ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЖЕНЩИНЫ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ НЕИЗЛЕЧИМО БОЛЬНОГО РЕБЕНКА, В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ КОМПЛЕКСОВ ЮНГА (2022)
В статье рассматриваются особенности материнской позиции женщины, воспитывающей неизлечимо больного ребенка, в пространстве теории комплексов Карла Густава Юнга. Говоря о материнской позиции женщины, воспитывающей неизлечимо больного ребенка, авторы имеют ввиду соотношение ролей женщины в семье как матери и как хозяйки – организатора внутреннего пространства дома. Такая женщина находится в процессе преодоления травмы «рождения больного ребенка». Готовность стать матерью, тем более неизлечимо больного ребенка, связана не только с исключительно материнскими заботами, она включает весь набор функций жизни женщины, посвятивший себя уходу за больным ребенком. Готовность принять эти функции матери, хозяйки, организатора бытовой жизни семьи определяют ранее сложившиеся установки, для изучения которых может применяться теория комплексов Юнга. Негативный материнский комплекс, овладевший сознанием женщины, может оказывать мощное влияние на ее самоощущение, не зная как обойтись с тем гневом, который накоплен в борьбе с негативным материнским комплексом, она обращает его против себя. В психологической работе с матерями неизлечимо больных детей следует учитывать то обстоятельство, что матрица установки, которая определяет поведение матери в ситуации стресса, складывается много раньше. Психологу в работе с женщиной, воспитывающей неизлечимо больного ребенка, не стоит сосредотачиваться только на ее травме «рождения больного ребенка», а стоит стараться помочь ей в расширении взгляда на жизнь, протекающую вокруг нее.
Идентификаторы и классификаторы
Размышляя об особенностях материнской позиции женщины, воспитывающей неизлечимо больного ребенка, мы должны понимать, что в том момент, когда женщина выходит замуж и готовится стать матерью, она, конечно, не планирует родить больного ребенка, который нарушит всю простую схему дальнейшей жизни семьи.
Список литературы
- Грановская Р.М. Психологическая защита. СПБ.: Речь, 2007.
- Макагон И.К., Ениколопов С.Н. Апробация методики измерения чувств вины и стыда (Testofself-conciousaffect-3 – TOSCA-3) // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 6-21.
- Методика измерения родительских установок PARI (Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптация Т.В. Нещерет) // Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин. М., 2001, Т.2., С.130-143.
- Юнг К.Г. Алхимия снов. Четыре архетипа / перевод с англ. Пантелеев С.И. М.: Медков С.Б. 2014.
- Юнг К. Г. Обзор теории комплексов. Режим доступа: https://bookscafe.net/author/yung_karl-1927.html
- Castro C.S. Familles with terminally ill children: three case studies. - https://pssc.org.ph/wp-content/pssc-archives/ 7. LeDoux, J. (2003) Synaptic Self (How Our Brains Become Who We Are),Penguin Putnam, Paperback.
- Galimberti, U. (1992). Dizionario di psicologia, UTET Torino.
- Jung C. G. Collected Works of C.G. Jung, Volume 2: Experimental Researches Copyright. First Princeton / Bollingen Paperback printing, with corrections, 1981.
- Jung, C.G., (1934) “General considerations on the theory of complexes” in CW 8 Structure & Dynamics of the Psyche, Princeton University Press.
- Van der Kolk, B.(2014) The Body Keeps the Score, Viking – Penguin Group USA
- MacLean, P.D. (1990) The Triune Brain in Evolution: Role in Paleocerebral Functions, Springer New York.
- Siegel, D.J. (2012), The Developing Mind, The Guilford Press NY USA.
