ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (2023)
Профессиональная деятельность военнослужащих является специфическим видом деятельности, так как протекает в особых условиях несения службы, сопряженных с множеством различных эмоциональных и физических стрессовых факторов. Эффективность выполнения профессиональных обязанностей в данной деятельности зависит не только от профессиональных качеств, знаний и умений, но и от умения преодолевать трудные жизненные ситуациям разного рода и адаптироваться к ним. В статье рассматриваются психологические особенности совладающего поведения и реализации копинг-стратегий военнослужащими. Исследование показало, что наиболее предпочитаемой стратегией копинг-поведения является «планирование решения проблем», а наименее предпочитаемой – «принятие ответственности», что напрямую связано со спецификой профессиональной деятельности. При этом военнослужащие продемонстрировали высокий уровень таких личностных качеств как самоконтроль, подозрительность и высокая самооценка. Корреляционный анализ показал наличие устойчивых связей между личностными свойствами военнослужащих и определенными видами копинг-стратегий.
Идентификаторы и классификаторы
Многие трудные жизненные ситуации сопровождаются стрессовыми реакциями, поэтому изучение способов совладания со стрессовыми ситуациями всегда находясь в фокусе психологических исследований [10,12]. Как отмечал Р. Лазарус, «человек должен верить, что они у него есть» [19, c. 93-112].
Список литературы
- Александрова Л. А. Адаптация к трудным жизненным ситуациям и психологические ресурсы личности // Личностный потенциал: структура и диагностика / М.: Смысл, 2011. С. 547–578.
- Афанасьев И.А. Психология управления воинским коллективом / И.А Афанасьев, В.А. Губин, Л.М Дулич, М.А. Лобанов. – СПб., ВСОК ВМФ. 1993.
- Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. – СПб.: Речь, 2005. – 208 с.
- Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- 336 с.
- Бехтер А. А. Ресурсы совладающего поведение специалиста. /- Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2017. - 180 с.
- Бехтер А. А. Рефлексивность как субъектный ресурс совладающего поведения специалиста: дис. …канд. психол. наук: 19.00.13 / А. А. Бехтер. - М., 2014. - 200 с.
- Биденко Р.А. Интернальность как фактор совладающего поведения курсантов военного института Росгвардии// СМАЛЬТА международный научно-практический и методический журнал № 2 (2021) http://smalta-ckt.ru/article/view/117
- Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
- Бойко А. В. Проблема стрессовладающего поведения в вооруженных силах России / А. В. Бойко // Междунар. журн. прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - Вып. 8, Т. 2. - С. 370-375.
- Брайт Дж. Стресс. Теории, исследования, мифы. Секреты болезни цивилизации / Дж. Брайт, Ф. Джонс. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 352 с.
- Вассерман Л. И. Методика для психологической диагностики совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях / Л. И. Вассерман. - СПб.: Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 2008. - 33 с.
- Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. - СПб.: Питер. 2013. - 338 с.
- Военная психиатрия: Учебник / Воен. - мед.акад. / под ред. С. В. Литвинцева, В. К. Шамрея. – СПб.: ВМедА; ЭЛБИ-СПб., 2011.
- Воробьев Э. А. В интересах высокого профессионализма / Э. А. Воробьев // Военный вестник. - М., 1994. - № 2. - С. 67-75.
- Земскова А. А., Кравцова Н. А. Копинг-стратегии у сотрудников МЧС России с различными уровнями креативности // Вестник психиатрии и психологии Чувашии.2015. Т. 11, N 2. С. 26-42.
- Караяни А. Г., Сыромятников, И. В. Прикладная военная психология.СПб.: Питер, 2012. 480 с.
- Кислицина А. С. Особенности адаптационного потенциала военнослужащих по призыву: дис. … канд. психол. наук: - Казань, 2010. - 174 с.
- Клюева Н. В. Ассоциативные и диссоциативные механизмы ПТСР у сотрудников правоохранительных органов / Н. В. Клюева // Науч. ведомости Белгородск. гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – 2016. – № 7(228). – С. 159–166.
- Колиева Р.Р. Анализ копинг-стратегий подростков склонных к девиантному поведению /Р.Р. Колиева// Психологический журнал. –2014. –№ 3 (21). – С.129-132
- Косицкий Г.И., Смирнов, В.М. Нервная система и стресс. М.: Наука, 2010. 360 с
- Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. - М. : 2007. № 3. - С. 93-112.
- Кузьменко, А. А. Психологические особенности защитно- совладающего поведения личного состава спасательных воинских формирований МЧС России: дис. канд. психол. наук: 05.26.02 / А. А. Кузьменко. - СПб., 2013. - 310с.
