Социальные ресурсы эпохи Web 2.0 предоставляют политическим акторам широкие возможности для оказания воздействия на общественное мнение. Вместе с этим новые медиа предъявляют требования, без соответствия которым медиастратегии не могут быть успешны. В связи с этим политические деятели вынуждены адаптировать новые способы представления себя другим в ходе Интернет-коммуникации. Цель исследования - выявить особенности стратегий самопрезентации, используемых главами субъектов Российской Федерации в социальных медиа. Метод исследования - дедуктивный контент-анализ публикаций (N = 400) на стенах персональных профилей С. С. Собянина, Р. А. Кадырова, А. С. Никитина, А. Л. Текслера, О. А. Николаева, И. И. Кобзева, А. С. Цыденова, М. В. Развожаева в сети «ВКонтакте». Установлено, что политики используют сбалансированный способ представления себя, сочетающий тактики профессионализации, ассоциации с жителями региона, демонстрации взаимодействия с органами власти, освещения частной жизни. В ходе самопрезентаций внимание акцентируется на положительных эффектах профессиональной активности, на позитивной интеракции с гражданами. Выявлены значимые различия между тактиками по показателям лайков/комментариев/репостов.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
Наиболее часто в самопрезентациях глав регионов используются тактики профессионализации и ассоциации с гражданами. Это объясняется тем, что они напрямую выражают две необходимых составляющих образа высшего должностного лица субъекта. Во-первых, это деятельностный аспект, демонстрирующий активную работу на благо региона, и, во-вторых, морально-нравственная составляющая, транслирующая открытость к жителям. Публикации, демонстрирующие взаимодействие с властью и частную жизнь политиков, размещаются намного реже и носят вспомогательный характер. Первая группа публикаций призвана обозначить роль связующего звена главы региона в структуре власти, вторая – придать самопрезентации неформальный характер.
Список литературы
1. Быков И.А. Сетевая политическая коммуникация в условиях трансформации общества: автореф. дис.... д-ра полит. наук. СПб., 2016. 58 c. EDN: YFKCPN
Bykov I.A. Network political communication in the conditions of society transformation: Abstract of dis…. of Dr. Sci. (Philos.). St. Petersburg, 2016. 58 c.
2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-пресс-Ц, 2000. 304 с.
Gofman I. The presentation of self in everyday life. Moscow: Kanon-press-C, 2000. 304 с.
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
Castells M. The information age: Economy, society and culture. Moscow: HSE University, 2000. 608 с.
4. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 327 с.
Castells M. Galaxy of the Internet: Reflections on the Internet, business and society. Yekaterinburg: U-Factoria, 2004. 327 с.
5. Baym N.K. Personal connections in the digital age. John Wiley & Sons, 2015. 240 p.
6. Boyd D. Taken out of context: American teen sociality in networked publics. University of California, Berkeley, 2008. 406 p.
7. Castells M. Networks of outrage and hope: Social movements in the internet age. John Wiley & Sons, 2015. 328 p.
8. Ellison N., Heino R., Gibbs J. Managing impressions online: Self-presentation processes in the online dating environment. Journal of Computer-Mediated Communication. 2006. Vol. 11. Issue 2. Pp. 415-441. DOI: 10.1111/j.1083-6101.2006.00020.x
9. Enli G. New media and politics. Annals of the International Communication Association. 2017. Vol. 41. Issue 3. Pp. 220-227. DOI: 10.1080/23808985.2017.1392251
10. Erin E.H. Self-presentation in social media: Review and research opportunities. Review of Communication Research. 2021. Vol. 9. Pp. 80-98. DOI: 10.12840/issn.2255-4165.027 EDN: IHQGEJ
11. Filimonov K., Russmann U., Svensson J. Picturing the party: Instagram and party campaigning in the 2014 Swedish elections. Social Media + Society. 2016. Vol. 2. Issue 3. DOI: 10.1177/2056305116662179
12. Gil de Zuniga H., Veenstra A., Vraga E., Shah D. Digital democracy: Reimagining pathways to political participation. Journal of Information Technology & Politics. 2010. Vol. 7. Issue 1. Pp. 36-51. DOI: 10.1080/19331680903316742
13. Holt R. Dialogue on the internet: Language, civic identity, and computer-mediated communication. Greenwood Publishing Group, 2004. 272 p.
