Статья посвящена проблеме неофициальной символики, служившей маркером русско-советской идентичности, на примере березы как национального русского дерева. Старинный лирический вальс «Березка» и одноименный хоровод в постановке Н. С. Надеждиной рассматриваются в качестве исходного пункта и повода для ответа на вопросы о причинах популярности у советской публики государственного танцевального ансамбля «Березка», основанного в 1948 г., а также о генеалогии образа березы как «русского дерева». Поставленные задачи решаются с помощью нескольких шагов. Вначале рассматривается переписка зрителей с руководством «Березки» весной 1962 г. Затем выявляется роль хоровода «Березка» и одноименного старинного вальса в концертах ансамбля, в художественном фильме «Девичья весна» и в восприятии поклонников ансамбля. После этого пунктирно излагается история музыки и слов вальса «Березка». Причудливое сочетание в генеалогии вальса культурных феноменов и влияний разного происхождения позволяет говорить о нескольких разновременных культурных слоях, на которых «взросли» «русское дерево» и его успешная рецепция российским населением. Важнейшими среди этих пластов были крестьянский (бытовой и религиозный), романтический и российско-советский. Причем последний и самый молодой из них в поисках идеального образа СССР для воображаемого Запада и закрепил в годы позднего сталинизма представление о березе как символе России. Образ фронтовой березки силами литераторов, художников, режиссеров, композиторов-фронтовиков и детей войны вошел в 1940-1970-е гг. в советский культурный канон и в проект русской национальной идентичности.
В статье исследуется опыт правового регулирования обращений граждан в российский дореволюционный и советский периоды. Отмечается преемственность в регулировании института обращений граждан. Анализируется современное законодательство об обращениях с учетом соотнесения общего и специального регулирования. Делается вывод о том, что роль Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» как закона общего регулирования предопределена социально-политической природой права на обращение в качестве конституционного права и субъективного права универсального национального характера, реализация которого сопровождает любую сферу деятельности органов власти в их взаимоотношениях с гражданами. Современное развитие коммуникаций в государстве и обществе, усложнение взаимодействия субъектов, внедрение информационных технологий являются вызовами для совершенствования правового регулирования института обращений. На основе историко-правового и формально-юридического методов автор делает вывод о том, что определение ключевых понятий в сфере рассмотрения обращений граждан в электронной форме, ограничение ведомственного нормотворчества, уточнение статуса субъектов, уполномоченных рассматривать обращения граждан, необходимо регулировать прежде всего в базовом Федеральном законе. При регламентации института обращений следует ориентироваться не на концепт оказания государственных услуг, а на традиционную для России идею участия граждан в управлении делами государства. Предлагается также установить положения о недопустимости обременения граждан дополнительными требованиями при подаче обращений, предусмотреть перечень каналов связи и особенности рассмотрения обращений для определенных категорий граждан.
Статья посвящена способам использования церковного художественного творчества в процессе совершенствования общественных отношений. Авторы исходили из того, что и в российской, и в западной культуре проблема взаимодействия и взаимоотталкивания традиций постоянно актуализируется, наблюдаются тенденции, нарушающие допустимость определенных художественных действий в нравственном смысле и вносящие деструктивные элементы в культурные традиции общества (примером могут служить кощунственные пародии на «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи на открытии Олимпийских игр в Париже). Исследование представляет собой историко-культурологический анализ с выявлением опасности таких деструктивных тенденций для общества и указанием на примеры более гармоничной интеграции религиозных мотивов в художественное творчество современных авторов. Показано, что даже в эпоху господства официальной атеистической идеологии российская художественная культура тяготела к органичной для российской истории православной традиции. Тем самым раскрывается позитивная роль религиозной духовной культуры в развитии искусства. Авторы считают, что научно обоснованный подход к трансляции в культуру результатов церковного художественного творчества открывает новые возможности для просвещения общества и показывает смену мировоззренческой парадигмы в истории культуры. Результаты исследования могут быть использованы современной культурологией для разрешения общественных социокультурных кризисов, порожденных постмодернистской установкой на потребление, и призваны указать выход из состояния девальвации духовных ценностей общества.
