Цель проведенного исследования - выявление особенностей видового состава сорных растений пустырей, находящихся на территории Красносельского района г. Санкт-Петербурга. Мониторинг пустырей осуществлен в 2022 г. Выявлено 95 видов сорных растений из 70 родов и 20 семейств. Основное число видов и родов принадлежат одним и тем же 6 семействам. По продолжительности жизни преобладают многолетние виды (62.11 %). По показателям встречаемости виды распределены по классам постоянства (I класс - 49 видов, II - 18, III - 9, IV - 8, V - 11). Группу доминирующих по встречаемости образуют 28 видов (III, IV, V классы постоянства), сопутствующих по встречаемости - 18 видов (II класс) сорных растений. Выявлено присутствие 24 видов сорных растений, доминирующих на полях зерновых и пропашных культур в Ленинградской области, на обследованных пустырях. Выявлен ряд заносных видов, одни их которых являются обременительными сорняками в южных регионах России, а другие - опасными инвазионными видами.
Цель проведенного исследования - выявление видового состава сорных растений на клумбах. Обследовано 17 клумб на территории г. Санкт-Петербурга в 2020 г. Проведены флористический анализ полученных данных, расчет и оценка встречаемости видов. Выявлено 110 видов сорных растений из 80 родов и 26 семейств. Основное число видов и родов принадлежат 8 и 7 семействам соответственно. По продолжительности жизни наблюдалось небольшое преобладание малолетних видов (53.64 %). По показателям встречаемости виды распределены по классам постоянства (I класс - 66 видов, II - 20, III - 9, IV - 11, V - 4). Группу доминирующих по встречаемости образуют 24 вида (III, IV, V классы постоянства), сопутствующих по встречаемости - 20 видов (II класс постоянства) сорных растений. На обследованных клумбах выявлено присутствие 33 видов сорных растений, доминирующих на полях зерновых и пропашных культур в Ленинградской области. Обнаружен ряд заносных видов, среди которых присутствуют как обременительные сорные растения, так и инвазионный вид.
В статье охарактеризованы некоторые особенности общества потребления как «научной» метафоры, означающей совокупность общественно-экономических отношений, организованных на базе феномена личного потребления в контексте глобализации товарноденежной сферы. Общество потребления основывается на стабильном, устойчивом стремлении к постоянному росту массового потребления материальных и иных благ и формировании специфической системы ценностей (консьюмеризм как уклад общества), психологических установок и поведенческих реакций на основе феномена личного потребления. Численность людей, разделяющих так называемые «ценности общества потребления» постоянно растет. Отмечено, что процесс «сглаживания» отрицательных характеристик и последствий общества потребления имеет большое значение не только в применении к языку, искусству или коммуникации, но и в применении к Человеку как важнейшей ценности
Настоящая статья представляет собой криминологический анализ пенитенциарной преступности в Республике Мордовия. На основе исторического, сравнительно-правового формально-логического, исторического, социологического методов и метода уголовной статистики проведено исследование динамики и коэффициента пенитенциарной преступности в регионе за период с 1997 по июнь 2021 года, в том числе с учетом видов исправительных учреждений и режимов исполнения наказания в виде лишения свободы, что позволяет проследить закономерности изменения ее количественных и качественных показателей, а также выявить тенденции. Наибольшее число преступлений совершается в колониях строгого режима и общего режима (48,82% и 30,64% от общего числа всех преступлений в местах лишения свободы), а в гендерном отношении преобладает преступность осужденных мужского пола.
В настоящее время процессы цифровизации затрагивают практически все отрасли народного хозяйства, включая мелиорацию и водное хозяйство. Использование современного программного обеспечения позволяет накапливать, систематизировать и оперативно обрабатывать значительные объемы различной информации для последующего принятия эффективных управленческих решений. Разработка требований к веб-сайту для сбора и актуализации сведений о гидромелиоративных (водохозяйственных) системах и гидротехнических сооружениях, находящихся на балансе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, осуществляется для программного обеспечения ежегодно проводимого государственного мониторинга водных объектов (ГМВО) и ведения государственного водного реестра (ГВР). Данная разработка позволит оптимизировать процесс взаимодействия с управлениями мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения, повысит достоверность получаемой информации, снизит затраты времени и труда на проведение этой работы. Материалы и методы. Требования к веб-сайту разработаны с учетом нормативноправовых документов, регламентирующих порядок проведения ГМВО и ГВР; ранее разработанного и используемого программного обеспечения и опросных форм, а также изучения основных подходов и существующего инструментария, используемых при разработке сайтов. Результаты и выводы. В разработанных требованиях были определены структура и функционал веб-сайта, осуществлен выбор языков программирования для его создания с учетом архитектуры и выполняемых функций. Помимо этого, четко прописан функционал каждой авторизованной группы пользователей – Администратора, Оператора и Исполнителей – в ходе ведения государственного мониторинга водных объектов и государственного водного реестра, а также процесс утверждения данных, поступающих от организаций по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению, подведомственных Депмелиорации Минсельхоза России. При разработке требований также было уделено внимание вопросам защиты содержащейся на сайте информации.