- Лебедев И. Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресс преодолевающего поведения (копинг-поведения) специалистов экстремального профиля (на примере сотрудников МВД России): дис. …д-ра психол. наук: 05.26.02 / И. Б. Лебедев. – М., 2002. – 432 с.
- Матыцина Е. Н. Психологические особенности защитно- совладающего поведения сотрудников государственного пожарного надзора и пожарных частей ГПС МЧС России: дис. … канд. психол. наук: 05.26.03 / Е. Н. Матыцина. - С.Пб., 2012. - 134 с. 145.
- Недуруева Т. В. Социально-психологические детерминанты профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Т. В. Недуруева. - Курск, 2007. - 27 с.
- Перевозкина Ю.М. Ценностно-рефлексивные детерминанты саморегуляции курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации / Ю.М. Перевозкина, А.В. Спирин, М.И.Федоришин // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2020. № 2 (52). С. 106-113.
- Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем.шк., 2007. – 496с
- Рыбников В. Ю. Личностные и средовые копинг-ресурсы в профессиональной деятельности представителей профессий экстремального профиля / В. Ю. Рыбников, Е. Н. Матыцина,И. Ю. Кобозев // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2012. – № 3. – С. 73-75.
- Рыбников В. Ю. Психологическая модель копинг (стресс- преодолевающего) поведения специалистов экстремального профиля деятельности / В. Ю. Рыбников, Е. Н. Ашанина // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2008. - Т. 5, № 1. - С. 174-181.
- Созонник А. В. Социально-психологические характеристики личности и стратегии преодолевающего поведения в процессе военно-профессиональной социализации: автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.05 /В. Созонник. - Саратов, 2012. - 26 с.
- Созонник А. В. Характеристики личности и преодолевающего поведения в условиях военно-профессиональной социализации / А. В. Созонник // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 4(7). - С. 260-262.
- Стволыгин К. В. Психолого-акмеологические особенности профессионального роста военнослужащих // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, N 3. С. 279-285.
- Теоретические основы и диагностика копинг-поведения личности: учебное пособие (для студентов направления «Психология») / [сост. Л. И. Дементий, А. Ю. Маленова]. Омск: Изд-во ОмГУ, 2016. 104 c.
- Утюганов А. А. Особенности смысловой сферы военнослужащих, переживших боевой стресс: дис. .канд. психол. наук: 19.00.01 / А. А. Утюганов. - Томск, 2011. - 140 с.
- Цветкова Н. А. Исследование стрессоустойчивости и жизнестойкости сотрудников уголовно-исполнительной системы / Н. А. Цветкова, С. В. Кулакова // Психология и право. - 2019. - Т. 9. - № 2. - С. 112-129.
- Ricardo Y. The Impact of Coping Strategies on the Operations in the Jungle Course of the Brazilian Army / Y. Ricardo , F. Feitosa // Military Psychology. - 2015. - Vol. 27, Iss. 6. - P. 348-353.
- Overdale S. Social Support and Coping Adaptability in Initial Military Training / S. Overdale, D. Gardner // Military Psychology. - 2012. - Vol. 24, Iss. 3. - P. 312-330.
- Tuncay T. Problem-Focused Coping Strategies Predict Posttraumatic Growth in Veterans With Lower-Limb Amputations / T. Tuncay, I. Musabak // Journal of Social Service Research. - 2015. - Vol. 41, Iss. 4. - P. 466-483.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье рассмотрена специфика воспитательного процесса, ориентированного на несовершеннолетних лиц, отбывающих наказание в воспитательных колониях, в контексте их подготовки к освобождению из мест лишения свободы и дальнейшей ресоциализации. Авторами проанализированы ключевые проблемы, которые необходимо решить для полноценной адаптации к жизни в обществе как самому подростку – бывшему осужденному, так и его семье, а также профильным социальным службам.
В данной статье автор рассматривает специфику реализации образовательных проектов в контексте профориентационной работы с обучающимися 5-9 классов в школе. В работе исследуется не только понятие профессиональной ориентации, но также те ключевые моменты, которые связаны с ее организацией в школе и спецификой формирования учебной мотивации.
Автор описывает педагогической процесс реализации образовательных проектов на примере опыта работы одной из школ Волгоградской области и определяет их эффективность.
Целью данной статьи является анализ особенностей организации процесса воспитания обучающихся для дошкольного и начального общего образования.
Анализ проблемного поля исследований показывает, что процессы цифровизации, которые затронули современное общество, приводят к изменениям психофизиологических особенностей обучающихся. Новизна работы заключается в описании опыта реализации комплексной программы воспитания в частном образовательной учреждении Фанскул (Funscool) на примере функционирования двух структурных подразделений: сада и школы для 1-11классов.
