Оценка эффективности цифровых инструментов в образовании требует научно обоснованного подхода и должна проводиться по четко определенным критериям. Настоящее исследование направлено на разработку комплекса критериев для оценки эффективности цифрового сопровождения образования в вузе, обеспечивающих оптимальное достижение его целей. Результатом исследования стала пятиэлементная система критериев, позволяющая осуществлять мониторинг и оценку эффективности цифрового сопровождения вузовского образования с целью анализа и поддержания последнего на должном уровне, обеспечения его соответствия потребностям обучающихся и преподавателей.
Взаимодействие между преподавателями и обучающимися состоит не только в том, чтобы передать знания, но и в том, чтобы обеспечить полное понимание материала. Другими словами, в межличностном общении толкование информации, полученной обучающимся от педагога, и наоборот, является особой проблемой. В связи с этим в статье рассмотрены разные виды барьеров педагогического взаимодействия, выделяемые различными авторами, в частности: этно-социокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая область затруднений и барьер в процессе общения при осуществлении самой деятельности. В целях выявления барьеров в педагогическом взаимодействии с курсантами в образовательном процессе было проведено пилотажное исследование с использованием тест-опросника В. Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности».
Введение. В условиях трансформации образования вопрос поиска и применения новых технологий обучения становится особенно актуальным. Использование креативных технологий в образовании в России все еще не является широко распространенным явлением, многие учителя и эксперты в области образования признают важность использования креативных технологий для поддержки развития творческих навыков учащихся. Образованию нужна структура, чтобы помочь учащимся и учителям развивать навыки творческого мышления, которые охватывают дисциплины, и использовать технологические инструменты для творческих решений и результатов.
Материалы и методы. В ходе исследования были использованы теоретические методы анализа психолого-педагогической, методической литературы по тематике исследования и описательный метод исследования, основанный на данных опроса учителей и школьников на тему определения опыта использования креативных технологий. В цели данного исследования входит изучение мнений участников образовательного процесса – учителей и учащихся – по вопросу применения креативных технологий в образовательном процессе – во всероссийском анонимном опросе приняли участие 180 учителей в возрасте от 33 лет до 57 лет и 247 школьников в возрасте от 11 лет до 18 лет. Материалом для исследования послужила Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года.
Результаты исследования. Представлено теоретическое обоснование определения понятия креативных технологий в образовании и их видов, сформированных на стыке технологий и творчества. В ходе опроса были выделены возможности применения креативных технологий в образовательном процессе, преимущества и недостатки их применения, а также трудности при внедрении креативных технологий. Результаты исследования могут быть применены к улучшению образования и снижению неравенства в обучении, креативные технологии не только улучшают процесс обучения и повышают мотивацию учеников, но и способствуют созданию инновационных методов обучения и решению сложных проблем в образовательной сфере.
Обсуждение и заключения. Новый подход с применением различных видов креативных технологий имеет множество преимуществ, таких как увеличение мотивации учеников, улучшение усвоения материала, развитие современных компетенций и подготовка учеников к успешной жизни и работе в современном мире.
Данная статья посвящена актуальной проблеме изучения автоматизации интеллектуальной деятельности посредством языка игровых технологий и реализации геймификации в образовательном процессе. Авторами детально рассматриваются инструменты применения автоматизации в языковой сфере и алгоритмы обработки естественного языка (NLP), которые позволяют анализировать эмоциональную окраску текстов, определять ключевые темы и находить скрытые связи, что открывает возможности для глубинного анализа информации. Обосновывается междисциплинарный подход к изучению языка игровых технологий. В заключении делается вывод о необходимости разработки психометрических оценок геймификационных решений в образовании в качестве актуальной и важной стратегией выработки современных ценностей, смыслов, интеллектуальных задач и результатов творческого решения проблемных (игровых) задач в обучении.
В статье описаны особенности развития современной системы образования с применением информационно-коммуникативных технологий. Рассмотрены возможности современных ресурсов в образовательном процессе и роль учителя в построении занятий. Затронута тема использования возможности информационных технологий для индивидуального подхода к обучению каждого ученика и развития у него личных творческих способностей.
Интернационализация высшего образования на современном этапе характеризуется не только интенсификацией международного взаимодействия в данной области, количественным и качественным расширением академической мобильности, изменением архитектуры глобального образовательного пространства, но и развитием инновационных форматов в виде совместных форм сотрудничества. Одной из таких форм является практика создания совместных университетов. В статье рассматриваются ключевые тренды и последствия интернационализации высшего образования, а также приведены практики функционирования первого совместного российско-китайского университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне, дается анализ успешных практик отдельных подразделений совместного университета по формированию академической культуры и нетворкинга. В статье также представлены перспективы развития МГУ-ППИ в среднесрочной перспективе.