14. Jackson N., Lilleker D. Microblogging, constituency service and impression management: UK MPs and the use of Twitter. In: The impact of legislatures. Routledge, 2020. Pp. 414-433. DOI: 10.4324/9781003033783-22
15. Lalancette M., Raynauld V. The power of political image: Justin Trudeau, Instagram, and celebrity politics. American Behavioral Scientist. 2017. Vol. 63. Issue 7. Pp. 888-924. DOI: 10.1177/0002764217744838
16. Leary M.R. Self-presentation: Impression management and interpersonal behavior. Routledge, 2019. 264 p.
17. Marwick A.E. Online identity. A Companion to New Media Dynamics. 2013. Pp. 355-364. DOI: 10.1002/9781118321607.ch23
18. Metz M., Kruikemeier S., Lecheler S. Personalization of politics on Facebook: Examining the content and effects of professional, emotional and private self-personalization. Information, Communication & Society. 2019. Vol. 23. Issue 10. Pp. 1481-1498. DOI: 10.1080/1369118x.2019.1581244
19. Nakamura L. Cybertypes: Race, ethnicity, and identity on the internet. Routledge, 2013. 192 p.
20. Pagh J. Managing context collapses: The Internet as a conditioning technology in the organization of practices. International Journal of Communication. 2020. Vol. 14. Pp. 2810-2827.
21. Papacharissi Z. A networked self: Identity, community, and culture on social network sites. Routledge, 2010. 336 p.
22. Robertson S.P., Vatrapu R.K. Digital government. Annual Review of Information Science and Technology. 2010. Vol. 44. Issue 1. Pp. 317-364. DOI: 10.1002/aris.2010.1440440115
23. Rui J., Stefanone M.A. Strategic self-presentation online: A cross-cultural study. Computers in Human Behavior. 2013. Vol. 29. Issue 1. Pp. 110-118. DOI: 10.1016/j.chb.2012.07.022
24. Schlenker B.R. The self and social life. McGraw-Hill Companies, 1985. 399 p.
25. Schlosser A.E. Self-disclosure versus self-presentation on social media. Current Opinion in Psychology. 2020. Vol. 31. Pp. 1-6. DOI: 10.1016/j.copsyc.2019.06.025 EDN: NYTAKL
26. Stone A.R. The war of desire and technology at the close of the mechanical age. MIT Press, 1996. 224 p.
27. Turkle S. Life on the screen: Identity in the age of the internet. New York: Simon & Schuster, 1997. 352 p.
28. Van Aelst P., Sheafer T., Stanyer J. The personalization of mediated political communication: A review of concepts, operationalizations and key findings. Journalism. 2011. Vol. 13. Issue 2. Pp. 203-220. DOI: 10.1177/1464884911427802
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель статьи - исследовать восприятие трудовых ценностей как маркера идентичности поколением миллениалов в контексте глобальной цифровизации общества. Поколение миллениалов, выступая значительной частью экономически активного населения страны, демонстрирует свое понимание достойного труда, выражающееся в трудовых предпочтениях и ценностных ориентаций, что, в свою очередь, служит для определения идентичности данной возрастной группы. Цифровизация внесла свой вклад в развитие и диверсификацию сектора занятости, предложив альтернативные формы, что во многом изменило понимание достойного труда. На основе данных социологического исследования, формализованных интервью среди представителей поколения миллениалов (n = 300) выявлены ключевые составляющие трудовых ценностей и их влияние на профессиональную активность представителей изучаемого поколения. Установлено, что для миллениалов наибольшую ценность при выборе места работы имеет возможность карьерного роста и признание профессиональных качеств, а также хороший микроклимат в коллективе, на третьей позиции - уровень заработной платы. Выявлено, что в качестве трудовых преимуществ у миллениалов выступают возможность удаленной работы, предоставление полиса добровольного медицинского страхования (ДМС) и бесплатного питания. Игреки демонстрируют высокую адаптивность к меняющимся условиям трудового рынка и открытость к инновациям в организации трудового процесса, что проявилось в предпочтении удаленных форм занятости, возможности для переобучения и развития. Следовательно, можно говорить о балансе между внешними и внутренними трудовыми ориентациями для данного поколения. В перспективе можно исследовать в сравнительном аспекте отношение к труду миллениалов и центиниаллов. Результаты статьи представляют интерес для специализирующихся в области социологии труда и социологии молодежи. Данные социологического исследования могут быть использованы в практической организации трудовой деятельности по оптимизации управления персоналом и формирования корпоративной культуры, отвечающей запросам нового поколения работников.
