В статье изложены краткие авторские описания законов экономики, представляющих собой ключевые и не стареющие во времени знания, воспроизводящие множество эффектов с ними связанными и объясняющими экономическую сущность экономических отношений на разных иерархических уровнях. Выявлению и авторскому описанию законов экономики предшествовал ряд полноценных авторских научных открытий, важнейшими из которых были открытие феномена интеллектуальной природы, ряда ее законов и закономерностей, а также новой науки интеллософии как интеграционной системы научных знаний.
Экономика, как и прочие социальные и отраслевые науки, в основном выстроена на ключевых знаниях результатов интеллектуальной деятельности, известных последние столетия как объекты интеллектуальной собственности. В экономике они известны как часть интеллектуального капитала и нематериальных активов. Их функция во всех сферах экономических отношений - системообразующая для процессов, систем, функций, товаров, услуг и любых сделок с ними.
Традиционное игнорирование нематериальных активов традиционно обученными и думающими экономистами не позволило до последнего времени выявлять и использовать реальные экономические законы в рамках интеллектуальной природы.
В 2024–2025 годах железнодорожный транспорт КНР продолжил свое развитие. Инженеры-разработчики продемонстрировали новые инновационные технологии, реализованные в сфере железнодорожного транспорта, среди которых несколько ключевых проектов, запущенных или находящихся в разработке в последние годы. В их число входит строительство первой междугородней магистрали между городами Чанша и Люян, основанной на технологии Maglev. Стоимость строительства составит порядка 10,44 млрд юаней. Также рассматривается пробная эксплуатация полностью автоматизированной линии метро в Чэнду и выпуск первого в мире водородного городского поезда, при эксплуатации которого достигаются нулевые выбросы углерода и эффективное пониженное энергопотребление. Китайскими компаниями Anshan Iron and Steel Group Company Limited и CRRC Dalian были разработаны гибридные тепловозы, имеющие значительные преимущества с точки зрения производительности и экологичности — они оснащены двойной системой питания и централизованными блоками управления, могут интеллектуально переключать режимы питания в соответствии с различными сценариями и условиями работы, достигая экономии топлива более 30%. Проведены демонстрационные испытания сверхскоростного поезда по технологии Maglev, способного развивать скорость до 1 тысячи км/ч. Все эти проекты подчеркивают стремление Китая интегрировать экологически чистые технологии и автоматизацию в систему железнодорожного транспорта, тем самым улучшая эффективность и сокращая углеродный след. Китай активно инвестирует в железнодорожную инфраструктуру, что способствует развитию высокоскоростного и экологически чистого пассажирского транспорта. Эти инициативы отражают не только технологические достижения, но и стремление страны к устойчивому развитию и модернизации ведущей инфраструктурной отрасли страны — железнодорожного транспорта.
Цифровизация отраслей экономки Российской Федерации оказывает на них значительное влияние, трансформируя бизнес-процессы, повышая эффективность, оптимизируя затраты и создавая новые возможности для роста. Актуальность работы заключается в исследовании влияния цифровизации, которая активно проникает в отдельные отрасли экономики, вызывая в них коренные изменения в повышении эффективности производства и значительном снижении затрат. Авторы в статье рассматривают аспекты трансформации экономики и общества, которая в настоящее время вызвана стремительным развитием цифровых технологий, что диктует государственным структурам, обществу и частным компаниям активно инвестировать в цифровизацию, осознавая ее ключевую роль в повышении эффективности экономики государства. Предложены рекомендации по внедрению цифровых технологий в различных секторах экономики страны.
Статья посвящена всестороннему исследованию влияния социальных факторов на формирование предпринимательских установок у студентов в процессе их обучения. В рамках исследования проведены три основных эмпирических анализа, охватывающих различные аспекты социальной среды. Результаты исследований показали, что наличие предпринимателей в семье и высокий уровень семейного дохода значительно повышают предпринимательские намерения и самоэффективность студентов. Поддержка друзей и доступ к финансированию стартапов также оказались важными для развития предпринимательских намерений. На основе полученных данных были разработаны практические рекомендации по улучшению образовательных программ, направленных на развитие предпринимательских качеств у студентов. В статье предлагаются конкретные меры, такие как включение предпринимательских курсов в учебные программы, развитие систем менторства и консультирования, а также создание благоприятной предпринимательской среды в вузах. Заключительная часть статьи обсуждает перспективы дальнейших исследований, включая изучение долгосрочных эффектов предпринимательского образования, влияние цифровых технологий и культурные различия в предпринимательской активности. Эти направления исследований помогут глубже понять механизмы формирования предпринимательских установок и разработать более эффективные образовательные стратегии для будущих предпринимателей.
