Научный архив: статьи

Опыт публичной дипломатии: миссии Бенджамина Франклина и Томаса Джефферсона во Франции (1776–1789 годы) (2025)

Статья посвящена изучению опыта публичной дипломатии первых представителей США в Европе в эпоху Войны за независимость и послевоенные годы. В центре внимания исследования – деятельность Б. Франклина и Т. Джефферсона по формированию положительного образа молодой американской республики в Старом Свете, средства и приемы, которые они использовали для информирования европейского общества о событиях в Северной Америке, борьбы с английской пропагандой и дезинформацией, развенчания мифов и негативных представлений о Соединенных Штатах. В исследовании предпринята попытка дифференциации понятий «публичная дипломатия» и «пропаганда» применительно к ранней истории США.

Издание: ВЕСТНИК НГУ. СЕРИЯ: ИСТОРИЯ, ФИЛОЛОГИЯ
Выпуск: Том 24, № 8 (2025)
Автор(ы): Фофанова Анна Романовна
Сохранить в закладках
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (2023)

Транспортная инфраструктура относится к числу отраслей повышенной опасности, а транспортное средство признается источником повышенной опасности. Широкое распространение транспортных средств, многочисленность их видов, а также повышенная опасность их использования, обуславливают необходимость детальной регламентации ответственности лиц за совершение транспортных правонарушений в целом, и преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в частности. Важнейшая роль в механизме обеспечения безопасности дорожного движения отводится предупредительной деятельности, ориентированной на опережающее воздействие на факторы, способствующие распространению противоправного поведения среди участников дорожного движения. Отмечается, что данная деятельность должна в полной мере учитывать актуальные тенденции, проявляющиеся в обществе и государстве. Автором делается вывод о превалировании пропагандистской работы в механизме противодействия преступлениям в сфере безопасности дорожного движения. При этом отмечается, что основной акцент должен быть сделан на использование информационно-коммуникационных технологий, являющихся основным источником информации для основной массы населения страны. В этих целях автором делается вывод о целесообразности разработки и утверждения рекомендаций по использованию сети Интернет для пропаганды безопасности дорожного движения.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 4 (2023)
Автор(ы): Собалирова Зухра Хазретовна
Сохранить в закладках
Изменение принципов установления культурной гегемонии в ХХ веке (2025)

В статье анализируется эволюция концепции «власти привлекательности» в государственной политике на протяжении ХХ в., прослеживается её взаимосвязь с развитием массовой коммуникации, расширением гражданского участия и идеологическими противостояниями. Особое внимание уделяется американскому опыту в сфере публичной дипломатии, а также трансформации пропагандистских стратегий от прямого идеологического воздействия к более тонким формам «мягкой силы.

Издание: ОБОЗРЕВАТЕЛЬ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Малышко Юлия Александровна, НОВОСЕЛОВ Сергей Владимирович
Сохранить в закладках
Северо-Кавказское краевое отделение Всесоюзного общества старых большевиков (1930—1935 годы) (2025)

Статья посвящена деятельности Северо-Кавказского краевого отделения Все союзного общества старых большевиков в первой половине 1930-х годов. В качестве источниковой базы используются не опубликованные делопроизводственные материалы из Центра документации новей шей истории Ростовской области. Выявлены основные направления деятельности Северо-Кавказского краевого отделения Всесоюзного общества старых большевиков. Прослеживается история Общества с момента его учреждения до прекращения деятельности (январь 1922 – май 1935). Сделан вывод о том, что краевое отделение организации находилось в состоянии кризиса еще до убийства видного советского партийного и государственного деятеля С. М. Кирова, после которого в СССР начался поиск «врагов народа», в том числе среди старых большевиков. Сообщается, что незадолго до гибели С. М. Кирова руководство организации совершило крупную политическую ошибку: один из членов организации И. Д. Ченцов пригласил оп позиционеров на празднование 15-летнего юбилея освобождения Ростова-на-Дону частями Красной Армией от белогвардейцев. Отмечается, что Ченцов был изгнан из организации по политическим причинам и позднее репрессирован. Установлено, что падение региональной ячейки Общества совпало с этим серьёзным просчетом. Со общается, что в мае 1935 года по указанию руководства партии Всесоюзное общество старых большевиков и все его региональные отделения самоликвидировались.

