В рамках обоснования теоретико- методического инструментария проектного менеджмента при разработке стратегии развития вуза в условиях цифровизации высшего образования Российской Федерации в статье обоснованы актуальность проектного менеджмента в контексте стратегического управления вузом и выявлены предпосылки его внедрения на основе анализа государственных инициатив по реализации федеральных стратегических проектов в вузах за период 2006-2025 г. г. Исследованы вопросы теоретико-методической проработки методологии проектного менеджмента для стратегического проектирования с целью формирования целевой модели университета; сформулировано авторское определение «стратегического проекта развития университета». Разработаны концептуальные положения стратегического управления вузом с целью реализация цифровой трансформации вуза в уникальную образовательную экосистему на основе стратегического проекта развития университета.
В статье прослеживается эволюция философских основ экономической методологии – от синкретического мышления представителей древних обществ до современных вычислительных и экспериментальных приемов. На примере Бэкона и Декарта показано, как индукция и дедукция формировали научный метод Нового времени, а Аристотель и Юм заложили основы понятий дедукции и индукции. Рассматриваются диалектика Гегеля, «понимающее объяснение» Вебера, институциональный подход Норта и Остром, а также некоторые аспекты феноменологического и герменевтического анализа. Внимание уделено поведенческой экономике, методам анализа «больших данных», их философским основаниям и перспективам интеграции классических категорий с современными технологиями
Предметом изучения экономики является функционирование реальной экономической системы – это основное метoдoлогическое послание Рональда Кoуза, а также ключ к пониманию других метoдoлогических проблем, анализирируемых Рональдом Кoузом. Метoдoлогическая позиция Рональда Кoуза проиллюстрирована в этoй статье путем сравнения его подхода с подходами других экономистов с учетом различий их исследовательских прoграмм.
В условиях сетевого общества, основанного на цифровой вовлеченности граждан в активную социальную жизнь посредством сетевых инструментов, необходима разработка новой (трансдискурсивной) методологии юридической психологии и психологии безопасности, позволяющей построить диалоговую форму общения представителей власти и управления с населением, носящую открытый, просоциальный характер, ориентированную на защиту государственных интересов, поддержание устойчивого общественного порядка, защиту прав и свобод граждан. Цель — описание субъекта правоохранительной деятельности и особенностей его континуального взаимодействия с различными группами общества в рамках концепции трансдискурсивной психологии. Материалы, результаты и обсуждение. Анализируется тенденция к постоянному усложнению правовой системы государства, появлению новых угроз общественной безопасности, связанных с активным внедрением во все аспекты жизнедеятельности современного общества цифровых систем, приводящих к появлению и развитию методов информационно-психологической защиты от гибридных угроз, опирающихся на дискурсивные технологии. Рассматривается деятельность властных структур, пытающихся контролировать уровень субъектности общества в целом и отдельных его активных членов, на фоне стихийно растущей потребности общества в субъектности, открытости и прозрачности во взаимодействии с властью. Раскрывается потенциал трансдискурсивной психологии в интересах совершенствования правоохранительной деятельности на основе реализации субъектности сотрудников органов внутренних дел. Выводы. Обосновывается положение о необходимости развития теории и практики трансдискурсивной психологии правоохранительной деятельности, позволяющей отвечать на современные вызовы функционирования правовой системы государства и юридического дискурса.