Цель исследования. В статье рассматривается взаимодействие России и Китая в цифровом пространстве и как это влияет на международные отношения в целом. Целью исследования является анализ стратегий и политик России и Китая в области цифровых технологий, включая инициативы, касающиеся кибербезопасности, защиты данных и цифрового суверенитета. Это необходимо для прогнозирования тенденций и потенциальных изменений в международном цифровом пространстве с учетом растущего влияния России и Китая, а также их возможные стратегии в глобальной арене. Выводы. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что в условиях нарастающей многополярности мирового порядка Россия и Китай стремятся расширять свое влияние в международном цифровом пространстве, что подразумевает использование различных стратегий, направленных на усиление своей роли в глобальной экосистеме технологий. Авторы делают вывод, что сотрудничество между Россией и Китаем в цифровой сфере становится все более тесным, что может стать значительным фактором в изменении баланса сил в глобальной политике. Оба государства, используя свои уникальные модели управления и подходы к цифровым технологиям, имеют возможность влиять на формирование международных норм и правил в этой области. Результаты исследования подчеркивают важность государственной политики для определения основных вызовов и рисков, связанных с цифровым сотрудничеством между Россией и Китаем, включая кибератаки, утечку данных и вопросы конфиденциальности.
Трансформация мирового порядка привела к достаточно серьезному изменению к подходам к вопросам войны и мира в XXI в. Развитие конкуренции между государствами приводит к поискам новых инструментов для реализации политики и своих целей на мировой арене. Информационные войны представляют собой использование информации и связанных с ней технологий для получения преимущества над противником и с каждым годом получают все большее распространение в мире, что несомненно говорит об актуальности темы. В этой связи автор исследования поставил цель выявить основные особенности ведения информационных войн в XXI в. Новые типы угроз и современные вызовы человечеству, такие как кибервойна, глобальный терроризм, гибридные конфликты, прокси-войны, экологические конфликты и повстанческие движения тесно взаимосвязаны с информационными войнами. Вопросы ведения войн уже давно выходят за рамки простых технологических инноваций, и являются скорее даже переосмыслением способов взаимодействия между вовлеченными субъектами. Скачок информационных технологий приводит к видоизменению средств, которыми обладают и используют те, кто ведет информационные войны. Все это несомненно говорит о важности и критическом осмыслении последствий этих новых способов ведения информационных войн, особенно в отношении их способности искажать глобальную и политическую динамику развития международных отношений.
Автор статьи ставит цель выделить особенности применения санкций в международном сообществе в контексте эволюции политического дискурса о санкционной политике. В своей работе автор опирается на концепцию «трех больших споров» исследователя Питера Валленстина, используя ее в оценке изменения политической ситуации вокруг использования санкций и причин, которые к ним приводят. В качестве основных примеров анализируются санкции как Лиги Наций и ООН, так и отдельных государств. Автор рассматривает изменение политических причин, приводящих к санкциям, а также превращение их в действующий политический инструмент, который активно используют в первую очередь международные организации. Анализируются вопросы эффективности и неэффективности санкций. Выводы, к которым приходит автор, свидетельствуют о том, что для успешной реализации санкционной политики необходима поддержка достаточно широкого числа государств. Таким образом в деле использования санкций против определенных государств роль международных организаций не оспорима. Развитие и формирование мировой политики и ее тенденции привносят новые причины для использования санкций. Не стоит также не учитывать ведущие мировые державы, которые достаточно активно используют санкционную политику в своих целях.
В статье рассматриваются ключевые аспекты многостороннего сотрудничества стран постсоветского пространства. Помимо евразийской экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на постсоветском пространстве присутствуют иные формы многостороннего экономического сотрудничества, инициаторами которых являются Европейский союз, Китай и Турция, и на которые ориентируются ряд региональных государств. С другой стороны, ЕАЭС также стремится выстраивать внешнеэкономические отношения с третьими странами, находящимися за пределами просоветского пространства, например, создавая с ними зоны свободной торговли. В статье анализируются основные характеристики, перспективы, ограничители и проблемы данных типов многостороннего экономического сотрудничества, а также основные аспекты их взаимодействия.
