ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Архив статей журнала
В статье представлено исследование психологических особенностей взаимосвязи копинг-стратегий и жизнестойкости студентов. Цель данного исследования заключалась в том, чтобы выявить психологические особенности взаимосвязи между выраженностью различных копинг-стратегий и компонентами жизнестойкости личности (на примере студентов университета). Для определения выраженности жизнестойкости и ее компонентов применялся тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А.Леонтьева, Е.И. Рассказовой). Для определения копинг-стратегий применялся опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, С. Фолкман (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой). В эмпирическом исследовании установлено наличие прямой связи между продуктивными копинг-стратегиями (планирование решения проблемы, положительная переоценка) и компонентами жизнестойкости. Обнаружено наличие обратной связи между непродуктивными копинг-стратегиями (бегство-избегание, дистанцирование) и компонентами жизнестойкости. Понимание наличия положительной связи между продуктивными копинг-стратегиями и степенью выраженности жизнестойкости и ее компонентов позволит в дальнейшей психологической работе разрабатывать программы эффективных социально-психологических тренингов, семинаров, других развивающих мероприятий с целью осуществления помощи людям разных возрастов наиболее продуктивно справляться со сложными жизненными ситуациями, опираясь на имеющиеся ресурсы и творчески используя возможности жизненных обстоятельств.
Содержание статьи раскрывает результаты эмпирического исследования влияния мыслительных процессов на формирование правосознания у сотрудников полиции. Авторы описывают особенности развития правосознания у сотрудников полиции с различным стажем службы. Так, у старших коллег выявлена взаимосвязь между правосознанием в профессионально-деловой сфере и общим словарным запасом, что приводит к успешному коммуницированию с коллегами и гражданами. Правосознание у молодых сотрудников находится в неустойчивом состоянии. Результаты анализа показателей развития мыслительных процессов и правосознания позволяют сделать допущение о недостаточном понимании с их стороны роли правового регулирования в различных аспектах служебной и повседневной деятельности. Полученные данные свидетельствуют о необходимости поиска психолого-педагогических подходов к развитию мыслительных процессов как значимого элемента в психологической структуре правосознания.