Выдвигается гипотеза, согласно которой при развёртывании изображений в европейской живописи от эпохи Возрождения до абстракционизма включительно повторяются в обратном порядке этапы эволюции системы зрительного восприятия человека как вида. При этом художниками, которые используют те или иные художественные приёмы, воспроизводятся архаические способы видения, характерные для системы зрительного восприятия на разных этапах её формирования. Ставится задача выявить схему, с помощью которой одинаково удобно описывать сценарии - последовательности структурных событий, как в системе зрительного восприятия человека, так и в системе изображений. Для этого названные системы представляются как компоненты единого циклического процесса. Хорошо описанные стили и стилевые направления в живописи рассматриваются в качестве основы анализа. Предлагается: а) очистить систему изображений от сюжетных и эстетических элементов; b) заполнить выявленную схему оставшимися структурными компонентами; с) прочитать полученную последовательность структурных событий в обратном порядке и тем самым реконструировать архаические способы видения. Результат анализа представляется как иерархическая конструкция - дерево эволюции системы зрительного восприятия, ветви и ствол которого заполнены визуальными парадигмами - способами видения, большая часть которых является архаикой. Названные способы сформировались в процессе эволюции условного носителя системы зрительного восприятия, к которому относится не только человек, но и, возможно, предшествовавшие ему биологические виды. Используется структурный подход, ориентированный на отказ от специфики исследуемого объекта. Изображения и образы рассматриваются как структурные эквиваленты наблюдаемых объектов внешнего мира. Методика является тринитарной, т. е. выделяются элементы оппозиции и базовый элемент между ними. Проблема рассматривается с разных точек зрения. Используются такие представления, как цикличность - необратимость, порядок - хаос, непрерывность - дискретность и лингвистическая логика. Большое внимание уделяется ситуации, при которой в системе зрения реализуется двусмысленная “распознающая” интерпретация - появляются и конкурируют два дополнительных (взаимоисключающих) первичных смысла. Работа является междисциплинарной, для решения задачи привлекается широкий контекст.
Pursuant to the hypothesis proposed, evolvement of images in the European painting from the Renaissance to abstractionism (inclusively) the stages of evolution of the human visual perception system are mirrored inversely. At the same time, artists who use certain artistic techniques reproduce archaic visual means that are typical of the visual perception system at various stages of its evolution. Our task was to identify the pattern that would be equally convenient to describe scenarios (i. e. sequences) of structural events both in the human visual perception system and in the image system. For this purpose, such systems are presented as components of a single cyclic process. Well-described styles and stylistic trends in painting are used as the basis for our analysis. It is proposed as follows: a) to clear the system of images from subject and aesthetic elements; b) fill the identified pattern with the remaining structural components; c) read the resulting sequence of structural events in reverse order and thereby reconstruct archaic ways of seeing. The analysis findings are presented as a hierarchical structure, i. e. the evolution tree of the visual perception system with branches and trunk filled with visual paradigms represented by visual means most of which are archaic. These means were formed in the course of evolution of the visual perception system of both humans and, possibly biological species preceding to it. For the purpose of our analysis, we use the structural approach eliminating the specifics of the object under consideration. Paintings and images are considered as structural equivalents of the observed objects of the outside world. The technique is trinitarian, i. e. highlighting the elements of opposition and the basic element between them. The problem is considered from different points of view using such concepts as cyclicity - irreversibility, order - chaos, continuity - discreteness as well as linguistic logics. Much attention is paid to the situation where an ambiguous recognizing interpretation is realized in the vision system with two additional (mutually exclusive) primary meanings. The work is interdisciplinary covering a broad context to solve the problem.