В исследовании сделаны выводы из анализа политических рисков государственной власти на современном этапе развития России. Анализируются социально-политические принципы управления, которые связаны и взаимодействуют с группой организационно-технологических механизмов принятия политических, являющихся неотъемлемыми элементами их общей системы государственного управления. Организационно-технологические механизмы отражают те закономерности социального управления, которые связаны с реализацией его организационно-технических функций и минимизации политических рисков. Они играют важную роль в создании основы для формирования управленческих отношений, определяя по существу распределение властных полномочий, степень централизации власти управляющих и степень реальной самостоятельности управляемых. Нарушение этих принципов приводит к политическим рискам: неоправданному дроблению функции органов управления, нарушению баланса прав и ответственности управляющих, повышенной требовательности к управляемым и необоснованностью принимаемых решений. Раскрываются особенности кадровой политики после выборов Президента России. Вносятся предложения о механизмах социального управления, основанного на принципах социальной справедливости, а также использования имеющегося потенциала основанного на принципах принятия решения и его обоснование в контексте политических рисков. Обосновывается связь между общей картиной мира, существующей в культуре и способом отношения к категории власти в общественном сознании.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
Соотношение между центром и местными органами самоуправления складывается в соответствии с действующим законодательством. Разумная граница между объектами их полномочий может быть определена только на основании практики [5]. Стратегически же ориентиром в управлении обществом в условиях пока еще не найденного оптимального соотношения этих полномочий должен стать принцип сочетания централизма и самоуправления на местах. Реальное осуществление демократических процедур в управлении обеспечивается наличием широкой гласности в процессе управления, позволяющей гражданам видеть механизм формирования и реализации государственно-управляющих решений. Это еще один важный принцип социального управления, игнорирование которого неизбежно ведет к усилению политических рисков в деятельности государственного аппарата.
Список литературы
1. Бичехвост А.Ф. Политическая мысль Античности. Ч. I // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4. С. 70-77. EDN: NBFDMZ
Bichhvost A.F. The political thought of Antiquity. Part I. Legal Policy and Legal Life. 2010. No. 4. Pp. 70-77. (In Rus.). EDN: NBFDMZ
2. Гаськов Д.В. Разделение властей и институты власти // Вестник науки и образования. 2019. № 11-3 (65). С. 60-62. EDN: ZTJALR
Gaskov D.V. Separation of powers and institutions of power. Bulletin of Science and Education. 2019. No. 11-3 (65). Pp. 60-62. (In Rus.).
3. Геворкян М.В. Истоки теории разделения властей // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2010. № 11. С. 116-120.
Gevorkyan M.V. The origins of the theory of separation of powers. Bulletin of Pskov State University. Series: Social and Humanitarian Sciences. 2010. No. 11. Pp. 116-120. (In Rus.).
4. Дондоков Ц.С., Кужиков Д.А. Понятие принципа разделения властей: историко-правовой аспект // Вестник ЗабГУ. 2014. № 7. С. 148-154. EDN: SMKERX
Dondokov Ts.S., Kuzhikov D.A. The concept of the principle of separation of powers: Historical and legal aspect. Bulletin of ZabGU. 2014. No. 7. Pp. 148-154. (In Rus.). EDN: SMKERX
5. Железняков С.С., Подосинников Е.Ю., Новосельский С.О. Реализация государственной информационной политики на муниципальном уровне // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 96-106. EDN: XBOKSN
Ilyicheva L.E., Parshina E.V. The state and civil society as subjects of social partnership policy. Power. 2024. Vol. 32. No. 2. Pp. 145-159. (In Rus.). EDN: EJBYXJ
6. Ильичева Л.Е., Паршина Е.В. Государство и гражданское общество как субъекты политики социального партнерства // Власть. 2024. Т. 32. № 2. С. 145-159. EDN: EJBYXJ
Kiss S.V. The principle of legality as a fundamental principle of constitutional modernization. Actual Problems of Combating Crimes and Other Offenses. 2024. No. 24. Pp. 344-346. (In Rus.). EDN: SKJTMD
7. Кисс С.В. Принцип законности как фундаментальный принцип конституционной модернизации // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2024. № 24. С. 344-346. EDN: SKJTMD
Korobka I.N., Shinkarev A.N. Legal aspects and ways to improve public administration in the field of civil protection. Actual Problems of Modernity. 2022. No. 1 (35). Pp. 17-24. (In Rus.). EDN: JCTRCR
8. Коробка И.Н., Шинкарев А.Н. Правовые аспекты и пути улучшения публичного управления в сфере гражданской защиты // Актуальные проблемы современности. 2022. № 1 (35). С. 17-24. EDN: JCTRCR
Novoselsky S.O., Moiseeva O.A., Filippova O.A. Communication policy of executive authorities with the population in social networks. Questions of Political Science. 2023. Vol. 13. No. 3 (91). Pp. 1001-1013. (In Rus.). EDN: ZILCPQ
9. Новосельский С.О., Моисеева О.А., Филиппова О.А. Коммуникационная политика органов исполнительной власти с населением в социальных сетях // Вопросы политологии. 2023. Т. 13. №3 (91). С. 1001-1013. EDN: ZILCPQ
Pavlov K.V. Rethinking the Greeks: On the question of the analysis of ancient statehood in the political theory of Niccolo Machiavelli. Studia Humanitatis. 2023. No. 3. P. 10. (In Rus.). EDN: QWRPMF
10. Павлов К.В. Переосмысляя греков: к вопросу об анализе античной государственности в политической теории Никколо Макиавелли // Studia Humanitatis. 2023. № 3. С. 10. EDN: QWRPMF
Safoklov Yu.I. Separation of powers: Fictions and reality the principle of separation of powers: History, misconceptions, challenges of modernity. SKO. 2012. No. 6 (91). (In Rus.).