К нежелательным событиям на мостовых сооружениях относят наступление аварийного состояния, достижения показателей грузоподъемности на ось транспортного средства и на его максимально допустимую массу, обрушение мостового сооружения. В известных научных школах применяется 50%-ный риск для определения вероятностей нежелательных событий в виде отказов и также рассматриваются перехлесты «хвостов» гистограмм распределений силовых и прочностных показателей. Между тем подобные подходы для оценки предельного состояния именно мостовых сооружений по критериям допустимости риска нежелательного события, основанные на применении перехлестов «хвостов» гистограмм распределений силовых и прочностных показателей до настоящего времени не рассматривались. Новым является описание на диаграмме пересечения аппроксимаций гистограмм распределения силовых и прочностных показателей объектов транспортного строительства центра пересечения, а также зон риска увеличения степеней свободы (потери устойчивости), риска перенапряжения и избыточной прочности. Зона риска увеличения степеней свободы (потери устойчивости) определяет влияние малых нагрузок, например тангенциальных, на существенное снижение общей способности конструкции сопротивляться нагружению. Зоны риска перенапряжения и избыточной прочности, наоборот, показывают, что перенапряжённые конструкции становятся хрупкими при приложении к ним деформаций, например температурных. В результате предложена классификация уровней риска потери несущей способности пролетных строений эксплуатируемых мостовых сооружений; дан вероятностный смысл центра равновесного состояния - центра зоны номинальной безопасности как точки пересечения аппроксимаций гистограмм распределения силовых и прочностных показателей и решена задача о центре пересечения кривых аппроксимации гистограмм распределения нагрузок и прочности законом нормального распределения, решение которой позволяет перейти к расчету риска причинения вреда.
Предлагаемый метод управления инновационными и страховыми рисками в транспортном строительстве заключается в количественной оценке вклада продуктовых и технологических инноваций в экономическую эффективность инновационно-инвестиционных проектов транспортного строительства и развития сети автомобильных дорог для повышения качества транспортной инфраструктуры. Этот вклад определяется финансовой эффективностью инновации, ее перспективностью и рискованностью новшества. Его преимуществом является то, что он базируется на методах разработки технико-экономической и бизнес-оценки, а также реализации инноваций, обеспечивающих экономию ограниченных ресурсов и повышение транспортно-эксплуатационных показателей транспортных сооружений на всех стадиях их жизненного цикла при реализации проектов в условиях экономической неопределенности и меняющихся условий эксплуатации в связи с появлением новых расчетных нагрузок и увеличением интенсивности транспортных потоков. Установлен перечень факторов, сдерживающих применение инновационных материалов и технологий при реализации проектов строительства транспортных сооружений с требуемыми показателями долговечности и безотказности. Инновационный риск в транспортном строительстве может быть оценен вероятностью и среднеквадратическим отклонением ожидаемого от продуктовой или процессной инновации дохода. Этот вклад определяется финансовой эффективностью инновации, ее перспективностью и рискованностью новшества. Впервые разработаны интегральный и дискретный виды расчетных формул вычисления риска через площадь «хвоста» гистограммы распределения. Авторы впервые предлагают расширить перечень этапов жизненного цикла транспортных сооружений этапом технического перевооружения, где как раз и может быть реализован риск-ориентированный подход, требования к исполнению которого установлены Налоговым кодексом. Методы оценки эффективности процесса управления на основе теоретико-вероятностного подхода предлагается рассматривать на основе оценки утолщенности и укороченности хвостов распределений управляемого и неуправляемого процессов.
В условиях необходимости интенсификации импортозамещения инновационной продукции, в первую очередь в социально значимых сферах, особую роль приобретает возможность правомерного применения российскими организациями не используемых или недостаточно используемых в Российской Федерации зарубежных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов без согласия патентообладателей с извещением их и выплатой вознаграждения в установленном законодательством порядке. Однако в российских нормативных актах недостаточно конкретизированы необходимые для этого правовые механизмы. Особого внимания заслуживает необходимость существенной модернизации правового инструментария использования по решению российского Правительства объектов патентной охраны без согласия патентообладателей в интересах национальной безопасности (ст. 1360 ГК РФ). По результатам комплексного анализа отечественного и зарубежного опыта правового регулирования патентных правоотношений, а также с учетом международных обязательств Российской Федерации были разработаны предложения по модернизации данной правовой нормы с целью интенсификации процессов импортозамещения. Так, предложено ввести модель, при которой формируются перечни не используемых или недостаточно используемых на территории Российской Федерации изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, после публикации которых любые заинтересованные российские организации, соответствующие общим установленным критериям, смогут подать заявки об использовании включенных в них результатов интеллектуальной деятельности. Данная модель представляется более эффективной и оптимальной для решения стоящих перед Россией задач по комплексному и широкомасштабному импортозамещению с целью решения задач по обеспечению национального технологического суверенитета.
