В статье рассматриваются понятие и сущность патриотического воспитания молодежи, затрагиваются проблемы повышения уровня вовлечения молодого поколения в политические процессы посредством патриотического воспитания. Автор анализирует критерии и показатели патриотической воспитанности на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Актуальным становится переосмысление культурного и политического многообразия процессов жизнедеятельности и их влияния на развитие общества. Растущее стремление к сохранению самобытности и возрождению традиционных ценностей делает данное исследование особенно актуальным, поскольку оно раскрывает механизмы взаимодействия между культурно-политическим наследием и потенциалом социума.
Введение: в статье рассматриваются особенности оперативно-розыскного противодействия преступлениям, совершаемым в кредитно-финансовой сфере, подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции. Особое внимание уделено одному из видов преступлений в данной области - незаконной банковской деятельности с использованием обнальных площадок нового типа, представляющих собой одну из серьезных угроз экономической безопасности Российской Федерации.
Материалы и методы: эмпирической и теоретической основой исследования явились доктринальные положения юридической науки, касающиеся оперативно-розыскного противодействия преступлениям, совершаемым в кредитно-финансовой сфере. В качестве ключевых источников проанализированы нормативные правовые акты, научные труды, результаты анкетирования респондентов, а также следственно-судебная практика, посвященная вопросам борьбы с преступлениями в данной сфере. Методологическую основу исследования составили как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и частнонаучные методы познания, включая конкретно-социологический, контент-анализ, статистический метод, моделирование, структурно-логический, диалектический и формально-юридический подходы.
Обзор литературы: проанализированы труды ученых в области оперативно-розыскной деятельности, а также приведены позиции Президента Российской Федерации В. В. Путина и Министра внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцева по проблемным аспектам и оперативной обстановке в рассматриваемой сфере. Отражены результаты исследований, посвященных незаконной банковской деятельности. Значимыми для разработки данной проблематики являются работы П. И. Иванова, М. И. Мамаева, А. В. Телкова, Р. Г. Искалиева и других исследователей.
Результаты исследования: на основе проведенного исследования автором сформулированы теоретические и практические выводы в сфере оперативно-розыскного противодействия преступлениям в кредитно-финансовой сфере, в частности свидетельствующие о трансформации обнальных площадок в устойчивые и технологически оснащенные преступные структуры, активно использующие информационно-коммуникационные технологии, криптовалюты, блокчейн-платформы и виртуальные финансовые инструменты, что значительно усложняет противодействие таким площадкам и повышает латентность указанных видов преступлений.
Обсуждение и заключение: результаты исследования свидетельствуют о многослойности преступных схем, применяемых для обналичивания и вывода денежных средств, в том числе за пределы страны. Установлена необходимость внедрения инновационных подходов к оперативно-розыскному противодействию данным преступлениям. Практические аспекты исследования подтверждают значимость повышения уровня профессиональной компетентности сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции в части структурных элементов обнальных площадок нового типа, укрепления внутреннего и межведомственного взаимодействия, а также модернизации оперативно-розыскного законодательства и разработки аналитико-прогностических инструментов для своевременного выявления и раскрытия преступлений в указанной сфере.
В ходе бурного развития нейронных сетей и больших языковых моделей, которое привело к новой технологической революции, стремительно меняются все сферы нашей жизни, включая образование. Развитие искусственного интеллекта ставит новые задачи, связанные с влиянием технологий на рынок труда, необходимостью переквалификации кадров, решения этических вопросов, изменения подходов к обучению. Искусственный интеллект не заменяет преподавателя, но повышает производительность и эффективность его работы, позволяет автоматизировать простые рутинные задачи и освобождает время для решения наиболее важных вопросов, личного взаимодействия со студентами, повышения их мотивации. Авторы представляют результаты исследования на основе принципов системного, деятельностного и аксиологического подходов, проведённого в 2023 и 2024 годах в МГИМО МИД России, в ходе которого была изучена научная литература по теме, дан анализ современных инструментов искусственного интеллекта, используемых в образовании, а также организован онлайн опрос студентов и преподавателей и полуструктурированные интервью с педагогами, реализующими образовательные программы при помощи инструментов искусственного интеллекта. Студенты и преподаватели выразили своё отношение к нейросетям и готовность к использованию инструментов искусственного интеллекта в образовательном процессе. Дан анализ причин, препятствующих использованию нейронных сетей в образовании, и факторов, способствующих внедрению новых технологий. Также авторы предлагают способы использования потенциала искусственного интеллекта в современном иноязычном образовании для повышения цифровой грамотности студентов, их обучения использованию искусственного интеллекта как инструмента для решения задач в будущей профессиональной деятельности и подготовки специалистов, отвечающих требованиям современной цифровой экономики. Авторы оценили риски применения нейросетей в учебном процессе и предложили меры по их минимизации.
