Научный архив: статьи

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ПЕДАГОГА: ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ (2025)

Целью данной статьи является обоснование выбора эффективных способов устранения проявлений профессиональной деформации в преподавательской сфере с учетом причин, способствующих их возникновению. Объектом исследования является преподавательская среда высшей школы, а предметной областью профессиональная деформация деятельности преподавателя, требующая выявления действительных причин формирования деформаций и использования соответствующего комплекса мер для устранения их негативных проявлений. Методологическую основу статьи составили такие методы как анализ источников, опубликованных исследовательских данных, моделирование. В результате проведенного анализа обоснована необходимость учета причин, вызывающих профессиональную деформацию, для повышения эффективности методов устранения. Полученные результаты могут применяться преподавателями на любом этапе реализации профессиональной деятельности.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Выпуск: Том 14, № 3 (2025)
Автор(ы): Чащина Евгения Ивановна
Сохранить в закладках
АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ИНФОРМАТИКЕ В БИЛИНГВАЛЬНЫХ КЛАССАХ (2025)

В статье рассматриваются методические подходы к обучению информатике в билингвальных классах. Целью исследования является выявление эффективных стратегий преподавания информатики в условиях двуязычной образовательной среды, способствующих развитию как предметных, так и языковых компетенций учащихся. В работе использованы методы теоретического анализа научной литературы, сравнительный анализ, обобщение отечественного и зарубежного опыта. Рассмотрено влияние билингвального образования на когнитивное развитие учащихся, в том числе на исполнительные функции, внимание, критическое и гибкое мышление. Определены ключевые трудности, связанные с недостаточной академической языковой подготовкой, межъязыковой интерференцией, дефицитом адаптированных материалов и цифровых ресурсов. Описаны эффективные методические подходы: интегрированное обучение предмету и языку, транслянгвизм, дискурсивный подход, проектное обучение и использование игровых и цифровых технологий. Представлены примеры их реализации в образовательном процессе. Предложены рекомендации по профессиональной подготовке учителей, интеграции современных платформ и поддержке языкового разнообразия. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании билингвальных курсов по информатике и при разработке методических материалов для школ с многоязычным обучением.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Выпуск: Том 14, № 3 (2025)
Автор(ы): Калиниченко Светлана Александровна
Сохранить в закладках
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ УНИКАЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА (2025)

В статье рассмотрены сущность профессионального воспитания, профессионально-творческих практик и их воспитательный потенциал в развитии уникальности специалиста. Цель работы – обосновать сущность профессионально-творческих практик в техническом вузе как фактора воспитания уникального специалиста. К используемым методам относятся анализ научной литературы, обобщение, систематизация, классификация, моделирование. Научная новизна исследования заключается в составлении типологии уникальных специалистов по направлениям воспитательной работы и разработки форм, этапов реализации программы практики как вариативной части учебного плана. Определены направления воспитательной деятельности по организации работы со студентами как формирование комплексов личностных профессионально значимых качеств, составляющих уникальность специалиста, и представлены планируемые результаты в виде компетенций и метакомпетенций согласно типологии уникальных специалистов. Предложены система методико-педагогических инструментов и мероприятий профессионально-творческих практик, а также формы и этапы реализации программы практики как вариативной части учебного плана. Полученные результаты могут быть использованы при разработке теории профессионально-творческого воспитания, для написания методических рекомендаций преподавателям технических вузов, а также при организации внеаудиторной работы студентов. Материалы исследования могут быть также использованы для развития компетенций и метакомпетентностей студентов технического вуза, что будет способствовать формированию их личностных профессионально-значимых качеств.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Выпуск: Том 14, № 3 (2025)
Автор(ы): Ефимчук Елена Геннадьевна, Цупикова Елена Викторовна
Сохранить в закладках
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ (2025)

