СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (2021)
В статье представлен анализ исследований, посвященных феномену субъективного благополучия, обосновывается актуальность изучения данной проблемы, рассматривается история возникновения феномена, начиная с Аристотеля, который анализировал понятие «счастье» в своей книге «Никомахова этика». Позднее изучению понятия «счастья» были посвящены работы Л.В. Куликовой, Л.В. Карапетян, И.А. Джидарьян, М. Аргайл и других. Н Брэдбурн в 1969 г. ввел понятие «психологическое благополучие», отождествляя его с субъективным ощущением счастья и общей удовлетворенностью жизнью. Дальнейшему пониманию феномена психологического благополучия способствовали работы Э. Динера, который ввел понятие «субъективное благополучие». Н.А. Батурин, С.А. Башкатов и Н.В. Гафарова предложили термин «личностное благополучие», который имеет более обобщенный характер по сравнению с психологическим и субъективным благополучием. Также в статье представлена структура субъективного благополучия с точки зрения разных авторов (О.В. Люсова, Е.Ю. Чеботарева, Е.Е. Бочарова, Л.В. Куликов, Р. М. Шамионов).
Идентификаторы и классификаторы
Проблема субъективного благополучия в последние десятилетия все чаще становится актуальной в исследованиях как отечественных, так и зарубежных психологов.
Список литературы
- Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. / М. Аргайл. – СПб.: Питер, 2003.
- Аристотель Никомахова этика / Философы Греции. Перевод: Н. Брагинская. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 1997. – 415 с.
- Батурин Н. А., Башкатов С. А., Гафарова Н. В. Теоретическая модель личностного благополучия / Н. А .Батурин, С. А. Башкатов, Н. В. Гафарова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. – 2013. – № 4. – С. 4–14.
- Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности : дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 : защищена 18.11.2004 / Бахарева Наталья Константиновна. – Хабаровск, 2004. – 150 с.
- Бенко Е. В. Обзор зарубежных публикаций, посвященных исследованию благополучия / Е. В. Бенко // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. – 2015. – № 2. – С. 5–13.
- Бондаренко М. В. Теоретические подходы к пониманию психологического благополучия личности / М. В. Бондаренко // Молодежь и наука: материалы VI Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. – URL: http://conf.sfu-kras.ru.html 14/02/2016 (дата обращения: 10.08.2022).
- Бочарова Е. Е. К вопросу о внутренних детерминантах субъективного благополучия личности / Е. Е. Бочарова // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. – 2008. – № 10. – С. 226–231.
- Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма / И. А. Джидарьян. – М.: Когито-Центр, 2013.
- Долгов Ю. Н. Субъективное благополучие личности в контексте жизненных стратегий / Ю. Н. Долгов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. № 32. – С. 75–79.
- Карапетян Л. В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия / Л. В. Карапетян // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2014. – № 1 (123). – С. 171–182.
- Козьмина Л. Б. Динамика психологического благополучия личности студентов-психологов : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 : защищена 24.11.2014 / Козьмина Людмила Борисовна. – Иркутск, 2014. – 174 с.
- Кужильная А. В. О подходах к изучению субъективного благополучия личности в зарубежных исследованиях / А. В. Кужильная // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2015. – № 1 (60). – С. 83–86.
- Куликов Л. В. Глава 5. Субъективное благополучие и настроение личности / Л. В. Куликов // Психогигиена личности: вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. Учебное пособие. – СПб: Питер, 2004. – С. 116–181.
- Куликов Л. В. Факторы психологического благополучия личности / Л. В. Куликов // Теоретические и прикладные вопросы психологии: материалы юбилейн. конф. «Ананьевские чтения – 97», СПбГУ, СПб.,18–20 окт. 1997 г. / СПбГУ, фак. психологии; редкол.: А. Л. Свенцицкий и др.. – СПб, 1997. – С. 342–350.
- Люсова О. В. Субъективное благополучие: структура, подходы, формирование / О. В. Люсова // Достижения вузовской науки. – 2013. – № 7. – С. 178–183.
- Панина Е. Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного благополучия личности : дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 : защищена 22.11.2006 / Панина Елена Николаевна. – Красноярск, 2006. – 187 с.