- Tangney JP, Dearing RL, Wagner PE, Gramzow RH. The Test of Self-Conscious Affect-3 (TOSCA-3). Fairfax, VA: George Mason University 2000.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлены результаты эмпирического исследования, связанного с оценкой состояния учебной мотивации и профессионального самоопределения учащихся 9–11-х классов школ Иркутской области. Исследование было выполнено в ноябре–декабре 2020 года в рамках подготовки диссертационной работы, посвященной изучению эффективности профессиональной ориентации старшеклассников как средства формирования учебной мотивации.
Результаты исследования свидетельствуют о недостаточной эффективности существующих средств формирования учебной мотивации в старших классах школ Иркутской области. В частности, собранные данные указывают на тот факт, что около 72% учащихся-старшеклассников профориентацией не охвачены. При этом большая часть указанной школьной аудитории проявляет заинтересованность в подобных формах содействия осознанному выбору будущей сферы профессиональной деятельности, особенно в индивидуализированном формате, учитывающем, в том числе, построение личного карьерного плана.
Интересно, что у старшеклассников, которые были задействованы в проектах профориентационной направленности, фиксируется больший потенциал в плане учебной мотивации (среди них в большей степени представлены средний и высокий мотивационный уровни и в меньшей — сниженный и низкий). У таких старшеклассников более выражены познавательные и внешние учебные мотивы.
В целом итоги исследования позволяют говорить о том, что использование в школах Иркутской области комплекса мер, ориентированных на профориентацию старшеклассников в индивидуальных формах, способно ощутимо повысить их учебную мотивацию.
В статье представлены результаты эмпирического исследования, в котором предметом изучения выступала взаимосвязь между эмоциональным интеллектом, мотивацией достижений и показателями успеваемости старшего школьника. Выборка испытуемых состояла из 66 школьников, обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях г. Махачкалы. Рассматриваются внутриличностный и межличностный виды эмоционального интеллекта, измеренные при помощи опросника ЭмИн (Д.В. Люсина), и мотивация достижений, измеренная при помощи одноименной шкалы Методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреевой). Анализ полученных данных показал, что развитые способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими, а также высокий уровень мотивации достижений в совокупности выступают как значимый фактор успешного учения в старшем школьном возрасте. Установленные результаты позволяют расширить знания по изучаемой проблеме, а также использовать их в деятельности педагогов по улучшению показателей успешности учебной деятельности у старшеклассников.
Изучение и качественное освоение иностранного языка всегда представляло собой непростую задачу. Несмотря на большое количество лет, посвященных работе с иностранным языком в школе и далее в вузе, на выходе студенты и впоследствии специалисты показывают весьма низкий результат в сфере иноязычной коммуникативной компетенции, что в современном контексте является неприемлемым. По данным наблюдений, опросов и экспериментов причиной неэффективного изучения иностранного языка, в первую очередь, служит отсутствие мотивации у обучаемого, т.е. интереса и побуждающих сил, которые бы заставили современного школьника и студента не пренебрегать иностранным языком.
В данной статье будут рассмотрены причины отсутствия качественного интереса к иностранному, в частности к английскому, языку, способы формирования мотивации и определенные рекомендации в указанном ключе.
Актуальность исследования заключается в настоятельной необходимости формирования и поддержания мотивации качественного освоения иноязычной коммуникативной компетенции современными российскими обучаемыми.
Предметом исследования является мотивационная составляющая освоения английского языка у современных российских школьников и студентов.
Объектом исследования являются причины и способы устранения проблем с изучением иностранного языка в современном российском образовательном пространстве.
Новизна исследования заключается в рекомендациях, которые предлагаются в данной статье и могут быть использованы преподавателями в иноязычном академическом процессе.
В статье представлены описание и анализ результатов проведенного эмпирического исследования различий в стилях мышления учащихся, имеющих и не имеющих трудности в обучении. Особое внимание автор уделяет на эти различия в зависимости от пола.
Будут представлены таблицы и графики, показывающие достигнутые результаты и взаимосвязь между стилями мышления и трудностями обучения, a tакже различия в стилях мышления учащихся, имеющих и не имеющих трудности в обучении.
