ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА (2022)
Вопросы патриотического воспитания студенческой молодежи являются центральными как в психолого-педагогической теории, так и в практике учебно-воспитательного процесса, о чем свидетельствуют соответствующие нормативно-правовые документы. Проведение специальной военной операции на Украине и ее последствия требуют перевода патриотического воспитания на новый уровень. В статье рассматриваются вопросы формирования и развития патриотизма у студенческой молодежи в условиях прохождения обучения в военном учебном центре. Анализируется содержание термина «патриотизм» с психологическо-педагогической точки зрения. Рассматриваются факторы, способствующие и препятствующие формированию патриотизма у студентов, обучающихся в условиях военного учебного центра. В статье в рамках системно-функционального подхода анализируются особенности формирования патриотизма у студентов военного учебного центра.
Идентификаторы и классификаторы
Патриотизм является одним из важнейших условий жизнедеятельности как общества в целом, так и отдельного гражданина, это одна из высших ценностей общества, государства, семьи и личности, которая определяет их отношение друг к другу и принципы совместной деятельности.
Список литературы
- Алехин И.А., Сливин, Т.С. Перспективы военного образования в России / И.А. Алехин, Т.С. Сливин // Мир образования – образование в мире. – 2013. – № 2. – С. 32-36.
- Бородин Е. Т. Русская идея- есть идея русского патриотизма / Е.Т. Бородин // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 6. – С. 259-273.
- Воронова Е. Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры// Ростов н/Д :Феникс, 2008. — 282 с
- Гаврилушкин С. А. Кластерная модель патриотичности студентов /С.А. Гаврилушкин, И.Б. Кудинова // Вестник РУДН. – 2015. – №4. – С. 27–34.
- Гаврилушкин С.А. Психологическая специфика проявления ответственности личности у студентов с различной патриотической направленностью// автореф. дис. … канд. психол. наук: - Москва, 2012. - 22 с.
- Горев В. Д. Патриотическое воспитание студентов в современных условиях / В. Д. Горев, А. А. Кисляк // Теория и практика военного образования в гражданских вузах: педагогический поиск: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 26-27 ноября 2020 г.). — Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2020. — C. 235-242.
- Дуранов И.М. К вопросу взаимосвязи воспитания гражданственности и патриотизма // Вестник ОГУ – Оренбург. – 2012. – №1 – С. 55-58.
- Елагина В.С., Демидов О.В., Коваль И.И., Ульянов И.В., Кобзов В.С., Хайрулин Ш.Ш. Организация патриотического воспитания курсантов военного вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28204.
- Ефремова О. И. Психологические аспекты проявления чувства патриотизма у современной студенческой молодежи // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 04. –ART 75074. – 0,8 п. л. – URL: http://ekoncept.ru/2015/75074.htm.
- Здерева Г.В. Патриотическое воспитание молодежи /Тольяттинский государственный университет. – Тольятти. – 2003. – 357 с.
- Казанцева О. А. Индивидуально-типические особенности ответственности личности студентов// автореф. дис. … канд. психол. наук : – Новосибирск: НГПУ, 2008. – 16 с.
- Клюкина К.В. Исследование особенностей патриотизма у офицеров Р.Ф. различных возрастных категорий /- Тольяттинский государственный университет. – Тольятти. – 2017. – 72 с.
- Кокарев Ю. П. Воспитание патриотизма и гражданственности в молодежной среде // Профессионал. – 2007. – №3. – 221 с.
- Кольцова В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе// Психологический журнал,/ 2005. - №4. с. 89 – 98.
- Кон И.С. Открытие «Я» / М.: Политиздат. – 1978. – 367 с.
- Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // М. : Гардарики, 2008. – 153 с.
- Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л. П. Крившенко. – М.:ТК Велби, Проспект, 2005. – 432 с.
- Потемкин А. В. Исследование патриотизма как свойства личности/ Казань. – 2010. – 136 с.
- Потемкин А.В. Национально-психологические особенности проявления патриотизма личности// автореф. дис. … канд. психол. наук. – Тольятти. – 2009. – 256с.
- Системные исследования личности. – М.: Изд-во РУДН, 1995. – С.9-23.
- Спицына Т. А., Веселов Д. В. Военно-патриотическое воспитание учащихся // Молодой ученый. 2016. №6.1. с. 76-78.