В статье представлены проблемы исследования обереговых функций в домовой росписи Алтая. Анализируются характерные мотивы и символы, их семантика и связь с традиционными верованиями славян. Символы классифицированы по их функциональному и обереговому значению с применением сравнительного анализа с другими урало-сибирскими росписями. Представлен структурно-семантический анализ этнографических образцов Алтайского края. Источником послужили фотоматериалы альбома «Русское декоративно-прикладное искусство на Алтае», в котором собраны этнографические образцы из сел Топольное, Туманово, Черемшанка и Сибирячиха (альбом хранится в фонде Московского всесоюзного музея декоративно-прикладного и народного искусства). Исследуется обереговая функция, а также роль росписи в защите жилища. Рассматривается строение внутреннего убранства помещения, устройство крестьянской избы, выявляются закономерности зонирования пространства: передний угол и рабочая зона, а также деление на ярусы. Анализируются региональные особенности росписи, влияние мифологических представлений и связь с другими видами народного искусства. Рассматриваются различные виды композиций, выявляются обереговые формы: растительные, животные, магические знаки (круги, венки). Эти формы часто располагаются в ключевых местах дома: дверных проемах, окнах, наличниках, стенах и простенках, а также потолках. Особое внимание уделяется эволюции обереговых мотивов, проводится сравнительный анализ с периодами переселения славянских этносов в Алтайском крае. Сделаны выводы о том, что алтайская домовая роспись является следствием миграции урало-сибирской росписи, а также о том, что обереговые формы урало-сибирской домовой росписи на Алтае представляют собой богатый синтез символических элементов, служащих защите и укреплению семейного очага. Рассматривается проблема сохранения культурного наследия Алтая.
В современных условиях задачами системы образования являются обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение национальной культуры (обычаев, традиций, ценностей, искусства), включение региональных компонентов в образовательный процесс. Национально-региональный компонент в профессиональной подготовке будущего учителя в вузе играет ключевую роль в формировании глубокого понимания культурного наследия и традиционных ценностей родного края. Автор акцентирует внимание на множестве аспектов региональной составляющей, усиливающих значимость гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса, акцентируя внимание на развитии духовных ценностей и фундаментальных личностных качеств обучающихся. Цель статьи заключается в выявлении и обосновании педагогических условий реализации национально-регионального компонента в профессиональной подготовке будущего учителя и представлении результатов опытно-экспериментальной работы. Автор подчеркивает важность реализации национально-регионального компонента в профессиональной подготовке будущего учителя, так как это является важным шагом на пути к гармоничному развитию общества, к сохранению культурного многообразия нации, подготовке подрастающего поколения, понимающего значимость и ценность культурных различий разных народов России. Это неисчерпаемый источник вдохновения для будущего учителя, стремящегося сохранять и переосмысливать традиционные и современные аспекты в своей практической деятельности. В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по реализации национально-регионального компонента в профессиональной подготовке будущего учителя на базе кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна Петрозаводского государственного университета. Автор делает вывод, что выделенные педагогические условия способствует реализации национально-регионального компонента в профессиональной подготовке будущего учителя и способствуют формированию понимания культурного наследия, интеграции молодежи в мировое культурное пространство.
