№ 2 (30), Том 8 (2021)

Статьи в выпуске: 6

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ВЫБОРА КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ (2021)
Авторы: Ситникова Елена Васильевна, Ткач Елена Николаевна, Мовчан Ольга Александровна

Статья посвящена выявлению и анализу особенностей проявления эмоционального интеллекта и выбора копинг-стратегий у студентов. В эмпирическом исследовании был выявлен средний уровень развития эмоционального интеллекта у студентов, обнаружена тенденция обращать внимание на свои эмоциональные состояния, управлять ими. Студенты, принимавшие участие в исследовании, в целом обладают адекватной самооценкой, открыты для общения и новых знакомств, чувствуют себя способными справиться с трудностями, с которыми им приходится сталкиваться, при необходимости они готовы попросить о помощи, воспринимают окружающую их действительность сбалансированно, некоторые студенты имеют неразрешенные проблемы. Обнаружена выраженность разных копинг-стратегий у студентов женского и мужского пола. Респонденты женского пола имеют высокие результаты по шкалам «Самоконтроль», «Бегство-избегание», «Планирование решения проблемы», «Положительная переоценка». Было выявлено, что копинг-стратегия «Самоконтроль» является самой выраженной, как среди девушек, так и среди юношей. Согласно полученным результатам студенты 1 курса чаще, чем студенты 2 курса, используют копинг, ориентированный на эмоции, и копинг, ориентированный на избегание проблем, студенты 2 курса отдают предпочтение копингу, ориентированному на решение задачи. Важной задачей является организация целенаправленной психологической работы, направленной на помощь студентам, испытывающим трудности в преодолении сложных жизненных ситуаций, а также работы, направленной на активизацию развития эмоционального интеллекта студентов и их способности к совладающему поведению с использованием различных ресурсов.

Сохранить в закладках
ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2021)
Авторы: Осипова Алла Анатольевна, Кротова Евгения Игоревна

В статье рассматриваются ресурсные возможности театральной деятельности детей дошкольного возраста для коррекции эмоциональной сферы. Особенности современной ситуации развития личности дошкольника – раннее приобщение к виртуальной реальности посредством гаджетов, обеднение эмоциональных контактов и сужение круга общения детей со сверстниками и взрослыми ведет к отставанию в развитии эмоциональной сферы личности дошкольника. Одним из средств психологической помощи и коррекции выступает театральная деятельность и различные виды игр-драматизаций, которые выполняют ряд функций: коммуникативную, релаксационную, развивающую, воспитательную, терапевтическую, диагностическую, коррекционную, обучающую.

Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ (2021)
Авторы: Ткач Елена Николаевна, Чернобродов Евгений Романович, Белых Елена Александровна

В статье представлено исследование психологических особенностей взаимосвязи копинг-стратегий и жизнестойкости студентов. Цель данного исследования заключалась в том, чтобы выявить психологические особенности взаимосвязи между выраженностью различных копинг-стратегий и компонентами жизнестойкости личности (на примере студентов университета). Для определения выраженности жизнестойкости и ее компонентов применялся тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А.Леонтьева, Е.И. Рассказовой). Для определения копинг-стратегий применялся опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, С. Фолкман (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой). В эмпирическом исследовании установлено наличие прямой связи между продуктивными копинг-стратегиями (планирование решения проблемы, положительная переоценка) и компонентами жизнестойкости. Обнаружено наличие обратной связи между непродуктивными копинг-стратегиями (бегство-избегание, дистанцирование) и компонентами жизнестойкости. Понимание наличия положительной связи между продуктивными копинг-стратегиями и степенью выраженности жизнестойкости и ее компонентов позволит в дальнейшей психологической работе разрабатывать программы эффективных социально-психологических тренингов, семинаров, других развивающих мероприятий с целью осуществления помощи людям разных возрастов наиболее продуктивно справляться со сложными жизненными ситуациями, опираясь на имеющиеся ресурсы и творчески используя возможности жизненных обстоятельств.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК РЕСУРС БИОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ (2021)
Авторы: Финогенова Татьяна Александровна, Березина Татьяна Николаевна, Литвинова Анна Викторовна

В статье представлено исследование повышения психологической безопасности личности старшеклассников в период пандемии посредством развития социального интеллекта и применения конструктивных стратегий преодоления трудных ситуаций. Изучены особенности совладающего поведения у старшеклассников с разным уровнем развития социального интеллекта. Выявлены взаимосвязи компонентов социального интеллекта и копинг-стратегий. Установлено, что повышение у старшеклассников способностей и навыков социального интеллекта способствует предпочтению ими конструктивных и снижению деструктивных форм совладающего поведения, что в целом обеспечивает психологическую безопасность личности.

Сохранить в закладках
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (2021)
Авторы: Попова Лариса Владимировна

В статье представлен анализ исследований, посвященных феномену субъективного благополучия, обосновывается актуальность изучения данной проблемы, рассматривается история возникновения феномена, начиная с Аристотеля, который анализировал понятие «счастье» в своей книге «Никомахова этика». Позднее изучению понятия «счастья» были посвящены работы Л.В. Куликовой, Л.В. Карапетян, И.А. Джидарьян, М. Аргайл и других. Н Брэдбурн в 1969 г. ввел понятие «психологическое благополучие», отождествляя его с субъективным ощущением счастья и общей удовлетворенностью жизнью. Дальнейшему пониманию феномена психологического благополучия способствовали работы Э. Динера, который ввел понятие «субъективное благополучие». Н.А. Батурин, С.А. Башкатов и Н.В. Гафарова предложили термин «личностное благополучие», который имеет более обобщенный характер по сравнению с психологическим и субъективным благополучием. Также в статье представлена структура субъективного благополучия с точки зрения разных авторов (О.В. Люсова, Е.Ю. Чеботарева, Е.Е. Бочарова, Л.В. Куликов, Р. М. Шамионов).

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПСИХОГЕННЫХ ПОТЕРЬ В ВОЙНАХ И ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ (2021)
Авторы: Юсупов Владислав Викторович, Чернявский Евгений Александрович, Ятманов Алексей Николаевич

Статья посвящена изучению отечественного опыта изучения и лечения психогенных потерь в условиях военных конфликтов. Участие в боевых действиях и неблагоприятные факторы несения повседневной службы нередко приводят к снижению боеспособности и развитию стресс-ассоциированных психических расстройств у военнослужащих (т.н. психогенные потери). Проведен анализ литературных источников в базах данных РИНЦ, Pubmed, сети интернет. Анализ отечественного опыта изучения проблем психогенных потерь в войнах и военных конфликтах показал необходимость разработки простых и эффективных скрининговых методов экспресс-диагностики стрессовых реакций с уровневой и синдромальной оценкой состояния, так как большой поток санитарных потерь и малое количество врачей-специалистов не позволяет консультативное клиническое обследование всех раненых и контуженных, помимо поступающих пострадавших психиатрического профиля. Нуждаются в совершенствовании биологические, в т.ч. психофармакологические, методы лечения и коррекции, способные оптимизировать психическое состояние у раненых с учетом конкретных особенностей течения раневого процесса. Особое внимание должно быть уделено разработке адекватных методов психотерапии, столь необходимой лицам, которые находятся в состоянии экзистенциального кризиса. Психотерапевтическая коррекция показана всем категориям раненых для предотвращения перехода психических расстройств донозологического уровня на патологический регистр и для профилактики хронизации последних; коррекция также показана и врачам, участвующим в оказании помощи в условиях вооруженного конфликта.

Сохранить в закладках