11. Сафоклов Ю.И. Разделение властей: вымыслы и реальность принцип разделения властей: история, заблуждения, вызовы современности // СКО. 2012. № 6 (91). EDN: PJUMTT
Thabisimova L.A. Optimization of the system of state power: The principle of separation of powers. YUP. 2007. No. 1. (In Rus.).
12. Тхабисимова Л.А. Оптимизация системы государственной власти: принцип разделения властей // ЮП. 2007. № 1. EDN: MUUJMB
Zheleznyakov S.S., Podosinnikov E.Yu., Novoselsky S.O. Implementation of state information policy at the municipal level. Innovative Economics: Prospects for Development and Improvement. 2016. No. 7 (17). Pр. 96-106. (In Rus.). EDN: XBOKSN
Выпуск
Другие статьи выпуска
Социальные ресурсы эпохи Web 2.0 предоставляют политическим акторам широкие возможности для оказания воздействия на общественное мнение. Вместе с этим новые медиа предъявляют требования, без соответствия которым медиастратегии не могут быть успешны. В связи с этим политические деятели вынуждены адаптировать новые способы представления себя другим в ходе Интернет-коммуникации. Цель исследования - выявить особенности стратегий самопрезентации, используемых главами субъектов Российской Федерации в социальных медиа. Метод исследования - дедуктивный контент-анализ публикаций (N = 400) на стенах персональных профилей С. С. Собянина, Р. А. Кадырова, А. С. Никитина, А. Л. Текслера, О. А. Николаева, И. И. Кобзева, А. С. Цыденова, М. В. Развожаева в сети «ВКонтакте». Установлено, что политики используют сбалансированный способ представления себя, сочетающий тактики профессионализации, ассоциации с жителями региона, демонстрации взаимодействия с органами власти, освещения частной жизни. В ходе самопрезентаций внимание акцентируется на положительных эффектах профессиональной активности, на позитивной интеракции с гражданами. Выявлены значимые различия между тактиками по показателям лайков/комментариев/репостов.
Представленная научная работа посвящена рассмотрению места и роли этнических меньшинств в обеспечении этнополитической безопасности в России. Авторы отмечают, что в настоящее время ни у практиков, ни у научной общественности не вызывает сомнений, что современное общество сталкивается с вызовами, связанными с этническими, культурными и религиозными различиями, и это все вместе взятое подчеркивает важность изучения влияния этнических меньшинств на устойчивость политической и социальной системы. В данной работе проведен краткий анализ роли этнических меньшинств в обеспечении этнополитической безопасности в России. Для более глубокого понимания роли и места этнических меньшинств в обеспечении этнополитической безопасности в России необходимо, в первую очередь, определить ключевые понятия, а также, по мере возможного, провести обзор существующих точек зрения по теме. Даже краткий анализ точек зрения ряда ученых и практиков дает основание утверждать, что этнические меньшинства представляют собой социокультурные группы, которые населяют определенную территорию и имеют общие идентичности, отличающие их от доминирующего этноса в данном регионе. Россия - многонациональное государство, где проживает множество этнических меньшинств, каждое из которых имеет свою историю, культуру и традиции.
Политика, государство, власть, бюрократия, право и др. как институты, война, революция, выборы, законотворчество и т. д. как процессы, социологический опрос, сбор, хранение, представление и распространение информации, цифровизация, лоббизм, коррупция и т. п. как технологии являются гипонимами, то есть понятиями, выражающими частную сущность отношению к другому, более общему понятию - гиперониму. Таким общим понятием для них является политическое. И глубокое понимание его смысла и содержания выступает исходным условием их научного исследования. На сегодня в обществе не сложилось социально-значимого и общепринятого понимания политического. В современном дискурсе оно имеет достаточно широкую трактовку, характеризуется поливариантностью и неоднозначностью. При этом его смысл и содержание нередко сознательно и целенаправленно искажаются и извращаются. На этом основании порою говорят о политическом как крайне противоречивом понятии. Статья представляет собой опыт операционализации понятия «политическое». В ней предлагается авторское определение политического, раскрывается его своеобразие, соотношение с политикой и роль в осмыслении и описании сферы политики. Предпринята попытка выявить критерии политичности, раскрыть содержание, объем и функции заглавного понятия.