В статье рассматриваются вопросы организации процесса обучения математике с целью экологического воспитания обучающихся, что является составляющей личностных результатов, указанных в Федеральных образовательных программах основного общего и среднего общего образования. Математика, являясь одним из основных предметов в школьной программе, сосредоточена на развитии логического мышления, вычислительных навыков и других интеллектуальных способностей учащихся, а интеграция экологических аспектов в процесс обучения будет способствовать формированию у них ответственного отношения к природе. Цель работы — проанализировать содержание понятия «экологическое воспитание» и выделить приемы обучения математике, направление на достижение личностных результатов экологической направленности. Научная новизна исследования заключается в том, что обоснована необходимость использования в процессе обучения математике комплекса специальных приемов, среди которых решение контекстных задач/кейсов с экологическим сюжетом; составление заданий учащимися на основе справочно-информационного материала о состоянии окружающей среды; проведение практических работ по математике, направленных на бережное отношение к природе; проведение интегрированных уроков экологической направленности; выполнение межпредметных проектов по отдельным экологическим проблемам; проведение внеклассных мероприятий по математике, содержащих задания экологического характера; проведение социально-значимых акций с математическим обоснованием их результатов, которые будут способствовать экологическому воспитанию учащихся за счет возможностей учебного предмета. В статье приводятся примеры реализации указанных приемов в процессе обучения математике. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы учителей математики.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Выпуск: Том 14, № 3 (2025)
Автор(ы): Дербуш Марина Викторовна
Сохранить в закладках
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ (2025)

В статье рассматривается вопрос об оценке необходимого и достаточного времени для проведения промежуточной аттестации по математике в техническом университете. Основной целью предлагаемого исследования является оценка времени (веса в часах) на промежуточную аттестацию для всех видов дидактических единиц, включенных в оценочные и методические материалы рабочей программы дисциплины «Математика», входящей в учебный план различных направлений подготовки студентов очной формы обучения в Омском государственном университете путей сообщения. К используемым авторами научным методам исследования относятся наблюдение, анализ, абстрагирование, сравнение, синтез, эксперимент. Результатом проведенного исследования является процедура нормирования времени преподавателем при проведении промежуточной аттестации, а также методика подготовки студентов к промежуточной аттестации. Полученные результаты могут быть применены при разработке новых тестов, в том числе компьютерных, и экзаменационных билетов, а также для модификации существующих материалов и средств проведения промежуточной аттестации и материалов для подготовки к ней. В частности, важным направлением применения разработанной процедуры нормирования является разработка систем разноуровневых задач, в которых ключевым фактором отнесения той или иной задачи к определенному уровню будет являться время ее решения студентом. Авторы статьи пришли к следующему выводу: постоянное совершенствование стандартов современного образования требует от преподавателей обязательного нормирования времени на всех этапах процесса обучения.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
Автор(ы): Швед Елена Анатольевна, Болотюк Людмила Анатольевна, Болотюк Владимир Анатольевич
Сохранить в закладках
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА (2025)

В статье рассматривается проблема развития языковой личности специалиста средствами учебной дисциплины. На основе системы личностных и профессиональных психологических особенностей обучающегося составляется модель его языковой личности; раскрываются методы и способы развития ее компонентов для обеспечения успешной самореализации индивида в профессиональной деятельности. Обозначены предпосылки и условия эффективности коммуникативного взаимодействия. Выделены аспекты коммуникативной личности говорящего: ценностный, отвечающий за оценку речевой ситуации с точки зрения нормы и морали и соответствующий моральным установкам в структуре языковой личности; понятийный аспект, определяющий стандартный и креативный модусы поведения (следование модели и нестандартное поведение), и поведенческий аспект — речевые действия (способы их реализации), продиктованные мотивами, целями и стратегиями общения. Рассмотрены особенности и своеобразие профессиональной языковой личности. Обозначены критерии оценки уровня профессионализма, показатели которых составляют речевой имидж индивида. Предложены некоторые типы заданий, применение которых разнообразит традиционные способы формирования знаний, умений и навыков. Определены способы и средства перевода специалиста на более высокий уровень профессионализма. Предложены перспективные области разработок по развитию профессионализма и речевого имиджа специалиста средствами дисциплины.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
Автор(ы): Цупикова Елена Викторовна
Сохранить в закладках
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ МОТИВАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ (2025)

Повышение мотивации обучения остается одной из основных проблем в педагогической теории и практике. В данной статье рассмотрен аспект проблемы, связанный с повышением мотивации обучения, выступающей средством развития логической культуры студентов. Проведенный анализ результатов учебной работы обучающихся выявил ее низкий уровень, характеризующийся недостаточной сформированностью навыков переноса логических приемов в новые условия.