Издание: НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ
Выпуск: Том 14, № 5 (2025)
Автор(ы): Аганов Андрей Анатольевич, Елдинов Олег Александрович
Сохранить в закладках
Тыловая печать СССР в первый месяц Великой Отечественной войны: газета «Советская Сибирь» (2025)

В статье рассматривается работа средств массовой информации в тыловых районах страны. Территориальные рамки исследования ограничены пределами Новосибирской области, ставшей к началу войны одним из крупнейших сырьевых и промышленных центров, а в годы войны — местом размещения большого числа промышленных предприятий, материальных ценностей, а также населения, эвакуируемых из западных районов. Хронологические рамки включают первый месяц войны (с 23 июня по 23 июля 1941 г.). На примере областной газеты «Советская Сибирь» (Новосибирск) рассматривается деятельность средств массовой информации в начальный период Великой Отечественной войны. Ежедневные печатные издания стали главным средством доведения информации до населения, инструментом агитации и пропаганды. Возможности других источников информации ограничивалось требованиями военного времени, связанными с использованием радиотехники, и сеткой вещания. Ежедневные периодические издания позволяли многократное обращение в удобное для читателя время. Начало военных действий потребовало от периодической печати определенной перестройки работы, изменения способов пода-чи материала и оформления. Рассмотрены изменения в оформлении, структуре и содержание газет, выходящих в течение этого периода. Сделан вывод о наличии двух этапов адаптации газеты к условиям военного времени. На первом этапе (до 15 июня) доминирует агитационно-пропагандистская составляющая, характеризующаяся публикацией исторических материалов, увеличением количества иллюстраций пропагандистского содержания, формирующих уверенность в неизбежной и скорой победе. Такой подход соответствовал предвоенным настроениям, существовавшим в СССР. В дальнейшем, по мере продвижения противника вглубь страны, происходит адаптация и населения страны, и средств массовой информации к условиям военного времени. В областной газете на первое место выдвигаются темы развития народного хозяйства, увеличения объемов военной и сельскохозяйственной продукции, решения задач гражданской обороны, в связи с чем меняется оформление и стиль подачи материала.

Издание: СИБИРЬ ГУМАНИТАРНАЯ
Выпуск: № 1 (9) (2025)
Автор(ы): Зубов Владимир Евгеньевич
Сохранить в закладках
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: НОВЫЙ ВИТОК ТЕРРОРИЗМА И НОВЫЕ СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ (2023)

Целью данного исследования является изучение новых путей возникновения терроризма и способов противодействия ему. Терроризм - это покушение на жизнь и здоровье граждан, общественную безопасность, объекты инфраструктуры и государственной власти, природную, информационную среду, важных должностных лиц. Современные террористы все активнее пользуются возможностями интернета. Чаще всего вербовка проводится через социальные сети, где есть возможность не только для передачи огромного потока информации, но и обратная связь с любым заинтересовавшим пользователем. В этом случае правоохранительным органам достаточно сложно отследить информацию, тем более сделать это быстро и вовремя. Как результат - не всегда удается вовремя остановить противозаконные действия. По данным МВД и информации в СМИ, мероприятия по противодействию терроризму проводятся регулярно. Кроме этого, законодатель постоянно дорабатывает правовую базу. Например, недавно был принят внесудебный порядок ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержащим призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, а также к разжиганию межнациональной или межконфессиональной розни, участию в террористической деятельности, публичных массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Несмотря на меры противодействия, принимаемые правоохранительными органами РФ, количество преступлений террористической направленности постоянно растет. Это связано не только с обострившейся социально-экономической обстановкой и внешней политикой страны, но и недостаточным опытом правоохранителей, отсутствии достаточного количества специальных технических средств. Сделан вывод о том, что интернет помогает террористам воздействовать на население психологически, для этого в дело включаются специалисты. Стоит отметить, что в террористические группировки часто входят люди с определенными профессиональными навыками и хорошим образованием и для качественного противодействия террористической активности через всемирную сеть требуется осуществление комплексного подхода. Кроме этого, требуется мобилизация немалых сил государственных органов и отдельных граждан.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 5 (2023)
Автор(ы): Хамурзов Азамат Толевич
Сохранить в закладках
«Gloria Orbis Terrarum»: Феодосий II как единоличный август Римской империи (по данным нумизматики) (2025)

Введение. В историографии существует мнение, что последним правителем единой Римской империи был Феодосий I Великий и после его смерти в начале 395 г. н. э. Римское государство больше никогда не объединялось под властью одного правителя. Однако известно, что в течение V в. н. э. несколько восточно-римских императоров получали власть над обоими частями Римской державы. Одним из таких правителей являлся Феодосий II. Подобное положение дел нашло свое отражение как в нумизматических памятниках, так и в письменных источниках, созданных как как в Западной, так и в Восточной части Римской империи. Также в статье подчеркивается важность монетной пропаганды в Римской державы и ее массовый характер.