Предметом исследования является влияние информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на формирование и развитие политической экосистемы общества. В статье анализируются и сравниваются два ключевых подхода - сетевой и экосистемный, раскрывающие разные аспекты цифровой трансформации социально-политических процессов. Особое внимание уделяется необходимости интеграции этих подходов для более глубокого и комплексного анализа политической экосистемы в условиях цифровизации. Автор предлагает теоретическую модель, объединяющую сетевые и экосистемные концепции, что позволяет учитывать как динамику горизонтальных взаимодействий, так и устойчивость системы. Исследование охватывает вопросы гражданской идентичности, децентрализации власти и самоорганизации, демонстрируя, как цифровые платформы и патриотический контент способствуют укреплению социальной сплоченности и трансформации политической среды. Работа предлагает авторское определение политической экосистемы общества, отражающее сложность и многомерность социальных процессов в эпоху цифровизации. Методология исследования основана на сравнительном анализе сетевого и экосистемного подходов с целью их интеграции для создания комплексной модели политической экосистемы. Используется анализ теоретических концепций, представленных в трудах ведущих исследователей, а также концептуальное моделирование, направленное на формирование авторской модели политической экосистемы общества. Новизна исследования заключается в разработке и обосновании интегрированной модели политической экосистемы, которая сочетает в себе принципы сетевого и экосистемного подходов. Основными выводами проведенного исследования являются положения о том, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют ключевую роль в формировании горизонтальных политических структур, обеспечивая децентрализацию власти и самоорганизацию гражданского общества. Особым вкладом автора в исследование темы является формулирование авторского определения политической экосистемы как динамичной системы, где центральное место занимают информационные потоки и межсетевые взаимодействия. Важным результатом исследования является выявление факторов, обеспечивающих устойчивость и адаптивность политической системы в условиях цифровизации. Практическая значимость работы проявляется в возможности использования разработанной модели для анализа современных политических процессов, прогнозирования их развития и формирования стратегий цифрового взаимодействия между государственными институтами и обществом.
Современная экономика всё больше основывается на цифровых и технологических достижениях, и информационно-коммуникативные технологии являются ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность и экономический рост государства. Использование компьютерных технологий и сетевых коммуникаций позволяет автоматизировать множество рабочих процессов, ускорить выполнение задач, снизить затраты на труд. В статье рассматривается понятие «информационно-коммуникационные технологии», описывается история возникновения информационно-коммуникационных технологий, изучается роль и значение информационно-коммуникационных технологий в экономической деятельности страны, анализируется рынок ИКТ в ведущих странах мира и в России.
Предметом исследования является роль Telegram-каналов в формировании современной политической экосистемы российского общества. Особое внимание уделено изучению их значимости в процессах цифровой мобилизации, формирования общественного мнения и политических дискурсов. В статье рассматриваются Telegram-каналы как ключевые элементы, в которых пересекаются горизонтальные связи самоорганизующихся сообществ и вертикальные структуры власти. Такой подход позволяет выявить закономерности их влияния на трансформацию политической коммуникации. Telegram-каналы анализируются в контексте их вклада в формирование новых форм взаимодействия граждан с политическими институтами. Особое внимание уделено тем, как цифровые технологии изменяют традиционные механизмы политической мобилизации и способствуют укреплению горизонтальных сетей в обществе. Выбор платформы Telegram обусловлен её популярностью среди пользователей и особенностями организации контента, который становится важным инструментом формирования гражданской активности и патриотических ценностей. Методология исследования основана на интеграции сетевого и экосистемного подходов, что позволяет изучать Telegram-каналы как взаимосвязанные элементы политической среды. Применены количественные методы для анализа метрик каналов и качественный анализ контента, выявляющий ключевые дискурсы и тематические особенности. Научная новизна исследования заключается в интеграции сетевого и экосистемного подходов для анализа Telegram-каналов как ключевых элементов политической экосистемы в условиях цифровизации. Особым вкладом автора является обоснование механизмов влияния Telegram-каналов на процессы политической мобилизации и формирование общественного мнения через взаимодействие горизонтальных и вертикальных структур. Основными выводами проведенного исследования являются выявление ключевых метрик и тематических особенностей каналов, отражающих их значимость для укрепления гражданской активности и патриотических ценностей. Анализ показал, что цифровые платформы играют важную роль в адаптации политической экосистемы к вызовам цифровой эпохи, способствуя децентрализации информационных потоков и росту горизонтальных связей. Полученные результаты расширяют понимание механизмов цифровой коммуникации и предлагают инструменты для разработки эффективных стратегий взаимодействия с различными социальными группами.