В статье раскрыты понятия «мотивация обучения», «логическая культура», выделены группы познавательных потребностей обучающихся и перечислены основные требования, обеспечивающие результативность работы по развитию логической культуры средствами мотивации.

Мотивационное задание является не только основным средством формирования познавательных интересов, но и способом осуществления мотивации. Авторы рассматривают мотивационные задания как основу проектирования образовательных ситуаций, стимулирующих применение логических приемов, составляющих логическую культуру. На основе анализа психолого-педагогической литературы выделены этапы проектирования образовательной ситуации и перечислены требования к конструированию мотивационных заданий. В статье приведены примеры мотивационных заданий, апробированных в обучении математическим дисциплинам. Описанные примеры направлены на формирование следующих логических приемов: взаимообратные отношения необходимости и достаточности, классификация.

Эффективность описанного подхода к развитию логической культуры подтверждается положительными результатами исследования, в том числе проведенного анкетирования.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
Автор(ы): Приходько Маргарита Анатольевна, Смирнова Оксана Борисовна
Сохранить в закладках
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛИ GPT-4 (2025)

В статье рассматриваются современные возможности цифровой трансформации образовательного процесса, а также возможные вызовы, связанные с интеграцией модели GPT-4 в образовательную и научную деятельность. Анализируются преимущества использования генеративных технологий искусственного интеллекта, включая персонализацию обучения, ускорение исследований и повышение доступности образования. Особое внимание уделяется проблемам, таким как академическая честность, технологические ограничения и этические аспекты. Представлены перспективы развития, включая внедрение гибридных образовательных моделей, создание адаптивных траекторий образовательного процесса, подготовку специалистов и совершенствование методик подготовки высококвалифицированных специалистов в различных отраслях народного хозяйства. Работа подчеркивает необходимость комплексного подхода для минимизации рисков и эффективного использования GPT-4 в образовательной среде. На основании представленных математических моделей, которые формализуют влияние таких факторов как образование качественного контента, генерируемого нейросетью, адаптивность информации для образовательного процесса и учет персональных качеств обучаемого индивидуума, формируется возможность количественной оценки влияния внедрения технологий искусственного интеллекта на образовательный процесс. Применение математических моделей, предложенных в исследовании, позволяет в перспективе адаптировать процесс выпуска специалистов, соответствующих требованиям работодателей посредством количественного измерения компетенций, которые усваивает индивидуум в процессе подготовки к трудовой деятельности.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
Автор(ы): Погорелова Людмила Александровна
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОПЕРИРОВАТЬ ФОНОВЫМИ ЗНАНИЯМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (2025)

В статье описаны сущность и механизмы формирования фоновых знаний, обозначена роль этих видов знания в формировании умений выявлять пресуппозицию и обнаруживать подтекст высказывания. Цель работы — проанализировать роль фоновых знаний в успешном формировании языковых, культурных и коммуникативных компетенций учащихся, разграничить понятия «пресуппозиция», «подтекст» и «фоновые знания» и определить их логические взаимосвязи. Задачи статьи — на основе установленных между понятиями взаимосвязей определить способы формирования у учащихся фоновых знаний, умений выявлять пресуппозицию высказывания и понимать его подтекст; рассмотреть взаимосвязь между наличием фоновых знаний и успешностью интерпретации иноязычного сообщения. К используемым методам относятся анализ научной литературы, системный метод, абстрагирование, конкретизация. Научная новизна исследования заключается в построении схемы, отражающей общее и специфичное между понятиями «пресуппозиция», «фоновые знания» и «подтекст» по их компонентам, характеру и сфере бытования, а также в указании роли фоновых знаний в формировании умений выявления пресуппозиций и распознавания подтекста высказывания у учащихся. Определены способы обучения студентов выявлению комплекса пресуппозиций и интерпретации подтекста высказывания. Предложены задания для развития этих умений и контроля их сформированности. Полученные результаты могут быть применены при методической подготовке занятий со студентами в рамках курсов «Иностранный язык», «Деловой иностранный язык». Материалы исследования могут быть также использованы для развития метакомпетентности преподавателя вуза, что приведет к обогащению и качественному росту его методических решений в направлении использования новых способов, приемов, форм и видов работ, служащих формированию устойчивой внутренней мотивации субъектов образовательного процесса.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
Автор(ы): Мусагитова Галия Нильевна
Сохранить в закладках
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К ПИСЬМЕННОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ (2025)