Канонические конвенции — это типологические духовные синтагмы разных эпох, представленные в виде «канона / канонов», зависящих от понимания / считывания человеком образа мира, в связях и отношениях, с которым состоит человечество и частью которого человек и общество являются. В родовом отношении канон в искусстве предопределен образом референта или объектом поклонения. Канон учреждается со всей очевидностью знаменно. Но поиск тождественных канону пластических средств его раскрытия предполагает работу по выработке канонических правил. Появление нового канона происходит на сломе больших эпох и материализуется особым образом в триединстве факторов «матрицы бытия»: социальной организации общества, технологическом уровне производства, представлением о духовном, идейном содержании жизни. Канон-«морф» в искусстве палеолита выражен преимущественно в поклонении объектам биоценоза. В мезолите, неолите и эпохе металла «морф» сменяет канон-«морфема» в виде культурного архетипа образа мироздания, в котором есть человек и сотворившая мир сущность, с которой человек связан с помощью жертвы. Такой образ мира дошел до нас в структуре языка, мифа, сказки. Он развернут по вертикали и горизонтали в уровнях надземного и подземного пространств и представлен в разных мифопоэтических моделях сотворенного мира. Эта структура сохраняется в неолите и эпоху металла, но уточняется в деталях культурного предания. Древние цивилизации сохраняют образную мифо-морфологическую контекстность Мироздания как системы, но внутри них зарождается канон-«метаморфема», в частности, авраамическая монотеистическая идея образа мира, а в ряде регионов и культур — его моническая модель, признающая существование всего одной субстанции или одного типа субстанций. В монотеизме и монизме упраздняется идея множественности мифологических миров, соответственно меняется образ референта — им становится в одном случае личность Творца, а в другом — внеличностная, внепространственная и вневременная «субстанция», определенная в буддизме категорией «нирвана». Прежние канонические структуры не исчезают, но они соподчинены новым законам объектного и предметного содержания образа мира. С Нового времени возникает особая модальность средневекового канона — «антропоморфема» как сциентический центр картины мира — предикатив, в котором человек признается ее интеллектуальным центром. Эта образная линия в ХХ столетии ложится в основание еще одной модальности — «субъекта»-канона, в результате дерзновенной попытки подсознательного конструирования образа мира, т. е. в парадигматической модели его презентации. Сегодня все канонические формы присутствуют в мировой художественной культуре
Определено, что в производстве промышленной продукции наиболее значимыми являются обрабатывающие отрасли, затем добывающие, а потом строительная отрасль. Между ними возникают наибольшие диспропорции в отраслевой структуре основных факторов производства и оплате труда. Выявлено, что в обрабатывающей отрасли производительность труда одна из самых низких после строительства, а влияние научно-технического прогресса во всех отраслях промышленности незначительно. Обосновано, что наиболее значимым фактором, ограничивающим рост производительности труда, является платёжеспособный спрос потребителей. Исключение составляет строительная отрасль, где наравне с ним значимой является фондоотдача.
Обсуждаются преимущества и недостатки ряда подходов к опред елению сущности информации. Показывается, что развитие “атрибутивных” подходов демонстрирует продвижение к пониманию объективной сущности информации, а “функциональные” подходы пока не могут преодолеть традиционную для них субъе ктивность. В рамках “атрибутивного” подхода предлагается концепция “информация-структура”, которая устраняет недостатки предыдущих “атрибутивных” концепций. Обоснованное в ней понимание сущности информации, как переданной структуры, позволяет конструктивно обсуждать объективные и субъективные свойства информации и информационные процессы, включая понимание и мышление, а также показать, что многие прежние подходы являются не альтернативными, а, скорее, частными и могут быть согласованы на основе предложенной концепции.
