ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2021)
В статье рассматриваются ресурсные возможности театральной деятельности детей дошкольного возраста для коррекции эмоциональной сферы. Особенности современной ситуации развития личности дошкольника – раннее приобщение к виртуальной реальности посредством гаджетов, обеднение эмоциональных контактов и сужение круга общения детей со сверстниками и взрослыми ведет к отставанию в развитии эмоциональной сферы личности дошкольника. Одним из средств психологической помощи и коррекции выступает театральная деятельность и различные виды игр-драматизаций, которые выполняют ряд функций: коммуникативную, релаксационную, развивающую, воспитательную, терапевтическую, диагностическую, коррекционную, обучающую.
Идентификаторы и классификаторы
Использование игровой деятельности для коррекции недостатков развития детей является в современной психологии и педагогике актуальной проблемой. Значительное количество исследований, посвященных изучению коррекционно-развивающих возможностей игровой деятельности, проводились в отношении детей с различными отклонениями в развитии и здоровье [1, 2,3,4,5,6].
Список литературы
- Волокитина Л. П. Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития средствами театрализованной деятельности / Волокитина Л. П.// Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2014. — № 2. — С. 71-73.
- Сперанская И. А. Театральное творчество как метод формирования коммуникативной компетенции и социализации учащихся с церебральным параличом / Сборник научных трудов / Под научн. ред. З.С. Патраловой и Н.В. Павловой. – Саратов: ИЦ «Научная книга», 2010. – С. 78-82.
- Белошенко М. А. Театрализованная деятельность в коррекции психоэмоционального и психофизического состояния ребенка с ограниченными возможностями здоровья: [дети с ЗПР] / Белошенко М. А.// Дошкольная педагогика. — 2014. — № 6. — С. 54-57. 2011. — № 2-3. — С. 93-96.
- Будай Л. П. Возможности театрального музея для развития творческой деятельности детей с ограниченными образовательными возможностями / Будай Л. П.// Начальная школа плюс До и После. — 2013. — № 10. — С. 81-84.
- Цыренова Н. Г. Театральная деятельность как средство реабилитации детей-инвалидов / Цыренова Н. Г.// Работник социальной службы. — 2015. — № 6. — С. 123-130.
- Юдаева И. В. Театрализованная деятельность как средство развития устной речи детей с нарушениями слуха / Юдаева И. В.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — № 1. — С. 58-61.
- Баранов А.А., Ильин А.Г. Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в Российской Федерации. Российский// педиатрический журнал. 2011. 4. 7-12.
- Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. //М.: НЦЗД РАМН. 2008. 195-209
- Ильин А.Г., Конова С.Р. Состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проблемы, пути решения. Справочник педиатра. 2011. 3. 5-10.
- Рапопорт И.К., Храмцов П.И., Звездина И.В., Сотникова Е.Н. Состояние здоровья воспитанников детских дошкольных учреждений Москвы.,,Российский педиатрический журнал. 2009. №2., с.. 49-52.
- Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях : Проблемы и пути оптимизации : Материалы Всерос. совещ. Пути оптимизации здоровья и физ. развития детей в дошк. образоват. учреждениях“, Москва, 17-19 янв. 2001 г. / [Отв. ред. Т. И. Оверчук]. - М. : Гном и Д, 2002. - 319 с
- Дергунова Е.А. Здоровье детей дошкольного возраста: объективные и субъективные факторы / Е.А. Дергунова, Ю.А. Крикунова // Концепт. – 2017. – №S – С. 1-6. – [Электронный ресурс]: – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-detey-doshkolnogo-vozrasta-obektivnye-i-subektivnye-faktory (дата обращения: 19.12.2021).
- Ильин А.Г. Состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проблема, пути решения. / А.Г. Ильин, С.Р. Конова // Справочник педиатра. – 2011. – №3. – С. 5-10.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Перспектива, 2020, 125 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. - №6. - С. 62-76.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / Москва : Смысл, 2020. - 526, с.
- Поддьяков H.H. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста.: Концептуал. аспект / Н. Н. Поддьяков; Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград : Перемена, 1994. - 47 с.
- Осипова А.А.Общая психокоррекция .М.: Сфера, 2002 - 510 с.
- Кайль Д.Г. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 л. Программа театрально-игровой деятельности. Программа театрально-игровой деятельности. Планирование. Занятия. ФГОС ДО. – Волгоград: Учитель, 2020, 131 с
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Дошкольное воспитание. 2014. N2. С.4-18.
