СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК РЕСУРС БИОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ (2021)
В статье представлено исследование повышения психологической безопасности личности старшеклассников в период пандемии посредством развития социального интеллекта и применения конструктивных стратегий преодоления трудных ситуаций. Изучены особенности совладающего поведения у старшеклассников с разным уровнем развития социального интеллекта. Выявлены взаимосвязи компонентов социального интеллекта и копинг-стратегий. Установлено, что повышение у старшеклассников способностей и навыков социального интеллекта способствует предпочтению ими конструктивных и снижению деструктивных форм совладающего поведения, что в целом обеспечивает психологическую безопасность личности.
Идентификаторы и классификаторы
В недавнее время общество столкнулось с пандемией, связанной с распространением коронавирусной инфекции. Вспышка COVID-19 характеризуется значительным стрессогенным потенциалом. К ситуациям, провоцирующих стресс, ученые относят малое количество информации о новой инфекции, тревога заражения, страх за здоровье близких, угроза потери работы, снижение качества жизни и изменение привычного образа жизни т.д. [13].
Список литературы
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 3-18. 2. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 4. С. 9–13. 3. Березина Т.Н., Стельмах С.А., Дергачева Е.В. Влияние пенсионного стресса на биопсихологический возраст в России и в Республике Казахстан: кросс-культурное исследование // Психолог. 2019. № 5. С. 11 - 26. DOI: 10.25136/2409-8701.2019.5.31159 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=31159 (дата обращения: 10.07.2022).
- Березина Т.Н., Яковац Е.А., Фасхутдинова Ю.Ф., Рыбцов С.А. Ускоренное старение и психологический возраст индивида как факторы риска осложнений COVID-19 // Наука и инновации в медицине. 2021. Т. 6. №3. C. 29-32. doi: 10.35693/2500-1388-2021-6-3-29-32
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. 200 с. 6. Гудошников В.И. Роль гормонов стресса в патогенезе возрастзависимых заболеваний и при старении // Альманах Геронтология и Гериатрия (Москва). 2010. Вып. 9. С. 58-61.
- Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2013. № 5. С. 184–188.
- Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. СПб.: Питер, 2003. 544 с. 9. Куфтяк Е.В., Бехтер А.А. Стресс и проактивное совладающее поведение в период пандемии COVID-19: данные онлайн опроса // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2020. T. 12, № 6 (65). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 08.07.2022).
- Кушка М.Г. Деструктивные копинг-ресурсы как фактор риска девиантного поведения подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58. С. 129-132.
- Литвинова А.В. Психологическая безопасность личности как ресурс биопсихологического возраста // Человеческий капитал. 2020. № 12 (144). С. 166-176. DOI: 10.25629/HC.2020.12.16. 12. Мириманова М.С. Теоретические основания психологической безопасности образовательной среды образовательной организации // Психологическая безопасность образовательной среды: подходы, модели, профилактика: коллективная монография / ред. А.В. Кокурин, А.В. Литвинова. М.: Авторская мастерская, ИП Федотов, 2016. С. 18–37. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=242430 (дата обращения: 05.07.2022). 13. Петренко Д.П. Стрессы в период пандемии covid-19 и после неё // Форум молодёжной науки. 2021. № 2. Вып. 2. С. 60-66. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stressy-v-period-pandemii-covid-19-i-posle-neyo (дата обращения: 07.07.2022).
- Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 1. С. 30-38. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2006/n1/29005.shtml (дата обращения: 07.07.2022).
- Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. М.: «Институт психологии РАН», 2009. 303 с.
- Berezina, T.N., Rybtsov, S. Acceleration of Biological Aging and Underestimation of Subjective Age Are Risk Factors for Severe COVID-19. // Biomedicines 2021, 9, 913. https://doi.org/10.3390/biomedicines9080913
- Blanchard-Fields F. et al. Moderating Effects of Age and Context on the Relationship Between Gender, Sex Role Differences, and Coping // Sex Roles. 1991. V. 25. N. 1 1-12. P. 645-660.
- Conway V.J., Terry DJ. Appraised Controllability as a Moderator of the Effectiveness of Different Coping Strategies: A Test of the Goodness of Fit Hypothesis // Austral. J. Psychol. 1992. V. 44. № 1. P. 1-7
- Friborg O. Resilience in relation to personality and intelligence // International Journal of Methods in Psychiatric Research. 2005. V. 14 (1). P. 29-42. DOI:10.1002/mpr.15
- Heim E. Coping und adaptivativitat : gift es geeignetes coping // Psychother Psychosomatik Medizinesche Psyhology. 1988. N. 1. P. 8–17.
- Lazarus R.S. Stress, Appraisal, and Coping / R.S. Lazarus, PhD, S. Folkman. 1984. New York : Springer Publishing Company. 444 p.