Структуры бессознательного, пред-сознания, сознания могут быть эмоциональными, знаковыми, мысленными, вербальными и т. п. Эволюция этого процесса шла от животных, к человекообразной обезьяне и далее к человеку, индивидууму, личности. Структуры сознания наглядны, обладают устойчивостью, иерархией, особым кодом, набором опорных ритмов, способностью к самоорганизации. В развиваемом подходе рассматриваются не сами пред-структуры и структуры сознания, а то, что стоит над ними — границы равновесных частей особи (человека, индивида, личности) с одной стороны и окружающей среды (уровня мира) с другой стороны. Взаимодействие с уровнем структурного равновесия можно рассмотреть через одинаковость алгоритмов взаимодействий разнородных субстанций мира (особи, человека, личности) и ритмических взаимодействий, что широко распространено в мире, обществе, духовной сфере, а также в динамических аспектах религий. Это внутренний взгляд на эти структуры. Взаимодействие между равновесными частями человека (индивидуума, личности) и окружающей его средой можно рассматривать с точки зрения равновесных границ различных видов искусства, а также статических аспектов религий. Это взгляд, ориентированный на эти структуры «извне». Особенно наглядна роль, которую играют в этих границах молитвы и их заместители. Онтологические и метафизические структуры молитв устремлены к Богу, Высшим силам мироздания. Развиваемый подход позволяет перекидывать мост от структур пред-сознания и сознания к областям существования человека, индивида, личности через их равновесные части. Главным критерием при этом является ориентация на фундаментальные границы между равновесиями мира вещей мира и равновесными частями окружающих сред и уровней мира.
В статье рассматриваются русские и польские народные именования христианского праздника Рождество Пресвятой Богородицы. С целью обнаружения лингвокультурологической специфики данных образований анализируются структурные и семантические особенности общеупотребительных и территориально ограниченных наименований этой памятной даты. На основе компонентного анализа устанавливается, что значительное число русских и польских народных именований характеризуется сходством состава и внутренней формы. Общие мотивационные признаки, лежащие в основе этих номинаций, указывают на лицо и событие, которому посвящен праздник. В результате сопоставительного анализа русских и польских диалектных названий праздника Рождество Пресвятой Богородицы были установлены различия в их семантике, обусловленные экстралингвистическими причинами. Различия в мотивации территориально ограниченных вариантов именования рассматриваемой памятной даты связаны с духовными и культурно-историческими традициями русского и польского народов
Выдвигается гипотеза, согласно которой при развёртывании изображений в европейской живописи от эпохи Возрождения до абстракционизма включительно повторяются в обратном порядке этапы эволюции системы зрительного восприятия человека как вида. При этом художниками, которые используют те или иные художественные приёмы, воспроизводятся архаические способы видения, характерные для системы зрительного восприятия на разных этапах её формирования. Ставится задача выявить схему, с помощью которой одинаково удобно описывать сценарии - последовательности структурных событий, как в системе зрительного восприятия человека, так и в системе изображений. Для этого названные системы представляются как компоненты единого циклического процесса. Хорошо описанные стили и стилевые направления в живописи рассматриваются в качестве основы анализа. Предлагается: а) очистить систему изображений от сюжетных и эстетических элементов; b) заполнить выявленную схему оставшимися структурными компонентами; с) прочитать полученную последовательность структурных событий в обратном порядке и тем самым реконструировать архаические способы видения. Результат анализа представляется как иерархическая конструкция - дерево эволюции системы зрительного восприятия, ветви и ствол которого заполнены визуальными парадигмами - способами видения, большая часть которых является архаикой. Названные способы сформировались в процессе эволюции условного носителя системы зрительного восприятия, к которому относится не только человек, но и, возможно, предшествовавшие ему биологические виды. Используется структурный подход, ориентированный на отказ от специфики исследуемого объекта. Изображения и образы рассматриваются как структурные эквиваленты наблюдаемых объектов внешнего мира. Методика является тринитарной, т. е. выделяются элементы оппозиции и базовый элемент между ними. Проблема рассматривается с разных точек зрения. Используются такие представления, как цикличность - необратимость, порядок - хаос, непрерывность - дискретность и лингвистическая логика. Большое внимание уделяется ситуации, при которой в системе зрения реализуется двусмысленная “распознающая” интерпретация - появляются и конкурируют два дополнительных (взаимоисключающих) первичных смысла. Работа является междисциплинарной, для решения задачи привлекается широкий контекст.
В данной статье описываются русские и польские именования христианского праздника Успение Пресвятой Богородицы. С целью обнаружения лингвокультурологической специфики данных образований анализируются особенности семантики и структуры официальных и неофициальных (народных) наименований рассматриваемой памятной даты, имеющих в своем составе религиозный компонент. В результате сопоставления русских и польских геортонимов были установлены сходства в механизме номинации официальных названий праздника Успение Пресвятой Богородицы, связанные с религиозной общностью народов (принадлежностью к христианству). Основные мотивационные признаки, характерные для этих образований, указывают на лицо, которому посвящена памятная дата, а также на событие, центром которого является Богородица. Однако конфессиональные различия (русское православие и польский католицизм) обусловили несходства во внутренней форме лексем, репрезентирующих разные смысловые акценты праздника Успение Пресвятой Богородицы