Политика, государство, власть, бюрократия, право и др. как институты, война, революция, выборы, законотворчество и т. д. как процессы, социологический опрос, сбор, хранение, представление и распространение информации, цифровизация, лоббизм, коррупция и т. п. как технологии являются гипонимами, то есть понятиями, выражающими частную сущность отношению к другому, более общему понятию - гиперониму. Таким общим понятием для них является политическое. И глубокое понимание его смысла и содержания выступает исходным условием их научного исследования. На сегодня в обществе не сложилось социально-значимого и общепринятого понимания политического. В современном дискурсе оно имеет достаточно широкую трактовку, характеризуется поливариантностью и неоднозначностью. При этом его смысл и содержание нередко сознательно и целенаправленно искажаются и извращаются. На этом основании порою говорят о политическом как крайне противоречивом понятии. Статья представляет собой опыт операционализации понятия «политическое». В ней предлагается авторское определение политического, раскрывается его своеобразие, соотношение с политикой и роль в осмыслении и описании сферы политики. Предпринята попытка выявить критерии политичности, раскрыть содержание, объем и функции заглавного понятия.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
Политика и политическое – категории одного порядка, но разные. Они, как две стороны медали, одна без другой существовать не может. Используя язык механики, можно сказать, что политика – динамика, то есть действование, событие, факт; ее сущностная характеристика – не покой, а движение. Политическое – статика, которая характеризует предметы и их свойства, определенное время остающиеся неподвижными или неизменными. Осмыслить и адекватно описать сферу общественной жизни и вид человеческой деятельности, связанные с формированием, организацией, функционированием публичной власти невозможно без пристального внимания к их обеим сторонам.
Список литературы
1. Бадью А. Меtа/Политика: Можно ли мыслить политику? Краткий трактат по метаполитике. М.: Логос. 2005. 240 с.
Badiou A. Meza/Politics: Is it possible to think politics? A short treatise on metapolitics. Moscow: Logos. 2005. 240 p.
2. Дэнкен Ж.-М. Политическая наука. М., 1993. 161 с.
Danken J.-M. Political science. Moscow, 1993. 161 p.
3. Клаузевиц К. О войне. В 2 т. Т. 2. М.; СПб.: АСТ; Terra Fantastica, 2002. 318 с.
Clausewitz K. About the war. In 2 vols. Vol. 2. Moscow; St. Petersburg: AST; Terra Fantastica, 2002. 318 p.
4. Кревельд М. Ван. Трансформация войны / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 344 с.
Kreveld M. Van. Transformation of war. Transl. from English. Moscow: Alpina Business Books, 2005. 344 p.
5. Лукьянов Ф. Геометрия безопасности. Мировая война нам не грозит. Она уже идет // Военно-промышленный курьер. 2019. № 14 (777).
Lukyanov F. The geometry of safety. We are not in danger of a world war. She’s already coming. Military-industrial Courier. 2019. No. 14 (777). (In Rus.).
6. Майер Х. Карл Шмитт, Лео Штраус и “Понятие политического”. М.: Скименъ, 2012. 191 с.
Mayer H. Karl Schmitt, Leo Strauss and the “Concept of the political”. Moscow: Skimen, 2012. 191 p.
7. Марков Б.В. Понятие политического. М.: РОССПЭН, 2007. 141 с. EDN: QOGASZ
Markov B.V. The concept of the political. Moscow: ROSSPEN, 2007. 141 p.
8. Новосельский С.О., Моисеева О.А., Филиппова О.А. Коммуникационная политика органов исполнительной власти с населением в социальных сетях // Вопросы политологии. 2023. Т. 13. № 3 (91). С. 1001-1013. EDN: ZILCPQ
Hofmeister H. The will to war, or the Impotence of politics. Philosophical and political treatise. O.A. Koval (transl. from Germany, and afterword). St. Petersburg: Humanitarian Academy, 2006. 288 p.
