Статьи в выпуске: 11
Социальные ресурсы эпохи Web 2.0 предоставляют политическим акторам широкие возможности для оказания воздействия на общественное мнение. Вместе с этим новые медиа предъявляют требования, без соответствия которым медиастратегии не могут быть успешны. В связи с этим политические деятели вынуждены адаптировать новые способы представления себя другим в ходе Интернет-коммуникации. Цель исследования - выявить особенности стратегий самопрезентации, используемых главами субъектов Российской Федерации в социальных медиа. Метод исследования - дедуктивный контент-анализ публикаций (N = 400) на стенах персональных профилей С. С. Собянина, Р. А. Кадырова, А. С. Никитина, А. Л. Текслера, О. А. Николаева, И. И. Кобзева, А. С. Цыденова, М. В. Развожаева в сети «ВКонтакте». Установлено, что политики используют сбалансированный способ представления себя, сочетающий тактики профессионализации, ассоциации с жителями региона, демонстрации взаимодействия с органами власти, освещения частной жизни. В ходе самопрезентаций внимание акцентируется на положительных эффектах профессиональной активности, на позитивной интеракции с гражданами. Выявлены значимые различия между тактиками по показателям лайков/комментариев/репостов.
Представленная научная работа посвящена рассмотрению места и роли этнических меньшинств в обеспечении этнополитической безопасности в России. Авторы отмечают, что в настоящее время ни у практиков, ни у научной общественности не вызывает сомнений, что современное общество сталкивается с вызовами, связанными с этническими, культурными и религиозными различиями, и это все вместе взятое подчеркивает важность изучения влияния этнических меньшинств на устойчивость политической и социальной системы. В данной работе проведен краткий анализ роли этнических меньшинств в обеспечении этнополитической безопасности в России. Для более глубокого понимания роли и места этнических меньшинств в обеспечении этнополитической безопасности в России необходимо, в первую очередь, определить ключевые понятия, а также, по мере возможного, провести обзор существующих точек зрения по теме. Даже краткий анализ точек зрения ряда ученых и практиков дает основание утверждать, что этнические меньшинства представляют собой социокультурные группы, которые населяют определенную территорию и имеют общие идентичности, отличающие их от доминирующего этноса в данном регионе. Россия - многонациональное государство, где проживает множество этнических меньшинств, каждое из которых имеет свою историю, культуру и традиции.
Политика, государство, власть, бюрократия, право и др. как институты, война, революция, выборы, законотворчество и т. д. как процессы, социологический опрос, сбор, хранение, представление и распространение информации, цифровизация, лоббизм, коррупция и т. п. как технологии являются гипонимами, то есть понятиями, выражающими частную сущность отношению к другому, более общему понятию - гиперониму. Таким общим понятием для них является политическое. И глубокое понимание его смысла и содержания выступает исходным условием их научного исследования. На сегодня в обществе не сложилось социально-значимого и общепринятого понимания политического. В современном дискурсе оно имеет достаточно широкую трактовку, характеризуется поливариантностью и неоднозначностью. При этом его смысл и содержание нередко сознательно и целенаправленно искажаются и извращаются. На этом основании порою говорят о политическом как крайне противоречивом понятии. Статья представляет собой опыт операционализации понятия «политическое». В ней предлагается авторское определение политического, раскрывается его своеобразие, соотношение с политикой и роль в осмыслении и описании сферы политики. Предпринята попытка выявить критерии политичности, раскрыть содержание, объем и функции заглавного понятия.
В исследовании сделаны выводы из анализа политических рисков государственной власти на современном этапе развития России. Анализируются социально-политические принципы управления, которые связаны и взаимодействуют с группой организационно-технологических механизмов принятия политических, являющихся неотъемлемыми элементами их общей системы государственного управления. Организационно-технологические механизмы отражают те закономерности социального управления, которые связаны с реализацией его организационно-технических функций и минимизации политических рисков. Они играют важную роль в создании основы для формирования управленческих отношений, определяя по существу распределение властных полномочий, степень централизации власти управляющих и степень реальной самостоятельности управляемых. Нарушение этих принципов приводит к политическим рискам: неоправданному дроблению функции органов управления, нарушению баланса прав и ответственности управляющих, повышенной требовательности к управляемым и необоснованностью принимаемых решений. Раскрываются особенности кадровой политики после выборов Президента России. Вносятся предложения о механизмах социального управления, основанного на принципах социальной справедливости, а также использования имеющегося потенциала основанного на принципах принятия решения и его обоснование в контексте политических рисков. Обосновывается связь между общей картиной мира, существующей в культуре и способом отношения к категории власти в общественном сознании.
