ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА) (2022)

Статья посвящена анализу проблемы взаимосвязи стрессоустойчивости и личностного адаптационного потенциала (на примере студентов университета). Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что стрессоустойчивость и личностный адаптационный потенциал взаимосвязаны. Адаптационные способности зависят от психологических особенностей человека, которые определяют возможности адекватного регулирования состояния стресса. Чем более выражен адаптационный потенциал, тем выше вероятность того, что человек сохранит работоспособность и высокую эффективность деятельности при воздействии психогенных факторов внешней среды. Чем выше уровень развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и самого процесса адаптации, тем выше вероятность успешной адаптации человека. Студенты университета с более высоким личностным адаптационным потенциалом более устойчивы к воздействию стрессов. Для лиц с высоким уровнем стрессоустойчивости характерны достаточный и высокий уровень нервно-психической устойчивости, жизнестойкости, волевой саморегуляции (настойчивость, самообладание), управления эмоциями, самомотивации.

Издание: ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: № 7 (39), Том 9 (2022)
Автор(ы): Новикова Ксения Владимировна, Ткач Елена Николаевна, Рубанова Евгения Юрьевна
Сохранить в закладках
ЗАСТЕНЧИВОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2022)

В статье представлены результаты исследования застенчивости и возможностей ее преодоления средствами сказкотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Экспериментальная работа способствовала коррекции застенчивости у детей за счёт снижения уровня неуверенности в себе, нерешительности, тревожности, чувствительности к критике. У дошкольников появился позитивный настрой, открытость, наметилась устойчивая положительная тенденция к деятельности. Дети стали меньше смущаться при контактах с людьми, испытывать чувство страха, снизилась зависимость от мнения окружающих, произошла оптимизация показателей самооценки. Дети стали более общительными, решительными, приобрели навык взаимодействия со сверстниками. По мнению авторов статьи, сказкотерапия является безопасным и интересным методом практической работы с детьми. С помощью сказки можно понять и обсудить с ребенком причины его неуверенности, тревожности, боязливости, в работе со сказкой ребенок перерабатывает свою проблему. Специфика использования сказкотерапии в процессе преодоления застенчивости старших дошкольников определяется особым потенциалом сказки, который воздействует на глубинные слои психики дошкольника, его эмоциональный мир, способствует коррекции неадекватного отношения к себе и другим.

Издание: ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: № 7 (39), Том 9 (2022)
Автор(ы): Новикова Ксения Владимировна, Ткач Елена Николаевна
Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2022)

Статья содержит результаты теоретико-эмпирического исследования, ориентированного на диагностику и развитие коммуникативных умений младших школьников из семей с алкогольной зависимостью. В процессе коррекционно-развивающей работы были использованы игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методы «репетиции поведения», элементы психогимнастики. После реализации программы коррекционно-развивающих занятий у детей появился интерес к окружающему миру, отношениям со сверстниками и взрослыми. В процессе экспериментальной работы дети научились адекватно реагировать в конфликтных ситуациях, выстраивать диалог в общении, самооценка детей стала более равномерной, изменилось отношение к школе, дети стали лучше готовиться к урокам, проявлять активность во время уроков. Важным результатов экспериментальной работы явился тот факт, что межличностное общение стало приносить детям удовольствие и удовлетворение.

Издание: ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: № 5 (37), Том 9 (2022)
Автор(ы): Новикова Ксения Владимировна, Ткач Елена Николаевна
Сохранить в закладках