В современных реалиях развития высшей школы, огромное значение играет сопровождение морально – нравственного воспитания молодого поколения, которое имеет направленность в сторону раскрытия и развития творческого потенциала, важное значение приобретает профессиональный подход педагога к студенту, как отдельной самодостаточной личности, которая имеет свое собственное право на полное выражение заложенных ему природой интеллектуальных и творческих способностей.
Целью исследования было подвергнуть научному анализу личность современного педагога, как субъекта психолого – педагогического сопровождения студента в высшем учебном заведении, выявить основные личностные качества и ключевые задачи, заслуживающие пристального внимания в условиях обновления российского образования.
В данной статье проведен анализ личности современного преподавателя, как субъекта психолого - педагогического сопровождения студента вуза. В ходе исследования были выявлены основные личностные качества и задачи, которые стоят перед современным педагогом при новых условиях российского образования.
Разработаны программы для первокурсников – «Введение в специальность», для второго курса – «Профессия, возможности, достижения» и для выпускников – «Молодой специалист», Перед каждой программой поставлены конкретные задачи. Программа для первокурсника решает задачи адаптации вхождения в новые правила обучения и ознакомление со специальностью. Для второго курса разработана программа, которая решает задачи преодоления усталости от более напряженной учебной деятельностью, и в следствии этого появления апатии. Выпускники работали по программе, которая ставила перед собой проблемы будущего трудоустройства и карьерного роста.
В данной статье рассматривается использование социальных сетей в качестве эффективного инструмента для изучения иностранных языков. Описываются преимущества такого подхода, включая возможность общения с носителями языка, практики языковых навыков и изучения реального языка, используемого носителями в повседневной жизни. Также подчеркивается важность экспериментирования с разными методиками и поиска наиболее подходящего подхода к изучению языка для каждого человека. В целом, текст дает читателю хорошее представление о том, как использование социальных сетей может помочь в изучении иностранных языков, и каким образом этот подход может быть эффективно включен в обучение языку.
В соответствии с востребованностью высшего образования и ростом его престижа по сравнению со средне-специальным уровнем, наряду с государственными вузами в России существует и негосударственный образовательный вузовский сегмент. Отметим, что частные вузы в современных реалиях более усовершенствованы, нежели это было ранее, когда не существовало достойного надзора за образовательной деятельностью таких организаций. Подобные заведения не имели технической базы, соответствующих помещений и преподавательский состав зачастую характеризовался высокой текучестью. Большинство таких заведений были закрыты, что заставило остальные университеты повысить свой уровень во всех отношениях и оставаться на плаву платных образовательных услуг.
В статье рассматривается сравнительный анализ государственных и коммерческих вузов современной России посредством наблюдений, личного опыта, информации из СМИ, а также научных источников, что позволяет рассмотреть данный вопрос с различных сторон.
В данной статье авторы исследуют особенности воспитания у подростков успешности в контексте обучения в общеобразовательной школе. В работе подчеркивается важность учета особенностей подросткового возраста, и, в связи с этим, организации образовательной среды, а также создания педагогических условий для воспитания такого качества как «успешность».
В исследовании выявляются основные компоненты успешности, а также те задачи, которые ставятся перед педагогом в процессе организации работы с подростками в школе: как в контексте преподавания предметов, так и в иных видах образования.
В статье обосновывается необходимость изучения временной перспективы в раннем юношеском возрасте. Раскрываются особенности выстраивания временной перспективы в раннем юношеском возрасте. Представлены результаты эмпирического исследования содержательных особенностей временной перспективы у юношей и девушек с разным уровнем жизнестойкости. Временная перспектива рассматривается как обобщенное восприятие реальных и предполагаемых событий собственной жизни, представленных в определенной временной последовательности (прошлое, настоящее, будущее). Отражая отношения человека со временем, определяет его активность в настоящем, принятие прошлого и планирование будущего. Полученные данные позволяют сделать выводы, что конфигурация временной перспективы будет приобретать свои особенности в зависимости от уровня жизнестойкости.