В представленной статье авторы рассматривают политико-мировоззренческие интенции студенческой молодежи, связанные с активизацией сетевой среды, для прогноза социально-политической устойчивости гражданского общества и оценки возможных рисков. Процесс политической социализации молодежи последние годы претерпел серьезные трансформации: с появлением новых технологий изменились формы политической активности и взаимодействия, геополитическая ситуация вызвала активизацию общественно-политических, патриотических движений. Это повлекло за собой постепенный переход даже ранних этапов политической социализации из семейной среды в общественно-сетевую. Изменения затронули и тесно связанные с политической социализацией процессы становления гражданской культуры. От того, как это отразилось на специфике политического мировоззрения студенческой молодежи, глубоко погруженной в сетевую среду, зависит картина будущего российского общества. На основе данных всероссийского социологического исследования была проведена оценка зависимости вектора общественно-политических установок студенческой молодежи от уровня ее цифровой компетенции и сетевой активности. Как показал проведенный анализ, студенческая молодежь с повышенной сетевой активностью и развитыми цифровыми компетенциями обладает и большим потенциалом недовольства по сравнению с группой менее дигитализированных студентов. Учитывая востребованность трудовых кадров, обладающих навыками работы в цифровой среде, возникает необходимость принятия мер по снижению возможных рисков и канализации в позитивные формы проявления, так как нынешнее позиционирование студенческой молодежи может способствовать росту напряженности в обществе.
Цель исследования. В статье рассматриваются социокультурные девиации как фактор дезинтеграции российской молодежи в сфере гражданско-политических отношений. Отмечается, что в условиях переходного общества дисфункциональность социальных институтов сопровождается складывающимися социальными ограничениями для самореализации молодежи. Вследствие этого в молодежной среде усиливаются процессы переосмысления отношения к сфере гражданско-политических отношений. Социокультурные девиации в изменяющейся реальности представлены в форме смысловых отклонений, которые отражают отношение субъекта к сфере гражданско-политических отношений, построенное на принципах дезинтеграции. Выводы. В ходе проведенного социологического исследования и структурно-таксономического моделирования в социокультурном пространстве молодежи обнаружена девиация, которая объединяет узкопрагматичные и циничные принципы взаимодействия молодых людей с государством и с окружающими людьми. В ядре этой социокультурной девиации располагаются смыслы, допускающие практики нарушения закона и рассмотрения государства исключительно как «кормушки». На периферийных слоях девиации расположились смыслы, допускающие применения физической силы по отношению к оппонентам, использования коррупционных схем во взаимодействии с государством и оправдывающие горделивое превосходство над людьми, не добившихся успехов в жизни. Авторы делают выводы о необходимости применения системно-деятельностного подхода в процессе регулирования жизнедеятельности молодежи в сфере гражданско-политических отношений.
Цель исследования: выделить структурные элементы национального самосознания. На основе социологических данных проанализировать состояние этих элементов национального самосознания и их динамику за последние десятилетия. Выводы. Были выделены такие структурные элементы национального самосознания, как национальное чувство, интерес к своему народу, знание народом себя, национальное достоинство, отношение к другим народам, наличие национальной идеи (идеологии), ответственность за судьбу народа и чувство сопричастности к его судьбе, а также установка на патриотизм. Полученные данные показали, что часть элементов демонстрирует положительную динамику, в частности, национальное чувство, интерес к народу, чувство сопричастности к его судьбе, патриотические настроения. Но некоторые элементы вызывают обеспокоенность, особенно, в отношении молодого поколения, которое демонстрирует более низкий уровень национальной идентичности, большую нацеленность на западные ценности, низкий уровень знания достижений национальной культуры и истории.
Целью данного исследования политико-правовых аспектов институциональной среды современной России является выявление ресурсов и ингибиторов укрепления гражданственности, под которой понимается интегративное качество социума и индивидов, выступающее условием и средством формирования гражданской идентичности и гражданских доблестей, консолидации общества, легитимации политического порядка и укрепления национальной безопасности. На основании данных серии первичных массовых эмпирических обследований определен мощный генератор размывания основ гражданственности - неуверенность большинства респондентов в защищенности со стороны закона при взаимодействии с властью. Перспективы и ограничения укрепления гражданственности обозначили выявленные серьезные расхождения между коллективным воображаемым, оценочными суждениями и социальными установками респондентов, убежденных в наличии или отсутствии у них политико-правового статуса защищенного законом гражданина. Подтверждена и проиллюстрирована связь между уверенностью или неуверенностью человека в своей политической субъектности и его предрасположенностью к интериоризации таких проявлений гражданства как чувство принадлежности (со)обществу, институциональное и межличностное доверие, лояльность общественно-политическому порядку, гражданская компетентность и ответственность, гражданская и политическая активность. Обоснована актуальность проведения трансформативной политики, целеполагание и средства которой сопряжены с укреплением политической субъектности как первоосновы гражданственности.