Статья посвящена современным тенденциям в изучении истории российскоамериканских отношений с конца XVIII в. до начала XXI в. Автор видит свою задачу в том, чтобы представить основные монографические исследования по данной проблематике, обратить внимание на многообразие жанров и теоретико-методологических подходов, получивших развитие в российской и американской историографии, а также обозначить перспективы изучения и преподавания истории двусторонних отношений. Его внимание сосредоточено на характеристике различных способов вопрошания исторического прошлого, поскольку в современной исторической науке от этого, а не только от введения в научный оборот ранее не использованных архивных источников, зависит получение новых знаний. По мнению автора, в многообразии вопросов, адресованных прошлому, американские историки преуспели в большей степени, чем их российские коллеги по цеху, несмотря на общие достижения и отдельные новаторские работы последних. Поэтому так важен откровенный разговор между учеными двух стран и продолжение работы в рамках совместных проектов и коллективных монографий, где можно было бы обобщить достижения национальных историографических школ не только на уровне монографической, но и статейной литературы и наметить перспективы дальнейших исследований. Данная статья может и должна рассматриваться как приглашение к такому разговору
Актуальность проблемы повышения доказательности результатов педагогических исследований обусловлена изменениями в методологии науки (утверждением философского плюрализма вместо моноидеологии), в методологии педагогики как следствие философско-научного плюрализма, изменением представлений об объекте педагогики, новыми тенденциями в образовательной практике высшей школы. Все это нашло отражение в педагогических исследованиях проблем высшего образования. Однако нередко наблюдается нарушение системности исследования, неполнота его методологической структуры, недостаточная убедительность актуальности исследуемой проблемы. В статье обосновывается значимость фактора системности в повышении доказательности результатов педагогических исследований по проблемам высшего образования.
Статья посвящена проблемам изучения истории советского градостроения 1920-х и 1930-х гг. Автор прослеживает развитие историографических подходов от советского периода до современности, что способствует выявлению трансформации методов в решениях исследовательских задач. Научные работы, которые привлекались исследователем, являются ключевыми, так как вокруг них разворачиваются дальнейшие дискуссии, связанные с выявлением факторов, влиявших на формирование советского градостроения с точки зрения социально-культурных, политических, экономических и внешнеполитических аспектов. В работах исследователей поднимались проблемы: взаимодействия власти и общества, финансирования и налогообложения, повседневности и социального инжиниринга, и культурной дипломатии. Также в статье подчеркивается актуальность применения междисциплинарных подходов в связи с расширением границ научных интересов. В заключении статьи делается вывод о том, что в настоящее время тема советского градостроения, имея богатое научное наследие, не исчерпала свой научный потенциал.
На примере анализа содержания, структуры, концептов монографии И. В. Нарского, посвященной хореографическому любительству в СССР, рассматривается одна из стратегий создания научных исследований с использованием методов и приемов «культурной истории». И. В. Нарский в своей работе рисует художественную самодеятельность, задуманную как успешный государственный проект, но одновременно ставшую важной составляющей досуга советских людей нескольких поколений, практик их самореализации, выстраивания собственных «миров своих». Такой подход обусловил использование историком не только источников официального происхождения и материалов специализированных печатных изданий, но и широкое привлечение в работе материалов инициативного документирования, а также воспоминаний о собственном советском опыте участия в художественной самодеятельности. Хотя работа четко делится на три части - по количеству «акторов» создания и реализации государственного проекта (государство, профессиональные хореографы, самодеятельность), внутри каждой из частей ткань повествования оказывается выстроенной сложнее. В них отдельные источники становятся точками, от которых отталкиваются многочисленные отдельные сюжеты, перебиваемые лирическими отступлениями с личными воспоминаниями автора. Столь же разнообразен и арсенал используемых автором концептов, проговариваемых и не проговариваемых специально - от теории «плодотворного браконьерства» Мишеля де Серто и теории бриколажа Клода Леви-Стросса до примет концепта «вненаходимости» Алексея Юрчака. Используемые И. В. Нарским исследовательские и повествовательные стратегии представляют собой оригинальный, плодотворный и интересный опыт создания работы в рамках историко-культурной парадигмы, который, безусловно, далеко не исчерпывает все возможности последней.
В статье анализируются наиболее популярные в российском научном дискурсе методологические подходы к исследованию ценностей молодежи. Источниковая база исследования представлена 34 публикациями по тематике ценностей молодежи с высокой цитируемостью. В результате анализа было установлено, что российские авторы в качестве методологического инструментария часто обращаются к работам М. Рокича, Г. Хофстеде, Р. Инглхарта, Ш. Шварца. Информация в большинстве случаев получается на основе применения разнообразных форм опроса, анкетирования, интервьюирования, тестирования. В меньшей степени используется мониторинг социальных сетей. Среди статистических методов исследования достаточно часто используются расчет корреляции, факторный и кластерный анализ. Метод шкалирования применяется как в самом вопроснике, так и при обработке полученных ответов респондентов. Посредством лексико-семантического анализа и дискурс-анализа изучаются смыслы ценностных концептов. Применяются проективные методы рисунков и неоконченных предложений. В целом можно констатировать преобладание количественных методов над качественными и разработку авторских дизайнов исследования.