9. Хофмайстер Х. Воля к войне, или Бессилие политики. Философско-политический трактат / пер. с нем. и послесл. О.А. Коваль. СПб.: Гуманитарная Академия, 2006. 288 с.
Novoselsky S.O., Moiseeva O.A., Filippova O.A. Communication policy of executive authorities with the population in social networks. Questions of Political Science. 2023. Vol. 13. No. 3 (91). Pp. 1001-1013. (In Rus.). EDN: ZILCPQ
10. Цыганков А.М. Военно-политические аспекты строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе // Вестник Академии военных наук. 2019. № 2 (67). С. 19-25. EDN: SNQAZU
Tsygankov A.M. Military-political aspects of the construction and development of the Armed Forces of the Russian Federation at the present stage. Bulletin of the Academy of Military Sciences. 2019. No. 2 (67). Pp. 19-25. (In Rus.). EDN: SNQAZU
11. Шмитт К. Понятие политического. М.: Инженер, 2011. 291 с.
Schmitt K. The concept of the political. Moscow: Engineer, 2011. 291 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются ключевые аспекты многостороннего сотрудничества стран постсоветского пространства. Помимо евразийской экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на постсоветском пространстве присутствуют иные формы многостороннего экономического сотрудничества, инициаторами которых являются Европейский союз, Китай и Турция, и на которые ориентируются ряд региональных государств. С другой стороны, ЕАЭС также стремится выстраивать внешнеэкономические отношения с третьими странами, находящимися за пределами просоветского пространства, например, создавая с ними зоны свободной торговли. В статье анализируются основные характеристики, перспективы, ограничители и проблемы данных типов многостороннего экономического сотрудничества, а также основные аспекты их взаимодействия.
Целью настоящего исследования является определение особенностей одного из наиболее значимых направлений российской миграционной политики - внешней миграции, в условиях отмены ограничений, связанных с пандемией COVID-19. Опираясь на статистические сведения, публикуемые органами исполнительной власти, удалось проанализировать данные о внешней миграции за 2022 и 2023 гг., что позволяет утвердительно говорить не только о восстановлении объемов внешней миграции, характерных для периода 2018-2019 гг., но и об имеющихся тенденциях увеличения внешних миграций, прежде всего из государств Центральной Азии. Подобные тенденции обусловлены высоким уровнем миграционной привлекательности современной России, что характеризуется особенностями миграционного режима, реализуемого в рамках имеющихся международных соглашений с центрально-азиатскими государствами постсоветского пространства, заключенных еще в 1990-х гг., но и отдельными положениями национального миграционного законодательства, формирующего особый уровень миграционных преференций для граждан таких государств. При этом миграционная система Российской Федерации имеет несколько уровней реализации миграционной политики, что позволяет при эффективном использовании имеющихся правовых механизмов на региональном уровне обеспечить решение задач управления миграционными процессами, в целях предупреждения ряда миграционных рисков массовой внешней миграции, а именно замещающей миграции местного населения, образования мест компактного проживания иностранцев, развития диаспор, криминализации сообществ иммигрантов, а также создания напряженности на рынке труда.
Социальные ресурсы эпохи Web 2.0 предоставляют политическим акторам широкие возможности для оказания воздействия на общественное мнение. Вместе с этим новые медиа предъявляют требования, без соответствия которым медиастратегии не могут быть успешны. В связи с этим политические деятели вынуждены адаптировать новые способы представления себя другим в ходе Интернет-коммуникации. Цель исследования - выявить особенности стратегий самопрезентации, используемых главами субъектов Российской Федерации в социальных медиа. Метод исследования - дедуктивный контент-анализ публикаций (N = 400) на стенах персональных профилей С. С. Собянина, Р. А. Кадырова, А. С. Никитина, А. Л. Текслера, О. А. Николаева, И. И. Кобзева, А. С. Цыденова, М. В. Развожаева в сети «ВКонтакте». Установлено, что политики используют сбалансированный способ представления себя, сочетающий тактики профессионализации, ассоциации с жителями региона, демонстрации взаимодействия с органами власти, освещения частной жизни. В ходе самопрезентаций внимание акцентируется на положительных эффектах профессиональной активности, на позитивной интеракции с гражданами. Выявлены значимые различия между тактиками по показателям лайков/комментариев/репостов.