Рассматриваются спортивные занятия с хоккеистами-любителями, где самым важным элементом в тренировочном процессе является коньковая подготовка, которая включает в себя основы перемещения спортсмена по льду, а также укрепление мышц голеностопного сустава и мышц ног, экспериментальное обоснование методики коньковой подготовки хоккеистов-любителей среднего возраста 30-59 лет с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Автор привлекает внимание к тому, что в силу ряда причин правоохранительные органы не нацелены на своевременное и полное выявление преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий и в сфере компьютерной информации. Поступившие заявления о таких преступлениях зачастую не отрабатываются по горячим следам, нередко они рассматриваются по существу лишь через значительное время после приема, причем лицами, не имеющими необходимых навыков и умений, криминалистического обеспечения, оперативно-разыскных и процессуальных полномочий. Если потерпевшим не причинен материальный ущерб либо этот ущерб относительно небольшой, то, как правило, по надуманным основаниям выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В статье высказывается и обосновывается гипотеза о том, что фактическая преступность данного вида во много раз больше регистрируемой, а значит, субъекты уголовной политики не имеют правильного представления об обстановке в исследуемом направлении борьбы с преступностью. Подчеркивается, что в ситуации информационного дефицита невозможно принимать обоснованные управленческие решения о наиболее оптимальной расстановке имеющихся сил и средств, о потребности и масштабе их усиления, об имеющихся проблемах в организации работы и ее правовом обеспечении, об эффективных путях решения таких проблем. Сложившееся положение объясняется тем, что необходимые постулаты не закреплены в уголовно-политических документах и не воплощаются в реальной уголовной политике. Последняя настраивает правоохранителей на то, что регистрируемая преступность должна отражать пусть и сильно искаженную, но терпимую криминологическую ситуацию, а не ту неблагоприятную, которая имеет место в действительности. Автор обосновывает главные тезисы успешной борьбы с киберпреступлениями, которые должны быть закреплены концептуально и проводиться в жизнь.
Развитие новых информационно-коммуникационных технологий не только предложило архитектуре новый инструментарий, но и изменило во многом само содержание архитектурной образности. Одним из источников новых художественных образов современных мегаполисов стал виртуальный мир компьютерных видеоигр.
Целью статьи является попытка исследования изменений городских пространств в условиях взаимного влияния урбанистики, архитектуры и виртуальной среды компьютерных игр. Более детально в этой работе рассмотрено влияние на художественную образность современной архитектуры такой сферы, как культурные тренды, порожденные информационно-коммуникационными и виртуальными технологиями и «гейм-дизайном» компьютерных игр, а также разбирается такое явление, как киберпанк.
Выделено несколько источников визуальной образности этого направления, в их числе кинематограф, стилевые направления, рожденные в ХХ в. (брутализм и метаболизм), а также городская эстетика восточных мегаполисов с их смешением различных культур, инновационным технологическим развитием и высокой плотностью застройки.
Автором дается определение характеристик киберпанк-архитектуры и приводятся примеры реальных архитектурных объектов, которые можно отнести к этому направлению.
В статье проанализированы новые тенденции и особенности развития международного порядка в области информации и коммуникации (МПИК). Особое внимание уделено исследовательским подходам российских и западных авторов к современным проблемам международной коммуникации. Показаны роль и место МПИК в системе международного (мирового) порядка. Выделены подсистемы согласно основным сферам (функциям) управляющего воздействия и по региональному признаку. Охарактеризовано воздействие на МПИК таких новых тенденций, как усиление роли негосударственных акторов и возрастающее значение внутригосударственной сферы. Предложена периодизация процесса эволюции МПИК с середины XIX до начала XXI в., и выделены семь этапов его развития. Отмечено усиление реалистического подхода к регулированию информационно-коммуникационных технологий. Понятие МПИК рассматривается в статье обособленно от феномена нового международного порядка в области информации и коммуникации.