Информационные технологии и современные запросы общества эволюционным образом трансформируют всю систему образования. Представители поколений A и Z, выросшие в условиях постоянного взаимодействия с информационными технологиями, такими как стриминговые сервисы, устройства с искусственным интеллектом, мобильные виртуальные среды, предъявляют новые требования к методикам обучения. Линейные модели передачи знаний, традиционно используемые в обучении, теряют свою эффективность, уступая место персонализированным и интерактивным методам, которые становятся ключевыми запросами обучающихся на всех уровнях образования. К тому же, одной из наиболее значимых педагогических проблем современного образовательного процесса является снижение мотивации к обучению у обучающихся. В этих условиях геймификация и образовательные игры выступают не просто инновационным педагогическим инструментом, а стратегической необходимостью для массового образования. Многие страны уже интегрировали геймификацию в свои образовательные стратегии. Персонализация, основанная на аналитике разнородных данных, стала доступной с внедрением технологий искусственного интеллекта и открывает возможности для реализации своевременных и предиктивных педагогических решений. Данная статья посвящена исследованию внедрения адаптивных образовательных игр как стратегического направления цифровой трансформации образования. Эти игры базируются на принципах цифровой дидактики и использовании технологий искусственного интеллекта, что позволяет эффективно решать задачи персонализации обучения и повышения мотивации обучающихся.
В настоящее время значительно повысились требования, предъявляемые к высшему образованию в целом и к иноязычному в частности. Современная методика преподавания иностранных языков требует нового подхода к организации занятий в высшем учебном заведении. Оптимизация учебного процесса, прежде всего, предполагает применение инновационных технологий, эффективных методов обучения и формирование универсальных учебных действий. Предметом данного исследования является современный урок иностранного языка в вузе. В статье проводится анализ содержания и организации урока иностранного языка. Предлагается классификация и типология уроков. Рассматриваются характеристики и критерии, которым должен соответствовать урок иностранного языка в заведениях высшего образования. Автор также анализирует нестандартные форматы уроков (например, конкурсы, экскурсии, ролевые игры, дискуссии и т. д.) и возможности их использования в процессе обучения. Урок нестандартного формата по английскому языку может быть дополнен использованием информационно-коммуникационных технологий, которые являются важной особенностью современного урока по иностранному языку в вузе.
В статье рассматриваются современные тенденции развития информационных технологий в финансовой среде. Влияние цифровизаци и цифровой трансформации экономики на методику преподавания специальных дисциплин экономического профиля в высшем учебном заведении. Раскрываются вопросы применения игровых методик обучения в учебном процессе. Обозначена роль и значение геймификации в системе высшего образования, методы ее внедрения, планируемые результаты применения игровых методик в педагогической практике. Для более глубокого понимания исследуемой темы дано определение игры-симулятора, дана характеристика образовательных возможностей экономических симуляторов, представлены наиболее подходящие, по мнению авторов, экономические онлайн-симуляторы. Определены сходства и различия функционирования виртуальной и реальной экономики. Намечены перспективы дальнейшего использования коммерческих игр в обучении финансистов.
В эпоху быстрого развития технологий искусственного интеллекта образование становится одним из ключевых секторов, который интенсивно внедряет и использует эти технологии. Новые методы обучения с использованием возможностей искусственного интеллекта трансформируют образовательный процесс. Авторы делают вывод о том, что современная школа становится лабораторией будущего, активно внедряя цифровые технологии в учебный процесс, стремясь не только следовать за течением времени, но и создавать условия для эффективного обучения, отвечающего потребностям современного обучающегося. В статье рассматривается влияние технологий искусственного интеллекта как инновационного подхода на образовательные практики, открывающего новые горизонты для общего образования в целом, раскрываются возможности интеграции искусственного интеллекта в образовательную сферу, которые способствуют организации эффективного учебного процесса и выстраиванию необходимых коммуникаций.
Цель исследования - анализ выявленных в результате экспертного опроса проблем образовательной среды системы высшего образования (на примере образовательной среды Академии гражданской защиты МЧС России). Методология работы обусловлена необходимостью проведения социологического анализа состояния образовательной среды вуза (Академии гражданской защиты МЧС России). В статье на основе результатов изучения современного состояния цифровизации образовательного процесса в Академии гражданской защиты МЧС России по гуманитарному направлению подготовки рассмотрены основные проблемы взаимодействия участников образовательного процесса, характерные для вузов при организации и осуществлении образовательной деятельности с применением современных информационных технологий. Эмпирическую основу работы составили результаты экспертного и анкетного опросов. Статья подготовлена в рамках реализуемой в Академии гражданской защиты МЧС России научно-практической работы по теме «Разработка управленческо-педагогической модели цифровизации учебного процесса вуза по гуманитарным направлениям подготовки (на примере Академии гражданской защиты МЧС России)».
В статье раскрыты аспекты применения технологий искусственного интеллекта в экономическом образовании. Для выявления различных проблем, возникающих при применении технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе, использованы результаты онлайн-опроса, проведённого среди студентов и преподавателей экономического факультета регионального вуза. Автором обозначены преимущества и недостатки внедрения технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс в экономико-управленческой сфере. Сформулированы возможные эффекты при применении технологий искусственного интеллекта в образовании, влияющие на качество обучения. Для получения положительных эффектов необходимо соблюдать баланс между участниками образовательного процесса.