- Старков Р.В. Совершенствование военно-патриотического воспитания курсантов факультетов среднего профессионального образования вузов Министерства обороны Российской Федерации //дисс. канд. пед. н.- Москва, 2015. - 275 с .
- Хаустов В. М. Патриотизм и патриотическое воспитание // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 4. – С. 325-331.
- Шлыков А. В. Патриотизм и патриотическое воспитание в вузе //Молодой ученый. 2012. № 8 (43). С. 386-388.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена изучению влияния актуализации ингрупповой идентификации на динамику идентичности у респондентов с разной когнитивной ориентацией (коллективистической, индивидуалистической, неопределившейся). Проверка гипотезы осуществлялась на выборке обучающихся с показателями социально-гуманитарной и академической одаренности. В статье описаны выявленные достоверные различия в выраженности показателей идентификационных общностей в содержании идентичности одаренных с разной когнитивной ориентацией как результат ингрупповой идентификации. Выявлено, что коллективное обсуждение общих событий позволяет респондентам с индивидуалистической когнитивной ориентацией осознать значимость персональной идентичности, собственной уникальности и неповторимости, а также ценность семьи как группы поддержки. Результатом ингрупповой идентификации у респондентов с коллективистической когнитивной ориентацией является существенное увеличение субъективной значимости групп принадлежности «Россия» и «Все люди».
Идентификационная общность «Россия» также увеличивается у студентов с неопределившейся когнитивной ориентацией. Ингрупповая идентификация является фактором активизации имплицитных компонентов социальной идентичности, в роли которых выступают большие социальные общности (государство, страна, человечество в целом). Ингрупповая идентификация является предиктором расширения социальной идентичности вне зависимости от когнитивной ориентации. Проницаемость границ в процессе ингрупповой идентификации увеличивает для всех респондентов значимость идентификационных общностей «учебная группа» и «город проживания».
В статье автор исследует специфику социально- психологической типологии членов ОПГ с позиции их готовности к интеграции в общество. В исследовании члены ОПГ дифференцируются по различным характеристикам (смысложизненная ориентация, ценностно-смысловая сформированность структуры сознания и пр.).
В соответствии с тематикой работы автором было проведено практическое исследование, направленное на разработку социально- психологической типологии лиц, состоящих в ОПГ, а также их влияние на процесс дальнейшей интеграции.
В заключении работы делается вывод о том, что в контексте гуманизации уголовно-исполнительной политики государства, поиск научных оснований для формирования личностных предикторов готовности к социальной интеграции является важной научной задачей. Высокая готовность к ресоциализации является ключевым фактором его эффективности. Готовность к ресоциализации опирается на смысложизненные и ценностные ориентации личности, что определяет важность повышения результативности их жизни и придания ей смысла, а также необходимость культивирования их потребности в субъектности.
В статье приведены результаты исследования особенностей профессиональной мотивации и ценностных ориентаций молодых специалистов гуманитарного и естественно – научного профиля обучения, а также данные математико-статистического анализа исследования соотношения показателей мотивации и карьерных ориентаций. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что внешняя отрицательная мотивация в большей мере свойственна представителям естественно – научного профиля обучения, чем представителям гуманитарного профиля. Значимые статистические различия в группах испытуемых выявлены по таким показателям карьерных ориентаций как «менеджмент», «автономия», «стабильность места жительства», «интеграция стилей жизни», в показателях мотивации - «условия работы». В процессе проведения математико-статистического анализа результатов исследования была выявлена положительная корреляция между показателем «внутренняя мотивация» и показателем карьерной ориентации «автономия»; между показателем «внешняя положительная мотивация» и показателем карьерной ориентации «служение», показателем карьерной ориентации «интеграция стилей жизни» и показателем мотивации «креативность»; показателем «внешняя отрицательная мотивация» и показателями карьерной ориентации «вызов» и «интересная работа».
