В статье рассматриваются возможности развития инновационного мышления студентов будущих дизайнеров посредством интеграции STEAM-образования в учебный процесс. Акцентируется внимание на применении интердисциплинарного и междисциплинарного подходов для расширения творческого потенциала и формирования навыков решения нестандартных задач.
Цель: Разработка и апробация методики развития инновационного мышления студентов будущих дизайнеров через внедрение STEAM-образования, основанного на интердисциплинарном и междисциплинарном подходах.
Задачи. Проанализировать теоретические основы развития инновационного мышления и возможности STEAM-образования в подготовке дизайнеров.
• Разработать практические занятия и проекты, интегрирующие STEAM-подходы вучебный процесс по дизайну.
• Оценить эффективность разработанной методики с использованием контрольной иэкспериментальной групп.
Методы: Анализ научной литературы, педагогическое проектирование, эксперимент, статистическая обработка данных.
Результат: Разработана и апробирована методика развития инновационного мышления студентов будущих дизайнеров посредством STEAM-образования. Результаты эксперимента показали значительное повышение уровня инновационного мышления в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
Выводы: Интеграция STEAM-образования с интердисциплинарным и междисциплинарным подходами является эффективным инструментом развития инновационного мышления студентов будущих дизайнеров. Данная методика способствует формированию креатив-ных навыков, умения решать сложные задачи и адаптации к быстро меняющимся требованиям современного рынка.
Статья посвящена возможности использования метафорических ассоциативных карт (МАК) для диагностики и профилактики внутриличностных конфликтов у студентов. Данные карты являются арт-терапевтическим инструментом и способствуют более быстрой визуализации образов, что является их основополагающим преимуществом. В статье дается описание этапов в работе с метафорическими ассоциативными картами, приводятся в пример практические упражнения, последовательно описывается эксперимент с методическими рекомендациями. По результатам предварительной диагностической беседы были выявлены 60 студентов с различными внутриличностными конфликтами. Для проведения достоверного психолого-педагогического эксперимента их разделили на две равные группы - контрольную и экспериментальную. Со всеми испытуемыми проводились индивидуальные занятия по одному часу в неделю, всего три встречи. Стандартные методики арт-терапии, песочной терапии, терапевтической беседы применялись в обеих группах. Однако только в экспериментальной добавлялось использование МАК и материалов. Описательная статистика показателей представлена по U -критерию Манна - Уитни, средней арифметической; обработка результатов производилась в программе IBM SPSS Statistics 27 и Microsoft Excel. Результаты исследования доказывают эффективность применения МАК для гармонизации соотношения между желаниями и потребностями через самоосознание, снижение дезадаптации, оказание помощи в целеполагании и балансировке самооценки у студентов, что снижает уровень внутриличностной конфликтности. Видится крайняя необходимость в продолжении изучения метафорических ассоциативных карт как арт-терапевтического инструмента для нормализации психоэмоционального состояния студентов.
В статье анализируются результаты опроса студентов Армавирского государственного педагогического университета по вопросам мотивации, организации и перспектив научно-исследовательской деятельности студентов бакалавриата и магистратуры. Представлены формы научной деятельности, в которых студенты принимают участие, перспективное видение студентами своей научной деятельности. Рассмотрены система информирования студентов о возможностях участия в научных мероприятиях, эффективные формы поддержки студенческих научных исследований. Дана оценка деятельности научного студенческого общества и Совета молодых ученых. Названы основные барьеры, препятствующие развитию научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Сформулированы рекомендации по оптимизации научно-исследовательской работы студентов и развитию их научно-исследовательского потенциала.
В статье авторы исследуют возможности использования процесса изучения жуков-жужелиц (Coleoptera: Carabidae) как средства формирования естественнонаучных компетенций у студентов второго курса биологического профиля. В работе рассматриваются теоретические основы компетентностного подхода в высшем образовании, обосновывается выбор жужелиц в качестве объекта исследования, описывается разработанный комплекс учебных мероприятий, направленных на развитие ключевых компетенций. На основе анализа опыта авторов формулируются рекомендации по дальнейшему совершенствованию педагогического процесса и предлагаются пути активизации самостоятельной работы студентов.
Введение. Настоящая статья посвящена исследованию восприятия наиболее значимых научно-технических достижений молодежной студенческой аудиторией. Основное внимание уделяется тому, как различные факторы, такие как социальный контекст, образовательная среда и медийные воздействия, формируют у молодежи оценку значимости научных достижений и их влияния на современное общество, а также способность к критическому анализу и систематизации научно-технической информации.
Методы исследования. Исследование основывается на качественном и количественном анализе данных, собранных в ходе опроса и групповых фокусированных интервью. На первом этапе был проведен сплошной письменный опрос 8 групп студентов, в том числе 4 групп дневного и 4 групп заочного отделений. Следующий этап включал обработку полученных результатов, приведение к единым формулировкам, количественный анализ, сводное ранжирование, выделение по общей частоте упоминаний, а также по частоте упоминаний на каждой из пяти возможных позиций. На завершающем этапе с участниками опроса были проведены 8 групповых фокусированных интервью с обсуждением полученных результатов.
