Статья посвящена исследованию текущего состояния интеграции Союзного государства в условиях современной трансформации мирового порядка. В статье выявлены причины сближения России и Белоруссии, которые позволили создать и развивать интеграционный проект. Несмотря на объективные трудности, два государства на протяжении длительного времени успешно развивают совместные экономические проекты. Особое внимание уделяется выявлению внешних факторов, влияющих на развитие Союзного государства. С момента создания Союзного государства западные страны проводили политику, направленную на ослабление потенциала интеграционного объединения. В статье исследуются последние годы деятельности Союзного государства, выявлено влияние санкционного давления, которое осуществляется на Россию и Белоруссию, а также проанализированы шаги, которые предпринимают руководители двух стран по дальнейшему развитию интеграционного проекта.
Цель. Целью статьи является обоснование разработки интегрированной модели педагогики и инженерии в образовательном пространстве школы. Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне связана с решением ключевых задач государства и потребностью общества в подготовке инженерных кадров, разработкой инструментария для развития научно-технического творчества и научно-исследовательского потенциала школьников, стимулирования их мотивации к инженерным профессиям и сфере высоких технологий. На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки и внедрения инновационных методов обучения, связанных с синтезом разных учебных предметов гуманитарного цикла во взаимосвязи с техническими дисциплинами.
Материалы и методы исследования. Для достижения поставленной цели используется комплексный подход к анализу интеграционных процессов в образовании. Данный подход обеспечивается системой исследовательских методов: описательно-аналитический (анализ источников по теме исследования; обобщение психолого-педагогической литературы; интерпретация данных), метод контекстуального анализа (выявление значения и функции понятия в ситуативной среде, в окружении и взаимосвязи с другими элементами) и эмпирический метод (наблюдение, изучение продуктов деятельности, анализ документации). Модель интеграции педагогики и инженерии посредством модификации содержания, форм, технологий образовательной деятельности способствует преодолению фрагментарности знаний, установлению глубинных связей между предметами, позволяет субъектам образовательного процесса аккумулировать технологические и гуманитарные знания, выстраивать ценностные ориентиры и культурное поле личности.
Результаты. Раскрывается суть интеграции педагогики и инженерии в образовательном пространстве школы. На примере деятельности ОГАОУ «Интеграция» города Томска описываются организационно-педагогические условия развития и проектирования новой образовательной реальности, актуализирующей разработку эффективной модели интеграции педагогики и инженерии в образовательном пространстве школы. Приводиятся новые формы обучения с использованием современных образовательных технологий: от организации зрелищных, технически сложных соревнований по робототехнике, обучения навыкам проектирования, разработки и эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС) до методических кейсов по подготовке культуртрегеров из числа педагогов и школьников. Характеризуются этапы и фазы обоснования концепции интегративной модели на основе системного анализа, обеспечивающего реализуемость модели, корреляцию результатов. Для обеспечения контроля и достоверности результатов разработаны критерии и показатели эффективности модели.
Заключение. Применение модели интеграции педагогики и инженерии способствует формированию мотивирующей образовательной среды для профессионального, личностного роста, развития и самореализации обучающихся и педагогов. Реализация межпредметных связей в процессе разработки интегративных программ обучения, включающих новейшие технические достижения в диалоге с социогуманитарными знаниями актуальна не только для школы, но и для вузов, СПО, предприятий как фактор преемственности. Модель интеграции педагогики и инженерии целесообразно распространить на площадках образовательных организаций России.
В статье рассматриваются проблемы и возможные решения по дальнейшему развитию Таможенного Союза по унификации законодательств стран в сфере развития системы государственных закупок в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации. Автором проведен анализ национальных законодательств, рассмотрен вопрос о необходимости проведения между странами согласованной отраслевой промышленной политики, направленной на: расширение производственной кооперации, исключение создания дублирующих производств. Именно в Программах стратегического планирования странового уровня отмечается высокая степень совпадения приоритетных отраслей государств, хотя направления промышленной политики имеют, чаще всего, разную специализацию по отдельным видам продукции
В статье рассматривается изменения роли России в современной мировой торговле. Интеграция Российской экономики в глобальные цепочки добавленной стоимости представляют собой стратегический тренд экономического развития мировой экономики в целом. Рассматриваются перспективы расширения торгово-экономических связей России как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Особое место занимает рассмотрение различных подходов к решению задач по расширению несырьевого неэнергетического экспорта, импортозамещению и встраиванию России в цепочки добавленной стоимости. В работе используются такие методы исследования как статистический и экономический анализ, методы группировки, сравнения и информационного моделирования. Проведенный анализ позволил сформулировать следующие выводы: современная экономическая ситуация открывает перед Российской Федерацией существенные возможности в области развития несырьевого неэнергетического экспорта, реализации потенциала импортозамещения и углубления интеграции в глобальные производственные цепочки.
