Целью данного исследования является анализ отдельных архивных материалов, имеющих большое значение в изучении исторического прошлого, а также богатого архитектурного наследия Азербайджана. Разные архивы Российской империи содержат довольно значимые сведения об истории этой страны. Один из таких - Российский государственный военно- исторический архив (РГВИА). Его документы являются важными историческими источниками в изучении материальной культуры и архитектурного прошлого Азербайджана периода Гянджинского ханства. Они были привлечены к исследованию историко-культурного наследия, в том числе строительной отрасли, города Гянджи в качестве довольно значимых ресурсов. В архиве сохранились сведения о крепостных стенах, дворцах, караван-сараях, банях, домах, мостах и других постройках азербайджанских городов; имеется множество документов об истории Гянджинского ханства. Официальные военные документы бывшей Российской империи содержат подробные исторические сведения об экономике, культуре, демографии и политической истории Гянджинского ханства и города Гянджи. Материалы фондов Российского государственного военно-исторического архива вместе с другими источниками того периода позволяют уточнить многие аспекты истории культурного наследия Гянджинского ханства и этого древнего города. Кроме того, отдельные письменные документы, в том числе карты, изображения разных архитектурных памятников исследуемого исторического периода содержат в себе уникальные сведения, способствующие более углубленному изучению культурной жизни, экономического состояния и архитектурно-строительного наследия города и Гянджинского ханства в целом. Благодаря вышеуказанным документам исследование приобрело прикладное значение с выявлением малоизвестных до сих пор исторических фактов.
Тыновые стены были широко распространены в XVII-XVIII вв. как ограды оборонительных сооружений, церквей, амбаров, тюрем, частных усадеб и пр. В связи с этим перед археологами стоит задача правильной интерпретации принадлежности тыновых стен тем или иным видам сооружений. Цель исследования, результаты которого представлены в настоящей статье, состояла в реконструкции устройства тыновых тюремных оград. Было установлено, что тюрьмы, огороженные тыном, располагались только в крупных городах (административных центрах). Сформирован обобщенный образ тюрьмы как архитектурного сооружения. Реконструкция планировки внутреннего пространства тюрьмы в настоящее время возможна только благодаря единственному сохранившемуся подробному описанию тюрьмы в Белозерске. Установлено, что тюремный тын заглублялся в грунт на существенно большую глубину, чем стены оборонительных сооружений. Высота тына также была увеличенной относительно стен оборонительных сооружений. Для тынин характерно наличие продольного паза для стыковки соседних бревен. Наряду с соединением тынин между собой в «ласточкин хвост» применялось соединение шип - паз как в верхней части стены, так и в нижней. Подробно рассматривается устройство выявленного в ходе археологических раскопок подземного хода в тюрьме в Тобольске. Делается вывод о том, что данный подкоп был предназначен для многократного использования, реконструируются обстоятельства сооружения подземного хода и режим содержания заключенных. В заключение формулируются археологические признаки тюремной тыновой ограды и указывается степень их значимости при интерпретации археологических остатков тыновых стен.
Работа посвящена выявлению закономерностей, лежащих в основе стилистического облика городской купеческой архитектуры Ельца рубежа XIX-XX веков. Определены три основных фактора, напрямую оказавших воздействие на купеческую архитектуру: технический прогресс, влиятельное положение купеческого сословия и несформированность еще самостоятельного стиля, побуждающие архитекторов черпать вдохновение в объектах более ранних эпох. Однако пристальное внимание современной публики к сохранившимся историческим памятникам в древних городах, также государственная поддержка, растущий туристический поток в Ельце сегодня, явно присутствующий «фирменный стиль» (образ) города - все это говорит не только об исторической ценности сохранившегося памятника архитектуры и градостроительства, но и о самостоятельности, самоценности планировки и стиля, в котором он выполнен. Проведенный в социальных сетях опрос жителей и гостей города показал высокую оценку не только исторической, но и эстетической ценности елецкой архитектуры. Однако резкой критике подверглось состояние фасадов зданий, обветшалость и заброшенность экстерьеров и интерьеров. Так большое количество заброшенных зданий в исторической части города не позволяет воссоздать полноту мысли градоустроителей XIX-XX веков. Разнообразие стилистических решений, вплоть по настоящее время, не способствовало сохранению стилевой гармонии, но вместе с тем не привело к размыванию образа исторического купеческого города центральной России.