Материалы и методы. В рамках работы были использованы общенаучные методы исследования таких как: анализ, синтез, дедукция. Был применен индуктивный метод, историко-генетический метод. Историко-типологический метод позволил выделить консульские образы на монетах Феодосия II и Валентиниана III. В рамках историко-сравнительного метода производилось сопоставление образов и символов в монетной чеканке. Также стоит отметить, что в рамках статьи производилось сопоставление данных нумизматики с письменными историческими источниками.

Анализ. Автор отмечает, что целый ряд монет, отчеканенных от имени Феодосия II и Валентиниана III, как в Западной, так и в Восточной части Римского государства являются наглядным отражением недолгого «воссоединения» обоих частей Империи во главе Феодосием II, который на несколько месяцев стал единоличным августом во всем Римском мире. Также автор обращает внимание, на то, что Феодосий II воспринимался и позиционировался в хронике западно-римского хрониста V в. н. э. Идация как «монарх», т. е. как единоличный правитель.

Результаты. Таким образом, объединение всей Римской империи при Феодосии II подтверждается целым рядом источников, что позволяет скорректировать ряд существующих представлений о политической истории Римского государства V в. н. э.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: Том 12, № 1 (2025)
Автор(ы): Баженов Егор А.
Сохранить в закладках
ФИЛЬМ "ОСТРОВ УЭЙК" 1942 ГОДА: ОСОБЕННОСТИ ПРОПАГАНДЫ И ВИЗУАЛИЗАЦИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В США (2022)

В современных исследованиях, посвященных истории войн, достаточно востребованным направлением является изучение специфики информационного дискурса. Обращение к методам исторической имагологии позволит более точно проследить эволюцию процесса визуализации и мифологизации Второй мировой войны в кинематографе США. Без изучения базовых принципов, методов, механизмов и инструментов данного процесса крайне сложно понять особенности развития и взаимодействия кинематографа и пропаганды США на последующих исторических этапах. Основная исследовательская цель – установить, какие особенности и приемы пропаганды использовались в фильме «Остров Уэйк» режиссера Джона Фэрроу, вышедшем на экраны в 1942 г. и рассказывающем об обороне Уэйка от японцев в декабре 1941 г. В анализируемом фильме сочетаются старые и новые методы пропаганды и визуализации войны. На примере этой картины хорошо видны особенности начального этапа эволюции государственной пропаганды США с помощью кино и развитие визуального образа Второй мировой войны, на который оказывали влияние и общественная мифология (связанная с историческим прошлым США), и внешнеполитические (военные) события (неудачные американо-японские переговоры 1941 г., поражения в войне в декабре 1941 г.), и социально-экономические изменения в США. Фильм «Остров Уэйк» создает новый образ морского пехотинца – настоящего солдата, способного решать любые задачи, сопротивляться многократно превосходящим силам врага. Фильм Фэрроу – первый шаг к тому образу морпеха, который будет так популярен в Голливуде во второй половине ХХ в

Издание: НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Выпуск: № 5 (2022)
Автор(ы): Буранок Сергей Олегович
Сохранить в закладках
ИСПЫТАНИЕ НА ПАТРИОТИЗМ: ГЕРМАНИЯ В ВОСПРИЯТИИ ПРИБАЛТИЙСКИХ НЕМЦЕВ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (2022)

В статье рассматривается отношение прибалтийских немцев к Германии в годы Первой мировой войны. С началом войны прибалтийские немцы вынуждены были определить свое отношение к своей этнической родине Германии, вступившей в войну с Россией. Восприятие прибалтийскими немцами Германии нашло отражение в самых разнообразных источниках, что определило появление диаметрально противоположных оценок. Цель статьи – на основании сравнительного анализа официальных документов МВД, Совета министров, источников личного происхождения, прошений «неприятельских подданных» о получении российского гражданства рассмотреть различные оценки отношения прибалтийских немцев к Германии, формировавшиеся под влиянием самых разнообразных факторов, включая отношение к антинемецким мероприятиям царского правительства, общеимперских мер, вызванных войной, эмоциональных оценок происходящего. Предыдущие исследования рассматривали взгляды прибалтийских немцев преимущественно на основании российской периодической печати и работ националистически настроенных публицистов. Это привело к тому, что вне исследовательского интереса остался сложный процесс поиска прибалтийскими немцами границы между лояльностью Российской империи и отношением к Германии, стране их культуры и родного языка. Настоящая статья направлена на то, чтобы восполнить этот пробел. Исследование показало, что патриотизм прибалтийских немцев не простирался так далеко, чтобы активно и публично демонстрировать неприятие своей исторической родины. Значительная их часть стремилась найти приемлемый баланс между своим российским гражданством и немецким происхождением, при этом отношение прибалтийских немцев к Германии не было единым и зависело от социального происхождения, степени связи с Россией и других причин.