В статье представлен теоретический обзор литературы по проблеме изучения личностно-профессионального становления специалистов. Проанализированы труды выдающихся отечественных и зарубежных ученых (Е.А. Климова, Деркач А.А., Зеер Е.Ф., Марковой А.К., Д. Спьюпера, Вудкока, Д. Френсиса и др.), работающих в этой области науки и рассматривающих различные точки зрения относительно понимания сущности и этапов становления профессионала. При анализе термина профессионального становления мы установили, что ученые дают различные трактования пониманию данного понятия. Однако, при этом, все сходились во мнении, что профессиональное становление необходимо рассматривать, прежде всего, как процесс развития личности. В связи с чем, нет четкого разграничения понятий «становление» и «развитие». Процесс личностно-профессионального становления приходится, в том числе, на период обучения будущего студента в вузе. Центральным звеном становления, которого, выступает процесс профессионального самоопределения, задающий вектор профессионального развития личности. Личностно-профессиональное становление будущего специалиста возможно объяснить с точки зрения субъектного и деятельностного подходов, т.к. именно данные подходы позволяют рассматривать данный процесс через взаимосвязь личностного и профессионального развития, становления его личности.
В статье раскрывается структура работы аппаратных комплексов в системе психологической подготовки специалистов силового блока. Авторы проводят анализ основных видов психологической подготовки с помощью комплексно-аппаратных средств. Далее авторами были описаны классы программно-аппаратных комплексов. Исходя из того, что основными компонентами психологической подготовки являются психологическая готовность и устойчивость, то сами виды психологической подготовки были разделены на общую, специальную и целевую. При этом субъект деятельности и носитель внутренних условий под руководством тренера-психолога проходит указанные этапы подготовки с целью войти в интегральное психическое состояние, необходимое для быстрой психологической перестройки от состояния ожидания к практическому осуществлению действий, преодолевая возникающие условия стресс-факторов при выполнении поставленных в тренинге служебно-боевых задач. В качестве примера проведённой работы были определены специфические условия психологических средств применения программно-аппаратных комплексов в системе психологической подготовки. Применяемая система мероприятий (в данном случае «Ориентир»), реализует эффективное выполнение сотрудниками задач по предназначению – получается, что снятие когнитивного барьера неожиданности, как главного условия задачи, становится во многом решающим фактором успешного выполнения как самой задачи, так и создания индивидуально устойчивого оптимума мотивации центральной и периферической нервной системы, при котором деятельность конкретного человека будет максимально эффективна.
В статье рассмотрены результаты исследования развития внутренней мотивации взрослых в рамках корпоративного обучения с использованием визуализации и смыслотехник. Все мотивационные технологии и формы обучения должны быть реализованы с учетом индивидуальных особенностей сотрудников, но это не всегда возможно, поскольку курсы и обучение во взрослом возрасте (если это повышение квалификации или мастер-классы) часто краткосрочные и преподаватели ориентированы на быстрое информирование и демонстрацию навыков и умений, а не на анализ вовлеченности, интереса и усвоения полученной информации сотрудниками. В течение шести месяцев преподаватели обучали менеджеров и руководителей по разным программам с учетом визуализации и смыслотехник. Было обучено 214 человек, у которых измерялась внутренняя мотивация до и после обучения. Участники исследования смогли повысить уровень внутренне мотивации в 49% случаев. Теперь мотивационные профили большинства участников выглядят следующим образом: внутренняя мотивация выше внешней положительной, а внешняя положительная выше внешней отрицательной. Помимо учета личностных особенностей и индивидуальных особенностей ценностно-смысловой сферы важно корректно формировать траектории образовательного процесса так, чтобы они максимально соответствовали ожиданиям учащегося и вызывали удовлетворенность полученными навыками и умениями с учетом визуализации изучаемого материала.
В данной статье рассматривается эмпирическое исследование европейских ученых относительно роли эмоционального фона у индивида в момент нахождения в состоянии неопределенности. Участники должны были оценить длину линий разной протяженности, которые в зависимости от условий были или не были связаны с категориальными метками. Для изучения эмоциональных детерминант категориальной акцентуации было включено дополнительное условие, в котором участников побуждали испытывать страх (т.е. эмоцию, теоретически определяемую оценкой низкой определенности). В соответствии с предыдущими исследованиями результаты показали классический эффект акцентуации: участники в условии с «ярлыком» демонстрировали более высокую дифференциацию на границах категорий по сравнению с участниками в условии без «ярлыка». Более того, этот эффект усиливался в условиях внушения участникам страха, а это позволяет предположить, что эмоции, связанные с неопределенностью, могут играть важную роль в явлении акцентуации.