В представленной статье авторы рассматривают политико-мировоззренческие интенции студенческой молодежи, связанные с активизацией сетевой среды, для прогноза социально-политической устойчивости гражданского общества и оценки возможных рисков. Процесс политической социализации молодежи последние годы претерпел серьезные трансформации: с появлением новых технологий изменились формы политической активности и взаимодействия, геополитическая ситуация вызвала активизацию общественно-политических, патриотических движений. Это повлекло за собой постепенный переход даже ранних этапов политической социализации из семейной среды в общественно-сетевую. Изменения затронули и тесно связанные с политической социализацией процессы становления гражданской культуры. От того, как это отразилось на специфике политического мировоззрения студенческой молодежи, глубоко погруженной в сетевую среду, зависит картина будущего российского общества. На основе данных всероссийского социологического исследования была проведена оценка зависимости вектора общественно-политических установок студенческой молодежи от уровня ее цифровой компетенции и сетевой активности. Как показал проведенный анализ, студенческая молодежь с повышенной сетевой активностью и развитыми цифровыми компетенциями обладает и большим потенциалом недовольства по сравнению с группой менее дигитализированных студентов. Учитывая востребованность трудовых кадров, обладающих навыками работы в цифровой среде, возникает необходимость принятия мер по снижению возможных рисков и канализации в позитивные формы проявления, так как нынешнее позиционирование студенческой молодежи может способствовать росту напряженности в обществе.
Цель исследования. В статье рассматриваются социокультурные девиации как фактор дезинтеграции российской молодежи в сфере гражданско-политических отношений. Отмечается, что в условиях переходного общества дисфункциональность социальных институтов сопровождается складывающимися социальными ограничениями для самореализации молодежи. Вследствие этого в молодежной среде усиливаются процессы переосмысления отношения к сфере гражданско-политических отношений. Социокультурные девиации в изменяющейся реальности представлены в форме смысловых отклонений, которые отражают отношение субъекта к сфере гражданско-политических отношений, построенное на принципах дезинтеграции. Выводы. В ходе проведенного социологического исследования и структурно-таксономического моделирования в социокультурном пространстве молодежи обнаружена девиация, которая объединяет узкопрагматичные и циничные принципы взаимодействия молодых людей с государством и с окружающими людьми. В ядре этой социокультурной девиации располагаются смыслы, допускающие практики нарушения закона и рассмотрения государства исключительно как «кормушки». На периферийных слоях девиации расположились смыслы, допускающие применения физической силы по отношению к оппонентам, использования коррупционных схем во взаимодействии с государством и оправдывающие горделивое превосходство над людьми, не добившихся успехов в жизни. Авторы делают выводы о необходимости применения системно-деятельностного подхода в процессе регулирования жизнедеятельности молодежи в сфере гражданско-политических отношений.
Цель исследования: выделить структурные элементы национального самосознания. На основе социологических данных проанализировать состояние этих элементов национального самосознания и их динамику за последние десятилетия. Выводы. Были выделены такие структурные элементы национального самосознания, как национальное чувство, интерес к своему народу, знание народом себя, национальное достоинство, отношение к другим народам, наличие национальной идеи (идеологии), ответственность за судьбу народа и чувство сопричастности к его судьбе, а также установка на патриотизм. Полученные данные показали, что часть элементов демонстрирует положительную динамику, в частности, национальное чувство, интерес к народу, чувство сопричастности к его судьбе, патриотические настроения. Но некоторые элементы вызывают обеспокоенность, особенно, в отношении молодого поколения, которое демонстрирует более низкий уровень национальной идентичности, большую нацеленность на западные ценности, низкий уровень знания достижений национальной культуры и истории.
Целью данного исследования политико-правовых аспектов институциональной среды современной России является выявление ресурсов и ингибиторов укрепления гражданственности, под которой понимается интегративное качество социума и индивидов, выступающее условием и средством формирования гражданской идентичности и гражданских доблестей, консолидации общества, легитимации политического порядка и укрепления национальной безопасности. На основании данных серии первичных массовых эмпирических обследований определен мощный генератор размывания основ гражданственности - неуверенность большинства респондентов в защищенности со стороны закона при взаимодействии с властью. Перспективы и ограничения укрепления гражданственности обозначили выявленные серьезные расхождения между коллективным воображаемым, оценочными суждениями и социальными установками респондентов, убежденных в наличии или отсутствии у них политико-правового статуса защищенного законом гражданина. Подтверждена и проиллюстрирована связь между уверенностью или неуверенностью человека в своей политической субъектности и его предрасположенностью к интериоризации таких проявлений гражданства как чувство принадлежности (со)обществу, институциональное и межличностное доверие, лояльность общественно-политическому порядку, гражданская компетентность и ответственность, гражданская и политическая активность. Обоснована актуальность проведения трансформативной политики, целеполагание и средства которой сопряжены с укреплением политической субъектности как первоосновы гражданственности.