Целью настоящего исследования является определение особенностей одного из наиболее значимых направлений российской миграционной политики - внешней миграции, в условиях отмены ограничений, связанных с пандемией COVID-19. Опираясь на статистические сведения, публикуемые органами исполнительной власти, удалось проанализировать данные о внешней миграции за 2022 и 2023 гг., что позволяет утвердительно говорить не только о восстановлении объемов внешней миграции, характерных для периода 2018-2019 гг., но и об имеющихся тенденциях увеличения внешних миграций, прежде всего из государств Центральной Азии. Подобные тенденции обусловлены высоким уровнем миграционной привлекательности современной России, что характеризуется особенностями миграционного режима, реализуемого в рамках имеющихся международных соглашений с центрально-азиатскими государствами постсоветского пространства, заключенных еще в 1990-х гг., но и отдельными положениями национального миграционного законодательства, формирующего особый уровень миграционных преференций для граждан таких государств. При этом миграционная система Российской Федерации имеет несколько уровней реализации миграционной политики, что позволяет при эффективном использовании имеющихся правовых механизмов на региональном уровне обеспечить решение задач управления миграционными процессами, в целях предупреждения ряда миграционных рисков массовой внешней миграции, а именно замещающей миграции местного населения, образования мест компактного проживания иностранцев, развития диаспор, криминализации сообществ иммигрантов, а также создания напряженности на рынке труда.
Представленная научная работа посвящена рассмотрению места и роли этнических меньшинств в обеспечении этнополитической безопасности в России. Авторы отмечают, что в настоящее время ни у практиков, ни у научной общественности не вызывает сомнений, что современное общество сталкивается с вызовами, связанными с этническими, культурными и религиозными различиями, и это все вместе взятое подчеркивает важность изучения влияния этнических меньшинств на устойчивость политической и социальной системы. В данной работе проведен краткий анализ роли этнических меньшинств в обеспечении этнополитической безопасности в России. Для более глубокого понимания роли и места этнических меньшинств в обеспечении этнополитической безопасности в России необходимо, в первую очередь, определить ключевые понятия, а также, по мере возможного, провести обзор существующих точек зрения по теме. Даже краткий анализ точек зрения ряда ученых и практиков дает основание утверждать, что этнические меньшинства представляют собой социокультурные группы, которые населяют определенную территорию и имеют общие идентичности, отличающие их от доминирующего этноса в данном регионе. Россия - многонациональное государство, где проживает множество этнических меньшинств, каждое из которых имеет свою историю, культуру и традиции.
Политика, государство, власть, бюрократия, право и др. как институты, война, революция, выборы, законотворчество и т. д. как процессы, социологический опрос, сбор, хранение, представление и распространение информации, цифровизация, лоббизм, коррупция и т. п. как технологии являются гипонимами, то есть понятиями, выражающими частную сущность отношению к другому, более общему понятию - гиперониму. Таким общим понятием для них является политическое. И глубокое понимание его смысла и содержания выступает исходным условием их научного исследования. На сегодня в обществе не сложилось социально-значимого и общепринятого понимания политического. В современном дискурсе оно имеет достаточно широкую трактовку, характеризуется поливариантностью и неоднозначностью. При этом его смысл и содержание нередко сознательно и целенаправленно искажаются и извращаются. На этом основании порою говорят о политическом как крайне противоречивом понятии. Статья представляет собой опыт операционализации понятия «политическое». В ней предлагается авторское определение политического, раскрывается его своеобразие, соотношение с политикой и роль в осмыслении и описании сферы политики. Предпринята попытка выявить критерии политичности, раскрыть содержание, объем и функции заглавного понятия.
В исследовании сделаны выводы из анализа политических рисков государственной власти на современном этапе развития России. Анализируются социально-политические принципы управления, которые связаны и взаимодействуют с группой организационно-технологических механизмов принятия политических, являющихся неотъемлемыми элементами их общей системы государственного управления. Организационно-технологические механизмы отражают те закономерности социального управления, которые связаны с реализацией его организационно-технических функций и минимизации политических рисков. Они играют важную роль в создании основы для формирования управленческих отношений, определяя по существу распределение властных полномочий, степень централизации власти управляющих и степень реальной самостоятельности управляемых. Нарушение этих принципов приводит к политическим рискам: неоправданному дроблению функции органов управления, нарушению баланса прав и ответственности управляющих, повышенной требовательности к управляемым и необоснованностью принимаемых решений. Раскрываются особенности кадровой политики после выборов Президента России. Вносятся предложения о механизмах социального управления, основанного на принципах социальной справедливости, а также использования имеющегося потенциала основанного на принципах принятия решения и его обоснование в контексте политических рисков. Обосновывается связь между общей картиной мира, существующей в культуре и способом отношения к категории власти в общественном сознании.
