Статьи в выпуске: 6
Цель. Статья посвящена методологическому аспекту проблемы исследования нарративов массового сознания.
Процедура и методы. Методика применения веб-аналитического инструментария в рамках социально-политических исследований феноменов массового сознания и технологий их формирования рассматривается на примере анализа сферы ценностного нарратива. Семантической темой веб-аналитического мониторинга в статье выступает сфера государственной семейной политики и её отражение в эмпирических показателях сетевой активности пользователей в русскоязычном пространстве сети Интернет. Для построения выводов об уровне общественного интереса вводится понятие «эмпирические показатели сетевого нарратива» как дискурсивной суммы трёх групп веб-аналитических показателей: официального нарратива, нарратива СМИ и общественного нарратива.
Результаты. По результатам мониторинга делаются выводы о взаимосвязи различных нарративов, затрагивающих вопросы ценностей и формирование образа государственной политики. Общественный нарратив в целом следует за нарративом СМИ, но не определяется им. Формируя собственный нарратив, крупнейшие информагентства ориентируются в первую очередь на заявления официальных лиц и публикации официальных информационных источников политической власти. В свою очередь, более мелкие, в особенности региональные, СМИ склонны ориентироваться преимущественно на общественный запрос, общественный интерес к теме. Охват СМИ кратно превосходит возможности социальных сетей в тех случаях, когда они опираются на официальный нарратив. Однако как только официальный нарратив ослабевает или переключается на другую повестку, мелкие СМИ и социальные медиа получают преимущественное влияние на аудиторию.
Теоретическая значимость. Авторами предлагается модель применения специализированного веб-аналитического инструментария для задач сбора и первичной обработки эмпирических данных при исследовании общественных нарративов в сети Интернет.
Цель. Систематизация исследований российских авторов, специализирующихся на вопросах изучения наиболее эффективных механизмов и методов контрсанкционной политики России в области энергетики.
Процедура и методы. В представленном исследовании автором был проведён анализ взглядов отечественных учёных – представителей различных социально-гуманитарных дисциплин, предлагающих своё видение противодействия ограничительным мерам недружественных стран.
Результаты. По итогам исследования сделан вывод, что работы отечественных учёных можно подразделить на смысловые группы, образованные по принципу схожего набора механизмов и мер, нацеленных на относительно безболезненный обход Россией режима санкций, введённых недружественными странами.
Теоретическая и практическая значимость. Предложена классификация подходов к контрсанкционной деятельности России в сфере энергетики, среди которых выделяются приоритетно-технологический, дипломатический и комплексно-институциональный. Согласно выводам, представленным в итоговой части данной работы, санкционное воздействие требует постоянного изучения и всестороннего междисциплинарного рассмотрения ввиду сложности и комплексности проблематики. По своей сути механизмы и методы противодействия санкциям недружественных стран не могут в полной мере быть охарактеризованы как специфические и экстраординарные мероприятия. В этой связи автор приходит к выводу, что отечественные исследователи склонны придерживаться точки зрения, согласно которой противодействие санкциям недружественных стран реализуется посредством адаптации корпоративных и государственных систем, а также корректировки уже известных институционально оформленных мер, реализуемых применительно к актуальной ситуации, складывающейся ввиду возрастающего давления на отечественный топливно-энергетический комплекс
Цель. Выявить особенности влияния Специальной военной операции на общероссийскую гражданскую идентичность.
Процедура и методы. Ключевым исследовательским методом стал вторичный анализ социологических данных. Проведён анализ представлений россиян о гражданской идентичности, также в оптике концепции трансформирующей агентности изучены гражданские движения и организации, ведущие общественно-политическую деятельность.
Результаты. Сделан вывод, что СВО создала условия для появления новых форм гражданской идентичности. Показано, что низовая инициатива становится драйвером возникновения и роста новых институциональных структур гражданского взаимодействия и помощи государству. Вместе с тем отмечен риск конфликта между новыми институциональными структурами и государственными органами на фоне сохраняющейся проблемы социального неравенства и запроса на реформы.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в обосновании релевантности концепции трансформирующей агентности для изучения социально-политических трансформаций современного российского общества.
