мероприятий с целью осуществления помощи людям разных возрастов наиболее продуктивно справляться со сложными жизненными ситуациями, опираясь на имеющиеся ресурсы и творчески используя возможности жизненных обстоятельств.
В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению ценностных ориентаций студенческой молодежи (на примере обучающихся техникума). Описываются и анализируются особенности ценностных ориентаций студентов, обучающихся на младших и старших курсах. Анализ результатов показал, что ценностные ориентации студентов I и IV курсов отличаются по ряду характеристик, проявление которых обусловлено закономерностями возрастного развития. У обучающихся I курса в списке предпочитаемых терминальных ценностей наличие хороших и верных друзей, здоровье, активная деятельная жизнь, счастливая семейная жизнь, любовь. У студентов IV курса в приоритете здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, активная деятельная жизнь. В выборе инструментальных ценностей студенты I курса показали ориентированность на аккуратность, жизнерадостность, воспитанность, а также ответственность и независимость. Обучающиеся IV курса выделили среди инструментальных ценностей жизнерадостность, независимость, образованность, воспитанность и честность.
Статья посвящена анализу проблемы взаимосвязи стрессоустойчивости и личностного адаптационного потенциала (на примере студентов университета). Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что стрессоустойчивость и личностный адаптационный потенциал взаимосвязаны. Адаптационные способности зависят от психологических особенностей человека, которые определяют возможности адекватного регулирования состояния стресса. Чем более выражен адаптационный потенциал, тем выше вероятность того, что человек сохранит работоспособность и высокую эффективность деятельности при воздействии психогенных факторов внешней среды. Чем выше уровень развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и самого процесса адаптации, тем выше вероятность успешной адаптации человека. Студенты университета с более высоким личностным адаптационным потенциалом более устойчивы к воздействию стрессов. Для лиц с высоким уровнем стрессоустойчивости характерны достаточный и высокий уровень нервно-психической устойчивости, жизнестойкости, волевой саморегуляции (настойчивость, самообладание), управления эмоциями, самомотивации.
В статье представлены результаты исследования застенчивости и возможностей ее преодоления средствами сказкотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Экспериментальная работа способствовала коррекции застенчивости у детей за счёт снижения уровня неуверенности в себе, нерешительности, тревожности, чувствительности к критике. У дошкольников появился позитивный настрой, открытость, наметилась устойчивая положительная тенденция к деятельности. Дети стали меньше смущаться при контактах с людьми, испытывать чувство страха, снизилась зависимость от мнения окружающих, произошла оптимизация показателей самооценки. Дети стали более общительными, решительными, приобрели навык взаимодействия со сверстниками. По мнению авторов статьи, сказкотерапия является безопасным и интересным методом практической работы с детьми. С помощью сказки можно понять и обсудить с ребенком причины его неуверенности, тревожности, боязливости, в работе со сказкой ребенок перерабатывает свою проблему. Специфика использования сказкотерапии в процессе преодоления застенчивости старших дошкольников определяется особым потенциалом сказки, который воздействует на глубинные слои психики дошкольника, его эмоциональный мир, способствует коррекции неадекватного отношения к себе и другим.
Статья содержит результаты теоретико-эмпирического исследования, ориентированного на диагностику и развитие коммуникативных умений младших школьников из семей с алкогольной зависимостью. В процессе коррекционно-развивающей работы были использованы игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методы «репетиции поведения», элементы психогимнастики. После реализации программы коррекционно-развивающих занятий у детей появился интерес к окружающему миру, отношениям со сверстниками и взрослыми. В процессе экспериментальной работы дети научились адекватно реагировать в конфликтных ситуациях, выстраивать диалог в общении, самооценка детей стала более равномерной, изменилось отношение к школе, дети стали лучше готовиться к урокам, проявлять активность во время уроков. Важным результатов экспериментальной работы явился тот факт, что межличностное общение стало приносить детям удовольствие и удовлетворение.
В статье рассматриваются значимые аспекты психологического сопровождения семей с неизлечимо больным ребенком. Внимание уделяется описанию особенностей эмоциональных состояний родителей неизлечимо больного ребенка. Рассматриваются особенности эмоциональной ситуации и переживания неизлечимо больного ребенка. В статье осмысливаются переживания психолога, работающего с семьей больного ребенка или с самим ребенком. Для того, чтобы психолог качественно осуществлял свою деятельность в паллиативной помощи семье, он должен сам научиться принимать невозможность осуществления ожиданий, свою смерть, свое бессилие иногда противостоять обстоятельствам. Значение представленного исследования заключается в более глубоком понимании семейного опыта в условиях кризиса. Помощь семье с неизлечимо больным ребенком прежде всего заключается в том, чтобы помочь семье в усилиях постоянной борьбы за здоровье и жизнь ребенка, не пропускать те моменты радости и семейной близости, которые возможны даже в трагических обстоятельствах жизни.
Содержание статьи раскрывает результаты эмпирического исследования влияния мыслительных процессов на формирование правосознания у сотрудников полиции. Авторы описывают особенности развития правосознания у сотрудников полиции с различным стажем службы. Так, у старших коллег выявлена взаимосвязь между правосознанием в профессионально-деловой сфере и общим словарным запасом, что приводит к успешному коммуницированию с коллегами и гражданами. Правосознание у молодых сотрудников находится в неустойчивом состоянии. Результаты анализа показателей развития мыслительных процессов и правосознания позволяют сделать допущение о недостаточном понимании с их стороны роли правового регулирования в различных аспектах служебной и повседневной деятельности. Полученные данные свидетельствуют о необходимости поиска психолого-педагогических подходов к развитию мыслительных процессов как значимого элемента в психологической структуре правосознания.
В статье рассматриваются особенности материнской позиции женщины, воспитывающей неизлечимо больного ребенка, в пространстве теории комплексов Карла Густава Юнга. Говоря о материнской позиции женщины, воспитывающей неизлечимо больного ребенка, авторы имеют ввиду соотношение ролей женщины в семье как матери и как хозяйки – организатора внутреннего пространства дома. Такая женщина находится в процессе преодоления травмы «рождения больного ребенка». Готовность стать матерью, тем более неизлечимо больного ребенка, связана не только с исключительно материнскими заботами, она включает весь набор функций жизни женщины, посвятивший себя уходу за больным ребенком. Готовность принять эти функции матери, хозяйки, организатора бытовой жизни семьи определяют ранее сложившиеся установки, для изучения которых может применяться теория комплексов Юнга. Негативный материнский комплекс, овладевший сознанием женщины, может оказывать мощное влияние на ее самоощущение, не зная как обойтись с тем гневом, который накоплен в борьбе с негативным материнским комплексом, она обращает его против себя. В психологической работе с матерями неизлечимо больных детей следует учитывать то обстоятельство, что матрица установки, которая определяет поведение матери в ситуации стресса, складывается много раньше. Психологу в работе с женщиной, воспитывающей неизлечимо больного ребенка, не стоит сосредотачиваться только на ее травме «рождения больного ребенка», а стоит стараться помочь ей в расширении взгляда на жизнь, протекающую вокруг нее.
- 1
- 2