Статья посвящена анализу особенностей преподавания истории в системе среднего профессионального образования (СПО). Авторами подчёркивается значимость дисциплины «История» в формировании у студентов понимания роли исторической науки и знания истории в обществе. Актуальность исследования обусловлена тем, что система исторического образования в России должна продолжить формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности. В статье рассматриваются цели и задачи обучения истории на уровне СПО, а также специфика перехода от школьной системы к профессиональному образованию. Особое внимание уделено сравнению занятий по истории в системе СПО (лекции и практические занятия) и уроков истории в средней общеобразовательной школе, выявлены как общие черты, так и отличия в методологическом и содержательном аспектах, особенно в отношении объема материала и степени самостоятельности студентов. В проведенном исследовании показано, что преподавание истории в образовательных учреждениях СПО выполняет важную адаптационную функцию, подготавливая студентов к дальнейшему обучению в высшей школе.
Статья посвящена группе научных специальностей 5.1 «Право», которая является составной частью номенклатуры научных специальностей, утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 24.02.2021 № 118. Авторы статьи принимали непосредственное участие в формировании данной группы научных специальностей. Работа шла в обстановке широкой дискуссии в научном юридическом сообществе. Учитывались мнения и практических работников. Основная цель состояла в увеличении потенциала и максимальном использовании возможностей юридической науки, в которой к этому моменту обнаружились очевидные признаки кризиса. Представляется, что были созданы условия для более свободного научного поиска, поскольку сознательно пришлось отказаться от излишней детализации направлений исследований. С момента утверждения новой номенклатуры прошло определенное время, и уже можно подводить некоторые итоги. Разумеется, какие-то проблемы есть и будут. Но для того и существует наука, чтобы их решать.
Важность молодежного предпринимательства в условиях цифровой трансформации делает актуальным изучение его развития. Настоящая статья представляет рецензию на новую книгу, посвященную вопросам стимулирования и поддержки молодых и начинающих предпринимателей в Южно-Африканской Республике. Книга отличается новизной взглядов и значительной информативностью. Она состоит из трех основных частей, которые включают 9 глав. Рассмотрены вопросы, связанные с концептуальным видением молодежного предпринимательства и масштабной инициативой, которая специально была разработана и затем апробирована в Южно-Африканской Республике для стимулирования соответствующей деятельности. Автором рецензируемой книги подчеркнуто большое значение, с одной стороны, университетской среды и сформированных в ней механизмов, а с другой – личностного развития предпринимателей. Даны рекомендации по поиску источников финансирования и работе с потенциальными потребителями инновационных продуктов и услуг. Книга написана доходчивым языком, который характерен скорее для учебной литературы, и хорошо иллюстрирована. Установлено, что в ней содержатся различные отсылки к цифровой трансформации, а управление рассмотрено применительно как к созданным предпринимателями фирмам, так и к системам стимулирования молодежного предпринимательства в целом. Книга содержит интересную (в том числе в педагогическом отношении) информацию, учитывать которую также будет полезно при налаживании сотрудничества между странами БРИКС.
Предмет: в статье рассматривается проблема моделирования финансового пространства цифровой трансформации экономической деятельности промышленного предприятия. В ходе исследования выполнена оценка влияния «умных денег» на экономическую деятельность промышленного предприятия в условиях перехода к Индустрии 5.0. Цель: обосновать схему модели финансового пространства цифровой трансформации экономической деятельности промышленного предприятия, основанную на концепции «Умных денег». Дизайн исследования: авторы предполагают, что предложенная модель финансового пространства позволит интегрировать промышленные предприятия в Индустрию 5.0 за счет качественной трансформации бизнес-системы организации. Результаты: определены возможности использования «умных денег» как механизма, обеспечивающего устойчивое развитие промышленных предприятий на основе эффективного инновационноинвестиционного блока. Встраивание «умных денег» в экосистему деятельности промышленного предприятия позволит повысить адаптивные возможности организации, увеличит результативность работы. Цифровая трансформация предусматривает не только использование новых цифровых инструментов, но также перестройку системы управления, реформирование модели и системы бизнеса. Новое финансовое пространство позволит ускорить внедрение инноваций в экономическую деятельность промышленных предприятий. Прирост эффективности будет получен за счет обеспечения синергетических эффектов в рамках формирования рыночной экосистемы промышленных предприятий.
В статье указывается на сложности, связанные с определением понятия «инновация» в науке и его закреплением в российском законодательстве, дается классификация инноваций, рассматриваются технологические инновации в связи с их влиянием на доказательственную деятельность субъектов. Обосновывается подход к электронным доказательствам как к регламентированным процессуальным законом средствам доказывания в электронном виде (письменные, вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи), а не отдельным видам доказательств. Указывается на отсутствие какой-либо специфики в исследовании доказательств в электронной форме и действии принципа непосредственности. Обращается внимание на необходимость применения этого принципа при работе с электронными доказательствами. На примерах разъясняется, в каких случаях обеспечения электронных доказательств не требуется. Рассматриваются технологические инновации, призванные упростить возможности обеспечения электронных доказательств, а также позволяющие надежно зафиксировать доказательство без обращения к нотариусу или суду. Эти инновации оцениваются положительно в силу их направленности на гарантирование доступности правосудия, принципа объективной истины, усиление состязательных начал.