Методика исследования представлена с помощью трех психологических методик и трех методов математической статистики. В качестве испытуемых выступили 170 подростков в возрасте от 11 до 14 лет (103 мальчиков и 67 девочек), имеющих трудности в обучении, и 140 подростков (83 мальчиков и 57 девочек), не имеющих трудностей в обучении. Исследование проводилось в нескольких школах города Москвы.
Статья посвящена исследованию психологических особенностей визуального восприятия собственного физического облика (фенотипа) девушками и молодыми женщинами, имеющими склонность к нарушению пищевого поведения, с точки зрения удовлетворенности своим телосложением и индивидуальными физиологическими характеристиками. Автор констатирует распространенность в рамках указанной социальной группы сверхкритичного, и даже искаженного взгляда на свою внешность, гипертрофированного внимания к организации питания, преобладания негативных эмоций в оценках собственного внешнего вида, что, очевидно, отражается на способности человека к самореализации и к ведению нормального образа жизни в целом.
Пищевое поведение в рамках данного исследования рассматривается как мотивированное отношение к пище и ее приему, отражающееся в определенном стереотипе питания (как в обычных условиях, так и в состоянии стресса) и формирующееся под воздействием окружения индивида.
Исследование основано на эксперименте, выполненном с использованием ряда методик: опросника образа собственного тела (авторы – О. А. Скугаревский, С. В. Сивуха), теста цветоуказания неудовлетворенности собственным телом (авторы – О. Вуле и С. Ролл), шкалы оценки пищевого поведения (авторы – О. А. Ильчик, С. В. Сивуха, О. А. Скугаревский), а также анкетной формы пищевого поведения Dutch Eating Behavior Questionnaire – DEBQ (разработчик – Сельскохозяйственный университет, Нидерланды). Анализ полученных данных автором выявил корреляционные связи: во-первых, между эмоциогенным перееданием и неудовлетворенностью собственным телом; во-вторых, между эмоциогенным пищевым поведением и стремлением к похуданию (как проявлению крайней формы перфекционизма); в-третьих, между булимией и ограничительным поведением.
Статья посвящена изучению телесного проявления психологического неблагополучия как социально-культурной проблемы современного человечества. Рассмотрены подходы к исследованию психологического благополучия на основе шестифакторной модели К. Рифф. Описаны внешние и внутренние факторы, влияющие на психологическое благополучие людей разного возраста. Особое внимание уделено анализу влияния образа тела на психологическое благополучие личности. Выявлены телесные признаки психологического неблагополучия, выраженные вербально. На этой основе предложена теоретическая модель взаимосвязи психологического благополучия с образом тела.
В статье представлена попытка проанализировать картины двух зарубежных художников - идеолога течения прерафаэлитов Д.Г. Россетти и сюрреалиста Р. Магритта на репрезентацию в них идей двойничества. Картина Данте Габриэля Россетти «Как они встретили самих себя» рассмотрена в контексте концепции воспоминания о собственной сотворенности философа-диалогиста Ф. Эбнера. Произведение прерафаэлита наполнено атмосферой опустошенности, обреченности, оторванности человека от Бога, оно иллюстрирует переход от «одиночества Я», «лишенности Ты» к обретению Бога в Диалоге. Сюрреалистические картины Рене Магритта освещены с позиции психоанализа (Ж. Лакан, М. Долар), в них двойник выступает в качестве утраты полноты бытия, утраты себя, в качестве совпадения между воображаемым и реальным, которое вызывает страх, выраженный в сверхприсутствии, в угрожающей близости, в нехватке самой нехватки. Было установлено, что, несмотря на то что феномен иного-Я находит отражение во всех культурных срезах и во всех направлениях искусства, в живописи он выражен наиболее артикулированно, наиболее интимно и в то же время завуалированно, так как в живописи мы видим проекцию бессознательного.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/