Архив статей журнала

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ВЫБОРА КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ (2021)
Выпуск: № 2 (30), Том 8 (2021)
Авторы: Ситникова Елена Васильевна, Ткач Елена Николаевна, Мовчан Ольга Александровна

Статья посвящена выявлению и анализу особенностей проявления эмоционального интеллекта и выбора копинг-стратегий у студентов. В эмпирическом исследовании был выявлен средний уровень развития эмоционального интеллекта у студентов, обнаружена тенденция обращать внимание на свои эмоциональные состояния, управлять ими. Студенты, принимавшие участие в исследовании, в целом обладают адекватной самооценкой, открыты для общения и новых знакомств, чувствуют себя способными справиться с трудностями, с которыми им приходится сталкиваться, при необходимости они готовы попросить о помощи, воспринимают окружающую их действительность сбалансированно, некоторые студенты имеют неразрешенные проблемы. Обнаружена выраженность разных копинг-стратегий у студентов женского и мужского пола. Респонденты женского пола имеют высокие результаты по шкалам «Самоконтроль», «Бегство-избегание», «Планирование решения проблемы», «Положительная переоценка». Было выявлено, что копинг-стратегия «Самоконтроль» является самой выраженной, как среди девушек, так и среди юношей. Согласно полученным результатам студенты 1 курса чаще, чем студенты 2 курса, используют копинг, ориентированный на эмоции, и копинг, ориентированный на избегание проблем, студенты 2 курса отдают предпочтение копингу, ориентированному на решение задачи. Важной задачей является организация целенаправленной психологической работы, направленной на помощь студентам, испытывающим трудности в преодолении сложных жизненных ситуаций, а также работы, направленной на активизацию развития эмоционального интеллекта студентов и их способности к совладающему поведению с использованием различных ресурсов.

Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ (2021)
Выпуск: № 2 (30), Том 8 (2021)
Авторы: Ткач Елена Николаевна, Чернобродов Евгений Романович, Белых Елена Александровна

В статье представлено исследование психологических особенностей взаимосвязи копинг-стратегий и жизнестойкости студентов. Цель данного исследования заключалась в том, чтобы выявить психологические особенности взаимосвязи между выраженностью различных копинг-стратегий и компонентами жизнестойкости личности (на примере студентов университета). Для определения выраженности жизнестойкости и ее компонентов применялся тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А.Леонтьева, Е.И. Рассказовой). Для определения копинг-стратегий применялся опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, С. Фолкман (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой). В эмпирическом исследовании установлено наличие прямой связи между продуктивными копинг-стратегиями (планирование решения проблемы, положительная переоценка) и компонентами жизнестойкости. Обнаружено наличие обратной связи между непродуктивными копинг-стратегиями (бегство-избегание, дистанцирование) и компонентами жизнестойкости. Понимание наличия положительной связи между продуктивными копинг-стратегиями и степенью выраженности жизнестойкости и ее компонентов позволит в дальнейшей психологической работе разрабатывать программы эффективных социально-психологических тренингов, семинаров, других развивающих мероприятий с целью осуществления помощи людям разных возрастов наиболее продуктивно справляться со сложными жизненными ситуациями, опираясь на имеющиеся ресурсы и творчески используя возможности жизненных обстоятельств.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК РЕСУРС БИОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ (2021)
Выпуск: № 2 (30), Том 8 (2021)
Авторы: Финогенова Татьяна Александровна, Березина Татьяна Николаевна, Литвинова Анна Викторовна

В статье представлено исследование повышения психологической безопасности личности старшеклассников в период пандемии посредством развития социального интеллекта и применения конструктивных стратегий преодоления трудных ситуаций. Изучены особенности совладающего поведения у старшеклассников с разным уровнем развития социального интеллекта. Выявлены взаимосвязи компонентов социального интеллекта и копинг-стратегий. Установлено, что повышение у старшеклассников способностей и навыков социального интеллекта способствует предпочтению ими конструктивных и снижению деструктивных форм совладающего поведения, что в целом обеспечивает психологическую безопасность личности.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ШКОЛЬНИКОВ (2023)
Выпуск: № 7 (47), Том 10 (2023)
Авторы: Северин Алексей Викторович, Зубарева Наталья Сергеевна

В статье рассмотрены копинг-стратегии у десятилетних школьников, особенности выстраивания поведения как совладания с окружающей средой на основе появления интернет-зависимого поведения у школьников. Описаны результаты проведенного эмпирического исследования (выборка n = 50). Диагностика школьников при помощи теста «Шкала интернет зависимости С. Чена» позволила установить выраженность симптомов развития Интернет-зависимости, Интернет-зависимого поведения у них, таких как компульсивный симптом, симптом толерантности и наличие внутриличностых проблем.