В статье рассмотрены методические основы организации работы будущих учителей по подготовке обучающихся старших классов к письменной части ЕГЭ по французскому языку. Будущие учителя при изучении дисциплины «Методика обучения и воспитания (иностранный язык)» в рамках раздела «Тестирование и оценка иноязычной речевой деятельности» знакомятся с содержанием ЕГЭ по французскому языку. Поскольку, исходя из данных аналитических отчетов председателей ЕГЭ по французскому языку у обучающихся больше всего трудностей возникает при выполнении задания 38 письменной части, будущие учителя на занятиях по методике знакомятся с умениями письменной речи, которыми должны овладеть выпускники школ для успешного выполнения данного задания. Также в ходе изучения методики обучения и воспитания студенты готовят методическую разработку для обучающихся, включающую инструкцию, стратегии выполнения задания 38, банк упражнений, направленных на формирование умений письменной речи, при подготовке к выполнению данного задания. Апробация методической разработки осуществляется при прохождении студентами педагогической практики в школе. Данная методическая разработка имеет достаточно высокую практическую значимость, поскольку включает не только инструкцию и стратегии выполнения задания 38, а также банк упражнений, направленных на формирование умений письменной речи, при подготовке к выполнению данного задания.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
Автор(ы): Мартынова Юлия Викторовна
Сохранить в закладках
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РОССИИ» (2025)

В статье рассмотрена методика применения кейс-технологии в образовательном процессе на уровне высшей школы при преподавании дисциплины «История России». Целью работы является проведение анализа технологии выполнения кейса, содержащего проблемный материал исторических источников, отражающих период Смутного времени. К используемым методам относятся сопоставительный анализ, синтез, исторический и логический метод. Результатом использованной методики является разработка задания, связанного с анализом комплекса документов исторического характера, конечной целью которого является формулирование обучающимися комплекса причин, способствующих складыванию кризисной ситуации в указанный период. Полученные результаты могут быть применены при планировании учебного процесса в рамках указанной дисциплины. Автор статьи пришел к следующим выводам. Использование технологий кейс-стади является эффективным при его применении в образовательном процессе на уровне вышей школы. Это связано с тем, что посредством применения данного метода обеспечивается развитие практических навыков в их синтезе с использованием знаний теоретического характера. У обучающегося поддерживается познавательный интерес через организацию поисково-эвристической работы с сюжетами, основанными на проблемных ситуациях. Научной новизной является привлечение технологии кейс-стади для более глубокого погружения обучающихся в понимание механизмов развития исторического процесса, через установление ими, при изучении исторических источников, совокупности действующих факторов и их структурно-логическое выстраивание по степени важности и приоритетности. Тем самым приобретается умение реконструкции исторических событий, способствующее, в том числе, лучше усвоить материал учебной дисциплины «История России».

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
Автор(ы): КУЗЬМИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ АГРАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ ПОМОЩИ ПОСТРОЕНИЯ И АНАЛИЗА МОДЕЛЕЙ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ (2025)

Статья посвящена проблеме формирования математической культуры у студентов аграрных специальностей. Рассмотрены основные методы и подходы, такие как когнитивный подход, проблемное обучение и интеграция математики с профессиональными дисциплинами. Приведен пример практического применения математических методов, включая использование множественной линейной регрессии для прогнозирования доходности сельскохозяйственных культур. Особое внимание уделено необходимости учета специфики профессиональной подготовки студентов и ориентации на прикладные аспекты математического образования.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
Автор(ы): Жаныс Арай Бошанкызы, Кийко Павел Владимирович
Сохранить в закладках