Результаты и дискуссия. По результатам первого этапа исследования было названо 730 наименований научно-технических достижений. После исключения повторов по существу и полных дублирований список сократился до 103 позиций. Лидерами по частоте упоминаний как на верхних позициях, так и в целом по списку стали «электричество», «интернет», «телефон», «телевидение», «радио», «антибиотики», «пенициллин», «автомобиль», «колесо», «самолет/авиация», «паровой двигатель / паровая машина», «компьютер», «печатный станок», «письменность», «лазер», «рентгенография». При обсуждении роли и места отдельных стран и регионов в научно-техническом прогрессе проявился своеобразный «российский перфекционизм». Так нами был назван феномен оценки студентами роли российских ученых и изобретателей как незначительной на основании того, что они участвовали в разработке лишь примерно 20 % названных открытий, в то время как лучшие показатели были у двух стран - США и Великобритании. Таким образом, студенты, оценивавшие значимость открытий и изобретений, продемонстрировали признаки как научного, так и обывательского подхода к процессу оценки.
Заключение. Наиболее часто упоминались достижения, существенно повлиявшие на повседневную жизнь, такие как электричество, интернет, телефон и антибиотики, а также достижения фундаментальной науки, наиболее известные благодаря их практическому использованию. Студенты продемонстрировали признаки как повседневного, так и научного мышления, в связи с этим можно сделать вывод о том, что они нуждаются в развитии навыков критического восприятия, оценки и понимания исторического контекста. К числу важнейших задач формирования представлений студентов о научно-технических достижениях можно отнести популяризацию научных знаний и творчества, создание стимулов для интеллектуальной деятельности, а также формирование навыков объективного критического анализа реальности, на котором такая деятельность базируется. Полученные выводы могут использоваться в системе образования, средствах массовой информации, а также при проведении государственной политики в сфере науки, культуры, информации, образования.
Введение. В настоящий момент подготовка кадров для современного рынка труда предусматривает сжатые сроки обучения и практическую направленность. Идет повсеместная цифровизация образования, в связи с чем в образовательный процесс внедряются новые средства педагогического процесса, разрабатываются новые методы и технологии. Следовательно, остро стоит вопрос качества получаемого образования.
Постановка задачи. Цель исследования – на основе анализа научной литературы определить основные исторические сложившиеся подходы к активизации учебной деятельности обучающихся, сформулировать понятие «активизация учебной деятельность студентов СПО».
Методика и методология исследования. Основным методом на данном этапе исследования выступает анализ научной литературы по заявленной проблематике.
Результаты. Определены различия в подходах к определению активизации учебной деятельности. Дополнены и уточнены содержательные признаки активизации учебной деятельности студентов СПО на современном этапе. Сформулировано понятие «активизация учебной деятельность студентов СПО».
Выводы. Предложенные содержательные признаки элементов активизации учебной деятельности студентов СПО позволили сформулировать понятие «активизация учебной деятельность студентов среднего профессионального образования» с учетом тенденций цифровизации образования и реализацией ФЭП «Профессионалитет». Указанные элементы и определение могут быть использованы при разработке современных способов и методов активизации учебной деятельности студентов СПО.
В рамках данной статьи на базе проведенных ранее социологических исследований рассматриваются и обобщаются особенности досуговой деятельности российской студенческой молодежи в 2020-е гг. Описана специфика группы социальной группы городская молодежь как проводника инноваций в сфере досуговых практик. Продемонстрировано влияние ключевых тенденций обозначенного периода, определивших специфику жизнедеятельности молодежи. Приведены основные отличительные характеристики жизнедеятельности студенческой молодежи. Проанализированы и интерпретированы данные, полученные по магистральным направлениям предпочтений студенческой молодежи по поводу организации и проведении свободного времени. Выявлены многочисленные ориентации российской студенческой молодежи 2020-х. На основе обобщения результатов проведенных социологических опросов уточнены связи досуга с другими сферами общественной жизни, главным образом с экономикой. Отмечено усугубление стратификации в данной группе В заключение подводятся итоги проведенного исследования.
Введение. Питание является неотъемлемой частью нашей жизни, обеспечивает гармоничный рост, функционирование органов и устойчивость организма к внешним факторам. Однако многие люди трудоспособного возраста пренебрегают принципами рационального питания, что приводит к нарушениям иммунной системы и хроническим заболеваниям. Особое внимание следует уделить питанию студентов. Недостаток времени, истощение организма, недосыпание, повышенная нагрузка на психическое состояние, особенно во время сессии, могут привести к заболеваниям. Цель исследования – провести гигиеническую оценку витаминного статуса студентов с учетом симптомов дефицита витаминов и особенностей рациона питания.