- Попова Л. В., Левин В. И. Теоретический анализ взаимосвязи оценки внешнего облика, субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью / Л. В. Попова, В .И. Левин // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии: сборник результатов научных исследований. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2018.
- Прохоров О. А. Определение понятия «психологическое состояние» Феноменология неравновесных состояний / О. А. Прохоров // Психология состояний : хрестоматия. СПб, 2004. – № 4. – С. 34–39.
- Пучкова Г. В. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности : дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 : защищена 19.12.2003 / Пучкова Галина Леонидовна. – Хабаровск, 2003. – 163 с.
- Скорынин А. А. К вопросу о структуре психологического благополучия личности / А. А. Скорынин // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2020. – № 2. – С. 87–93.
- Федотовских Д. Я. Психологическое благополучие: проблемы и подходы к исследованию / Д. Я. Федотовских. // Исследования молодых ученых: материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). – Казань: Молодой ученый, 2021. – С. 64–66. – URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/386/16305/ (дата обращения: 15.06.2022).
- Фомина О. О. Благополучие личности: проблемы и подходы к исследованию в отечественной психологии / О. О. Фомина // Интернет-журнал «Мир науки». – 2016. – Т. 4. – № 6. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/53SMN616.pdf (дата обращения 15.03.2021).
- Чеботарева Е. Ю. Индивидуально-типические характеристики субъективного благополучия / Е. Ю. Чеботарева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2015. – № 2 (14). – С. 142–147.
- Шамионов Р. М. Критерии субъективного благополучия личности: социокультурная детерминация / Р. М. Шамионов // Известия Саратовского университета Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2015. – № 3 (15). – С. 213–219.
- Шамионов Р. М. Стабильность и изменчивость структуры субъективного благополучия личности / Р. М. Шамионов // Социальный мир человека. Вып 6: материалы VI Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире», 14–16 апреля 2016 г. / под ред. Н.И. Леонова. – Ижевск: ERGO, 2016. – С. 289–291.
- Шамионов Р. М. Субъективное благополучие и психологическая безопасность личности / Р. М. Шамионов // ДРУЖИНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ: материалы XV Всерос. науч.-практ. конф., г. Сочи, 26–28 мая 2016 г. / под ред. И. Б. Шуванова, В. П. Шувановой, С. А. Барановой, Ю. Э. Макаревской. – Сочи: РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2016. – С. 171–175.
- Шамионов Р. М. Субъективное благополучие и ценностно-смысловые образования личности в профессиональной сфере / Р. М. Шамионов // Известия Саратовского университета Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2006. – № 1–2. – С. 104–109.
- Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности как субъекта социального бытия / Р. М. Шамионов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – № 1–1. – С. 80–86.
- Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности: этнопсихологический аспект / Р. М. Шамионов // Проблемы социальной психологии личности. – Саратов: Изд-во СГУ, 2008. – URL: http://psyjournals.ru/ sgu_socialpsy/issue/30315_full.shtml (дата обращения 16.06.2021).
- Шамионов Р. М. Субъектность личности в процессе социализации в изменяющихся условиях бытия и субъективное благополучие / Р. М. Шамионов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2008. – № 2. – С. 105–109.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена выявлению и анализу особенностей проявления эмоционального интеллекта и выбора копинг-стратегий у студентов. В эмпирическом исследовании был выявлен средний уровень развития эмоционального интеллекта у студентов, обнаружена тенденция обращать внимание на свои эмоциональные состояния, управлять ими. Студенты, принимавшие участие в исследовании, в целом обладают адекватной самооценкой, открыты для общения и новых знакомств, чувствуют себя способными справиться с трудностями, с которыми им приходится сталкиваться, при необходимости они готовы попросить о помощи, воспринимают окружающую их действительность сбалансированно, некоторые студенты имеют неразрешенные проблемы. Обнаружена выраженность разных копинг-стратегий у студентов женского и мужского пола. Респонденты женского пола имеют высокие результаты по шкалам «Самоконтроль», «Бегство-избегание», «Планирование решения проблемы», «Положительная переоценка». Было выявлено, что копинг-стратегия «Самоконтроль» является самой выраженной, как среди девушек, так и среди юношей. Согласно полученным результатам студенты 1 курса чаще, чем студенты 2 курса, используют копинг, ориентированный на эмоции, и копинг, ориентированный на избегание проблем, студенты 2 курса отдают предпочтение копингу, ориентированному на решение задачи. Важной задачей является организация целенаправленной психологической работы, направленной на помощь студентам, испытывающим трудности в преодолении сложных жизненных ситуаций, а также работы, направленной на активизацию развития эмоционального интеллекта студентов и их способности к совладающему поведению с использованием различных ресурсов.