Статья посвящена истории создания памятника мемориала, посвященного морякам Краснознаменной Ладожской флотилии и речникам Северо-Западного речного пароходства в Новой Ладоге. В статье предлагается комплексное исследование архитектурно-дизайнерского проекта Е. А. Жука и его реализации в 1985-м году. На основе историко-культурного анализа динамики создания памятника в статье выделяются несколько инновационных приемов и функций, выполняемых мемориалом, таких как: репрезентативная; мемориальная, фиксирующая выдающиеся результаты деятельности коллектива авторов и исполнителей; художественная в рамках ансамблевого восприятия объекта. Показано совершенствование проекта в процессе работы над ним. В статье проиллюстрированы проектные решения, воплощенные в постройке. Проанализированы тексты и документы современные архитектурному замыслу и его реализации. Методология исследования базируется на историко-хронологическом, структурно-функциональном и семиотическом и средовом подходах и градостроительном анализе. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что мемориал представляет собой совершенный по функции и художественному образу объект, отражающий синтез новаторских приемов, учитывающий видовые особенности ландшафта и транслирующий авторский культурный опыт. Актуальность темы связана с его характеристиками уникальными для мировой практики воинских мемориалов. Научная новизна исследования заключается в атрибуции памятника, который является воплощением патриотической идеи защиты Родины в сочетании с запоминающимся художественным образом. В памятнике отражен социокультурный код Ленинграда и области. Что свидетельствует о принадлежности архитектора Е. А. Жука к ленинградской школе, которой свойственна совокупность эстетических воззрений, которые присущи ленинградцам. Это гений места, который воздействует на менталитет, на то, что делает человек, как он видит мир. Это выверенные пропорции, работа силуэта, исторический и пластический диалог на фоне ландшафта.
В статье рассматриваются результаты археологических работ на городище Баба-ата, проведенных в 50-х годах прошлого века. В ходе исследования цитадели городища было выявлено три строительных горизонта, соединенных колодцем общей длиной 15 м. По-своему уникальным оказался нижний горизонт цитадели с центральным купольным помещением, где располагался колодец с подземным ходом. Не имея близких аналогов, здание нижнего горизонта породило среди исследователей массу различных интерпретаций, рассмотревших это сооружение как усадьбу, замок, храм, святилище, ханака и т. д. Архитектурно-археологический анализ всего комплекса источников (статьи, полевые дневники участников экспедиции, чертежи и фотографии объектов исследования и др.), часть из которого нигде не публиковалась, позволил дать совершенно иную интерпретацию и датировку памятника. Городище Баба-ата отождествляется с городом Барукет в арабских письменных источниках, оно было построено саманидами в начале X века как пограничный пункт на северо-востоке империи против гузов. Первоначально здание нижнего горизонта цитадели состояло из двух этажей. Нижний - цокольный этаж, вызвавший массу споров, был убежищем с возможностью эвакуации через подземный ход в период военных действий и не имеет аналогов, являясь своего рода единственным подобным сооружением в средневековой архитектуре Центральной Азии.