Представленная научная работа посвящена рассмотрению места и роли этнических меньшинств в обеспечении этнополитической безопасности в России. Авторы отмечают, что в настоящее время ни у практиков, ни у научной общественности не вызывает сомнений, что современное общество сталкивается с вызовами, связанными с этническими, культурными и религиозными различиями, и это все вместе взятое подчеркивает важность изучения влияния этнических меньшинств на устойчивость политической и социальной системы. В данной работе проведен краткий анализ роли этнических меньшинств в обеспечении этнополитической безопасности в России. Для более глубокого понимания роли и места этнических меньшинств в обеспечении этнополитической безопасности в России необходимо, в первую очередь, определить ключевые понятия, а также, по мере возможного, провести обзор существующих точек зрения по теме. Даже краткий анализ точек зрения ряда ученых и практиков дает основание утверждать, что этнические меньшинства представляют собой социокультурные группы, которые населяют определенную территорию и имеют общие идентичности, отличающие их от доминирующего этноса в данном регионе. Россия - многонациональное государство, где проживает множество этнических меньшинств, каждое из которых имеет свою историю, культуру и традиции.
В исследовании сделаны выводы из анализа политических рисков государственной власти на современном этапе развития России. Анализируются социально-политические принципы управления, которые связаны и взаимодействуют с группой организационно-технологических механизмов принятия политических, являющихся неотъемлемыми элементами их общей системы государственного управления. Организационно-технологические механизмы отражают те закономерности социального управления, которые связаны с реализацией его организационно-технических функций и минимизации политических рисков. Они играют важную роль в создании основы для формирования управленческих отношений, определяя по существу распределение властных полномочий, степень централизации власти управляющих и степень реальной самостоятельности управляемых. Нарушение этих принципов приводит к политическим рискам: неоправданному дроблению функции органов управления, нарушению баланса прав и ответственности управляющих, повышенной требовательности к управляемым и необоснованностью принимаемых решений. Раскрываются особенности кадровой политики после выборов Президента России. Вносятся предложения о механизмах социального управления, основанного на принципах социальной справедливости, а также использования имеющегося потенциала основанного на принципах принятия решения и его обоснование в контексте политических рисков. Обосновывается связь между общей картиной мира, существующей в культуре и способом отношения к категории власти в общественном сознании.
В представленной статье авторы рассматривают политико-мировоззренческие интенции студенческой молодежи, связанные с активизацией сетевой среды, для прогноза социально-политической устойчивости гражданского общества и оценки возможных рисков. Процесс политической социализации молодежи последние годы претерпел серьезные трансформации: с появлением новых технологий изменились формы политической активности и взаимодействия, геополитическая ситуация вызвала активизацию общественно-политических, патриотических движений. Это повлекло за собой постепенный переход даже ранних этапов политической социализации из семейной среды в общественно-сетевую. Изменения затронули и тесно связанные с политической социализацией процессы становления гражданской культуры. От того, как это отразилось на специфике политического мировоззрения студенческой молодежи, глубоко погруженной в сетевую среду, зависит картина будущего российского общества. На основе данных всероссийского социологического исследования была проведена оценка зависимости вектора общественно-политических установок студенческой молодежи от уровня ее цифровой компетенции и сетевой активности. Как показал проведенный анализ, студенческая молодежь с повышенной сетевой активностью и развитыми цифровыми компетенциями обладает и большим потенциалом недовольства по сравнению с группой менее дигитализированных студентов. Учитывая востребованность трудовых кадров, обладающих навыками работы в цифровой среде, возникает необходимость принятия мер по снижению возможных рисков и канализации в позитивные формы проявления, так как нынешнее позиционирование студенческой молодежи может способствовать росту напряженности в обществе.