Значимым компонентом конкурентоспособности психолога является творческое мышление, которое позволяет ему решать нестандартные задачи профессиональной деятельности, сопряженные с высокой степенью неопределенности, новизны, неоднозначности. Однако исследований последних лет по проблеме соотношения конкурентоспособности и творческого мышления крайне недостаточно. В статье представлены результаты исследования вербального и невербального творческого мышления у студентов-психологов выпускных курсов с разным уровнем конкурентоспособности личности. Методики: опросник диагностики конкурентоспособности личности В.А.Андреева; тест вербальной креативности (RAT) С.Медника; краткий тест Торренса для диагностики невербальной креативности (адаптация А.Н. Воронина). Выявлено, что у студентов с более высоким уровнем личностной конкурентоспособности показатели развития вербального творческого мышления (уникальности ответов) выше, чем у студентов с более низкой конкурентоспособностью, различия статистически значимые. Что касается невербальной креативности, то хоть различия и не являются статистически значимыми, в целом у студентов с высоким уровнем конкурентоспособности личности показатели и по данному виду творческого мышления выше по сравнению со студентами с невысоким уровнем конкурентоспособности. При подготовке психологов необходимо для развития творческого мышления студентов-психологов создавать благоприятную среду, отличающуюся принятием и поощрением индивидуальности личности. Нельзя не отметить и роль личности педагога, являющегося фасилитатором в развитии творческого мышления студентов.
Настоящее сообщение содержит обзор накопленных мировых наблюдений за психическими расстройствами у людей, перенесших COVID-19 различной степени тяжести. Показано, что новая коронавирусная инфекция (COVID-19) приводит к полиорганным поражениям не только в активную фазу заболевания, но и в долгосрочной перспективе осложняется «постковидным синдромом». Считается доказанным тот факт, что вирус SARS-CoV-2 способен преодолевать гематоэнцефалический барьер и непосредственно поражать нейроны лобной области коры головного мозга, а также нейроны и глиальные клетки других отделов центральной нервной системы. Многие пациенты, даже после легкого течения коронавирусной инфекции, отмечают ухудшение памяти, концентрации внимания, быструю психическую утомляемость, головные боли и нарушения сна. Специалисты отмечают увеличение депрессивных и тревожных аффективных расстройств, среди лиц, перенесших COVID-19 средней или тяжелой степени. Кроме того, встречаются случаи самоповреждений, панические атаки, суицидальные мысли, страх больших скоплений людей и открытых пространств, что связывают с посттравматическим стрессовым расстройством на фоне длительного течения заболевания и страха смерти. Рассматривая ситуацию в целом, в общемировой популяции с момента вспышки COVID-19 было выявлено повышение таких пограничных психических состояний, как тревога, депрессия, а также посттравматическое стрессовое расстройство.
В статье рассматривается разработка математической модели прогноза суицидального поведения военнослужащих, проходящих службу по призыву. Обследовано 609 военнослужащих, проходящих службу по призыву. Из них у 333 диагностировано суицидальное поведение: с суицидальными угрозами n=138, совершивших суицидальные попытки с низким риском реализации суицида n=98, совершивших суицидальные попытки с высоким риском реализации суицида n=97. 276 военнослужащих составляло группу контроля. Обследование проводилось клинико-психопатологическим методом с применением психометрических методик. Математическое моделирование осуществлялось с помощью дискриминантного анализа. Предикторами суицидального поведения военнослужащих по призыву являются сочетание показателей: анамнестических: психические расстройства у родных, суициды родных, делинквентное поведение до армии; физиологических: вегетативные реакции, индекс массы тела; психологических: ригидность аффекта, психическая незрелость, импульсивность, замкнутость, демонстративность, склонность к избегающему поведению и индекс девиантного поведения методики «ИСАДА». Разработанная математическая модель прогноза суицидального поведения военнослужащих, проходящих службу по призыву, позволяет определять наличие риска суицидального поведения (прогностическая способность 94,09%), а также степень тяжести суицидального поведения (76,28%). Применение модели прогноза суицидального поведения военнослужащих, проходящих службу по призыву, повысит эффективность мероприятий медико-психологического сопровождения.
Проблема виртуального общения достаточно противоречива, позитивные и негативные факторы его воздействия на человека активно исследуются практически с первых дней существования Интернета и социальных сетей, однако при этом недостаточно учитываются новые черты личности, проявляющиеся в принципиально новых ситуациях виртуального мира. В частности, такая важная черта личности как коммуникабельность превращается в коммуникабельность сетевую. Для исследования проблемы использован метод качественного слабоструктурированного интервью, позволивший получить наиболее полного описание феномена без статистического анализа распространенности разных ответов.
С помощью серии слабоструктурированных интервью выделены основные черты коммуникабельности в социальных сетях. На основании материалов, полученных с помощью слабоструктурированных интервью, создан Опросник коммуникабельности в социальных сетях. Сравнительный корреляционный анализ позволил сопоставить данные опросника с оценками общительности в «реальном» мире и сделать вывод о том, что в реальной жизни и в социальных сетях следует опираться на разные параметры оценки коммуникабельности людей. Коммуникабельность как черта личности должна быть дополнена сетевой коммуникабельностью как иной личностной чертой.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/