В статье исследуется феномен синтеза искусств, главным связующим в котором является архитектура (зодчество). Сама архитектура в городской среде представляет собой взаимодействие искусства, науки и техники. В качестве детерминанта классического синтеза искусств автор статьи полагает гармоничное соотношение логических связей и отношений в искусстве со связями и отношениями реального мира. Однако синтез искусств сегодня все чаще взаимодействует с техносферой. В этом кроются как соответствующие «угрозы и вызовы» (способность детерминировать эстетическую, психологическую, интеллектуальную и ценностную дезориентацию общественного сознания), так и широчайшие перспективы дальнейшего развития синтеза искусств. Сама эпоха несет новые эстетические возможности (рождается индустриальная форма синтеза искусств) для реализации новых эстетических норм. Методология исследования строится на совокупности теоретических и эмпирических методов, включающих общенаучные методы анализ и синтез, диалектический подход, метод интеллектуальной спекуляции, моделирование, проектный метод, педагогический и художественно-творческий опыт. Новизной исследования являются представленные в последнем параграфе: 1) пример синтеза архитектурного пространства храма и живописи, которые в своей совокупности представляют эмпирическую апробацию методологии «интегрированного мышления» и обоснование авторского видения синтеза искусств; а также 2) «модель - схема» синтеза искусств на примере синтеза основных цветов. В результате анализа синтеза искусств сквозь призму диалектических противоположностей: форма-содержание, часть-целое, качество-количество, необходимое-случайное, выявлено и обосновано принципиальное значение интегративной особенности искусства. В ходе исследования установлено, что синтез искусств в архитектуре возможен на основе их взаимодополнительных качеств, что позволяет достичь меры монументального гештальта - объединенной целостности нового порядка с совокупностью искомых свойств. Сделано обобщение, что архитектура является основой данного синтеза. Выявлено, что синтез искусств - это одновременно как чисто человеческая способность по узнаванию, пониманию и интерпретации смыслов, так и деятельность по их созданию. Интеграция классического синтеза искусств с техносферой становится сегодня необходимой ступенью в процессе трансформации/эволюции нашего предмета исследования в результате появления новых задач и развития соответствующего инструментария.
Предметом исследования является витражное искусство и архитектура эпохи модерна и эклектики. Объектом анализа выступает дача «Виктория», расположенная на набережной города Феодосии. В статье рассмотрен синтез архитектурных форм и композиционных особенностей витражных работ на примере дачи “Виктория”. Так же, проводится искусствоведческий и семиотический анализ витражей, рассматривается их роль в формировании архитектурного облика здания и его места в городском ландшафте Феодосии. Данное исследование представляет собой новый подход к анализу витражных работ в архитектурном пространстве дачи “Виктория”, рассматриваемого в контексте культурного ландшафта города Феодосии. Проблемами данного исследования занимаются такие науки как культурология, искусствоведение, философия, семиотика и история, поэтому надо отметить ее междисциплинарный характер. В качестве основных методов исследования в данной научной статье используется культурологический метод, применен метод периодизации и метод искусствоведческого анализа. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые был проведен анализ синтеза архитектуры и витражей в здании виллы «Виктория», а также был выполнен семиотический разбор витражных произведений. Изучаются стилевые особенности, проявляющиеся в архитектурных формах и художественных образах витражей при оформлении экстерьеров и интерьеров в эпоху модерна. Подведя итог, после анализа дачи «Виктория», мы можем утверждать, что: 1. Дача «Виктория» является уникальным памятником архитектуры модерна и эклектики в культурном пространстве Крыма. 2. Витражные работы на даче «Виктория» были выполнены значительно позже постройки здания, но несмотря на разницу эпох, они смотрятся гармонично и становятся акцентом на фасаде здания и в его интерьере. 3. Семиотическое наполнение композиции витражных работ отражает культурное пространство не только здания виллы «Виктория», но и города Феодосия в целом.