Материалы и методы. В исследовании, которое проводилось методом онлайн-анкетирования с применением Google-форм, приняли участие 208 студентов экономического факультета. Им предлагалось ответить на вопросы, которые касались рациона питания и симптомов нехватки витаминов. Исследование проводилась вне сессионного периода.
Результаты исследования. Выяснилось, что 78 % студентов не наблюдают у себя дефицита витаминов A, D, K, B2, C, при этом только 34 % опрошенных оценивают свой витаминный статус на «отлично». Недостаток витамина А стал наиболее распространенной проблемой. В то же время более 90 % студентов обеспечены витамином В2. Только у 25 % студентов питание можно охарактеризовать как «рациональное». Редко употребляемыми продуктами оказались бобовые, печень, хлебопродукты из муки грубого помола. Самыми распространенными – молоко и молочные продукты.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования показывают, что у студентов наблюдается несоответствие в потреблении различных питательных веществ. Более 90 % всех обучающихся имеют дефицит биологически активных веществ в том или ином виде. Результаты исследования могут быть использованы для создания рекомендаций по повышению информированности молодых людей о витаминах и их практическом применении, а также для дальнейших исследований в этой области.
Введение. Формирование цифровых навыков студентов – ключевой фактор их успешной интеграции в образовательное и профессиональное пространство. Цифровая грамотность рассматривается как комплекс технических, когнитивных и социальных умений, необходимых для полноценного участия в цифровом обществе. Актуальность исследования обусловлена сохраняющимся цифровым неравенством, проявляющимся не только в доступе к технологиям, но и в различиях в уровне навыков, мотивационных установках и представлениях о цифровом будущем.
Цель исследования – выявление барьеров и преимуществ развития цифровых навыков среди студенческой молодежи. Материалы и методы. Исследование базируется на онлайн-опросе студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета (n=205). Для анализа данных использованы количественные методы: таблицы сопряженности и корреляционный анализ. Данные стратифицированы по полу и уровню дохода.
Результаты исследования. Выявлено, что цифровая активность студентов сочетает универсальные практики и социально обусловленные различия. Ключевые барьеры: нехватка времени, высокая стоимость курсов, неуверенность в себе. Преимущества цифровых навыков ассоциируются с удаленной работой и быстрым доступом к информации.
Обсуждение и заключение. Цифровое неравенство определяется не инфраструктурными ограничениями, а характером цифрового участия и социально-демографическими факторами. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ цифрового развития студентов и образовательной политики.
Студенческая молодежь - социальная группа с высоким интеллектуальным и инновационным потенциалом, востребованным в национальной экономике. Важнейшим фактором трудовой деятельности человека являются его ценностные ориентации, касающиеся жизненных приоритетов, образовательных и профессиональных стратегий, отношения к работе и иным способам получения дохода. В социологии широко используются различные методики измерения связи культурных переменных и хозяйственного поведения. В статье представлены данные, отражающие ценностные ориентации белорусских студентов, их представления о профессиональном будущем, важных характеристиках работы, жизненных целях и средствах их достижения, т. е. факторы, определяющие стратегии трудового поведения молодежи. Возможность использования этих данных в учебной, научной и воспитательной деятельности учреждений высшего образования при формировании профессиональной и экономической культуры студентов определяет практическую значимость исследования. Его эмпирической базой выступил социологический опрос студентов гродненских университетов, проведенный в 2024 году в рамках проекта БРФФИ-РНФ «Молодежь России и Беларуси о себе: экономические и социокультурные вызовы настоящего и конструирование горизонтов будущего для сотрудничества» (N=1000). Полученные данные отражают иерархию жизненных ценностей студенчества, уровень субъективного благополучия, профессиональные планы, представления о средствах достижения успеха и важнейших характеристиках работы. Выявлены и противоречия в мировоззрении молодежи: с одной стороны, студенты ориентируются на собственные компетенции и усилия в деле трудоустройства, реализации способностей и служебного продвижения, что будет способствовать их профессиональной активности; с другой стороны, стремление достичь быстрого успеха, завышенные ожидания, неустойчивая мотивация к труду и подверженность влиянию внешних факторов негативно сказываются на работе молодежи. В статье сделаны выводы о проблемах и рисках, с которыми сталкиваются молодые люди в своей профессиональной деятельности, а также о роли государства в содействии максимальной занятости молодежи.
В статье анализируется опыт Воронежского государственного университета в проведении молодежных международных мероприятий, роль инициативы студентов в планировании мероприятий международного сотрудничества. Обсуждается реализация инициатив, закрепленных в Стратегии молодежной политики, направленных на укрепление международных связей и сотрудничества в сфере высшего образования.
В статье анализируется проблематика внутри- и межгруппового взаимодействия членов современных студенческих групп. Приведены результаты эмпирического исследования студенческих учебных групп, имеющих разный социально-психологический статус. Установлено, что студенческие учебные группы с разным социально-психологическим статусом различаются по уровню сплоченности и проявлениям межгруппового взаимодействия их членов.