В представленной статье авторы рассматривают политико-мировоззренческие интенции студенческой молодежи, связанные с активизацией сетевой среды, для прогноза социально-политической устойчивости гражданского общества и оценки возможных рисков. Процесс политической социализации молодежи последние годы претерпел серьезные трансформации: с появлением новых технологий изменились формы политической активности и взаимодействия, геополитическая ситуация вызвала активизацию общественно-политических, патриотических движений. Это повлекло за собой постепенный переход даже ранних этапов политической социализации из семейной среды в общественно-сетевую. Изменения затронули и тесно связанные с политической социализацией процессы становления гражданской культуры. От того, как это отразилось на специфике политического мировоззрения студенческой молодежи, глубоко погруженной в сетевую среду, зависит картина будущего российского общества. На основе данных всероссийского социологического исследования была проведена оценка зависимости вектора общественно-политических установок студенческой молодежи от уровня ее цифровой компетенции и сетевой активности. Как показал проведенный анализ, студенческая молодежь с повышенной сетевой активностью и развитыми цифровыми компетенциями обладает и большим потенциалом недовольства по сравнению с группой менее дигитализированных студентов. Учитывая востребованность трудовых кадров, обладающих навыками работы в цифровой среде, возникает необходимость принятия мер по снижению возможных рисков и канализации в позитивные формы проявления, так как нынешнее позиционирование студенческой молодежи может способствовать росту напряженности в обществе.
Цель исследования. В статье рассматриваются социокультурные девиации как фактор дезинтеграции российской молодежи в сфере гражданско-политических отношений. Отмечается, что в условиях переходного общества дисфункциональность социальных институтов сопровождается складывающимися социальными ограничениями для самореализации молодежи. Вследствие этого в молодежной среде усиливаются процессы переосмысления отношения к сфере гражданско-политических отношений. Социокультурные девиации в изменяющейся реальности представлены в форме смысловых отклонений, которые отражают отношение субъекта к сфере гражданско-политических отношений, построенное на принципах дезинтеграции. Выводы. В ходе проведенного социологического исследования и структурно-таксономического моделирования в социокультурном пространстве молодежи обнаружена девиация, которая объединяет узкопрагматичные и циничные принципы взаимодействия молодых людей с государством и с окружающими людьми. В ядре этой социокультурной девиации располагаются смыслы, допускающие практики нарушения закона и рассмотрения государства исключительно как «кормушки». На периферийных слоях девиации расположились смыслы, допускающие применения физической силы по отношению к оппонентам, использования коррупционных схем во взаимодействии с государством и оправдывающие горделивое превосходство над людьми, не добившихся успехов в жизни. Авторы делают выводы о необходимости применения системно-деятельностного подхода в процессе регулирования жизнедеятельности молодежи в сфере гражданско-политических отношений.
Цель исследования: выделить структурные элементы национального самосознания. На основе социологических данных проанализировать состояние этих элементов национального самосознания и их динамику за последние десятилетия. Выводы. Были выделены такие структурные элементы национального самосознания, как национальное чувство, интерес к своему народу, знание народом себя, национальное достоинство, отношение к другим народам, наличие национальной идеи (идеологии), ответственность за судьбу народа и чувство сопричастности к его судьбе, а также установка на патриотизм. Полученные данные показали, что часть элементов демонстрирует положительную динамику, в частности, национальное чувство, интерес к народу, чувство сопричастности к его судьбе, патриотические настроения. Но некоторые элементы вызывают обеспокоенность, особенно, в отношении молодого поколения, которое демонстрирует более низкий уровень национальной идентичности, большую нацеленность на западные ценности, низкий уровень знания достижений национальной культуры и истории.
Целью данного исследования политико-правовых аспектов институциональной среды современной России является выявление ресурсов и ингибиторов укрепления гражданственности, под которой понимается интегративное качество социума и индивидов, выступающее условием и средством формирования гражданской идентичности и гражданских доблестей, консолидации общества, легитимации политического порядка и укрепления национальной безопасности. На основании данных серии первичных массовых эмпирических обследований определен мощный генератор размывания основ гражданственности - неуверенность большинства респондентов в защищенности со стороны закона при взаимодействии с властью. Перспективы и ограничения укрепления гражданственности обозначили выявленные серьезные расхождения между коллективным воображаемым, оценочными суждениями и социальными установками респондентов, убежденных в наличии или отсутствии у них политико-правового статуса защищенного законом гражданина. Подтверждена и проиллюстрирована связь между уверенностью или неуверенностью человека в своей политической субъектности и его предрасположенностью к интериоризации таких проявлений гражданства как чувство принадлежности (со)обществу, институциональное и межличностное доверие, лояльность общественно-политическому порядку, гражданская компетентность и ответственность, гражданская и политическая активность. Обоснована актуальность проведения трансформативной политики, целеполагание и средства которой сопряжены с укреплением политической субъектности как первоосновы гражданственности.