Глобальная ИКТ-индустрия оказывает все большее влияние на политические взаимоотношения между государствами. Цель статьи - исследовать характер международной системы взаимоотношений государств в сфере ИКТ. Используя положения международной политэкономии и количественные методы анализа, авторы разработали методику исследования международной мощи стран в глобальной ИКТ-индустрии на основе данных ОЭСР и установили распределение мощи между странами, типологизировали их, определили функции стран и типы конкуренции, представили сетевой анализ.
ВВЕДЕНИЕ. Международно-правовой режим киберпространства сегодня нуждается в дополнительной правовой регламентации, поскольку по некоторым аспектам, в частности, по борьбе с киберпреступностью, до 2024 г. не был принят универсальный международный договор. По мнению автора, искусственное затягивание переговорного процесса обосновывается стремлением ряда государств заблаговременно «осваивать» новую территорию в международном праве, руководствуясь при этом положениями внутреннего нормативно-правового регулирования. Поскольку на уровне Организации Объединенных Наций (далее – ООН) у международного сообщества длительное время не было универсальных «механизмов воздействия» на неправомерную деятельность в киберпространстве, то количество совершаемых киберпреступлений стремительно возрастало, а киберпреступники, в свою очередь, использовали анонимность данного пространства для совершения кибератак. Признание государствами как первичными субъектами международного права проблемы роста кибернетической преступности в отсутствие действующего универсального источника международного права спустя более двадцати лет привело к созданию в 2024 г. нового документа – «Конвенции ООН против киберпреступности; укрепление международного сотрудничества в борьбе с определенными преступлениями, совершаемыми с использованием информационно-коммуникационных систем, и в обмене доказательствами в электронной форме, относящимися к серьезным преступлениям» (далее – Конвенция ООН против киберпреступности 2024 г.). Таким образом, в данной работе исследуется проблема толкования новой Конвенции как итогового и эффективного компромисса, к которому пришли государства.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В статье используются работы российских и зарубежных специалистов, исследующих положения Конвенции ООН против киберпреступности 2024 г., а также некоторые теоретические исследования в сфере международного уголовного права, посвященные проблеме применения государствами «принципа активной юрисдикции» и «принципа пассивной юрисдикции». Помимо общенаучных методов исследования (анализ, синтез, индукция и дедукция) автор использует специальные методы исследования (сравнительноправовой метод) для всестороннего изучения международно-правовой позиции государств по вопросу борьбы с киберпреступностью. Предметом исследования выступают международные отношения государств – членов ООН, связанные с сотрудничеством по пресечению и борьбе с кибернетической преступностью. К объекту исследования отнесена киберпреступность в государствах – членах ООН.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В результате исследования были выделены два основных проблемных аспекта реализации положений нового документа: применение «принципа пассивной юрисдикции» и вопрос, связанный с защитой персональных данных пользователей Интернета. Существует вероятность того, что вместо заявленной государствами цели – борьбы с преступностью, основные усилия данных субъектов будут направлены на отстаивание права толковать положения Конвенции против киберпреступности, руководствуясь нормами внутреннего законодательства, сужая при этом возможность конкретному пользователю получить защиту своих прав.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Сегодня тенденции изменения международно-правового режима киберпространства диктуются не столько государствами как носителями суверенитета в отношении национального сегмента Интернета, сколько ведущими IT-компаниями и организациями, отстаивающими право на автономное регулирование с минимальным участием первичных субъектов международного права. Несмотря на принятие Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции против киберпреступности, не приходится констатировать достижение компромисса, поскольку при составлении текста документа каждое государство по-разному воспринимало его итоговую цель. Некоторые государства скептически относятся к итоговому документу ООН и предпочитают использовать Будапештскую конвенцию 2001 г. как механизм по борьбе с преступлениями в киберпространстве. Основная проблема универсальной Конвенции касается толкования целого ряда положений, затрагивающих проблему применения «принципа пассивной юрисдикции», условий и гарантий соблюдения прав человека в случае привлечения к ответственности по политическим мотивам пользователей, а также возможности сотрудничества США, западных государств по данным вопросам с Россией и Китаем в текущих реалиях.