В статье представлен анализ понятий «методология» (возникновение, значение, уровни, подходы) и «методологический подход» (определения различных авторов, содержание, компонентный состав и терминологическое многообразие). Раскрыто нормативное обеспечение планирования и реализации воспитательной работы в вузе, представлены результаты сравнительного анализа Концепций воспитательной работы различных вузов с точки зрения заявленных в них методологических подходов к построению воспитательного процесса. Представлен анализ методологических подходов, заявляемых в Концепциях воспитательной работы различных вузов. Сделан вывод о том, что методологические подходы к построению воспитательного подхода в вузе не совпадают с теми, которые считаются актуальными в диссертационных исследованиях последних лет. В статье анализируются причины этого несовпадения.
Антропологический поворот рассматривается в концептуальных рамках культурно-аналитического и трансдисциплинарного подходов. С позиции культурно-аналитического подхода показано, что в становлении социального знания в истории российской науки антропологические, гуманистические и культурно-психологические традиции не являлись сконцентрированными в рамках того или иного направления, но представляли собой диффузные, рассредоточенные и смешанные интеллектуальные движения. В этом контексте эволюции социального знания педагогическая антропология представляла собой наиболее сильную сторону российской интеллектуальной традиции в изучении целостного человека в условиях его социального бытия. Именно это обстоятельство оставляет сегодня простор для реконструкций неканонической истории социального знания - антропологического, антрополого-педагогического, культурно-психологического, гуманистических концепций и т. п. Одновременно отсутствие институциализации и жесткой дисциплинарной структуры обеспечивало выживаемость антропологических, культурно-психологических и гуманистических идей в неблагоприятных политических контекстах, при усилении авторитарных и тоталитарных тенденций. При подавлении тех или иных интеллектуальных движений или научных направлений (преподавания ли философии в 1850-е гг. или развития педологии в середине 1930-х гг.) маргинализированные течения и концепции нередко продолжали подспудное развитие под иными названиями, в смежных дисциплинарных областях. В силу обозначенных социально-политических обстоятельств в эволюции российского социального знания в XIX и в ХХ в. не могли появиться такие научные направления, как культурная, социальная и психологическая антропологии, однако связанные с ними представления, а также гуманистические идеи и тенденции отчасти реализовались в интеллектуальном движении педагогической антропологии. Подчеркивается, что именно педагогическая антропология интегрировала разнообразие антропологических, культурно-психологических, гуманистических представлений, выступая едва ли не основным руслом для синтеза идей человекознания.
Антропологический поворот рассматривается в концептуальных рамках культурно-аналитического и трансдисциплинарного подходов; на конкретно-научном и общенаучном уровнях методологии науки; в разнообразии его трактовок; как феномен повышенной онтологической и гносеологической сложности. Обсуждаются предпосылки антропологического поворота, среди которых отмечены исторические, методологические, когнитивные, социокультурные; локальные и глобальные; общенаучные и конкретно-научные; наряду с этим реконструируются латентные антропологические традиции и скрытые дискурсы. Антропология рассматривается как часть социального знания. С позиции культурно-аналитического подхода показано, что в становлении социального знания в истории российской науки антропологические, гуманистические и культурно-психологические традиции не являлись сконцентрированными в рамках того или иного направления, но представляли собой диффузные, рассредоточенные и смешанные интеллектуальные движения. При современном состоянии познания, с его тенденциями открытости и подвижности дисциплинарных границ, в изучении культурно-психологических феноменов продуктивнее ориентироваться на социальное знание в целом, нежели рассматривать человека со стороны социологии, политологии, психологии и т. п. Подобный угол зрения позволяет обнаружить скрытые дискурсы и неочевидные латентные традиции, так или иначе развивающиеся в междисциплинарном пространстве социогуманитарных наук.