В статье на основе анализа данных мониторингового исследования предложен взгляд на социальное настроение как на маркер социально-политических изменений, включающий социально-психологический механизм адаптации к травмирующему периоду неопределенности. На основе данных ИСПИ ФНИСЦ РАН и в сравнении с результатами исследований ведущих аналитических центров страны дана характеристика психологического состояния российского общества, в частности, динамики социального настроения за последние три года сквозь призму эмоционально-рациональных показателей: оценка сложившейся в стране ситуации, динамика социальных ожиданий, направленность социального оптимизма, спектр проблемного поля россиян, оценка восприятия власти, политическая лояльность и политическая отчужденность, политическое участие. Подвижность, изменчивость социального настроения представлена в значениях его интенсивности и вектора изменений. Выявлена взаимообусловленность тональной и предметной социально-политической направленности социального настроения. Сделан вывод о позитивной тональности и сдержанной правоцентристской политической направленности социального настроения российского общества. В то же время аккумуляция в социальной памяти результата рефлексивной ориентации на социальные изменения формирует в массовом сознании потенциальный источник как препятствий, так и возможностей трансформации социальной памяти. Поставлен вопрос о направленности такой трансформации, о возможном взаимовлиянии социального настроения, социально-политических практик, изменений структуры социальной памяти в зависимости от социально-политического контекста и времени.
В статье анализируются результаты многолетних социологических исследований особенностей трансформации российского общества, связанные с растущим общественным запросом на перемены, модальность которого не снижается длительное время. Показано, что это обусловлено усилением социального активизма, связанного с «помогающим поведением», взаимопомощью и кооперацией. Это позволило прийти к пониманию, что административно-бюрократический класс выстроил для себя удобные «капсулы», блокирующие развитие естественной, с точки зрения здравого смысла, деловой и гражданской инициативы общества, позволяющей его членам участвовать в принятии социально-значимых решений. Общество настроено на оздоровление институциональной инфраструктуры общественного развития, прежде всего, снижение степени коррупции, отчуждения населения от власти, разблокировки каналов продвижения и реализации общественных интересов. Помимо этого, поднимается проблема недовольства людей растущей поляризацией социальных доходов, что снижает качество проводимой социальной политики в части улучшения демографических показателей, роста социальной восходящей мобильности на основе меритократических принципов, улучшения структуры социально-трудовой мотивации. Это обостряет чувство социальной справедливости, которое, будучи заблокированным, может привести к негативным социальным последствиям, формируя «горючий материал» и, соответственно, риски неконвенциональных социальных действий, связанных с социальными взрывами и революционными последствиями выражения недовольства Показано, что в настоящий момент большинство населения настроено на реформисткий лад, поскольку только освобождается от невротического синдрома после пандэмии короновируса и начала СВО. Определенный энергетический импульс к переменам задается также консолидированным общественным мнением, связанным с «перепрошивкой» российского общества по линии дифференциации от западных универсалистких подходов, поиска своего цивилизационно- культурного кода развития, возрождения неотрадиционалистских нарративов формирования ценностно-символического каркаса общественного сознания.
Рассмотрен рискогенный потенциал изменений, происходящих в подсистемах современных общественных систем в их взаимодействии с природной и духовной средой. Использовано системное представление структуры общественных систем, разработанное Т. Парсонсом. Показаны риски, связанные с глобальными процессами, вступающими в противоречие со сложившимися подходами к организации материального производства и воспроизводства образцов культуры. Дан анализ рисков, связанных с несовпадением интересов групп социальной подсистемы, формируемых в процессе функционирования экономической подсистемы и подсистемы культуры. Раскрыты функции политической подсистемы по снижению остроты этих рисков, а также риски, возникающие в связи с неэффективным исполнением политической системой этих функций. Сформулированы выводы, основанные на анализе современных политических процессов стран России и Запада. Показано, что существуют объективные и субъективные факторы снижения эффективности выполнения подсистемами общества их основных функций, порождающие существенные риски его дестабилизации.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ЮР-ВАК
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119607, г. Москва, ул. Раменки, 21 / 282
- Юр. адрес
- 121069, г Москва, р-н Арбат, ул Поварская, д 23А, кв 21
- ФИО
- Ястребова Елена Владимировна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______