В статье на основе анализа данных мониторингового исследования предложен взгляд на социальное настроение как на маркер социально-политических изменений, включающий социально-психологический механизм адаптации к травмирующему периоду неопределенности. На основе данных ИСПИ ФНИСЦ РАН и в сравнении с результатами исследований ведущих аналитических центров страны дана характеристика психологического состояния российского общества, в частности, динамики социального настроения за последние три года сквозь призму эмоционально-рациональных показателей: оценка сложившейся в стране ситуации, динамика социальных ожиданий, направленность социального оптимизма, спектр проблемного поля россиян, оценка восприятия власти, политическая лояльность и политическая отчужденность, политическое участие. Подвижность, изменчивость социального настроения представлена в значениях его интенсивности и вектора изменений. Выявлена взаимообусловленность тональной и предметной социально-политической направленности социального настроения. Сделан вывод о позитивной тональности и сдержанной правоцентристской политической направленности социального настроения российского общества. В то же время аккумуляция в социальной памяти результата рефлексивной ориентации на социальные изменения формирует в массовом сознании потенциальный источник как препятствий, так и возможностей трансформации социальной памяти. Поставлен вопрос о направленности такой трансформации, о возможном взаимовлиянии социального настроения, социально-политических практик, изменений структуры социальной памяти в зависимости от социально-политического контекста и времени.
В статье анализируются результаты многолетних социологических исследований особенностей трансформации российского общества, связанные с растущим общественным запросом на перемены, модальность которого не снижается длительное время. Показано, что это обусловлено усилением социального активизма, связанного с «помогающим поведением», взаимопомощью и кооперацией. Это позволило прийти к пониманию, что административно-бюрократический класс выстроил для себя удобные «капсулы», блокирующие развитие естественной, с точки зрения здравого смысла, деловой и гражданской инициативы общества, позволяющей его членам участвовать в принятии социально-значимых решений. Общество настроено на оздоровление институциональной инфраструктуры общественного развития, прежде всего, снижение степени коррупции, отчуждения населения от власти, разблокировки каналов продвижения и реализации общественных интересов. Помимо этого, поднимается проблема недовольства людей растущей поляризацией социальных доходов, что снижает качество проводимой социальной политики в части улучшения демографических показателей, роста социальной восходящей мобильности на основе меритократических принципов, улучшения структуры социально-трудовой мотивации. Это обостряет чувство социальной справедливости, которое, будучи заблокированным, может привести к негативным социальным последствиям, формируя «горючий материал» и, соответственно, риски неконвенциональных социальных действий, связанных с социальными взрывами и революционными последствиями выражения недовольства Показано, что в настоящий момент большинство населения настроено на реформисткий лад, поскольку только освобождается от невротического синдрома после пандэмии короновируса и начала СВО. Определенный энергетический импульс к переменам задается также консолидированным общественным мнением, связанным с «перепрошивкой» российского общества по линии дифференциации от западных универсалистких подходов, поиска своего цивилизационно- культурного кода развития, возрождения неотрадиционалистских нарративов формирования ценностно-символического каркаса общественного сознания.
Рассмотрен рискогенный потенциал изменений, происходящих в подсистемах современных общественных систем в их взаимодействии с природной и духовной средой. Использовано системное представление структуры общественных систем, разработанное Т. Парсонсом. Показаны риски, связанные с глобальными процессами, вступающими в противоречие со сложившимися подходами к организации материального производства и воспроизводства образцов культуры. Дан анализ рисков, связанных с несовпадением интересов групп социальной подсистемы, формируемых в процессе функционирования экономической подсистемы и подсистемы культуры. Раскрыты функции политической подсистемы по снижению остроты этих рисков, а также риски, возникающие в связи с неэффективным исполнением политической системой этих функций. Сформулированы выводы, основанные на анализе современных политических процессов стран России и Запада. Показано, что существуют объективные и субъективные факторы снижения эффективности выполнения подсистемами общества их основных функций, порождающие существенные риски его дестабилизации.