С развитием и прогрессом общества растет и осознание людьми необходимости защиты традиционной культуры, а традиционным узорам уделяется все больше внимания. В данной статье представлены история развития и значение традиционных узоров и рассматривается их использование и влияние в современной вестимендарной моде Китая. Традиционные китайские узоры - одна из составляющих китайской традиционной культуры. В древних обществах издавна существовали узоры и мотивы, которые очень хорошо представлены в различных украшениях, одежде и других предметах. А эти узоры не только имеют эстетическую ценность, но и имеют глубокую символическую и историческую значимость. В связи с этим актуальность данного исследования заключается в происхождении и понимании китайских традиционных узоров и их использовании в современной китайской моде. Для исследования китайских традиционных узоров, в статье применяются следующие методы исследования: описательный метод, исторический метод, сравнительный метод и типологический метод. Новизна данной работы заключается в рассмотрении причин сохранения и новаций китайских традиционных узоров в современной вестиментарной моде Китая, рассмотрении того, как китайские дизайнеры сочетают эти узоры с современной эстетикой моды. Таким образом, традиционные китайские узоры в дизайне - важная часть китайской традиционной культуры, они не только декоративны, но и несут в себе богатый культурный подтекст и символизм. Использование этих узоров в китайской современной вестиментарной моде очень популярно. Китайские дизайнеры введут инновацию в эти традиционные китайские узоры и сочетают их с современной модой, создавая новый стиль одежды - китайский стиль. Этот шаг не только сохраняет и продвигает китайскую культуру, но и способствует культурному обмену. Это также является воплощением глобализации культуры.
Актуальность формирования исследовательских умений у младших школьников обусловлена необходимостью развития самостоятельности, познавательной активности и критического мышления с раннего возраста. Использование педагогического потенциала этнокультурных традиций способствует не только эффективному освоению навыков исследовательской деятельности, но и формированию уважения к культурному наследию, укреплению национальной идентичности и духовно-нравственных ценностей учащихся. Целью исследования является разработка и экспериментальная проверка эффективности технологии формирования исследовательских умений младших школьников на основе педагогического потенциала этнокультурных традиций. Методологической базой исследования выступили личностно-ориентированный, деятельностный и системно-интегративный подходы, предполагающие активное вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. В представленном экспериментальном исследовании приняли участие 85 обучающихся начальных классов. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась поэтапно и включала три последовательных этапа: мотивационно-ценностный, деятельностно-практический и рефлексивно-презентационный. Методологическая база исследования включала совокупность современных образовательных технологий и научных методов, среди которых: метод проектов (проектное обучение) - как способ организации самостоятельной деятельности обучающихся; проблемный метод обучения, направленный на формирование навыков анализа и решения задач; исследовательский метод, ориентированный на глубокое изучение объекта исследования; игровые дидактические методы, повышающие вовлеченность и интерес к предмету; кейс-метод (метод конкретных ситуаций), способствующий развитию аналитического и критического мышления. Результаты проведенного анализа подтвердили, что интеграция этнокультурных элементов в образовательный процесс положительно влияет на мотивацию младших школьников к познавательной деятельности, развитие инициативности, критического мышления, навыков самостоятельного поиска, анализа и обобщения информации. Экспериментальные данные показали, что использование народных практик, традиционных рассказов, образцов народного творчества и ремесел облегчает учащимся овладение методами исследовательской работы и эффективно развивает у них умения наблюдать, систематизировать и интерпретировать полученные данные.
Рассматривается один из аспектов функционирования уммы в Прикамье как регионе традиционного проживания мусульман. Объектом исследования стало новое локальное суфийское сообщество, которое сложилось на месте исчезнувшей мистической традиции ишанизма на Урале и в Поволжье. Новая община верующих складывается из представителей как местного ислама, так и внутренних и внешних мигрантов-мусульман, включая в себя так называемых «неэтнических» верующих. Духовное руководство общиной осуществляют приезжающие из-за границы учителя, регулярного религиозного обучения нет. В этих условиях формируется специфическое представление о суфизме, транслируемое новыми суфиями извне и ставшее предметом исследования. Цель работы - установление наиболее значимых черт образа суфизма, предполагающее решение двух задач - выделение ключевых характеристик суфизма со стороны верующих и установление социокультурных факторов, определивших именно такое конструирование представлений. Сбор эмпирического материала осуществлялся при помощи техники включенного наблюдения во время духовных собраний (сохбетов) и посредством серии интервью полуструктурированного типа с подборкой респондентов по принципу «снежного кома». Для анализа были выбраны только те высказывания, в которых собеседник самостоятельно дает характеристику суфизма, без предложенных вариантов со стороны интервьюера. Были выделены три группы сюжетов, которые выступают в качестве ключевых при описании суфийской традиции. Первая представляет собой попытку легитимации суфизма как исконной традиции региона, неотъемлемой части религиозной жизни мусульман и гармоничной составляющей общественной жизни в советский период. В рамках второй группы сюжетов осуществляется поиск черт суфизма, позволяющих ему быть актуальной религиозной практикой, способствующей экзистенциальному и социальному успеху. Третья подборка высказываний трактует суфизм как магическую деятельность, помогающую получить не только сверхъестественные способности, но и преимущества в социальной жизни. Причиной для складывания образа суфизма с такими характеристиками, по мнению автора, является состояние уммы региона в постсоветский период и особенности личных биографий верующих.