В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на выявление социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере и изучение их корреляционных связей со стилями совладающего поведения на примере лиц, совершивших преступления террористической направленности. В эксперименте приняли участие 30 человек – мужчины в возрасте от 18 до 45 лет, задержанные правоохранительными органами Чеченской Республики за причастность к совершению различных преступлений террористического характера и проходящих в рамках следственных действий судебно-психиатрическую экспертизу на базе ГБУ «Республиканский психоневрологический диспансер» Министерства здравоохранения Чеченской Республики. Результаты проведенного исследования показывают, что в мотивационно-потребностной сфере лиц, задержанных за совершение преступлений террористического характера преобладают такие личностные установки, как ориентация на свободу и ориентация на альтруизм, а выявленные корреляционные связи этих и других мотивационных установок личности террористов с копинг-механизмами указывают на отрицательную сопряженность данных конструктов. При этом предпочтения конфрантационного копинг-механизма может сопутствовать ослаблению стиля совладания посредством дистанцирования, а также ориентаций личности на труд и свободу при более частом использовании стратегии бегства-избегания на фоне повышения приоритета мотивационной установки индивида на альтруизм.
Основное содержание теоретического исследования составляет анализ психолого-педагогической научной школы Б.Г. Ананьева, которая построена на взаимосвязи трех наук: философии, нейрофизиологии, психологии, связанных с жизнью и образованием. Данная школа включает множество направлений, вносящих свой вклад в систему психологии и её историю. В статье представлен комплекс междисциплинарных направлений исследований в научной школе Б.Г. Ананьева включающий в себя: общую психологию, дифференциальную психологию, медицинскую психологию, клиническую психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, зоопсихологию, политическую психологию, инженерную психологию, психологию развития, акмеологию. Целью исследования являлось изучение своеобразия научной школы Б.Г. Ананьева. Гипотеза о том, что основными научными школами СССР были научные школы: С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, в ходе проведения теоретико- методологического анализа подтвердилась.
В результате выявлено, что данные научные направления различаются основными парадигмами, характеризующимися основными видами человеческой деятельности.
Резюме. Цель данного исследования заключается в выявлении и изучении расстройств аффективного спектра, а также длительности их проявлений у лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию в легкой и средней степени тяжести без госпитализации в стационар. Оценка аффективных состояний была проведена у 50 обследуемых, из которых 23 являлись женщинами, а 27 – мужчинами. Средний возраст опрашиваемых составил 30,5±6,8 и 27,8±5,4 лет соответственно. Полученные результаты показали, что в течение первых 3-х месяцев после выздоровления у лиц, перенёсших новую коронавирусную инфекцию в лёгкой и средней тяжести, наблюдались легкие аффективные расстройства преимущественно депрессивного спектра с аффективно-когнитивной и соматической симптоматикой, которые сохраняются вплоть до 12-ти месяцев с момента выздоровления пациента. При этом статистически значимых различий по половому признаку не выявлено.
В исследованиях когорты больных, перенесших первый психотический эпизод, указывается на очевидный психосоциальный стресс, переживаемый самим больным и его ближайшим окружением в дотерапевтический период, а также на его разрушительные социальные последствия. Проведено исследование 63 пациентов с постпсихотической депрессией, перенесших первый эпизод шизофрении и 63 матерей больных. Использованы клинико-психопатологический метод, клинико-психологический с исследованием механизмов психологической защиты, копинга и структуры перфекционизма. Проведен анализ данных параметрическими и ненепараметрическими статистиками.
Установлены высокие показатели индекса проявления симптоматики с высокорасположенным синдромальным профилем у больных и клиническими симптомами невротического уровня у матерей. Копинг-структура обследуемых характеризуется как адаптивным, так и дезадаптивным содержанием с относительно равной представленностью по уровням адаптивности копингов поведенческой сферы у больных шизофренией и когнитивной сферы у матерей. В обеих группах ведущим механизмом психологической защиты являются реактивные образования, обеспечивающие подавление самопредставления о себе как недостаточно успешном и эффективном человеке, предотвращая выражение неприятных или неприемлемых мыслей, чувств, действий, что позволяет уравновесить систему межличностных взаимоотношений. У пациентов и их матерей достоверно высокие показатели общего индекса перфекционизма, что указывает на его преимущественно патопротективную направленность, обуславливающую псевдоадаптацию. Для респондентов обеих групп в большей мере характерно восприятие других людей как делегирующих им высокие ожидания, высокие стандарты деятельности, с ориентацией на самых успешных, негативные паттерны мышления. Для матерей характерны поляризованные суждения о результатах деятельности и поведении других людей.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/