Трансдисциплинарный характер проблемы устойчивого развития обусловил рост числа исследований в разных областях науки, однако, недостаточный прогресс в достижении целей устойчивого развития потребовал разработки новых способов не только производства знаний, но и их интеграции в принятие управленческих решений. Статья посвящена разработке рекомендаций по интеграции научного знания в практику управления устойчивым развитием регионов РФ для перехода к стратегиям, ориентированным на оценку и обучение. Методологическая база исследования основывается на сочетании системного, эволюционного и функционального подходов к обеспечению устойчивого развития региональных систем. Методы включали анализ и синтез, концептуальное и функциональное моделирование для построения логикосемантических и описательных моделей интеграции научных разработок в управление регионом. В результате преобразована структура аналитического сопровождения политических решений путем создания научных миссий; разработаны инструменты измерения устойчивого развития региона для их внедрения в ключевые функции управления на всех этапах управленческого цикла; предложен алгоритм подготовки управленческих решений, включающий четыре этапа взаимодействия: концептуализацию, моделирование, измерение и оценку. Предложенные разработки дают возможность непрерывного мониторинга и корректировки политики устойчивого развития на каждом этапе управленческого цикла, что повышает гибкость и прозрачность региональной политики для стейкхолдеров, увеличивает их вовлеченность в процессы изменений и способствует более интенсивному продвижению к лучшему будущему
Статья посвящена вопросам восстановления и развития экономики «новых» регионов Российской Федерации. Рассматриваются социально-экономические меры, принимаемые для интеграции Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Запорожской и Херсонской областей в российское правовое и экономическое пространство. Автор анализирует программы поддержки, направленные на возрождение промышленного и сельскохозяйственного потенциала этих территорий, а также строительство и модернизацию инфраструктурных объектов. Подчеркиваются ключевые направления экономической политики и значимость федеральной поддержки для ускорения социально-экономического роста «новых» регионов. Исследование акцентирует внимание на положительных изменениях, которые проявляются в росте бюджетных поступлений и сокращении уровня дотационности. Также подчеркивается стратегическая важность восстановления инфраструктуры и индустриализации, что является ключевым фактором для достижения долгосрочной экономической стабильности и процветания этих регионов.
Рассмотрен рискогенный потенциал изменений, происходящих в подсистемах современных общественных систем в их взаимодействии с природной и духовной средой. Использовано системное представление структуры общественных систем, разработанное Т. Парсонсом. Показаны риски, связанные с глобальными процессами, вступающими в противоречие со сложившимися подходами к организации материального производства и воспроизводства образцов культуры. Дан анализ рисков, связанных с несовпадением интересов групп социальной подсистемы, формируемых в процессе функционирования экономической подсистемы и подсистемы культуры. Раскрыты функции политической подсистемы по снижению остроты этих рисков, а также риски, возникающие в связи с неэффективным исполнением политической системой этих функций. Сформулированы выводы, основанные на анализе современных политических процессов стран России и Запада. Показано, что существуют объективные и субъективные факторы снижения эффективности выполнения подсистемами общества их основных функций, порождающие существенные риски его дестабилизации.
Проведенное исследование позволило обосновать в качестве передового инструмента для повышения эффективности, автоматизации и оптимизации деятельности бизнес-структур механизм интеграции бизнес-процессов через платформенные экосистемы. Разработан механизм интеграции бизнес-процессов, включающий выбор подхода к разработке и внедрению цифровых платформ, выстраивание этапов процесса интеграции, определение способов идентификации и учета рисков в реализации платформенных решений. Достоверность полученных результатов подтверждается успешной практикой использования платформенных экосистем в решении проблем интеграции бизнес-процессов в деятельности как крупного бизнеса, так и организаций среднего и малого предпринимательства.
Цель. Выявить и показать концепт парламентаризма как интегрирующего фактора русской государственности, разрабатываемый в нарративах публицистики представителей идеологии сибирского демократического регионализма (областничества) в начале ХХ в.
