СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПОЗНАНИЯ ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СЛОВ ЗДОРОВЫМИ ЛЮДЬМИ И ЛЮДЬМИ С АФАЗИЕЙ (2024)

Звукоизобразительность представляет собой наличие связи между значением и звучанием слова. Звукоизобразительные слова подразделяют на группы явных и неявных звукоизобразительных слов (по фактору утраты иконичности в рамках семантических и фонетических сдвигов в процессе эволюции языка, известной как процесс деиконизации). Считается, что звукоизобразительные слова на уровне звукоимитации являются неотъемлемым этапом раннего речевого онтогенеза; также они способствуют освоению иностранных языков. Мы предполагаем, что положительный эффект звукоизобразительных слов будет наблюдаться и у люделюдей с афазиеафазией Вероятно, з вукоизобразительность может способствовать процессу понимания речи благодаря феноменам кроссмодальности и синестезии, которые, как было показано в многочисленных нейроисследованиях, активируются при восприятии и опознании таких слов, что, предположительно, может облегчить вторичный запуск речи после утраты речевой функции вследствие перенесенного инсульта. Цель данной
работы изучить визуальное и аудиальное восприятие звукоизобразительных слов, находящихся на различных стадиях деиконизации, людьми с разными видами афазии, а также здоровыми люди, с использованием адаптированного варианта метода «лексическое решение». В ходе проведенного эксперимента было установлено что наибольшее количество ошибок в точности опознания звукоизобразительных слов совершали испытуемые с сенсорно моторной и акустикомнестической афазией; при этом у них преобладали семантические ошибки, а не акустические. Полученные данные свидетельствую т о сложностях связывания воспринимаемого звука с его правильным значением для людей с афазией и в то же время демонстрируют потенциал применения звукоизобразительных слов в комплексной нейрореабилитации таких пациентов.

Тип: Статья
Автор (ы): Коротаевская Елизавета Александровна, Шляхов Иван Сергеевич, Ткачева Любовь Олеговна
Ключевые фразы: клиническая психология; звукоизобразительность; иконичность; фоносемантика; русский язык; лексическое решение; визуальное и аудиальное опознание вербальных стимулов; афазия.

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9.07. Психологические исследования
Текстовый фрагмент статьи