Политическая элитология занимается не только историей развития элит, но и эмпирикой конкретных изменений в их повседневной реальности. Мониторинг политических элит позволяет выявлять не только динамику их профессионального развития, но также смену занимаемых статусных позиций в административно-политической иерархии, вектор общего тактического движения, установить смену или стабильность их ценностных приоритетов. Наиболее рельефно состояние общенациональной элиты проявляется в сравнении элит федерального и регионального уровней, особенно в том, как элиты участвуют в политических процессах и насколько эффективно решают вызовы своего времени. Настоящая работа посвящена анализу современных элитологических исследований в освещении ими проблемы современного состояния российских политических элит. Современной политической элитологии приходится исследовать различные группы сообществ элит, которые сосуществуют друг с другом в современном государстве - это региональная, локальная, национальная, транснациональная, глобальная. У каждой группы имеются свои цели, задачи, мотивы, ресурсы. И все это многообразие приходится всегда учитывать и соотносить друг с другом. Элитологические исследования, как правило, захватывают несколько групп, что затрудняет формирование целостной картины политического мира элит. Преодолеть этот недостаток отчасти призвана настоящая работа.
В настоящей рецензии дается анализ книги известного российского историка доктора исторических наук, профессора В. А. Невежина, посвященной застольным традициям сталинской эпохи. Опираясь на богатейший архивный материал, автор дал объективное описание и оценку традиции протокола и этикета проведения в СССР больших кремлевских приемов 1930 - 1940-х гг. Такие приемы вошли тогда в обычай советской элиты и стали наиболее ярким проявлением советской пропаганды. В работе уточняется целый ряд принципиально важных исторических моментов, из числа ранее закрытых (засекреченных) тем. Автор демонстрирует очень тонкую работу с документами, содержащими неоднозначную историческую информацию, имеющими следы более позднего редактирования. Особый интерес представляет даваемый в работе анализ официального/неофициального поведения советской партийной элиты и высшего руководства страны кануна Великой Отечественной войны и послевоенного времени, раскрывается роль «вождя всех времен и всех народов» в организации и проведении подобного рода мероприятий. Книга раскрывает характер взаимоотношения военно-политической элиты того времени в неформальной обстановке, что уточняет наше общее понимание бытовой повседневности, нравов и обычаев сталинского окружения.
Статья посвящена реконструкции эволюции производственных обрядов кумыков, выявлению глубинных корней и механизмов их трансформации под влиянием ислама и других исторических факторов. Изучение этих обрядов позволяет не только лучше понять мировоззрение и культуру кумыков, но и проследить сложные процессы культурной адаптации и синкретизма, характерные для многих народов мира. Кроме того, изучение таких традиций помогает сохранить и передать будущим поколениям богатое культурное наследие дагестанских народов.
В статье в рамках сложившейся исследовательской традиции рассмотрены различные аспекты общественной жизни адыгов XIX в. В работе показаны основные формы и особенности социальной организации адыгов. При этом основное внимание обращается на изменения, произошедшие в системе общественных отношений в Черкесии под воздействием внешних факторов. В статье отмечается, что изменения в общественной жизни оказали влияние на традиционные представления, установки и стереотипы поведения адыгов.