Сохранение нематериального этнокультурного достояния России — стратегический приоритет для устойчивого будущего.
Статья посвящена исследованию соотношения отечественной и зарубежной цивилистической науки, российского и зарубежного гражданского законодательства. Использование сравнительно-правового метода и метода конкретно-исторического исследования не свидетельствует о «слепом» заимствовании (подражании) российской юридической наукой (цивилистикой) и законодателем идей и норм зарубежного права. На основе анализа правовых памятников дореволюционной России, цивилистической доктрины дореволюционного периода автор пришел к выводу о достаточной самостоятельности российской теории гражданского права и правотворчества, функционируемых с учетом национальных нравственно-этических ценностей, православной христианской культуры и российских идейно-правовых традиций. Некоторое тождество отечественного гражданского законодательства и законодательства отдельных зарубежных стран объясняется наличием общих экономических законов возникновения, становления и развития имущественных отношений, действующих в рамках определенной правовой системы на том или ином уровне исторического развития государства, общества и личности. Строительство гражданско-правовой архитектуры в нашей стране происходило и происходит на основе известных методов научно-юридического познания, национально-исторического опыта, позитивного материала зарубежного мира на благо России и российского народа.
В статье исследуются актуальные проблемы коренных малочисленных народов Российской Арктики в контексте глобального потепления. К основным существующим угрозам относятся как вопросы продовольственного и инфраструктурного характера, так и проблемы хозяйственной деятельности и здравоохранения. На фоне глобального потепления, связанного с повышением среднегодовой температуры, возникает высокая вероятность того, что вышеперечисленные проблемы будут только усиливаться и существенно затронут все системы жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Российской Арктики. Особое внимание уделяется уже существующим государственным и частным инициативам, а также предполагаемым методам приспособления и смягчения последствий глобального потепления для коренных народов, включая поддержку традиционных знаний и практик, устойчивое использование природных ресурсов и улучшение инфраструктуры.
В данной статье рассматривается понятие самобытности в его последовательном развитии от Илариона до Филофея. По мнению автора, самобытность является основополагающим концептом русской философии. Впервые теоретическое обоснование самобытности было предложено П. Я. Чаадаевым, который также заложил основы русской историософии. Истоком культурного и государственного своеобразия любого народа мыслитель определял религию. Чтобы разобраться в особенностях современных тенденций в России и спрогнозировать ее будущее развитие, П. Я. Чаадаев призывает обратиться к истории страны, в особенности к истории становления религии. Принятие православия на Руси было важной вехой в становлении государственности и национального самосознания. Исследование источников показало, что самоопределение русского народа развивалось в постепенном отделении себя от других народов
Э. В. Денисов вошел в историю музыки как смелый новатор, генератор новых идей, теоретик и исследователь искусства. Автор статьи анализирует фортепианные миниатюры, написанные Э. В. Денисовым в 1960–1980-е гг., в контексте новаторской концепции композитора в области музыкального жанра, стиля и композиционной техники XX в. Фортепианные миниатюры были для Э. В. Денисова глубочайшим способом выражения души, мыслей и эмоций, а также источником вдохновения в его новых творческих поисках. Произведения разных лет содержат развернутые, эмоционально наполненные мелодии и особую ритмическую систему: асимметричные сочетания, тактовые и нетактовые ритмические формы, ритмическую гармоническую последовательность, а также «серийность». Они обладают сочетанием богатой фактуры, нового ощущения звуковой геометрии и уникальности музыкального организационного пространства. В статье обобщаются рассмотренные особенности фортепианных миниатюр Э. Денисова, которые насыщены контрастами и сочетанием традиционных духовных устоев с новыми техниками композиторского письма, позволяющими воплощать новые идеи, для которых традиции стали источником вдохновения и мотивации
Фундаментальное образование, в первую очередь математическое и естественно-научное, лежит в основе национального суверенитета Российской Федерации, неотъемлемыми составляющими которого выступают технологический суверенитет и не менее важный с точки зрения будущего нации мировоззренческий суверенитет. В настоящей статье приводится краткий анализ происходящих и грядущих изменений в сфере образования, в том числе высшего, с опорой на богатый опыт проведения реформ образовательной системы в нашей стране в различные исторические периоды.
А. П. Киселёв и его учебники определили собой целую эпоху в истории отечественного математического образования - школьного и вузовского, обеспечив его высокий уровень как у выпускников школ, так и у учителей математики. Кроме того, они в значительной степени содействовали созданию облика современной Воронежской математической школы. Нам еще есть чему учиться у Андрея Петровича Киселёва, чтобы в полной мере реализовать идеи Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Статья посвящена проблематике формирования студенческой семьи. Рассматриваются основные педагогические идеи К. Д. Ушинского применительно к молодой семье, а также проблемы, с которыми сталкивается студенческая семья. Проблемы материального и нравственного характера можно решить, обратившись к традициям семейного воспитания, описанным, в частности, в трудах К. Д. Ушинского. Его идеи и педагогический опыт служат ориентиром для формирования системы взаимоотношений между студентами - молодыми супругами, становления их родительской компетентности.