Цель исследования. В статье рассматриваются социокультурные девиации как фактор дезинтеграции российской молодежи в сфере гражданско-политических отношений. Отмечается, что в условиях переходного общества дисфункциональность социальных институтов сопровождается складывающимися социальными ограничениями для самореализации молодежи. Вследствие этого в молодежной среде усиливаются процессы переосмысления отношения к сфере гражданско-политических отношений. Социокультурные девиации в изменяющейся реальности представлены в форме смысловых отклонений, которые отражают отношение субъекта к сфере гражданско-политических отношений, построенное на принципах дезинтеграции. Выводы. В ходе проведенного социологического исследования и структурно-таксономического моделирования в социокультурном пространстве молодежи обнаружена девиация, которая объединяет узкопрагматичные и циничные принципы взаимодействия молодых людей с государством и с окружающими людьми. В ядре этой социокультурной девиации располагаются смыслы, допускающие практики нарушения закона и рассмотрения государства исключительно как «кормушки». На периферийных слоях девиации расположились смыслы, допускающие применения физической силы по отношению к оппонентам, использования коррупционных схем во взаимодействии с государством и оправдывающие горделивое превосходство над людьми, не добившихся успехов в жизни. Авторы делают выводы о необходимости применения системно-деятельностного подхода в процессе регулирования жизнедеятельности молодежи в сфере гражданско-политических отношений.
Цель исследования: выделить структурные элементы национального самосознания. На основе социологических данных проанализировать состояние этих элементов национального самосознания и их динамику за последние десятилетия. Выводы. Были выделены такие структурные элементы национального самосознания, как национальное чувство, интерес к своему народу, знание народом себя, национальное достоинство, отношение к другим народам, наличие национальной идеи (идеологии), ответственность за судьбу народа и чувство сопричастности к его судьбе, а также установка на патриотизм. Полученные данные показали, что часть элементов демонстрирует положительную динамику, в частности, национальное чувство, интерес к народу, чувство сопричастности к его судьбе, патриотические настроения. Но некоторые элементы вызывают обеспокоенность, особенно, в отношении молодого поколения, которое демонстрирует более низкий уровень национальной идентичности, большую нацеленность на западные ценности, низкий уровень знания достижений национальной культуры и истории.
Целью данного исследования политико-правовых аспектов институциональной среды современной России является выявление ресурсов и ингибиторов укрепления гражданственности, под которой понимается интегративное качество социума и индивидов, выступающее условием и средством формирования гражданской идентичности и гражданских доблестей, консолидации общества, легитимации политического порядка и укрепления национальной безопасности. На основании данных серии первичных массовых эмпирических обследований определен мощный генератор размывания основ гражданственности - неуверенность большинства респондентов в защищенности со стороны закона при взаимодействии с властью. Перспективы и ограничения укрепления гражданственности обозначили выявленные серьезные расхождения между коллективным воображаемым, оценочными суждениями и социальными установками респондентов, убежденных в наличии или отсутствии у них политико-правового статуса защищенного законом гражданина. Подтверждена и проиллюстрирована связь между уверенностью или неуверенностью человека в своей политической субъектности и его предрасположенностью к интериоризации таких проявлений гражданства как чувство принадлежности (со)обществу, институциональное и межличностное доверие, лояльность общественно-политическому порядку, гражданская компетентность и ответственность, гражданская и политическая активность. Обоснована актуальность проведения трансформативной политики, целеполагание и средства которой сопряжены с укреплением политической субъектности как первоосновы гражданственности.