Представлены сведения о возникновении такого уникального явления, как конструктивизм, в архитектуре Новосибирска 1920-1930-х гг. и восприятии его различными слоями населения с момента возникновения и до наших дней. Рассматриваются вопросы возникновения конструктивизма как стиля в революционной России, условия, способствовавшие его рождению и последующему бурному, хотя и весьма короткому, развитию. Обозначаются черты этого стиля, выделяющие его среди множества творческих направлений, имевших место в указанный период. Конструктивизм как уникальное явление российской архитектуры внес несомненный вклад в мировую культуру и обогатил ее - данный факт признан всем мировым сообществом. Городу Новосибирску в короткий период расцвета этого стиля посчастливилось получить инвестиции на масштабное строительство в связи с обретением статуса столицы Западно-Сибирского края, в результате чего город обзавелся зданиями, ставшими памятниками означенной эпохи. Возникший на волне коренных политических, общественных и ментальных преобразований в стране, этот стиль по-разному воспринимался различными группами населения, начиная с момента его создания и затем в периоды изменения политического курса, следовавшего за сменой лидеров. В данном материале исследуются основные исторические периоды трансформации политики и идеологии, отраженные в изменениях облика города Новосибирска, его архитектуры. В этом контексте рассматриваются истоки проблем перманентной утраты архитектурных объектов в качестве памятников истории и культуры, а также меры по спасению оставшихся ценных сооружений.
Работа посвящена рекламным изображениям (баннерам), внедряемым в историческую городскую среду. Описано понятие “баннерная слепота”, произведен анализ научной литературы, раскрывающий современные подходы к устранению данной проблемы, а также возможности повысить покупательскую способность горожан, напрямую зависящую от привлекательности среды. Затронуты вопросы влияния среды на ментальное здоровье современного человека, особенно в связи с всё большим погружением его в виртуальное пространство. В статье рассмотрены созданные в 2022 году в рамках принятого дизайн-кода баннеры для фасадов исторической архитектуры города Ельца (Липецкая область) на пешеходной улице Мира. Обоснован выбор единого стилистического решения для всего исследуемого отрезка исторической пешеходной улицы с сохранным ансамблем купеческой архитектуры. Метод системного анализа источников позволил определить недостаточную разработанность данной темы в научной среде. При помощи натурного обследования участка улицы Мира, а также сравнительного анализа фасадов зданий до и после применения дизайн-кода установлено, что баннеры обладают гармонизирующим потенциалом, способны повысить привлекательность даже неотремонтированных зданий. Автор статьи является разработчиком описываемых баннеров, его практический опыт может способствовать дальнейшему изучению выносных графических элементов в архитектурной среде. В современных документах, посвященных созданию дизайн-кода городской среды, четких правил по созданию баннеров нет, возможно, опыт данного исследования поможет восполнить некоторые пробелы в регламентации. Научная новизна данного исследования состоит в первую очередь в опоре на конкретный материал в среде реального города, позволяющей наглядно проследить успешность реализации проекта. Выводы: сохранный комплекс купеческой и дворянской архитектуры XIX века в городе Елец требует комплексного подхода к оформлению всех выносных элементов; площадь поверхности рекламных баннеров влияет на облик фасада здания; современные средства позволяют создавать адекватные историческому зданию изображения, не вступая в противоречие со стилистикой исторической архитектуры.
Предметом исследования являются особенности архитектурного стиля, получившего название “Сталинский ампир” как часть крымского культурного ландшафта. В статье рассмотрено понятие “культурный ландшафт” и его значение на полиэтнической территории России в целом и Крыма в частности, понятие архитектурного стиля, влияние на формирование стилей в Крыму этнических культур и сменяющих друг друга государственных образований, формирование локального “крымского стиля” в период модерна и его влияние на последующее развитие постмодерна. Рассмотрены особенности базового стиля ампир как имперского стиля времен правления Наполеона и его распространение на территориях Западной и Восточной Европы, а также в России. Обусловлены причины восприятия основных черт ампира в период СССР времен правления И. В. Сталина, на примерах ряда архитектурных объектов Крыма. В статье использован онтологический метод применительно к истории стиля ампир, компаративистский метод в сравнении особенностей европейского и сталинского ампира, метод синтеза в выявлении их общих черт и анализа в исследовании отдельных архитектурных примеров. Основными выводами проведенного явления стали следующие: 1. Архитектурные стили являются неотъемлемой частью культурного ландшафта Крыма, поскольку они являются отражением социально-этнических и религиозных компонентов, а также государственных образований, сменявших друг друга в крымской истории. 2. Базовый стиль ампир стал олицетворением имперского правления Наполеона Бонапарта, и распространился в странах Западной и Восточной Европы, а также в Российской Империи в первой трети XIX в. Он основан на античной ордерной системе в ее древнеримской интерпертации, с привнесением черт дворцового стиля XVIII в. - рококо. 3. Сталинским ампиром принято называть стиль общественной архитектуры СССР времени правления И. В. Сталина, в котором, как и в Древнем Риме и во Франции периода Директории воплотились идеи объединения многочисленных территорий под единым правлением. Сталинский ампир в Крыму имеет ряд особенностей, связанных с влиянием на него региональных черт крымского модерна, что делает его одним из узнаваемых маркеров крымского культурного ландшафта.