В статье на основе анализа данных мониторингового исследования предложен взгляд на социальное настроение как на маркер социально-политических изменений, включающий социально-психологический механизм адаптации к травмирующему периоду неопределенности. На основе данных ИСПИ ФНИСЦ РАН и в сравнении с результатами исследований ведущих аналитических центров страны дана характеристика психологического состояния российского общества, в частности, динамики социального настроения за последние три года сквозь призму эмоционально-рациональных показателей: оценка сложившейся в стране ситуации, динамика социальных ожиданий, направленность социального оптимизма, спектр проблемного поля россиян, оценка восприятия власти, политическая лояльность и политическая отчужденность, политическое участие. Подвижность, изменчивость социального настроения представлена в значениях его интенсивности и вектора изменений. Выявлена взаимообусловленность тональной и предметной социально-политической направленности социального настроения. Сделан вывод о позитивной тональности и сдержанной правоцентристской политической направленности социального настроения российского общества. В то же время аккумуляция в социальной памяти результата рефлексивной ориентации на социальные изменения формирует в массовом сознании потенциальный источник как препятствий, так и возможностей трансформации социальной памяти. Поставлен вопрос о направленности такой трансформации, о возможном взаимовлиянии социального настроения, социально-политических практик, изменений структуры социальной памяти в зависимости от социально-политического контекста и времени.
В статье анализируются результаты многолетних социологических исследований особенностей трансформации российского общества, связанные с растущим общественным запросом на перемены, модальность которого не снижается длительное время. Показано, что это обусловлено усилением социального активизма, связанного с «помогающим поведением», взаимопомощью и кооперацией. Это позволило прийти к пониманию, что административно-бюрократический класс выстроил для себя удобные «капсулы», блокирующие развитие естественной, с точки зрения здравого смысла, деловой и гражданской инициативы общества, позволяющей его членам участвовать в принятии социально-значимых решений. Общество настроено на оздоровление институциональной инфраструктуры общественного развития, прежде всего, снижение степени коррупции, отчуждения населения от власти, разблокировки каналов продвижения и реализации общественных интересов. Помимо этого, поднимается проблема недовольства людей растущей поляризацией социальных доходов, что снижает качество проводимой социальной политики в части улучшения демографических показателей, роста социальной восходящей мобильности на основе меритократических принципов, улучшения структуры социально-трудовой мотивации. Это обостряет чувство социальной справедливости, которое, будучи заблокированным, может привести к негативным социальным последствиям, формируя «горючий материал» и, соответственно, риски неконвенциональных социальных действий, связанных с социальными взрывами и революционными последствиями выражения недовольства Показано, что в настоящий момент большинство населения настроено на реформисткий лад, поскольку только освобождается от невротического синдрома после пандэмии короновируса и начала СВО. Определенный энергетический импульс к переменам задается также консолидированным общественным мнением, связанным с «перепрошивкой» российского общества по линии дифференциации от западных универсалистких подходов, поиска своего цивилизационно- культурного кода развития, возрождения неотрадиционалистских нарративов формирования ценностно-символического каркаса общественного сознания.
Рассмотрен рискогенный потенциал изменений, происходящих в подсистемах современных общественных систем в их взаимодействии с природной и духовной средой. Использовано системное представление структуры общественных систем, разработанное Т. Парсонсом. Показаны риски, связанные с глобальными процессами, вступающими в противоречие со сложившимися подходами к организации материального производства и воспроизводства образцов культуры. Дан анализ рисков, связанных с несовпадением интересов групп социальной подсистемы, формируемых в процессе функционирования экономической подсистемы и подсистемы культуры. Раскрыты функции политической подсистемы по снижению остроты этих рисков, а также риски, возникающие в связи с неэффективным исполнением политической системой этих функций. Сформулированы выводы, основанные на анализе современных политических процессов стран России и Запада. Показано, что существуют объективные и субъективные факторы снижения эффективности выполнения подсистемами общества их основных функций, порождающие существенные риски его дестабилизации.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ЮР-ВАК
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119607, г. Москва, ул. Раменки, 21 / 282
- Юр. адрес
- 121069, г Москва, р-н Арбат, ул Поварская, д 23А, кв 21
- ФИО
- Ястребова Елена Владимировна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______