Цель. Выявить и показать концепт парламентаризма как интегрирующего фактора русской государственности, разрабатываемый в нарративах публицистики представителей идеологии сибирского демократического регионализма (областничества) в начале ХХ в.
Процедура и методы. На основе инструментария политической текстологии анализу подвергаются письменные нарративы политической дискуссии о развитии представительных органов Сибири и всей Азиатской части России. Гносеологическую роль для познавательных замыслов сыграла также методология «новой политической истории», которая позволяет направить дискурсивный анализ на общественные группы.
Результаты. Установлено, что в начале ХХ в. активизировался нарратив о перспективах развития законосовещательных и представительных органов в периферийных и окраинных территориях нашего Отечества. Дискурс имел концептуальное и системное содержание. Складывалась чёткая холистическая схема: с учреждением и развитием земства как формы местного самоуправления активно будут формироваться и эффективно действовать легислатуры на уровне регионов, что позволит учитывать истинные проблемы территориальных образований на уровне единого общероссийского парламента.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут способствовать развитию изучения отечественной политической мысли дореволюционной России, в которой наследие сибирских областников пока представлено фрагментарно. Значение для укрепления основ русского государственного строя могут иметь парадигмальные концепты учения демократических регионалистов, согласно которым парламентаризм, местное самоуправление и федерализм имеют интегрирующее начало отечественной государственности.
Цель. Выявить идеологическую природу цифровой децентрализации как системного вызова традиционному государственному суверенитету и определить риски для современного государства в условиях технологической трансформации.
Процедура и методы. Основное содержание исследования составляет анализ ключевых идеологий цифровой децентрализации (криптоанархизм, киберсиндикализм, шифропанкизм), их технологических оснований и практик реализации. Осуществлён сравнительный анализ программных манифестов криптоанархистов и шифропанков (Т. Мэй, Э. Хьюз), обобщён опыт эволюции децентрализованных движений.
Результаты. Проведённый анализ показал, что синтез технологий и внесистемных идеологий формирует параллельные системы управления, подрывающие монополию государства на регулирование финансов, информации и права, а также на осуществление власти. Установлено, что угрозы для современного государства включают: эрозию доверия к институтам власти, использование децентрализованных цифровых ресурсов для протестной мобилизации, обход санкций через криптовалюты, а также рост числа регистраций граждан в виртуальных юрисдикциях, не подчиняющихся национальному праву.
Теоретическая и практическая значимость. Сформулированы предложения по адаптации государственного управления: переход от запрета технологий к диалогу с IT-сообществом и разработке превентивных мер. Введена авторская трактовка цифровой децентрализации как «инженерной автократии», где власть алгоритмов заменяет политико-правовые механизмы. Актуализирована проблематика государственного суверенитета в контексте конкуренции с децентрализованными антисистемами.
Цель. Выявление специфики исторических этапов государственной стратегии Туркменистана по реформированию высшего образования.
Процедура и методы. Проведены качественный анализ нормативных правовых актов и статистических данных, экспертный опрос.
Результаты. В политической истории развития государственной политики в сфере высшего образования независимого Туркменистана выделяется два этапа, особенности которых определяются личными предпочтениями президентов. Первый этап приходится на период правления С. Ниязова в 1991–2006 гг. и характеризуется укреплением таких сложившихся в позднесоветский период негативных черт, как жёсткая централизация и закрытость высшего образования для большинства граждан, которые происходят на фоне общего упадка. Второй этап приходится на правление Г. Бердымухамедова и его сына С. Бердымухамедова и характеризуется относительными подъёмом высшей школы, её оформлением в компактную модель, отвечающую интересам правящей группы, а также формированием относительно явного курса на интернационализацию и ориентации на стандарты и принципы Болонского процесса. Вместе с тем сохраняются жёсткая централизация и закрытость высшего образования.
Теоретическая и/или практическая значимость заключаются в концептуальном обобщении новых данных о высшей школе Туркменистана, в рекомендациях по оптимизации высшего образования Туркменистана и в авторском прогнозе дальнейшего развития системы высшего образования Туркменистана.