В статье на основе анализа данных мониторингового исследования предложен взгляд на социальное настроение как на маркер социально-политических изменений, включающий социально-психологический механизм адаптации к травмирующему периоду неопределенности. На основе данных ИСПИ ФНИСЦ РАН и в сравнении с результатами исследований ведущих аналитических центров страны дана характеристика психологического состояния российского общества, в частности, динамики социального настроения за последние три года сквозь призму эмоционально-рациональных показателей: оценка сложившейся в стране ситуации, динамика социальных ожиданий, направленность социального оптимизма, спектр проблемного поля россиян, оценка восприятия власти, политическая лояльность и политическая отчужденность, политическое участие. Подвижность, изменчивость социального настроения представлена в значениях его интенсивности и вектора изменений. Выявлена взаимообусловленность тональной и предметной социально-политической направленности социального настроения. Сделан вывод о позитивной тональности и сдержанной правоцентристской политической направленности социального настроения российского общества. В то же время аккумуляция в социальной памяти результата рефлексивной ориентации на социальные изменения формирует в массовом сознании потенциальный источник как препятствий, так и возможностей трансформации социальной памяти. Поставлен вопрос о направленности такой трансформации, о возможном взаимовлиянии социального настроения, социально-политических практик, изменений структуры социальной памяти в зависимости от социально-политического контекста и времени.
В статье анализируются результаты многолетних социологических исследований особенностей трансформации российского общества, связанные с растущим общественным запросом на перемены, модальность которого не снижается длительное время. Показано, что это обусловлено усилением социального активизма, связанного с «помогающим поведением», взаимопомощью и кооперацией. Это позволило прийти к пониманию, что административно-бюрократический класс выстроил для себя удобные «капсулы», блокирующие развитие естественной, с точки зрения здравого смысла, деловой и гражданской инициативы общества, позволяющей его членам участвовать в принятии социально-значимых решений. Общество настроено на оздоровление институциональной инфраструктуры общественного развития, прежде всего, снижение степени коррупции, отчуждения населения от власти, разблокировки каналов продвижения и реализации общественных интересов. Помимо этого, поднимается проблема недовольства людей растущей поляризацией социальных доходов, что снижает качество проводимой социальной политики в части улучшения демографических показателей, роста социальной восходящей мобильности на основе меритократических принципов, улучшения структуры социально-трудовой мотивации. Это обостряет чувство социальной справедливости, которое, будучи заблокированным, может привести к негативным социальным последствиям, формируя «горючий материал» и, соответственно, риски неконвенциональных социальных действий, связанных с социальными взрывами и революционными последствиями выражения недовольства Показано, что в настоящий момент большинство населения настроено на реформисткий лад, поскольку только освобождается от невротического синдрома после пандэмии короновируса и начала СВО. Определенный энергетический импульс к переменам задается также консолидированным общественным мнением, связанным с «перепрошивкой» российского общества по линии дифференциации от западных универсалистких подходов, поиска своего цивилизационно- культурного кода развития, возрождения неотрадиционалистских нарративов формирования ценностно-символического каркаса общественного сознания.
Рассмотрен рискогенный потенциал изменений, происходящих в подсистемах современных общественных систем в их взаимодействии с природной и духовной средой. Использовано системное представление структуры общественных систем, разработанное Т. Парсонсом. Показаны риски, связанные с глобальными процессами, вступающими в противоречие со сложившимися подходами к организации материального производства и воспроизводства образцов культуры. Дан анализ рисков, связанных с несовпадением интересов групп социальной подсистемы, формируемых в процессе функционирования экономической подсистемы и подсистемы культуры. Раскрыты функции политической подсистемы по снижению остроты этих рисков, а также риски, возникающие в связи с неэффективным исполнением политической системой этих функций. Сформулированы выводы, основанные на анализе современных политических процессов стран России и Запада. Показано, что существуют объективные и субъективные факторы снижения эффективности выполнения подсистемами общества их основных функций, порождающие существенные риски его дестабилизации.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ЮР-ВАК
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119607, г. Москва, ул. Раменки, 21 / 282
- Юр. адрес
- 121069, г Москва, р-н Арбат, ул Поварская, д 23А, кв 21
- ФИО
- Ястребова Елена Владимировна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______