Издание: НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Выпуск: № 3 (2022)
Автор(ы): БАХТУРИНА АЛЕКСАНДРА ЮРЬЕВНА
Сохранить в закладках
АССОЦИАТИВНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЕ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ) (2025)

Статья посвящена анализу интернет-мемов как инструмента формирования политических установок. Автор опирается на нейрофизиологические и бихевиористские исследования, объясняющие механизмы восприятия и закрепления информации; рассматривает, каким образом интернет-мемы способны вызывать у аудитории устойчивые ассоциации с определенными политическими нарративами. Особое внимание в работе уделяется роли повторения и социального подкрепления (лайки, репосты). Таким образом, на основании всех данных автор демонстрирует, что интернет-мемы не просто отражают общественные настроения, но и активно конструируют политическую реальность, оказывая влияние на общественные дискурсы и формируя идеологические предпочтения целевой аудитории.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 4 (2025)
Автор(ы): КОНОВАЛОВ АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
Сохранить в закладках
"ЧТОБЫ НАС В ГРЯЗИ, В ПЫЛИ СЪЕСТЬ БОЛЕЗНИ НЕ МОГЛИ": СЦЕНЫ И МОДАЛЬНОСТИ РАННЕСОВЕТСКОЙ САНИТАРНОЙ ПРОПАГАНДЫ (2024)

С помощью изучения специфики технологий советской пропаганды анализируются места и способы санитарного просвещения в СССР в 1920-е гг. С опорой на подход Штефана Плаггенборга аналитический акцент в работе ставится на модальности санитарной пропаганды. Из этой перспективы технология пропаганды, осуществляемая в рамках проводимой кампании санитарного просвещения советских граждан, рассматривается как проявление современных на 1920-е гг. тенденций, отвечающих новым нормам государства эпохи модерна. Анализируются четыре основных места осуществления санитарной пропаганды: дома санитарного просвещения с их мультиформатной работой, агитпоезда и их передвижные выставки, театральные сцены с гигиеническими постановками и специальными санитарными судами, избы-читальни и санитарная работа в них. Рассматриваются причины успехов и неудач различных способов санитарного просвещения. В зависимости от места и избираемой формы метод санитарной пропаганды использовал различные языковые и образные приемы: это помогло сместить изучение практик поддержания здоровья от теоретического осмысления к их пониманию в процессах осуществления ежедневных человеческих практик2. Исследование демонстрирует, как постепенно в раннее советское время выстраивалась целостная система эффективных технологий обучения санитарии и гигиене, которая опиралась на различные практики медикализации населения, перформативные и творческие методы и предшествующий опыт социально-политического информирования. Благодаря используемым формам санитарной пропаганды и различным репертуарам санитарного просвещения советский трудящийся смог стать участником процессов медикализации общества и начать самостоятельно интересоваться охраной своего здоровья.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ
Выпуск: № 1 (64) (2024)
Автор(ы): БЕЛИК КСЕНИЯ МИХАЙЛОВНА
Сохранить в закладках
СТАЛИНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА И ЕЕ РЕИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ПЕРЕСТРОЕЧНОЕ ВРЕМЯ (НА ПРИМЕРЕ АЛЬБОМА «СУЛЕЙМАН СТАЛЬСКИЙ» ГРУППЫ «КОММУНИЗМ») (2025)

В сталинскую эпоху (1920-1950-е гг.) песни и музыка были мощным средством поддержки и укрепления идеологии сталинизма в целом и культа личности Сталина в частности. Музыкальное наследие сталинизма отражает стратегию использования искусства для формирования образа сильного лидера и единства нации. В период перестройки (1985-1991 гг.) с ослаблением идеологического давления появляются ироничные песни о Сталине, что демонстрирует изменение отношения общества к его наследию. В тексте рассматривается не просто иронический проект по отношению к Сталину (например, как у советской концептуальной арт-группы «Мухомор»), а сложная деконструкция сталинского мифа в рамках альбома «Сулейман Стальский» группы «Коммунизм» (1988).

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 2 (2025)
Автор(ы): Вафин Артур Мансурович, Мирина Софья Александровна
Сохранить в закладках