Статья посвящена теме раскрытия и замыкания главной пространственной оси античных культовых зданий, в зависимости от чего в одних случаях входные проемы в них устраивались посередине, в других — по сторонам от центральной колонны, столба или простенка. Исследование потребовало привлечения сведений, относящихся и к иным культурным традициям. Автором выдвигается гипотеза, что в глубокой древности старались сохранять в тесном единстве две стороны симметричной конструкции храма и надежно уберегать святыню внутри целлы. Позже появилось стремление расширить пространство храма и открыть прямой доступ к изваянию божества, обеспечивая все большее распространение его спиритуалистического воздействия на окрестности. Продольная ось периптера была сакральной, поэтому с ней не следовало жестко увязывать планировку мирского поселения. Отсюда исходил давний обычай прокладывать земной путь к храму со стороны, под почтительным углом. Этот обычай оказался забыт и трансформирован в период увлечения регулярными планировками Нового времени.
Рубеж XIX-XX веков - это период индустриализации и урбанизации, который оказал существенное воздействие на социальную и экономическую динамику. Москва, как и другие мегаполисы того времени, столкнулась с быстрым ростом городского населения, что порождало потребность как в жилье, так и в коммерческих помещениях. В данном контексте, изучение темы становления и развития доходных домов является весьма актуальным, так как она позволит понять, как преобразовывалось городское пространство, общество и отношения человека к жилью под воздействием экономических и социальных перемен в изучаемый период. В приведенном исследовании рассматривается и анализируется роль и место доходных домов в системе городского жилья, насколько жизнь в таких домах являлась доступной для городских обывателей, экономический фундамент возникновения доходных домов, и влияние их строительства на облик Москвы, на чьей земле производилась застройка. Исследование основывается на диахронном, статистическом и хронологическом методах: - диахронный отслеживает историческое развитие доходных домов Москвы; - статистический применяется для анализа собранных данных о доходных домах; - хронологический метод позволяет проследить роль доходных домов в процессе урбанизации Москвы и выявить ключевые этапы в их развитии. Научная новизна исследования заключается в малоизученности истории доходных домов Москвы с финансово-экономической и социальной стороны. Во-первых, анализ финансово-экономических аспектов позволяет глубже понять механизмы инвестиций в городскую недвижимость и их влияние на формирование рынка. Исследование мотивов и финансовых стратегий владельцев и инвесторов в доходные дома может пролить свет на причины успеха или неудач таких предприятий, а также на роль, которую они играли в экономическом развитии города. Во-вторых, анализ социальной стороны дает возможность рассмотреть вопросы социальной мобильности, структуры населения и социальных изменений, происходивших в контексте городского развития. Какие группы населения были ассоциированы с проживанием в доходных домах? Какие социальные последствия сопровождали этот тип жилья? Эти вопросы расширяют понимание социальной истории города. Изучение этих взаимоотношений позволит ввести в оборот ранее неопубликованные материалы, систематизировать имеющиеся данные, основываясь на разнообразных источниках информации.