- Поддьяков H.H. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста.: Концептуал. аспект / Н. Н. Поддьяков; Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград : Перемена, 1994. - 47 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена выявлению и анализу особенностей проявления эмоционального интеллекта и выбора копинг-стратегий у студентов. В эмпирическом исследовании был выявлен средний уровень развития эмоционального интеллекта у студентов, обнаружена тенденция обращать внимание на свои эмоциональные состояния, управлять ими. Студенты, принимавшие участие в исследовании, в целом обладают адекватной самооценкой, открыты для общения и новых знакомств, чувствуют себя способными справиться с трудностями, с которыми им приходится сталкиваться, при необходимости они готовы попросить о помощи, воспринимают окружающую их действительность сбалансированно, некоторые студенты имеют неразрешенные проблемы. Обнаружена выраженность разных копинг-стратегий у студентов женского и мужского пола. Респонденты женского пола имеют высокие результаты по шкалам «Самоконтроль», «Бегство-избегание», «Планирование решения проблемы», «Положительная переоценка». Было выявлено, что копинг-стратегия «Самоконтроль» является самой выраженной, как среди девушек, так и среди юношей. Согласно полученным результатам студенты 1 курса чаще, чем студенты 2 курса, используют копинг, ориентированный на эмоции, и копинг, ориентированный на избегание проблем, студенты 2 курса отдают предпочтение копингу, ориентированному на решение задачи. Важной задачей является организация целенаправленной психологической работы, направленной на помощь студентам, испытывающим трудности в преодолении сложных жизненных ситуаций, а также работы, направленной на активизацию развития эмоционального интеллекта студентов и их способности к совладающему поведению с использованием различных ресурсов.
В статье представлено исследование психологических особенностей взаимосвязи копинг-стратегий и жизнестойкости студентов. Цель данного исследования заключалась в том, чтобы выявить психологические особенности взаимосвязи между выраженностью различных копинг-стратегий и компонентами жизнестойкости личности (на примере студентов университета). Для определения выраженности жизнестойкости и ее компонентов применялся тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А.Леонтьева, Е.И. Рассказовой). Для определения копинг-стратегий применялся опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, С. Фолкман (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой). В эмпирическом исследовании установлено наличие прямой связи между продуктивными копинг-стратегиями (планирование решения проблемы, положительная переоценка) и компонентами жизнестойкости. Обнаружено наличие обратной связи между непродуктивными копинг-стратегиями (бегство-избегание, дистанцирование) и компонентами жизнестойкости. Понимание наличия положительной связи между продуктивными копинг-стратегиями и степенью выраженности жизнестойкости и ее компонентов позволит в дальнейшей психологической работе разрабатывать программы эффективных социально-психологических тренингов, семинаров, других развивающих мероприятий с целью осуществления помощи людям разных возрастов наиболее продуктивно справляться со сложными жизненными ситуациями, опираясь на имеющиеся ресурсы и творчески используя возможности жизненных обстоятельств.
В статье представлено исследование повышения психологической безопасности личности старшеклассников в период пандемии посредством развития социального интеллекта и применения конструктивных стратегий преодоления трудных ситуаций. Изучены особенности совладающего поведения у старшеклассников с разным уровнем развития социального интеллекта. Выявлены взаимосвязи компонентов социального интеллекта и копинг-стратегий. Установлено, что повышение у старшеклассников способностей и навыков социального интеллекта способствует предпочтению ими конструктивных и снижению деструктивных форм совладающего поведения, что в целом обеспечивает психологическую безопасность личности.
В статье представлен анализ исследований, посвященных феномену субъективного благополучия, обосновывается актуальность изучения данной проблемы, рассматривается история возникновения феномена, начиная с Аристотеля, который анализировал понятие «счастье» в своей книге «Никомахова этика». Позднее изучению понятия «счастья» были посвящены работы Л.В. Куликовой, Л.В. Карапетян, И.А. Джидарьян, М. Аргайл и других. Н Брэдбурн в 1969 г. ввел понятие «психологическое благополучие», отождествляя его с субъективным ощущением счастья и общей удовлетворенностью жизнью. Дальнейшему пониманию феномена психологического благополучия способствовали работы Э. Динера, который ввел понятие «субъективное благополучие». Н.А. Батурин, С.А. Башкатов и Н.В. Гафарова предложили термин «личностное благополучие», который имеет более обобщенный характер по сравнению с психологическим и субъективным благополучием. Также в статье представлена структура субъективного благополучия с точки зрения разных авторов (О.В. Люсова, Е.Ю. Чеботарева, Е.Е. Бочарова, Л.В. Куликов, Р. М. Шамионов).
Статья посвящена изучению отечественного опыта изучения и лечения психогенных потерь в условиях военных конфликтов. Участие в боевых действиях и неблагоприятные факторы несения повседневной службы нередко приводят к снижению боеспособности и развитию стресс-ассоциированных психических расстройств у военнослужащих (т.н. психогенные потери). Проведен анализ литературных источников в базах данных РИНЦ, Pubmed, сети интернет. Анализ отечественного опыта изучения проблем психогенных потерь в войнах и военных конфликтах показал необходимость разработки простых и эффективных скрининговых методов экспресс-диагностики стрессовых реакций с уровневой и синдромальной оценкой состояния, так как большой поток санитарных потерь и малое количество врачей-специалистов не позволяет консультативное клиническое обследование всех раненых и контуженных, помимо поступающих пострадавших психиатрического профиля. Нуждаются в совершенствовании биологические, в т.ч. психофармакологические, методы лечения и коррекции, способные оптимизировать психическое состояние у раненых с учетом конкретных особенностей течения раневого процесса. Особое внимание должно быть уделено разработке адекватных методов психотерапии, столь необходимой лицам, которые находятся в состоянии экзистенциального кризиса. Психотерапевтическая коррекция показана всем категориям раненых для предотвращения перехода психических расстройств донозологического уровня на патологический регистр и для профилактики хронизации последних; коррекция также показана и врачам, участвующим в оказании помощи в условиях вооруженного конфликта.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/