Статья посвящена проблеме неофициальной символики, служившей маркером русско-советской идентичности, на примере березы как национального русского дерева. Старинный лирический вальс «Березка» и одноименный хоровод в постановке Н. С. Надеждиной рассматриваются в качестве исходного пункта и повода для ответа на вопросы о причинах популярности у советской публики государственного танцевального ансамбля «Березка», основанного в 1948 г., а также о генеалогии образа березы как «русского дерева». Поставленные задачи решаются с помощью нескольких шагов. Вначале рассматривается переписка зрителей с руководством «Березки» весной 1962 г. Затем выявляется роль хоровода «Березка» и одноименного старинного вальса в концертах ансамбля, в художественном фильме «Девичья весна» и в восприятии поклонников ансамбля. После этого пунктирно излагается история музыки и слов вальса «Березка». Причудливое сочетание в генеалогии вальса культурных феноменов и влияний разного происхождения позволяет говорить о нескольких разновременных культурных слоях, на которых «взросли» «русское дерево» и его успешная рецепция российским населением. Важнейшими среди этих пластов были крестьянский (бытовой и религиозный), романтический и российско-советский. Причем последний и самый молодой из них в поисках идеального образа СССР для воображаемого Запада и закрепил в годы позднего сталинизма представление о березе как символе России. Образ фронтовой березки силами литераторов, художников, режиссеров, композиторов-фронтовиков и детей войны вошел в 1940-1970-е гг. в советский культурный канон и в проект русской национальной идентичности.
В статье исследуется опыт правового регулирования обращений граждан в российский дореволюционный и советский периоды. Отмечается преемственность в регулировании института обращений граждан. Анализируется современное законодательство об обращениях с учетом соотнесения общего и специального регулирования. Делается вывод о том, что роль Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» как закона общего регулирования предопределена социально-политической природой права на обращение в качестве конституционного права и субъективного права универсального национального характера, реализация которого сопровождает любую сферу деятельности органов власти в их взаимоотношениях с гражданами. Современное развитие коммуникаций в государстве и обществе, усложнение взаимодействия субъектов, внедрение информационных технологий являются вызовами для совершенствования правового регулирования института обращений. На основе историко-правового и формально-юридического методов автор делает вывод о том, что определение ключевых понятий в сфере рассмотрения обращений граждан в электронной форме, ограничение ведомственного нормотворчества, уточнение статуса субъектов, уполномоченных рассматривать обращения граждан, необходимо регулировать прежде всего в базовом Федеральном законе. При регламентации института обращений следует ориентироваться не на концепт оказания государственных услуг, а на традиционную для России идею участия граждан в управлении делами государства. Предлагается также установить положения о недопустимости обременения граждан дополнительными требованиями при подаче обращений, предусмотреть перечень каналов связи и особенности рассмотрения обращений для определенных категорий граждан.
Статья посвящена способам использования церковного художественного творчества в процессе совершенствования общественных отношений. Авторы исходили из того, что и в российской, и в западной культуре проблема взаимодействия и взаимоотталкивания традиций постоянно актуализируется, наблюдаются тенденции, нарушающие допустимость определенных художественных действий в нравственном смысле и вносящие деструктивные элементы в культурные традиции общества (примером могут служить кощунственные пародии на «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи на открытии Олимпийских игр в Париже). Исследование представляет собой историко-культурологический анализ с выявлением опасности таких деструктивных тенденций для общества и указанием на примеры более гармоничной интеграции религиозных мотивов в художественное творчество современных авторов. Показано, что даже в эпоху господства официальной атеистической идеологии российская художественная культура тяготела к органичной для российской истории православной традиции. Тем самым раскрывается позитивная роль религиозной духовной культуры в развитии искусства. Авторы считают, что научно обоснованный подход к трансляции в культуру результатов церковного художественного творчества открывает новые возможности для просвещения общества и показывает смену мировоззренческой парадигмы в истории культуры. Результаты исследования могут быть использованы современной культурологией для разрешения общественных социокультурных кризисов, порожденных постмодернистской установкой на потребление, и призваны указать выход из состояния девальвации духовных ценностей общества.
В статье представлены проблемы исследования обереговых функций в домовой росписи Алтая. Анализируются характерные мотивы и символы, их семантика и связь с традиционными верованиями славян. Символы классифицированы по их функциональному и обереговому значению с применением сравнительного анализа с другими урало-сибирскими росписями. Представлен структурно-семантический анализ этнографических образцов Алтайского края. Источником послужили фотоматериалы альбома «Русское декоративно-прикладное искусство на Алтае», в котором собраны этнографические образцы из сел Топольное, Туманово, Черемшанка и Сибирячиха (альбом хранится в фонде Московского всесоюзного музея декоративно-прикладного и народного искусства). Исследуется обереговая функция, а также роль росписи в защите жилища. Рассматривается строение внутреннего убранства помещения, устройство крестьянской избы, выявляются закономерности зонирования пространства: передний угол и рабочая зона, а также деление на ярусы. Анализируются региональные особенности росписи, влияние мифологических представлений и связь с другими видами народного искусства. Рассматриваются различные виды композиций, выявляются обереговые формы: растительные, животные, магические знаки (круги, венки). Эти формы часто располагаются в ключевых местах дома: дверных проемах, окнах, наличниках, стенах и простенках, а также потолках. Особое внимание уделяется эволюции обереговых мотивов, проводится сравнительный анализ с периодами переселения славянских этносов в Алтайском крае. Сделаны выводы о том, что алтайская домовая роспись является следствием миграции урало-сибирской росписи, а также о том, что обереговые формы урало-сибирской домовой росписи на Алтае представляют собой богатый синтез символических элементов, служащих защите и укреплению семейного очага. Рассматривается проблема сохранения культурного наследия Алтая.