В статье рассматриваются ресурсные возможности театральной деятельности детей дошкольного возраста для коррекции эмоциональной сферы. Особенности современной ситуации развития личности дошкольника – раннее приобщение к виртуальной реальности посредством гаджетов, обеднение эмоциональных контактов и сужение круга общения детей со сверстниками и взрослыми ведет к отставанию в развитии эмоциональной сферы личности дошкольника. Одним из средств психологической помощи и коррекции выступает театральная деятельность и различные виды игр-драматизаций, которые выполняют ряд функций: коммуникативную, релаксационную, развивающую, воспитательную, терапевтическую, диагностическую, коррекционную, обучающую.
В статье представлено исследование психологических особенностей взаимосвязи копинг-стратегий и жизнестойкости студентов. Цель данного исследования заключалась в том, чтобы выявить психологические особенности взаимосвязи между выраженностью различных копинг-стратегий и компонентами жизнестойкости личности (на примере студентов университета). Для определения выраженности жизнестойкости и ее компонентов применялся тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А.Леонтьева, Е.И. Рассказовой). Для определения копинг-стратегий применялся опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, С. Фолкман (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой). В эмпирическом исследовании установлено наличие прямой связи между продуктивными копинг-стратегиями (планирование решения проблемы, положительная переоценка) и компонентами жизнестойкости. Обнаружено наличие обратной связи между непродуктивными копинг-стратегиями (бегство-избегание, дистанцирование) и компонентами жизнестойкости. Понимание наличия положительной связи между продуктивными копинг-стратегиями и степенью выраженности жизнестойкости и ее компонентов позволит в дальнейшей психологической работе разрабатывать программы эффективных социально-психологических тренингов, семинаров, других развивающих мероприятий с целью осуществления помощи людям разных возрастов наиболее продуктивно справляться со сложными жизненными ситуациями, опираясь на имеющиеся ресурсы и творчески используя возможности жизненных обстоятельств.
В статье представлено исследование повышения психологической безопасности личности старшеклассников в период пандемии посредством развития социального интеллекта и применения конструктивных стратегий преодоления трудных ситуаций. Изучены особенности совладающего поведения у старшеклассников с разным уровнем развития социального интеллекта. Выявлены взаимосвязи компонентов социального интеллекта и копинг-стратегий. Установлено, что повышение у старшеклассников способностей и навыков социального интеллекта способствует предпочтению ими конструктивных и снижению деструктивных форм совладающего поведения, что в целом обеспечивает психологическую безопасность личности.
Статья посвящена изучению отечественного опыта изучения и лечения психогенных потерь в условиях военных конфликтов. Участие в боевых действиях и неблагоприятные факторы несения повседневной службы нередко приводят к снижению боеспособности и развитию стресс-ассоциированных психических расстройств у военнослужащих (т.н. психогенные потери). Проведен анализ литературных источников в базах данных РИНЦ, Pubmed, сети интернет. Анализ отечественного опыта изучения проблем психогенных потерь в войнах и военных конфликтах показал необходимость разработки простых и эффективных скрининговых методов экспресс-диагностики стрессовых реакций с уровневой и синдромальной оценкой состояния, так как большой поток санитарных потерь и малое количество врачей-специалистов не позволяет консультативное клиническое обследование всех раненых и контуженных, помимо поступающих пострадавших психиатрического профиля. Нуждаются в совершенствовании биологические, в т.ч. психофармакологические, методы лечения и коррекции, способные оптимизировать психическое состояние у раненых с учетом конкретных особенностей течения раневого процесса. Особое внимание должно быть уделено разработке адекватных методов психотерапии, столь необходимой лицам, которые находятся в состоянии экзистенциального кризиса. Психотерапевтическая коррекция показана всем категориям раненых для предотвращения перехода психических расстройств донозологического уровня на патологический регистр и для профилактики хронизации последних; коррекция также показана и врачам, участвующим в оказании помощи в условиях вооруженного конфликта.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/