Использование в исследовании теста «Копинг-стратегии Р. Лазаруса» позволило установить определенные типы копинг-стратегий, которые наиболее часто применяют опрошенные младшие школьники для преодоления жизненных трудностей и других критических ситуаций. Интернет-зависимые школьники практически не используют когнитивные копинг-стратегии, но применяют эмоциональные и поведенческие копинг-стратегии. Принятие ответственности как копинг- стратегия применяется нечасто. Преобладание дезадаптивных стратегий может привести к дезадаптации и нарушению эмоционального состояния школьников. Разработка и внедрение коррекционо-обучающих программ по преодолению трудных ситуаций и по формированию адаптивных копинг-стратегий позволит школьникам лучше справляться с трудностями и эфективно использовать интернет-ресурсы без развития у них симптомов Интернет-зависимого поведения.

Сохранить в закладках
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ (2023)
Выпуск: № 5 (45), Том 10 (2023)
Авторы: Лаврентьева Анна Вячеславовна

В статье показано, что для выявления механизма того, как современных студентов-медиков справляются со стрессами и противостоят эмоциональному выгоранию на этапе снятия ограничений, связанных с пандемией Covid-19, в начале учебного семестра было проведено исследование среди 143 студентов-медиков, обучающихся по специальности «лечебное дело». Эмпирические данные были получены с помощью теста эмоциональное выгорание Маслач, Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой, теста на определение факторов и проявлений учебного стресса В.Ю. Щербатых, теста копинг-поведение в стрессовых ситуациях Нормана, Эндлера, Джеймса, Паркера в адаптации Т.Н. Крюковой, теста смысложизненных ориентаций. С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена оценивались взаимосвязи между эмоциональным выгоранием, факторами и проявлениями стресса и копингами, смысложизненными ориентациями студентов-медиков. Выявлено, что у каждого третьего студента наблюдается высокий уровень эмоционального выгорания. У студентов младших и старших курсов преобладают симптомы эмоционального истощения, у студентов средних курсов также наблюдаются симптомы деперсонализации. При этом более высокие значения эмоционального выгорания коррелируют с высокими значениями эмоционально ориентированного копинга, низкими значениями проблемно-ориентированного копинга, поиском социальной поддержки и низкими значениями смысложизненных ориентаций. Эмоционально-ориентированный копинг также связан с проявлениями стресса у студентов, с беспокойством из-за пандемии Covid-19, использования дистантных форм обучения и низкими значениями смысложизненных ориентаций. Следовательно, в качестве мишени психологической помощи студентам выступает формирование проблемно-ориентированного копинга и смысложизненных ориентаций.

Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (2023)
Выпуск: № 1 (41), Том 10 (2023)
Авторы: Осипова Алла Анатольевна, Тюрбеева Джиргал Станиславовна

Профессиональная деятельность военнослужащих является специфическим видом деятельности, так как протекает в особых условиях несения службы, сопряженных с множеством различных эмоциональных и физических стрессовых факторов. Эффективность выполнения профессиональных обязанностей в данной деятельности зависит не только от профессиональных качеств, знаний и умений, но и от умения преодолевать трудные жизненные ситуациям разного рода и адаптироваться к ним. В статье рассматриваются психологические особенности совладающего поведения и реализации копинг-стратегий военнослужащими. Исследование показало, что наиболее предпочитаемой стратегией копинг-поведения является «планирование решения проблем», а наименее предпочитаемой – «принятие ответственности», что напрямую связано со спецификой профессиональной деятельности. При этом военнослужащие продемонстрировали высокий уровень таких личностных качеств как самоконтроль, подозрительность и высокая самооценка. Корреляционный анализ показал наличие устойчивых связей между личностными свойствами военнослужащих и определенными видами копинг-стратегий.

Сохранить в закладках