- Petrosky M.J., Birkimer J.C. The relationship among locus of control, coping styles, and psychological symptom reporting // Clin. Psychol. 1991. V. 47. № 3. P. 336-345.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена выявлению и анализу особенностей проявления эмоционального интеллекта и выбора копинг-стратегий у студентов. В эмпирическом исследовании был выявлен средний уровень развития эмоционального интеллекта у студентов, обнаружена тенденция обращать внимание на свои эмоциональные состояния, управлять ими. Студенты, принимавшие участие в исследовании, в целом обладают адекватной самооценкой, открыты для общения и новых знакомств, чувствуют себя способными справиться с трудностями, с которыми им приходится сталкиваться, при необходимости они готовы попросить о помощи, воспринимают окружающую их действительность сбалансированно, некоторые студенты имеют неразрешенные проблемы. Обнаружена выраженность разных копинг-стратегий у студентов женского и мужского пола. Респонденты женского пола имеют высокие результаты по шкалам «Самоконтроль», «Бегство-избегание», «Планирование решения проблемы», «Положительная переоценка». Было выявлено, что копинг-стратегия «Самоконтроль» является самой выраженной, как среди девушек, так и среди юношей. Согласно полученным результатам студенты 1 курса чаще, чем студенты 2 курса, используют копинг, ориентированный на эмоции, и копинг, ориентированный на избегание проблем, студенты 2 курса отдают предпочтение копингу, ориентированному на решение задачи. Важной задачей является организация целенаправленной психологической работы, направленной на помощь студентам, испытывающим трудности в преодолении сложных жизненных ситуаций, а также работы, направленной на активизацию развития эмоционального интеллекта студентов и их способности к совладающему поведению с использованием различных ресурсов.
В статье рассматриваются ресурсные возможности театральной деятельности детей дошкольного возраста для коррекции эмоциональной сферы. Особенности современной ситуации развития личности дошкольника – раннее приобщение к виртуальной реальности посредством гаджетов, обеднение эмоциональных контактов и сужение круга общения детей со сверстниками и взрослыми ведет к отставанию в развитии эмоциональной сферы личности дошкольника. Одним из средств психологической помощи и коррекции выступает театральная деятельность и различные виды игр-драматизаций, которые выполняют ряд функций: коммуникативную, релаксационную, развивающую, воспитательную, терапевтическую, диагностическую, коррекционную, обучающую.
В статье представлено исследование психологических особенностей взаимосвязи копинг-стратегий и жизнестойкости студентов. Цель данного исследования заключалась в том, чтобы выявить психологические особенности взаимосвязи между выраженностью различных копинг-стратегий и компонентами жизнестойкости личности (на примере студентов университета). Для определения выраженности жизнестойкости и ее компонентов применялся тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А.Леонтьева, Е.И. Рассказовой). Для определения копинг-стратегий применялся опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, С. Фолкман (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой). В эмпирическом исследовании установлено наличие прямой связи между продуктивными копинг-стратегиями (планирование решения проблемы, положительная переоценка) и компонентами жизнестойкости. Обнаружено наличие обратной связи между непродуктивными копинг-стратегиями (бегство-избегание, дистанцирование) и компонентами жизнестойкости. Понимание наличия положительной связи между продуктивными копинг-стратегиями и степенью выраженности жизнестойкости и ее компонентов позволит в дальнейшей психологической работе разрабатывать программы эффективных социально-психологических тренингов, семинаров, других развивающих мероприятий с целью осуществления помощи людям разных возрастов наиболее продуктивно справляться со сложными жизненными ситуациями, опираясь на имеющиеся ресурсы и творчески используя возможности жизненных обстоятельств.
В статье представлен анализ исследований, посвященных феномену субъективного благополучия, обосновывается актуальность изучения данной проблемы, рассматривается история возникновения феномена, начиная с Аристотеля, который анализировал понятие «счастье» в своей книге «Никомахова этика». Позднее изучению понятия «счастья» были посвящены работы Л.В. Куликовой, Л.В. Карапетян, И.А. Джидарьян, М. Аргайл и других. Н Брэдбурн в 1969 г. ввел понятие «психологическое благополучие», отождествляя его с субъективным ощущением счастья и общей удовлетворенностью жизнью. Дальнейшему пониманию феномена психологического благополучия способствовали работы Э. Динера, который ввел понятие «субъективное благополучие». Н.А. Батурин, С.А. Башкатов и Н.В. Гафарова предложили термин «личностное благополучие», который имеет более обобщенный характер по сравнению с психологическим и субъективным благополучием. Также в статье представлена структура субъективного благополучия с точки зрения разных авторов (О.В. Люсова, Е.Ю. Чеботарева, Е.Е. Бочарова, Л.В. Куликов, Р. М. Шамионов).
Статья посвящена изучению отечественного опыта изучения и лечения психогенных потерь в условиях военных конфликтов. Участие в боевых действиях и неблагоприятные факторы несения повседневной службы нередко приводят к снижению боеспособности и развитию стресс-ассоциированных психических расстройств у военнослужащих (т.н. психогенные потери). Проведен анализ литературных источников в базах данных РИНЦ, Pubmed, сети интернет. Анализ отечественного опыта изучения проблем психогенных потерь в войнах и военных конфликтах показал необходимость разработки простых и эффективных скрининговых методов экспресс-диагностики стрессовых реакций с уровневой и синдромальной оценкой состояния, так как большой поток санитарных потерь и малое количество врачей-специалистов не позволяет консультативное клиническое обследование всех раненых и контуженных, помимо поступающих пострадавших психиатрического профиля. Нуждаются в совершенствовании биологические, в т.ч. психофармакологические, методы лечения и коррекции, способные оптимизировать психическое состояние у раненых с учетом конкретных особенностей течения раневого процесса. Особое внимание должно быть уделено разработке адекватных методов психотерапии, столь необходимой лицам, которые находятся в состоянии экзистенциального кризиса. Психотерапевтическая коррекция показана всем категориям раненых для предотвращения перехода психических расстройств донозологического уровня на патологический регистр и для профилактики хронизации последних; коррекция также показана и врачам, участвующим в оказании помощи в условиях вооруженного конфликта.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/