Процедура и методы. На основе инструментария политической текстологии анализу подвергаются письменные нарративы политической дискуссии о развитии представительных органов Сибири и всей Азиатской части России. Гносеологическую роль для познавательных замыслов сыграла также методология «новой политической истории», которая позволяет направить дискурсивный анализ на общественные группы.
Результаты. Установлено, что в начале ХХ в. активизировался нарратив о перспективах развития законосовещательных и представительных органов в периферийных и окраинных территориях нашего Отечества. Дискурс имел концептуальное и системное содержание. Складывалась чёткая холистическая схема: с учреждением и развитием земства как формы местного самоуправления активно будут формироваться и эффективно действовать легислатуры на уровне регионов, что позволит учитывать истинные проблемы территориальных образований на уровне единого общероссийского парламента.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут способствовать развитию изучения отечественной политической мысли дореволюционной России, в которой наследие сибирских областников пока представлено фрагментарно. Значение для укрепления основ русского государственного строя могут иметь парадигмальные концепты учения демократических регионалистов, согласно которым парламентаризм, местное самоуправление и федерализм имеют интегрирующее начало отечественной государственности.
В условиях нарастающей геополитической нестабильности и санкционного давления Евразийский экономический союз (ЕАЭС) демонстрирует способность к адаптации через развитие правовых механизмов интеграции. Статья анализирует трансформацию правовой системы Союза в контексте реализации «Стратегии-2025». Исследуются ключевые инструменты углубления сотрудничества: правовое регулирование промышленной кооперации и цифровой интеграции, гармонизация технических стандартов, а также роль Суда ЕАЭС в обеспечении единообразия правоприменения. Особое внимание уделено механизмам устойчивости, включая переход на расчёты в национальных валютах и расширение внешнеполитического взаимодействия (на примере ССТ с Ираном и диалога с ШОС). На основе результатов исследования сформулированы предложения по системной кодификации права ЕАЭС и расширению компетенций его институтов для повышения эффективности Союза в период внешних вызовов.
В процессе исследования рассматриваются глобальные цепочки создания стоимости как операции трансграничного характера, которые позволяют перемещать продукт от производителя до потребителя под управлением транснациональных корпораций. Изучены такие эффекты интеграций, как возможности цифровых экономических инструментов, существенные географические территории. Рассмотрена типология глобальных цепочек создания стоимости. Изучена реализация глобальных цепочек создания стоимости на основе кластеров по принципам интеграции. Изучена возможность масштабирования и развития экосистемы международного уровня. Представлена инфраструктура для функционирования глобальных цепочек создание стоимости характеризуется комплексностью подхода участия каждого из элементов.
К началу нулевых политические ученые, изучающие Европейский союз, обратили внимание на систему взаимодействия между наднациональными, национальными и региональными акторами как по горизонтали, так и по вертикали. В результате описания этой системы появилась теория многоуровневого управления. Ее ключевая идея заключается в распределении властных полномочий между различными субъектами, которые зачастую не совпадают с традиционными государственными институтами. Конфликты, связанные с разделением полномочий и решением других вопросов, согласно положениям теории, должны были разрешаться посредством постоянных переговоров между акторами на различных уровнях.
Тем не менее в реальности мы можем наблюдать случаи, когда наднациональные акторы вмешиваются в сферы компетенции национальных правительств. Подобное сложно интерпретировать как переговорный процесс, поскольку такие ситуации сопровождаются принудительным вмешательством, направленным на усиление контроля над принятием решений. Поскольку такие ситуации отличаются от классического переговорного процесса в рамках теории многоуровневого управления, важно понять, какие механизмы используются наднациональными акторами для вмешательства в процесс принятия решений там, где у них нет на это формальных прав.
Данная статья нацелена на анализ объяснительной способности ряда теорий, используемых обычно для анализа политических процессов в Европейском союзе – интерговернментализма, супранационализма и многоуровневого управления, а также теорий более низкого уровня, описывающих механизмы взаимодействия между различными акторами Европейского союза. В результате такого анализа можно констатировать, что каждая из указанных теорий является полезной для понимания отдельных составляющих описанной проблемы: интерговернментализм акцентирует внимание на позиции национальных правительств, супранационализм – на действиях наднациональных институтов, а теория многоуровневого управления – на институциональной структуре взаимодействия различных уровней власти. В то же время более узкоспециализированные теории, такие как «модель интеграции» Филиппа Геншеля и Маркуса Яхтенфухса, а также концепция дифференцированной интеграции, позволяют более детально анализировать внутренние политические процессы в рамках Европейского союза.